Конспект "Что такое воздух"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Роганова Галина Владимировна

Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_vozduh_opyty.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Ладушки»

КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
«ЧТО ТАКОЕ ВОЗДУХ?»

для  детей  подготовительной  к  школе группы

№ 8 «НЕЗНАЙКА»

                                 

г. Заволжье

2017 г.

ОД «Что такое воздух?»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

  1. Расширять представления детей о неживой природе: воздухе, его свойствах.
  2. Обобщать имеющиеся у детей знания об органах чувств, формировать представление детей о том, что дыхание человека имеет большое значение для его жизнедеятельности.
  3. Формировать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

Развивающие задачи:

  1. Развивать познавательный интерес.
  2. Развивать навыки проведения опытов.
  3. Развивать правильное дыхание.
  4. Укреплять глазные мышцы, предупреждать утомление, снять напряжение.

Воспитывающие задачи:

  1. Воспитывать аккуратность при работе.
  2. Формировать осознанное отношение к своему здоровью, желание заботиться о чистоте воздуха.

Материал:

Демонстрационный:

Мультфильм «Чистый воздух»,  контейнеры с «запахом» - духов, лука, апельсина

 

Раздаточный:

Полиэтиленовые пакеты, стаканы пластмассовые с водой по 1 на каждого ребёнка, трубочки для коктейля на каждого ребёнка, воздушные шарики на каждого ребёнка, веера.

Предварительная работа:

Наблюдения на прогулке, загадывание загадок о воздухе, ветре, знакомство с некоторыми свойствами воздуха в опытнической деятельности.

Содержание

Методы

и приёмы

В группу заходят дети из раздевального помещения, воспитатель заход сопровождает словами:

Воспитатель:   - Ребята,  Собрались мы снова вместе,
                                            Чтобы было интересней!
                                            Много нового узнаем,
                                            Что ж, ребята, начинаем…

 Воспитатель обращает внимание на коробку стоящую в центре группы, предлагает посмотреть, что в ней находиться. Открывают, находят полиэтиленовые пакеты, воспитатель удивляется, ищет, что ещё спрятано и находит записку, читает  загадку

- Он прозрачный невидимка, лёгкий и бесцветный газ.

  Невесомою косынкой, он окутывает нас.

  Мы его не замечаем, мы о нём не говорим,

  Много мы о нём не знаем, но он всем необходим!       (Воздух)

Воспитатель:   - Правильно, ребята, это – воздух. Хотите о нём всё-всё узнать?  (Да)

- Давайте для начала с ним поиграем:

  Все вдыхаем носом воздух,

  Выдыхаем через рот

  А теперь с тобой мы вместе

  Сделаем наоборот.

Воспитатель:   - Скажите, что мы вдыхали и выдыхали носом и ртом?  (Ответы детей).

Воспитатель:   - Правильно, это был воздух. Давайте попробуем его увидеть.

  Вправо смотрим – ничего,

  Влево смотрим – ничего.   (переводят взгляд вправо-влево)

  Раз-два, раз-два – посмотри  (моргают)

  Глазки шире распахни  (широко открыть глаза)

  Вверх глаза ты подними  (посмотреть наверх)

  Вниз скорее посмотри  (опустить взгляд вниз)

  Воздух в комнате найди  (круговые движения глаз)

Воспитатель:   - Ну, что, увидели воздух?   (Нет).  Значит, что можно сказать про воздух, какой он?   (Воздух прозрачный)

Воспитатель:   - Правильно, воздух прозрачный, он не видим, но он находится везде, даже сейчас вокруг нас. Хотите, в этом убедиться? Тогда я предлагаю взять в руки по пакету, которые были в этой коробке и сжать их. Вот так.

Дети берут пакет в руку, сжимают в ладони.

- Что в нём?     (Ничего)

- Правильно, в нём сейчас нет ничего, он пустой, поэтому мы его легко сжали. А теперь давайте раскроем пакет, и взмахнём сверху-вниз и быстрее его закрутим. Что произошло с пакетом? Как он изменился?     (Он надулся, стал плотным)

- Как вы думаете, что в пакете? Почему он надулся? Чем он сейчас заполнен?     (Он с воздухом)

- Действительно, пакет изменил  форму, потому что он стал полон воздуха. На что стал похож пакет?     (На воздушный шар).

