Технологическая карта по ТРИЗ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Лошкарева Ирина Анатольевна

Технологическая карта по ТРИЗ " Воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта по ТРИЗ66 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель : Лошкарева И.А

Технологическая карта по ТРИЗ

Тема: Воздух.

Тип ННОД: первичное ознакомление с природным объектом: воздухом, путем проведения экспериментов.

Форма организации: групповая (8-12 чел.)

Цель: знакомство с распространением, свойствами, значением воздуха для жизни.

Задачи: 1. Познавательные: актуализировать знания детей о воздухе; познакомить со способами обнаружения воздуха (где прячется воздух?); опытным путем выявить свойства воздуха (какой воздух?); со значением чистого воздуха для жизни (зачем нужен воздух?).

2. Развивающие: продолжать развивать мышление: на основе наблюдений делать выводы о свойствах воздуха; устанавливать причинно-следственные связи; память: запомнить свойства воздуха; наблюдательность; умение слушать, отвечать на вопросы полным ответом.

3. Воспитывающие: воспитывать желание изучать природные объекты: воздух; осознание необходимости защиты воздуха от загрязнения.

Планируемый результат: дети вспоминают то, что знают о воздухе; узнают способы обнаружения воздуха; свойства воздуха; значение воздуха в жизни человека; опыты для изучения свойств воздуха; будут учиться проводить, наблюдать опыты, делать выводы; работать в парах, плодотворно взаимодействовать друг с другом; слушать, поддерживать беседу, оценивать результат своей деятельности; осознают значение воздуха и необходимость защиты его от загрязнения.

Средства обучения: материалы: кусочек апельсина, ванилин, чеснок, лук, емкость с водой, минеральная вода, кусочки пластилина, термос с горячей водой, листы бумаги и простые карандаши; оборудование: веера, соломинки или пластиковые трубочки, пластиковая бутылочка 0,5л., воздушные шарики, кружочки красного и зеленого цвета, ноутбук, интерактивная доска, мольберт; наглядные: карточки – схемы, картина соснового леса.

Информационные источники: ж. «Дошкольное образование», Июнь, 2012 г. с. 38-40. Елена Сёмина «Таинственный воздух»

Ход ННОД

Название этапа ННОД

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Средства обучения

Планируемый результат

1. Мотивация деятельности детей

Организовать и создать положительный эмоциональный настрой

Ребята, я рада видеть вас. У меня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас? Покажите свое настроение улыбкой, грустью, недовольством на лице. Возьмитесь за руки и подарите друг другу улыбки, чтобы наше хорошее настроение стало общим

Дети показывают свое настроение мимикой лица. Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.

Умеет управлять своим поведением, соблюдает общепринятые нормы поведения

2.Актуализация опорных знаний. Выявление проблемы.

Актуализировать знания детей о воздухе, заинтересовать проведением исследований, выявить проблему.

Нам на электронную почту пришло сообщение от Лунтика, который в настоящее время гостит на Земле. Он обращается к вам с просьбой ответить на несколько вопросов. Давайте прочитаем его письмо: «Ребята, на Луне, где я родился, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, но нигде не нашел. Помогите мне найти, где же прячется этот таинственный воздух, какой он и для чего он нужен? Ваш друг Лунтик». Вот с какой просьбой обратился к нам Лунтик. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что мы сегодня будем выяснять? Какой бывает воздух? Зачем он нужен? Где он прячется? Что вы знаете о воздухе? Где лучше всего искать ответы на вопросы?

Дети внимательно слушают

Дети отвечают на вопросы, предполагают.

Дети предполагают, что это лаборатория, переходят в «лабораторию»

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Ноутбук (письмо в конверте); рисунок Лунтика.

Умеет слушать, отвечать на вопросы воспитателя

Умеет планировать свои действия

3. Решение проблемы

Первичное закрепление

Физ.минутка

Первичное закрепление

Выявить методы обнаружения воздуха; опытным путем свойства воздуха и значение его.

Где прячется воздух?

Ответить на этот вопрос нам помогут опыты. №1.Возьмите соломинки и подуйте в воду в стакане через соломинки.

- Как в воде образовались пузырьки?

Пузырьки – это воздух, мы выдыхаем воздух.

 Выберите из рисунков – символов тот, который подходит к нашему опыту.

