Что растет в лесу
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Малахова Ирина Васильевна

Технологическая карта ООД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность

Тема: «Что растет в лесу»

Возраст детей: 4-5 лет;

Образовательная область: Приоритетная: познавательное развитие; в интеграции: социально-коммуникативное, речевое развитие, физическое воспитание.

Цель: Формировать экологические представления дошкольников

Задачи:

                            Образовательные: 

Дать детям первоначальные понятия о лесе: в лесу растет много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. Осенью листва на деревьях желтеет и краснеет, в лесу всегда тень и прохладно. 

                           Развивающие:

Познакомить детей с произведениями искусства - картинами и репродукциями, изображающие осенний лес: замечать красоту природы, 

                           Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к своей родине.

2. Воспитывать личностные качества  каждого ребёнка,  целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

3. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

Планируемые результаты проявление любознательности ребенка, интерес к исследовательской деятельности по теме: «Что растет в лесу», способность рассуждать и  устанавливать элементарные связи.

Образовательные ресурсы Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений С.Н.Николаева «Юный эколог» 

Предварительная работа: Беседа с детьми о растениях, встречающиеся в России и на территории Белгородской области.

Этапы занятия и время

Формы, методы и приемы работы

Совместная деятельность педагога и детей

Самостоятельная деятельность ребенка

Результат

Организационный момент

(1-2 мин)

Создание мотивации.

Словесные приемы.

Общение, взаимодействие с детьми.

-Воспитатель приветствует детей.

-Ребята сегодня мы вместе с вами отправимся в лес. Как вы думаете, что мы там можем увидеть?

А вместе с нами в лес отправится красная шапочка. Да и гостей у нас много, давайте с ними поздороваемся. Дорогие гости, мы с Красной Шапочкой отправляемся в лес, ведь она ходит к бабушке через лес и всё в нём знает. Чтобы быстрее попасть в лес скажем волшебные слова: «Квинти, кванти, бумс»

Поиск ответа к поставленной проблеме.

Рассуждения детей.

Психологический настрой на образовательную деятельность.

Мотивационно-ориентировочный

(1-3 мин)

Создание проблемной ситуации

Вот мы с вами попали в лес (звучит фонограмма). Лес смотрит на нас своими глазами. Давайте поприветствуем его. 
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвой ночью темной, грозовой?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи. Ты же видишь – мы свои!

Рассуждение дошкольников.

Мотивация к ООД.

Поисковый

(2-5мин)

Общение, взаимодействие с детьми.

Ребята, в лесу растут разные деревья, знаете ли вы, назовите деревья, которые вы знаете. Если в лесу растут разные деревья, это смешанный лес. В лесу всегда тихо и темно, особенно где растет много елей Высокие деревья смыкаются своими вершинами и не пропускают лучи солнца. Если в лесу растут одни ели, 
он называется ельник. А бывает лес светлый, солнечный из одних белоствольных берёз – это роща. В лесу растут и разные кустарники.  Вспомните их названия. Чем кустарники отличаются от деревьев? (Лес очень большой, по нему можно долго идти и в нем можно заблудиться. Хорошо, что Красная Шапочка запомнила дорогу. Она очень наблюдательная, поэтому мама отпускает её одну к своей бабушке.

Обсуждение проблемы.

Дети подходят  к столу с чашами, анализируют и выдвигают свои гипотезы.

Практический (10-15 мин)