- А теперь откройте пакет и выпустите из него воздух. Что произошло с пакетом? Как вы думаете, почему?  (Вышел воздух)

- Мы с вами уже узнали, что воздух прозрачен, а что после игры с пакетами мы узнали?

Дети:  - Воздух есть вокруг нас, он заполняет любое пространство.

Воспитатель:   - Молодцы, мы узнали уже 2 свойства воздуха: он прозрачен, и он есть везде. А как вы думаете, как ещё мы можем узнать про воздух?

Дети:   - Из книг, из телевизора, спросить у взрослых,  у учёных.

Воспитатель:   - Молодцы, назвали всё правильно. А напомните мне, как наша группа называется? (Незнайка). А кто из друзей Незнайки был самым умным? У кого была своя лаборатория?   (У Знайки). Предлагаю обратиться к нему за помощью, может он нас познакомит ещё с какими-нибудь свойствами воздуха. Согласны? Тогда давайте его позовём.   (Знайка, Знайка)

Входит взрослый, одетый в белый халат и очки в руках книга «Энциклопедия Почемучек»

Знайка:   - Здравствуйте, ребята, я услышал, что вы меня зовёте, и поспешил к вам на помощь. Как вы думаете, почему меня зовут Знайка?    (Ответы детей: много знаешь, много читаешь)

Знайка:   - Правильно, я знаю почти обо всём на свете, на любой вопрос я могу найти ответ, и моя любимая книга «Энциклопедия Почемучек». Своими знаниями я могу с вами поделиться, о чём вы хотите узнать?

Дети:   - Мы хотим узнать о свойствах воздуха.

Знайка:   - А что вы о нём уже знаете?

Дети:   - Он прозрачный, невидимый, он вокруг нас.

Знайка:   - Ну что же, чтобы узнать ещё про свойства воздуха, я приглашаю вас в свою лабораторию.

Дети проходят к столам, усаживаются.

Знайка:   - Вы мне сказали, что узнали, что воздух есть вокруг вас, а я вам  покажу, как можно его почувствовать. Предлагаю с помощью воздуха устроить ветер! Возьмите веера с подноса, помашите сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (Ветер) Да, веер движется и подгоняет воздух, воздух начинает тоже двигаться, поэтому в лицо дует лёгкий ветерок.

Воспитатель:   - Знайка, а я знаю интересную игру с веером, хочешь, я тебя и ребят научу?     (Конечно, хочу)

Движения выполняются по тексту сначала одной рукой, затем веер перекладывается в другую руку и движения повторяются.

- Ветер дует на меня,   (машут веером на себя) 

  Ветер дует от меня.    (машут от себя, вытянув руку вперёд)

  Ветер дует высоко,     (встают на носки, машут над головой)

  Ветер дует низко.     (наклониться,  помахать внизу)

  Ветер дует далеко,    (руку вытянуть в сторону и помахать)

  Ветер дует близко     (машут опять на себя)

Знайка:   - Интересная игра с веером, когда у меня будет свободная минутка от опытов, я с удовольствием со своими коротышками её повторю. Ребята, прошу положить веера на поднос и скажите, что вы узнали про воздух, с помощью вееров?

Дети:   - Он может двигаться, когда движется, получается ветер.

Знайка:  - Ребята, как вы думаете, можно воздух услышать?

                  (Ответы детей)

Знайка:   - Я вам сейчас докажу, что воздух можно услышать, возьмите по шарику и надуйте. (Дети выполняют). Где теперь воздух? (Он внутри шариков). Чтобы его услышать, растяните немного шарик и спустите воздух. Что происходит? (Воздух выходит из шарика, слышно его шипение). Молодцы, так какой можно сделать вывод про звук воздуха?