№2. У вас на столах стоят стаканы. Как вы думаете, есть ли в них что-нибудь?

Возьмите стакан, немного наклонив опустите в емкость с водой.

-Что появляется на воде? Откуда взялись пузыри? Выберете рисунок-символ к нашему опыту

.

Как доказать, что воздух окружает нас? Возьмите веер и помашите возле лица. Что почувствовали?

Где прячется воздух?

Какой воздух? (свойства)

Мы доказали, что в стакане воздух.

1.Какого цвета воздух? Сравните с цветом кружков.

Какой знак – символ подходит к нашему свойству воздуха?

2. О каком свойстве воздуха говорит тот факт, что мы через воздух видим все предметы.

Подберите рисунок-символ к свойству – прозрачность.

3. О каком свойстве воздуха мы узнали, когда чувствовали движение воздуха у лица?

Как изобразить движение воздуха с помощью рисунка – символа?

4. Имеет ли воздух запах?

В парах определите запах с закрытыми глазами

I пара – апельсин

II пара –чеснок

III пара – лук

IV пара – ванилин

Если в помещении ели апельсин, пользовались духами или чем-то еще, то воздух будет распространять запах этого вещества или продукта. Так имеет ли свой запах воздух?

Придумайте рисунок-символ: воздух не имеет запаха.

5. Как вы думаете, что легче вода или воздух?

Проведем опыт, чтобы ответить на вопрос.

Налейте в стакан минеральную воду и бросьте в него маленькие кусочки пластилина.

Каким рисунком-символом можно обозначить легкость воздуха.

Можно ли с воздухом играть?

 Я предлагаю вам поиграть с воздушным шаром. Почему он так называется?

6. Что происходит с воздухом при нагреве, при охлаждении?

Узнаем с помощью опыта.

На пустую бутылочку я надеваю воздушный шарик и опускаю ее в горячую воду.

-Что наблюдаете?

Шарик надувается. Погружаю бутылочку в холодную воду. Шарик сужается.

Подберите рисунок-символ к этому свойству.

По рисункам-символам расскажите о каких свойствах воздуха дети узнали?

Зачем нужен воздух?

-Для чего нам нужен воздух?

Глубоко вдохните, глубоко выдохните.

Воздух необходим для дыхания, для жизни.

Но не любой воздух полезен для здоровья человека. Об этом нам расскажет мед.сестра.

-Какой воздух полезен для организма человека

Дети дуют в воду через соломинку, наблюдают пузырьки и делают вывод, что выдыхали воздух.

Сравнивают рисунки-символы и выбирают подходящий.

Наблюдают, делают выводы

Наклонно опускают стакан в емкость с водой, наблюдают пузырьки и делают вывод, что в стакане был воздух. Сравнивают рисунки-символы и выбирают нужный.

Дети высказывают предположения.

Машут веером перед лицом и ощущают движение воздуха, делают вывод о том, что воздух окружает нас.

Дети делают вывод, что воздух всюду.

Наблюдают, делают вывод, что воздух не имеет цвета

Выбирают рисунок-символ: «влздух-бесцветный»

Делают предположение, что воздух прозрачный.

Выбирают рисунок-символ путем сравнения, анализа, синтеза.

Дети делают вывод, что воздух движется

Дети предлагают рисунок

Дети закрывают глаза и определяют запах.

Дети делают вывод, что воздух не имеет запаха

Предлагают рисунок –символ

Дети высказывают предположение

Дети наблюдают, что пластилин сначала падает на дно, затем всплывает и снова падает, обсуждают причины увиденного и делают вывод, что воздух легче воды.

.

Ответы детей

Предположения детей

Дети наблюдают, сравнивают, делают вывод, что при нагревании воздух расширяется, при охлаждении –сужается.

Анализируют, делают вывод

Обобщают результаты опытов

Слушают рассказ мед.сестры

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Опыт

Беседа  

Нанглядый

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Проблемная ситуация

Моделирование свойства – рисунок-символ

Экспериментирование

Проблемная ситуация

Мозговой штурм

Проблемная ситуация

Экспериментирование

Игра

Наглядный: демонстрация опыта

Проблемная ситуация

Рассказ

Рассказ-объяснение

Стаканы с водой, соломинки

Рисунки-символы

Емкость с водой, пустые стаканчики

Рисунки – символы

Веер

Стакан, кружки красного, зеленого цвета

Рисунки-символы

Рисунки-символы

Рисунки-символы

Апельсин, лук, чеснок, ванилин

Рисунок –символ

Воздушный шар

Бутылка, шарик, сосуд с горячей водой, холодной.

