"Свойства воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Самойлова Наталья Викторовна

Цели: дать детям представление о воздухе как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей и обогащать словарь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svoystva_vozduha.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по теме «Свойства воздуха».

Цели: дать детям представление о воздухе как газообразном веществе; познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения; развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; активизировать речь детей и обогащать словарь.

Оборудование:

полиэтиленовые мешочки (по количеству детей),

зубочистки (по количеству детей),

стаканчики (по количеству детей),

сухие салфетки (по количеству детей),

пустая пластиковая бутылка,

таз с водой,

коктейльные трубочки (по количеству детей),

песочные часы,

веера (по количеству детей),

резиновые мячики (по количеству детей),

морские камушки (по количеству детей),

тарелка с апельсином, тарелка с чесноком,

флакон духов,

бумажный кораблик,

бутылка с уксусом,

шарик с содой,

моющее средство.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Воспитатель предлагает детям стать в круг.

Приветствие.

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся.

-Доброе утро!!!

Воспитатель поворачивается к ребенку, стоящему слева или справа, передает игрушку и приветствует его (ее): «Доброе утро, Маша!». Ребенок передает игрушку дальше по кругу.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Дети, я хотела бы узнать, что вы знаете о воздухе.

Ответы детей.

Воспитатель: Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом - воздухом. Воздух есть везде - на улице, в комнате, в земле, в воде. Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты.

Опыт №1 «Поймаем воздух».

Воспитатель: Давайте поймаем воздух рукой. В руке есть маленькие щелочки, через которые выходит воздух. Рукой его не поймать.

Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сложим. Какой пакет? Что в нём?

Ответы детей: Плоский, маленький. В пакете ничего нет, он пустой.

Воспитатель: Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?

Ответы детей: Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.

Воспитатель: Воздух занял всё место в пакете. Теперь проткнём пакет зубочисткой и приложим к щеке. Что мы чувствуем?

Ответы детей: Из пакета выходит воздух.

Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Ответы детей: В нём нет воздуха, он весь вышел.

Воспитатель: В какие предметы можно запереть воздух?

Ответы детей: Колесо, мяч и т. д.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.

Опыт №2 «Воздух занимает место».

Воспитатель: Возьмите салфетки, внимательно посмотрите, бумага сухая. Хорошо их сомните и поместите в стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в большой тазик с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте бумагу. Она намокла или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?

Ответы детей: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

Опыт № 3 «Воздух в бутылке».

Воспитатель опускает бутылку в таз с водой, держа ее под наклоном. Из бутылки начинают выходить пузырьки воздуха.

Вывод: Воздух занимает место. Он не имеет формы, а принимает ту, в которой находится.

Опыт №4 «Воздух в человеке».

Воспитатель: Чем мы с вами дышим?

Ответы детей: Воздухом.

Воспитатель: Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули?

Ответы детей: Воздух.

Воспитатель: Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте. Что происходит?

Ответы детей: Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.

Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. А я поставлю минутные песочные часы.  Долго человек может не дышать?

Ответы детей: Нет, без воздуха человек умрет.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Вывод: Человек не может жить без воздуха.

Опыт №5 «Воздух легче воды»

Воспитатель: возьмем резиновые мячики и попробуем опустить их на дно. Не получается. А камушки падают. Почему так происходит?

Ответы детей.

Вывод «Воздух легче воды»

Физкультминутка. Игра «Пузырь».

Опыт №6  «Воздух не имеет запаха».

Воспитатель: А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?

Ответы детей: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.

Воспитатель: Чем может пахнуть воздух?

Ответы детей: Свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д

Воспитатель: Предлагаю закрыть глаза и определить, чем пахнет.

Ответы детей: Чеснок, апельсин,  пахнет духами и т. д.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт №7 «Ветер – это движение воздуха».

Воспитатель: Итак, воздух окружает нас. Как вы думаете, мы можем почувствовать воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: А как мы можем это сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Ответы детей: Веер движется и приводит в движение воздух, образуется ветер.

Вывод: Наш опыт показывает, что ветер – это движение воздуха.

Опыт №8 «Кораблик плывет по воде».

Воспитатель предлагает детям подуть на бумажный кораблик, находящийся в тазу с водой.

Опыт №9 « Надувание шарика при помощи бутылки, уксуса и соды».

В шарик насыпана сода. В бутылке налит уксус. Воспитатель надевает шарик на бутылку, сода высыпается в уксус, происходит химическая реакция, выделяется углекислый газ, шарик надувается.

Шарик отпускают, и он летит, как ракета.

Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты?  Почему она полетела?

Ответы детей: Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.

Воспитатель: Воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону, такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Вывод:  Воздух может двигать предметы.

Опыт № 10 «Мыльные пузыри».

Воспитатель предлагает детям сделать мыльную воду и надуть пузыри.

Вывод: С помощью воды, мыла и воздуха можно сделать мыльные пузыри.  

Воспитатель предлагает детям собраться в круг.

Воспитатель рассказывает детям стихотворение

«Прозрачный невидимка».

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой,

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

Воспитатель предлагает детям передать обезьянку и рассказать, что понравилось на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Воздух. Свойства воздуха!

Исследовательская работа...

Методическая разработка «Воздух вокруг нас.Свойства воздуха» (в помощь воспитателям)

Важное значение для познавательного развития детей имеет воспитание интереса к окружающему миру и бережного отношения к природе.Необходимо расширять представления детей о значимости воздуха в жизни че...

Открытое занятие в средней группе «Воздух. Свойства воздуха»

Данный конспект расчитан для детей среднего дошкольного возраста...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха....

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха (продолжение)...

Воздух. Знакомство со свойствами воздуха 3.

Занятие с детьми второй младшей группыВоздух. Знакомство со свойствами воздуха 3....