Конспект занятия по ознакомлению с природой «Времена года».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Крук Ольга Николаевна

 

Цель: Формирование познавательного интереса детей.

         Задачи:

         1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.

         2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.

         3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.

         4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.

         5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priroda.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с природой

 «Времена года».

                                                                                       Подготовительная группа

Цель: Формирование познавательного интереса детей.

         Задачи:

         1. Расширять знания детей о цикличности времён года, явлениях природы.

         2. Уточнять и закреплять у детей представление о последовательности времён года.

         3. Формировать у детей интерес к явлениям природы, устанавливать простейшие связи.

         4. Побуждать детей рассуждать, решая проблемные ситуации.

         5. Развивать навык творческого рассказывания по картине; развивать у детей художественное восприятие произведений и изобразительного искусства.

         Предварительная работа: наблюдения, целевые прогулки в течение года; разучивание пословиц и поговорок, подготовка аудиозаписей и презентации.

         Материалы, оборудование: аудиозаписи, мультимедийный проектор, экран, презентация, глобус.  Дидактические игры:  «Что лишнее, «Разложи картинки по сезонам», «Времена года»; модель времён года, картины по сезонам: Левитан И. И. «Март», Остроухов И. «Золотая осень», Грабарь И.Э. «Февральская лазурь», Герасимов А.М. «После дождя. Мокрая терраса».

         Ход занятия:

Воспитатель вносит круг.

- кто догадался, что это?

Ответы детей.

Подходим с детьми к календарю природы.

- Правильно это модель года. Почему она круглая?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: одно время года проходит, наступает следующее за ним и так они сменяют друг друга.

- Как вы думаете, почему круг разделён на 12 частей?

Ответы детей. Воспитатель обобщает:  четыре времени года и у каждого по три месяца. Дети считают.

Воспитатель:

- У вас на столах модели года. Какой скоро наступит праздник?  / Новый год/

- Почему он так называется?

Ответы детей. Воспитатель обобщает: так повели, чтобы знать исчисление года времени. В некоторых странах год начинается летом.

Наш Новый год начинается…? / Зимой/

- Сколько зимних месяцев? Назовите их. Сколько частей надо заштриховать на модели?

Закройте глаза, и представьте, какого цвета вам кажется зима.

Принимаем все ответы, выбираем самый подходящий и заштриховываем «зиму» на модели.

Один ребёнок выполняет задание у доски.

- Какое время года наступает после зимы?

Аналогично выполняем все времена года.

Физкультурная минутка – игра.

Воспитатель:

- Если скажу неправильно,  топайте,  /приседайте, хлопайте, прыгайте и др./

- Зима, весна, осень…

- Лето, зима…

- Декабрь, январь, июнь… и др.

Игра «Найди ошибку»

На экране появляются картины времён года, но последовательность нарушена. Дети видят и называют ошибку.  За правильный ответ – фишка.

Воспитатель:

- Может такое случиться, что после зимы наступит лето? Почему?

Вхождение в картину.

Дети открывают глаза и оказываются в картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь». Имитируем одевание.

- Расскажите, как вы зиму отличите от других времён года?

Дети называют признаки зимы. /За правильный ответ  даётся фишка/.

  • Снег покрывает землю.
  • Солнце опустилось ниже, мало светит и не греет.
  • День короче, ночь длиннее.
  • Мороз.
  • На ветках иней, изморозь.
  • Реки и озёра покрылись льдом.
  • Деревья стоят голые, прекратилось сокодвижение.
  • Метель.
  • Вьюги, позёмка.
  • Снегопад, сосульки, гололёд.
  • Зимующие птицы мало поют.
  • Медведь, ёж, барсук, насекомые в спячке.
  • Люди надевают тёплую одежду.
  • Новый год и др.

Далее дети оказываются в картинах, где изображены весна, лето, осень и называют их признаки.

Весна

  • Солнце поднимается выше, больше светит и греет.
  • Оттепель.
  • Снег, лёд тают, бегут ручьи, ледоход.
  • Проталины.
  • День прибавляется, ночь становится короче.
  • Прилетают перелётные птицы, вьют гнёзда.
  • Оживают растения, набухают почки, появляется зелень первые цветы.
  • Гроза, туман, роса.
  • Кругом ароматный запах.
  • Начинаются работы на полях, огородах и т. д.