Рисунок-символ

Рисунки-символы

Картина соснового леса

Умеют работать в паре проводить опыт, наблюдать, делать вывод.

Умеет сравнивать, анализировать, делать выводы, умеет сравнивать

Действует по инструкции воспитателя, наблюдает, делает вывод.

Умеет высказывать свое суждение, наблюдать, делать вывод.

Умеют поддерживать беседу, отвечать на вопрос полным ответом

Умеют работать в паре, сравнивать, делать выводы

Умеют высказывать свое суждение, сравнивать, делать выводы.

Умеют делать выводы из самонаблюдения, изобразить свойство рисунком-символом

Умеют работать в парах, слушать инструкцию взрослого, самостоятельно делать вывод из опыта

Проявляют творчество при предложении рисунка-символа

Способны решать проблемную ситуацию путем наблюдения за опытом

Умеют координировать движения рук при ловле шарика

Умеет наблюдать, анализировать опыт, делать вывод

Способны отвечать полным ответом на вопрос, обобщать

Умеет проводить самонаблюдения и делать выводы; умеет слушать, анализировать рассказ, делать вывод

Закрепление

Определить уровень усвоения материала, обобщение и закрепление

Итак, что мы расскажем о воздухе Лунтику.

-Где прячется воздух?

- О каких свойствах воздуха узнали из опытов?

-Зачем нужен воздух для человека?

Ответы на основе рисунков-символов

Обобщающая беседа

Рисунки-символы

Способны обобщать, рассказывать, объяснять причину явления

Рефлексия

Детей оценивание результата своей деятельности

Лунтику нравится на Земле, он любит солнце и небо. Если вам было интересно прикрепите лучик солнышка, если не очень, то тучку на небо.

Прикрепляют лучик или тучку на доску

Наглядный метод

Части солнца: диск, лучики; тучки

Умеют оценивать результат своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема : «Веселый счет» Занятие по математике с элементами ТРИЗ-РТВ

Цель: Продолжать учить детей действию замещения при отборе требуемогоколичества предметов (без использования счета) с помощью фишек –заменителейЗадачи: Познавательные: - анализ объектов с це...

ТРИЗ. Технологические карты "Ознакомление с возможностями органов восприятия и эмоциональным состоянием человека".

Данная презентация заинтерисует прежде всего воспитателей, практикующих использование ТРИЗ-технологий в своей работе. В презентации подробно описано, как знакомить детей с анализаторами - слуховым, зр...

ТРИЗ. Технологические карты " Ознакомление с именами признаков".

Презентация содержит 17 технологических карт по ознакомлению с именами  признаками. Цель: сформировать у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения значений некоторых призн...

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие». Раздел «Ознакомление с окружающим» в группе раннего возраста используя технологию ОТСМ-ТРИЗ

Цель  –формирование у детей способность самостоятельно обследовать объект для выяснения  признаков у объектов, создание условий для развития логического мышления и речи детей....

«Педагогическая находка» Использование элементов технологии ТРИЗ - РТВ Технологическая карта образовательной ситуации по коммуникативной деятельности в старшей группе

Тема: «Составление сказки на новый лад».Цель: создание условий для составления и рассказывания новой сказки «Колобок», с использованием технологии ТРИЗ (метод «мозговой ш...

Технологическая карта ННОД «История автомобиля» (Технология « Путешествие по "реке времени"», ТРИЗ (системный оператор))

Данная технологическая карта предназначена для педагогов дошкольных учреждений, кто использует в своей практике технологии познавательно-исследовательской деятельности "Путешествие по "реке ...

Технологическая карта образовательной ситуации по конструктивно-модельной деятельности (автор Петерсон Л.Г.) с использованием технологии ТРИЗ

Технологическая карта образовательной ситуации по конструктивно-модельной деятельности (автор Петерсон Л.Г.)  с использованием технологии ТРИЗТема: «Конструирование из бумаги - снежинка&raq...