Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?» с детьми среднего дошкольного возраста
проект по математике (старшая группа) на тему
Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?»
с детьми среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?»
с детьми среднего дошкольного возраста
(паспорт проекта с детьми 5- 6 лет)
Вид проекта:
- По количеству участников – две подгруппы по пять человек
- По приоритету метода – информационно – поисковый
- По контингенту участников – дети 5 - 6 лет с
фонетико - фонематическим недоразвитием речи
- По продолжительности – январь – февраль 2009 года
Проблема:
При недостаточной сформированности фонематического восприятия многие предлоги для ребёнка остаются «неуловимыми», ребёнок заменяет сложные предлоги на более простые или вовсе их не произносит.
Как помочь детям понять, что предлог, хотя и маленькое слово, но имеет самостоятельное значение, как выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и достичь сочетаемости слов в предложении?
Решение проблемы осуществлялось в три этапа, на которых решались конкретные задачи.
Цель проекта: научить детей правильно произносить предлоги и использовать их в речи.
Задачи проекта:
- Повысить готовность детей с речевой патологией к усвоению лексико-грамматического строя речи.
- Привлечь устойчивый интерес к предлогам как к отдельным коротким словам.
- Развивать речевую и познавательную активность.
Этапы работы над проектом:
Первый этап
- Создание копилки
- знакомство с предлогами по демонстрируемому действию;
- уточнение пространственных ориентировок;
- составление предложений по следам демонстрируемого действия;
- составление предложений с предлогами по самостоятельному действию ребёнка;
- составление предложений с предлогами с наглядной опорой в виде предметов;
- составление предложений по сюжетным картинкам, нарисованным детьми;
- знакомство с плакатом, на котором собраны основные предлоги.
Второй этап
- Создание картотеки - разделение маленьких слов по признакам:
- пространственная ориентировка;
- движение;
- противоположное значение;
- количество звуков.
Все собранные предлоги были рассмотрены с помощью морфологической таблицы. Каждый ребёнок рассмотрел предлоги по заданным составляющим (пространственная ориентировка, движение, противоположное значение, количество звуков). Полученные результаты помогли понять, где находится предмет в пространстве, движется ли он или стоит на месте, запомнить предлоги по противоположному значению, закрепить звуковой анализ слов.
Придумали множество игр с предлогами, такие как:
- «Будь внимательным» (дети слушают предложение, выкладывают количество слов с помощью прямоугольников, называют общее количество слов в предложении, называют «маленькое слово», какое оно по счёту).
- «Вставь пропущенное слово» (ведущий произносит предложение, где пропускает «маленькое слово»).
- «Помоги Незнайке» (ребёнок слушает предложение и исправляет ошибки в употреблении «маленьких слов», которые допустил Незнайка).
- «Да – Нет»: овладение алгоритмом сужения поля поиска объекта через отсечение лишнего, умением задавать вопросы таким образом, чтобы ведущий смог ответить только «Да» или «Нет».
Игра проходит следующим образом:
Ведущий: - Я загадала «маленькое слово», попробуй отгадать, какое?
(Вопросы задаются по признакам «маленьких слов»).
- В этом «маленьком слове» два звука? (Нет).
- В этом «маленьком слове» один звук? (Да).
- Это «маленькое слово» обозначает движение? (Нет).
- Это «маленькое слово» появляется тогда, когда предмет находится внутри? (Да).
- Это «маленькое слово»- «В». (Да)
Так в процессе игры дети выявляют признаки предлогов, запоминают их, восполняют пробелы в развитии словаря и связной грамматически правильной речи.
Третий этап
- Составление модели предлога.
Договорились с детьми, что квадрат - это любой предмет, круг - это предлог, а стрелка - это движение. Вместе с родителями нарисовали схемы предлогов на отдельных карточках.
Закрепили умение считывать схемы предлогов с помощью игр:
- «Лото» (дети правильно подбирают схему «маленького слова» к сюжетной картинке).
- «Скажи наоборот» (ребёнок берёт любую схему предлога и подбирает к ней противоположную)
- «Найди схему «маленького слова» в стихотворении» (взрослый читает стихотворение, ребёнок при повторном чтении стихотворения показывает схему «маленького слова», которое повстречалось в стихотворной строчке).
Сделали вывод – «маленькие слова» помогают понять предложение, помогают дружить словам в предложении.
Большое количество карточек со схемами не всегда удобно в обращении. Стали думать, как уместить все «маленькие слова» в одном месте. Пришли к единому мнению, что это будет куб, где на гранях расположатся схемы предлогов.
Продукт проекта: два куба по шесть предлогов на каждом, разделённых по противоположному значению.
Презентация проекта:
- дети группы ФФН показали этапы работы над усвоением «маленьких слов» всей старшей группе;
- оформили выставку сюжетных рисунков, где выразили многообразие отношений между предметами;
- разгадали всей группой тайну волшебного куба, придумывая предложения с «маленькими словами».
Новизна проекта:
- данный проект позволил через поисково - исследовательскую деятельность детей в сочетании с комбинацией элементов известных методик усвоить лексико - грамматический строй речи;
- дети научились самостоятельно проводить игры на развитие лексико- грамматического строя речи;
- дети осознали значимость «маленького слова», выделяя его и используя в речи.
Практическая значимость проекта:
- создание модели, на основании которой дети быстро и правильно учатся использовать в речи предлоги;
- выделяют предлоги из ряда слов;
- позволяет поддерживать устойчивый интерес к освоению лексико - грамматического строя в течение длительного времени;
- делает процесс овладения грамматическим строем активным со стороны ребёнка, занимательным, не требующим дополнительной мотивации.
Перспектива проекта:
Создание серии кубиков разной величины, на гранях которых даны символы дидактических игр и упражнений, например: звуковой куб ( на гранях – символы гласных и согласных звуков), читай-ка- куб (на гранях- буквы и слоги), поиграй-ка с язычком- куб (на гранях- символы названий артикуляционной гимнастики), объединение кубов в один «кубигород».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по теме "Лес" совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста
Презентация проекта по теме "Лес" совместной деятельности педагога с детьми среднего дошкольного возраста...
Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?» с детьми среднего дошкольного возраста
Проект: «Что из чего сделано в рукотворном мире?»с детьми среднего дошкольного возраста...
Педагогический проект в детском саду "Мир добрых слов" с детьми среднего дошкольного возраста
Провела 16 апреля 2019 года на РМО "Д\с "Чебурашка"" ....
Беседа с детьми среднего дошкольного возраста "Для чего нужен светофор?"
Формировать у детей дошкольного возраста культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей предупреждению правонарушений в области дорожного движения....
Проект на август «Мир детства» для реализации с детьми среднего дошкольного возраста.
Формирование у детей положительной мотивации к воспитанию ЗОЖ...
Проект на тему «8 марта – мамин день» с детьми среднего дошкольного возраста.
Приближается праздник «День Матери», праздник самого близкого и родного нам человека, которая подарила жизнь. К сожалению, отношение детей в последнее время к своим близким и род...
Проект "Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"
quot;Использование нейроигр и упражнений в работе с детьми среднего дошкольного возраста"...