Дети:   - Звук можно услышать, если есть сильное давление

Знайка:  - Ребята, как выдумаете, воздух пахнет? Может ли он чем-нибудь пахнуть? (Ответы и предположения детей) Хотите это узнать? На ваших столах стоят контейнеры, предлагаю их открыть, понюхать, определить, пахнут или нет, что это за запах, найти соответствующую картинку и её показать

Дети открывают контейнер (банку), нюхают, определяют, чем пахнет, на столах у каждого 4 картинки с изображением апельсина, лука, духов и карточка без изображения, по 2 контейнера с запахом.

Знайка: - Что вы узнали,  пахнет воздух или нет?   (Ответы детей)

Если дети затрудняются, то Знайка делает вывод сам:

Знайка:   - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие вещества.  Воздух может пахнуть свежестью после дождя, едой, которую готовит мама, дымом от костра, духами и другими веществами

Воспитатель:   - Знайка, а в нас есть воздух?

Знайка:- А вы,  правда, хотите это узнать?  (Да) Тогда сделайте губы трубочкой и выдохните воздух на ладонь. Какой воздух вы почувствовали?  (Холодный) А теперь откройте рот широко и выдохните воздух. Какой вы почувствовали? (Тёплый). А теперь закройте рот и нос, проверим, как долго мы сможем не дышать.  (Дети выполняют).  А хотите увидеть воздух, который выходит из вас? Перед вами стакан с водой и трубочка, вдохните через нос, а выдыхать надо через трубочку в стакан с водой. Воздух выходит из лёгких,  проходит в рот, а изо рта мы его выдыхаем в трубочки в стакан с водой, и мы видим его в виде воздушных пузырьков. Какой можно сделать вывод?

Дети:   - Воздух лёгкий, легче воды. Человек не может без воздуха.

Знайка:   - Но я хочу вам сказать, чтобы быть здоровым, необходимо дышать только свежим воздухом. К сожалению, ежедневно заводы, фабрики, машины выбрасывают огромное количество вредных веществ, которые загрязняют воздух. И люди ставят огромные очистительные фильтры. Хотите посмотреть?    (Да)

Просмотр мультфильма «Чистый воздух»

Знайка:   - Интересный мультфильм? Так что вы интересного узнали про воздух? (Ответы детей)

Воспитатель:   - Ребята, а вам понравилось в лаборатории у Знайки?

Давайте все вместе повторим, что же мы узнали про воздух:

Раз, два, три, четыре,    (загибают поочерёдно пальцы)

Мы про воздух говорили  (круговые движения руками над головой)

Легче он простой воды,  (волнообразные движения кистями рук)

Не увидишь его ты.    (махи кистями из стороны в сторону – «нет»)

Запахом не наделён,  (потрогать кончик носа)

Человеку нужен он.  (хлопают ладонями)

Воздух есть вокруг всех нас (круговые движения руками)

Может двигаться на нас, (махи кистями рук на себя)

Звук его услышать можем,  (отгибают поочерёдно уши)

Ещё раз повторим то же?

………

Чтоб здоровыми нам быть, (ходьба на месте)

Надо воздух защитить!    (круговые движения руками над головой)

Знайка:   - Молодцы, мне очень понравилось, как вы работали со мной в лаборатории, но на сегодня она закрывается. Оставляю вам «Энциклопедию Почемучки», она ответит на все ваши вопросы, но если не найдёте какой-либо ответ, то я с удовольствием буду ждать вас в своей лаборатории, и тогда найдём ответы вместе через опыты и эксперименты. До новых встреч!

Постановка цели

Создание сюрпризного момента

Отгадывание загадок

Дыхательная гимнастика

Уточняющий вопрос

Гимнастика для глаз

(2 раза)

Вывод

Опытническая деятельность

Поисковые вопросы

Выводы

Уточняющий вопрос

Введение персонажа

Установка на дальнейшую деятельность

Опытническая деятельность

Динамическая пауза

Вывод

Опытническая деятельность

Вывод

Опытническая деятельность

Вывод

Опытническая деятельность

Вывод

Использование мультимедийной установки

Подведение итогов

Динамическая пауза

Оценка деятельности детей