Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?» с детьми среднего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Бахтеева Людмила Александровна

Проект: «Что из чего сделано  в рукотворном мире?»

с детьми среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bahteeva_2.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Проект: «Что из чего сделано  в рукотворном мире?»

с детьми среднего дошкольного возраста

 

С одной стороны нас окружает большое количество объектов, каждый из которых из чего-то сделан. То, из чего сделан объект, имеет свое название. Необходимо дать детям понятие об имени данного признака – «материал». С другой стороны, понимание имени признака «материал» трудно для детей, так как само слово «материал» дети путают с признаком «ткань». Кроме того, смешиваются понятия «материал» и  «поверхность», что также ведет к проблеме описания объекта. Следовательно, мы считаем, что проект на тему: «Что из чего сделано в рукотворном мире?», актуален для детей пятого года жизни.

 Цель проекта:

1.создать условия, при которых у детей сформируется потребность познать, что из чего сделано, то есть материал, из которого сделан объект.

2.формировать обобщенное понятие признака «материал».

Отсюда вытекают практические задачи:

  1. Расширить и уточнить знания детей о видах материалов (дерево, пластмасса, металл, стекло, бумага, резина).
  2. Познакомить с отличительными свойствами различных материалов.
  3. Учить классифицировать объекты по значениям признака «материал».
  4. Создать коллекцию разных видов материалов и изделий из них для дальнейшего использования в практической деятельности.

1 этап.

        В начале работы над проектом в группе было сделано объявление о том, чтобы дети принесли небольшие, бросовые части изделий из разных материалов, так у нас появилась копилка – большая красивая коробка, куда было помещено, всё, что собрали дети и их родители.

Первостепенной задачей работы над проектом было - заинтересовать детей в том, из чего сделаны разные предметы рукотворного мира. Поскольку познания детей в данной области минимальны, нам было необходимо дать элементарные представления о материалах, из которых изготавливаются различные объекты. Для этого с детьми проводились беседы, игры «Из чего мы сделаны», «Выбери и назови», «Веришь - не веришь», были проведены занятия на темы: «Свойства металла и дерева», «Бумага и её свойства», «Материалы: стекло и дерево», «Приключения пластмассового и пластилинового мячиков», основной целью которых было уточнить, закрепить знания о материалах. Работа над проектом велась непрерывно: на занятиях, прогулках, в беседах, в свободное время особое внимание уделялось видам материалов и их  свойствам.

 Дети быстро включились в работу и с удовольствием приносили образцы разных материалов, а затем исследовали их свойства, находили сходства и отличия, сравнивали возможности материалов (тонет - не тонет,  хрупкий - прочный, растягивается – не растягивается, прозрачный – не прозрачный и т.д.). Кроме этого, для определения свойств материалов нами использовалось игровое упражнение «Путешествие по дорожке анализаторов», в котором дети исследовали образцы материалов всеми органами чувств.  

Для реализации задачи знакомства с отличительными свойствами различных материалов проводились следующие игры-эксперименты

  • «Тонет – плавает»;
  • «Гладкость - шероховатость»;
  • «Теплый - холодный»;
  • «Прочность - хрупкость»;
  • «Теплопроводность»;
  • «Вес»;
  • «Давай поменяемся»;
  • «Теремок»;
  • «На что похоже?»;
  • «Аукцион»;
  • «Хорошо  -  плохо»;
  • «Где живет?»;
  • «Чем был – чем стал»;
  • «Мои друзья»;
  • «Что умеет делать?»;
  • «Родня»;
  • «Догони мяч»;
  • «Робинзон Крузо».

В группе была создана творческая лаборатория, в которой дети проводили эксперименты с материалами. Так же была проведена игра – путешествие «Наш детский сад», в которой дети исследовали «из чего сделан детский сад».

Таким образом, в ходе работы над проектом постепенно собиралась картотека  методических материалов.

2 этап. В процессе организации этого этапа работы над проектом мы с детьми как бы «переизобрели» модель видов и подвидов различных материалов. И наиболее удобным видом пособия, на наш взгляд, стала схема-планшет, в центре которой  отведено место, куда  помещается какой-либо объект, стрелки же указывают на значения признака «материал» (дерево, бумага, стекло, пластмасса и т.д.). Данная модель позволит детям играть, помещая в сектор какой-либо объект.

Еще одной моделью станет значок признака на модели имен признаков: .

         Новым продуктом данной деятельности стало создание фантазийных объектов из материалов, с их нетипичным использованием, например, стеклянный стул (кому он может быть необходим), или резиновый портфель. Детям предлагались разного рода творческие задачи, которые было необходимо решить.

Необходимость в систематизации знаний детей о видах материалов и изделий, которые из них сделаны привела к тому, что  мы создали коллекцию разных видов материалов. Таким образом, еще одним продуктом стал «Музей материалов», в котором представлены экспозиции изделий из различных маетриалов, а также экспозиция изделий, сделанных из нескольких материалов, поскольку большинство объектов в мире сделано не из одного вида материала, а сразу  из нескольких.

«Музей материалов» был представлен на презентации проекта. В качестве экскурсоводов выступили сами дети. Презентация проекта проводилась не однократно: для детей из старших групп, для родителей, для педагогов. В ходе презентации сами дети рассказывали о том, как музей создавался, и для чего это было сделано. Кроме того, они показали игру «Лаборатория экспериментов», в ходе которой дети продемонстрировали, как они при помощи «Дорожки анализаторов»,  определяют свойства того или иного материала путем эксперимента. Также ребята показали игру «Выбери и назови».

        В дальнейшем  мы планируем продолжить работу в данном направлении. И, возможно, следующим нашим проектом может стать исследовательская работа на тему «Лаборатория матушки-природы», в которой мы постараемся изучить вместе с детьми из чего «сделаны» объекты живой материи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по теме "Лес" совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста

Презентация  проекта по теме "Лес"  совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста...

Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?» с детьми среднего дошкольного возраста

Проект: «Что из чего сделано  в рукотворном мире?»с детьми среднего дошкольного возраста...

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста "Для чего нужен светофор?"

Формировать у детей дошкольного возраста культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей предупреждению правонарушений в области дорожного движения....

Проект на август «Мир детства» для реализации с детьми среднего дошкольного возраста.

Формирование у детей положительной мотивации к воспитанию ЗОЖ...

Проект на тему «8 марта – мамин день» с детьми среднего дошкольного возраста.

Приближается праздник «День Матери», праздник самого близкого и родного нам человека, которая подарила жизнь. К сожалению, отношение детей в последнее время к своим близким и род...

Проект "Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

quot;Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"...