Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?» с детьми среднего дошкольного возраста
проект по математике (старшая группа) на тему

Бахтеева Людмила Александровна

Проект: «Что из чего сделано  в рукотворном мире?»

с детьми среднего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Что из чего сделано  в рукотворном мире?»

с детьми среднего дошкольного возраста

 (паспорт проекта с детьми 5- 6 лет)

Вид проекта:

  • По количеству участников – две подгруппы по пять человек
  •  По приоритету метода – информационно – поисковый
  •  По контингенту участников –   дети  5 - 6 лет с

       фонетико - фонематическим недоразвитием речи

  •  По продолжительности –  январь – февраль 2009 года

        Проблема:

           При недостаточной сформированности фонематического восприятия многие предлоги для ребёнка остаются «неуловимыми», ребёнок заменяет сложные предлоги на более простые или вовсе их не произносит.

           Как помочь детям понять, что предлог, хотя и маленькое слово, но имеет самостоятельное значение, как выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов в предложении?

           Решение проблемы осуществлялось в три этапа, на которых решались конкретные задачи.

        Цель проекта: научить детей правильно произносить предлоги и использовать их в речи.

        Задачи  проекта:

  • Повысить готовность детей с речевой патологией к усвоению лексико-грамматического строя речи.
  • Привлечь устойчивый интерес к  предлогам как к отдельным коротким словам.
  • Развивать речевую и познавательную активность.

        Этапы работы над проектом:

        Первый этап

  • Создание копилки

      -     знакомство с предлогами по демонстрируемому действию;

      -     уточнение пространственных ориентировок;

-     составление  предложений по следам демонстрируемого действия;

  • составление предложений с предлогами по самостоятельному действию ребёнка;
  • составление предложений с предлогами с наглядной опорой в виде предметов;
  • составление предложений по сюжетным картинкам, нарисованным детьми;
  • знакомство с плакатом, на котором собраны основные предлоги.

        Второй этап

  • Создание картотеки - разделение маленьких слов по признакам:

      -  пространственная ориентировка;

      -  движение;

      -  противоположное значение;

      -  количество звуков.

        Все собранные предлоги были рассмотрены с помощью морфологической таблицы. Каждый ребёнок рассмотрел предлоги по заданным составляющим (пространственная ориентировка, движение, противоположное значение, количество звуков). Полученные результаты помогли понять, где находится предмет в пространстве, движется ли он или стоит на месте, запомнить предлоги по противоположному значению, закрепить звуковой анализ слов.

        Придумали множество игр с предлогами, такие как:

        - «Будь внимательным» (дети слушают предложение, выкладывают количество слов  с помощью прямоугольников, называют общее количество слов в предложении, называют «маленькое слово», какое оно по счёту).

        - «Вставь пропущенное слово» (ведущий произносит предложение, где пропускает «маленькое слово»).

        - «Помоги Незнайке» (ребёнок слушает предложение и исправляет ошибки в употреблении «маленьких слов», которые допустил Незнайка).

        -  «Да – Нет»: овладение алгоритмом сужения поля поиска объекта через отсечение лишнего, умением задавать вопросы таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет».

        Игра проходит следующим образом:

Ведущий: - Я загадала «маленькое слово», попробуй отгадать, какое?

(Вопросы задаются по признакам «маленьких слов»).

        - В этом «маленьком слове» два звука? (Нет).

        - В этом «маленьком слове» один звук? (Да).

        - Это «маленькое слово» обозначает движение? (Нет).

        - Это «маленькое слово» появляется тогда, когда предмет находится внутри? (Да).

        - Это «маленькое слово»- «В». (Да)

        Так в процессе игры дети выявляют признаки предлогов, запоминают их, восполняют пробелы в развитии словаря и связной грамматически правильной речи.        

Третий этап

  • Составление модели предлога.

        Договорились с детьми, что квадрат - это любой предмет, круг - это предлог, а стрелка - это движение. Вместе с родителями нарисовали схемы предлогов на отдельных карточках.

        Закрепили умение считывать схемы предлогов с помощью игр:

        - «Лото» (дети правильно подбирают схему «маленького слова» к сюжетной картинке).

        - «Скажи наоборот» (ребёнок берёт любую схему предлога и подбирает к ней противоположную)

        - «Найди схему «маленького слова» в стихотворении» (взрослый читает стихотворение, ребёнок при повторном чтении стихотворения показывает схему «маленького слова», которое  повстречалось в стихотворной строчке).

        Сделали вывод – «маленькие слова» помогают понять предложение, помогают дружить словам в предложении.

         Большое количество карточек со схемами  не всегда удобно в обращении. Стали думать, как уместить все «маленькие слова» в одном месте. Пришли к единому мнению, что это будет куб, где на гранях расположатся схемы предлогов.

        Продукт проекта: два куба по шесть предлогов на каждом, разделённых по противоположному значению.

        Презентация проекта:

  • дети группы ФФН показали этапы работы над усвоением «маленьких слов» всей старшей группе;
  • оформили выставку сюжетных  рисунков, где выразили многообразие отношений между предметами;
  • разгадали всей группой тайну волшебного куба, придумывая предложения с «маленькими словами».

        Новизна проекта:

     -     данный проект позволил через поисково - исследовательскую         деятельность         детей в сочетании с комбинацией элементов         известных         методик усвоить         лексико - грамматический строй речи;

     -     дети научились самостоятельно проводить игры на развитие лексико-         грамматического строя речи;

    -             дети осознали значимость «маленького слова», выделяя его и используя в         речи.

Практическая значимость проекта:

      -          создание модели, на основании которой дети быстро и правильно          учатся         использовать в речи предлоги;

  • выделяют предлоги из ряда слов;
  • позволяет  поддерживать устойчивый интерес к освоению лексико - грамматического строя в течение длительного времени;
  • делает процесс овладения грамматическим строем активным со стороны ребёнка, занимательным, не требующим дополнительной мотивации.

        Перспектива проекта:

        Создание серии кубиков разной величины, на гранях которых даны символы дидактических игр и упражнений, например: звуковой куб  ( на гранях – символы гласных и согласных звуков), читай-ка- куб (на гранях- буквы и слоги), поиграй-ка с язычком- куб (на гранях- символы названий артикуляционной гимнастики), объединение кубов в  один «кубигород».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта по теме "Лес" совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста

Презентация  проекта по теме "Лес"  совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста...

Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?» с детьми среднего дошкольного возраста

Проект: «Что из чего сделано  в рукотворном мире?»с детьми среднего дошкольного возраста...

Беседа с детьми среднего дошкольного возраста "Для чего нужен светофор?"

Формировать у детей дошкольного возраста культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей предупреждению правонарушений в области дорожного движения....

Проект на август «Мир детства» для реализации с детьми среднего дошкольного возраста.

Формирование у детей положительной мотивации к воспитанию ЗОЖ...

Проект на тему «8 марта – мамин день» с детьми среднего дошкольного возраста.

Приближается праздник «День Матери», праздник самого близкого и родного нам человека, которая подарила жизнь. К сожалению, отношение детей в последнее время к своим близким и род...

Проект "Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"

quot;Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"...