Лето

  • День длинный, ночь короткая.
  • Жарко греет солнце, много зелени, травы, цветов.
  • Дождь тёплый.
  • Летом бывает гроза, роса, радуга.
  • Животным много в лесу еды.
  • Насекомые летают, ползают, птицам много корма, они весело щебечут.
  • Созревают ягоды, растут грибы.
  • Люди надевают лёгкую одежду, купаются, загорают  и т. д.

Осень

  • День становится короче, ночь длиннее.
  • Становится холоднее, дуют сильные, холодные ветры.
  • Листья желтеют, краснеют, опадают, гниют. Листопад. Золотая осень.
  • Трава, цветы жухнут.
  • Насекомые прячутся, перелётные птицы улетают в тёплые края.
  • Зимующие птицы перелетают ближе к жилью человека.
  • Животные готовятся к зиме.
  • Часто идут дожди, мокро, грязно, серо, град
  • Небо хмурое, тёмные тучи, бывает снег с дождём.
  • По утрам заморозки.
  • Люди собирают  урожай хлеба, овощей, фруктов. Делают заготовки, утепляют дома, квартиры, жилища домашних животных.

Воспитатель вносит глобус.

- Почему после зимы наступает весна, потом лето, осень и снова всё повторяется?

Ответы детей.

Воспитатель обобщает: Земля кружится вокруг себя и солнца. Солнце не одинаково обогревает землю.

- Давайте изобразим модель Земли и солнца. /Дети  образуют пары/.

Игра «Портрет времени года»

Дети предлагают варианты, воспитатель записывает.

Кем может быть зима?

Какое может быть платье?

                    Волшебница

                    Девочка

Снежная королева

                    Старушка

                    Принцесса

                           Зелёное

                           Бархатное

                           Золотое

                           Радужное

Блестящее

Воспитатель:

- Может быть зима – волшебница в зелёном платье?     Нет.

                                                                 В бархатном платье? Нет.

                                                                 В золотом платье?      Нет.

                                                                 В радужном платье?  Нет.

                                                                 В блестящем платье? Да.

- Может быть зима – девочка в зелёном платье?              Да и т. д.

Игра «Что лишнее».  Используем презентацию.

1. Снеговик, метель, листья

2. Ледоход, цветы, бабочки

3. Ручейки, листопад, проталины

4. Отлёт птиц, заморозки, радуга

5.Снег, ледоход, санки

Воспитатель:

- Люди во все времена года наблюдали за природой, замечали приметы и придумывали пословицы.

Игра – соревнование «Кто больше вспомнит пословиц». Две команды.

  • Что летом родится – зимой пригодится
  • Навоз отвезём, так и хлеб привезём
  • Мороз не велик, да стоять не велит
  • Весной дождь растит, а осенью гноит  и др.

Дети подсчитывают  фишки и все получают наклейки, а в подарок игру «Времена года».

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия учителя-дефектолога по теме "Времена года"

Интегрированное занятие учителя-дефектолога с детьми с ЗПР подготовительной группы....

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: «Времена года».

Конспект совместной образовательной деятельности/средний дошкольный возраст/Тема: «Времена года».Цели:расширение представлений детей о временах года;закрепление знаний о перелетных птицах;закреп...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"

Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...

Конспект занятия для детей средней группы: «Времена года»

Цели:1. Расширение представлений детей о временах года.2. Закрепление знаний о перелетных птицах.3. Закрепление знаний о диких животных.Задачи:1. Образовательные:- обогащать словарный запас;- формиров...

Конспект занятия по ознакомлению с природой КВН «Природа вокруг нас»

Конспект занятия по ознакомлению с природойКВН «Природа вокруг нас»...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в смешанной дошкольной группе на тему "Знатоки природы"

Конспект ООД в смешанной дошкольной группе на тему: «Знатоки природы»Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире. Задачи:Образовательные: сис...