Методы: словесный, наглядный, практический, беседа, демонстрация

Вот мы шли и не заметили, как лес закончился и вышли на окраину леса или на опушку. Повторите, как называется край леса
Вот здесь, на полянке мы присядем немного отдохнуть и побеседовать. Красная Шапочка, когда идет к бабушке, собирает малину на малиновых кустах. Красная Шапочка, наша девочка Настя тоже хочет рассказать, как она малину собирала вместе с мамой.
Я по лесу гуляла, я малину собирала
Я не знала, что колючки
На кустах – такие злючки!
Но зато моя корзина до краев полна малины.
Вот на калиновых кустах краснеют, как бусинки, гроздья лечебной калины. На колючих кустах поспевает шиповник. Внутри ягоды много мелких шипов, поэтому нельзя ее разгрызать.
В разное время года в лесу мы можем увидеть много цветов: ландыши, колокольчики, одуванчики, клевер. Очень красиво становится в лесу (показ иллюстраций)
А вот Красная Шапочка в корзину самых разных листьев насобирала. Попробуйте догадаться, с каких деревьев опали эти листья
На каждом листе притаилась лесная загадка. Послушайте внимательно и попробуйте отгадать о каком грибе хотят рассказать листики:
На пеньке сидят ребята,
Называют их (опята) 
Растут в лесу сестрички, 
Рыжие (лисички)
Ножка белая, прямая,
Шапка красная, большая.
А на шапке, как веснушки,
Беленькие конопушки.
Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый (мухомор)
Ребята, когда будете собирать грибы с взрослыми, помните, грибы которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Их и белочка поест, и ежик полакомится, а лоси мухоморами лечатся. 
Давайте поиграем в игру: «У медведя во бору», но только так, чтобы не навредить нашему лесу. Молодцы, грибы не потоптали, все в корзину собрали. 
Поле сбора ягод и грибов можно и на полянке отдохнуть. Давайте послушаем музыку осеннего леса. Закроем глаза, посидим, полежим, вдыхая чистый лесной воздух (релаксация под спокойную музыку)
Лес осенью выглядит нарядно, празднично, как будто весь укутан золотым покрывалом. Это мы видим на картинах, написанных художниками:
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Люди ходят в лес погулять, полюбоваться его красотой, подышать лесным воздухом - это очень полезно для здоровья, поднимает настроение.
Ребята, давайте покажем Красной Шапочке, как хорошо мы знаем правила поведения в лесу, что нельзя делать в лесу и почему? (по каждому правилу показываю экологические знаки)
1.Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать. 
2.Не ломать ветка и деревья, не качаться на них.
3.Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
4.Не рвать большие букеты цветов.
5.Не разорять муравейники и большие гнезда
Ребята, я вас очень прошу, когда войдете в лес, не забывайте эти правила. А сейчас нам пора возвращаться, чтобы быстрее попасть в детский сад, вспомним волшебные слова: квинти, кванти, бумс.

Ребята мы с вами еще не художники и не великие мастера, но тоже можем показать красоту осеннего леса в своей мастерской.
Перед вами игрушечный лес, но только почему-то совсем пустой. Давайте вспомним, что можно и из чего сделать, чтобы лес ожил.  Хорошо придумали: ёжика можно сделать из скорлупы грецкого ореха и семечек, божью коровку, бабочку, человечка – из каштанов, желудей. А ещё можно сделать грибы, ягоды, птиц или что-то другое 
Звучит спокойная музыка. Дети выбирают для своих поделок природный материал и выполняют работу с помощью воспитателя. 
Как хорошо у нас всё получилось: и животные, и растения.

Общение, взаимодействие с детьми.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Игровые упражнения.

Релаксация..

Совместная деятельность педагога с детьми.

Проявление инициативы и самостоятельност

Общение, взаимодействие с детьми.

Повторяют новые слова

Рассказывание детей из личного опыта.

Рассматривание листьев, обсуждение  с какого дерева упал листок.

Отгадывание загадок

Умение детей раскрепощаться.

Прослушивание музыкальной композиции

Рефлексивно-оценочный

(1-5 мин) 

-Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось? С чем вы справились? Какие трудности у вас возникли? На подносе лежат ленточки красного и синего цветов. Если вам понравилось занятие поднимите синюю ленточку, а если вам очень понравилось занятие и вы хотите еще много нового узнать поднимите красную.  Нам пора расставаться, мне очень понравилось сегодня с вами путешествовать в осеннем лесу, да и красной шапочке пора идти в гости к бабушке. Спасибо большое за проведенное время, до новых встреч!

Обсуждение полученных результатов.

Самостоятельные выводы детей. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-презентация занятия "Что растет в лесу"

Игровые упражнения для расширения у детей знаний и представлений о листьях разных деревьев, грибах, ягодах, цветах....

Экологическая акция "Пусть елочка растет в лесу"

Проект для детей и родителей подготовительной группы по формитрованию экологических начал у дошкольников. Актуальность: Приближение нового года. Сохранение деревьев....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «Что растет и кто живет в Крымском лесу. Правила поведения в лесу».

Занятие расчитано на то, чтобы расширить и углубить знания дошкольников о родном крае, воспитывать чувство патриотизма, учит бережно относиться к природе. Уточнить знания детей о Крымском лесе, воспит...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «Что растет в лесу»

Цель: уточнить представления детей о значении леса в жизни людей;Задачи: расширять представления детей о лесных грибах (мухомор, белый гриб, знакомить с особенностями их внешнего вида и местами произр...