Главные вкладки

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЛЕС – ЭТО ДОМ ДЛЯ МНОГИХ ЖИЛЬЦОВ»
    проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Галюк Юлия Викторовна

    экологический проект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologicheskiy_proekt_galyuk.docx31.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №22 «Тополёк»

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    «ЛЕС – ЭТО ДОМ ДЛЯ МНОГИХ ЖИЛЬЦОВ»

                                             Разработал: Воспитатель Галюк Юлия Викторовна

    Бердск 2017г.

           Паспорт проекта

    Берегите, ребята природу,

    И цветы, и деревья, и луг,

    И животных, и почву, и воду,

    Ведь природа - надёжный наш друг.

             Несформированность у детей представлений о том, что лес-это «дом», сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории (жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга); о неразрывной связи человека и природы. Деревья (лес) очищают и увлажняют воздух, создают прохладу, некоторые дают вкусные, съедобные плоды. Деревья растут медленно, поэтому их нужно беречь.

            Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность! Данный проект поможет педагогам в работе с детьми по теме «Лес - это дом для многих жильцов», с родителями – в работе по привлечению их в педагогический процесс, детям – не только получить и систематизировать свои знания о лесе, но и повысить уровень коммуникативного общения.

            Давайте, сохраним наши леса!                                          

      Название проекта: «Лес – это дом для многих жильцов»

      Вид проекта: информационно-познавательный, творческий

      Срок реализации проекта: долгосрочный (в течение года)

      Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители.

      Цели:

    • формировать у детей представление о том, что лес – это  сообщество растений и животных, проживающих вместе на одной территории;
    • жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга;
    • главные в лесу деревья, под ними растут теневыносливые кустарники,  травы, ягоды  и грибы,  в  лесу на земле  и на деревьях, кустах живет множество животных – там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища;
    • что человек и природа не могут существовать друг без друга;
    • развитие познавательных и творческих способностей, навыков взаимодействия и сотрудничества.

      Задачи:

    • Организация соответствующей предметно-развивающей среды (создание «Уголка леса»);
    • Формировать у детей представление о лесе;
    • Развивать познавательные и творческие способности детей;
    • Развивать интерес и любовь к природе;
    • Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление умение анализировать, сравнивать и обобщать;
    • Вовлечь в учебно-воспитательный процесс родителей.

      Перечень форм и методов реализации проекта:

    - игры – путешествия;

    - подвижные, творческие и др. игры;

    - занятия в игровой форме;

    - экскурсии в природу;

    - праздники, развлечения, досуги;

    - рассматривание, беседы, чтение и т.д.

      Этапы реализации проекта:

      1 этап – подготовительный

      2 этап – основной (реализация проекта)

      3 этап – заключительный (презентация)

      1 этап: подготовительный

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Взаимодействие с семьей

    Примечание

    Беседа с детьми о лесе (выявление  уровня знаний детей о лесе, как о сообществе  растений и животных).

    Составление плана работы над проектом.

    Сбор материала, необходимого для реализации цели проекта.

    Разработка конспектов занятий, презентаций по планируемым темам.

    Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

    Изготовление дидактических игр, пособий и т.д.

    Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.

    Проведение родительского собрания.

    Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

    На этом этапе формулируется проблема, цель  и задачи проекта

      2 этап: основной (реализация проекта)

             Для удобства реализации проекта, тематика проекта разбита на 3 блока: «Лес. Царство растений»; «Жители леса»; «Человек  и природа»

    «Лес. Царство растений»

    «Жители леса»

    «Человек  и природа»

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ПЕДАГОГА

    • Беседы, занятия с детьми познавательного характера

    - «Что такое лес?» (запуск темы)

    - Какую пользу приносит лес?

     - Научитесь беречь лес!

    - Растения – пища животных и человека.

    - «Какие бывают леса?»

    - «Деревья и кустарники наших лесов»

    -«Деревья наши друзья»

    - «Грибы»

    - «Ягоды»

    - «Лекарственные и ядовитые растения» или игра – путешествие в страну             « Полезных и вредных растений»

    - «Охрана растений. Красная книга»

    - «Кто живет в лесу?»

    - «Зачем волкам нужны зайцы?»

    - «Как дикие звери готовятся к зиме»

    - Перелетные и зимующие птицы»

    - «Хорошо ли жить в царстве пернатых»

    «Почему появились редкие птицы. Красная книга»

    -«Охрана животных.  Красная книга»

    - «Насекомые» и др.

    - «Знакомство с профессией лесника»

    - «Мы друзья природы»

    - «Охрана леса»

    - «Как люди помогают лесным обитателям»

    • Организация предметно-развивающей среды по заданной теме

    • подготовка информации по темам: ««Лес. Царство растений», «Жители леса», «Человек  и природа», для родительских уголков

    • организация различных выставок, конкурсов, развлечений и т.д.

    • создание презентаций для занятий с детьми («Ягоды», Грибы», Лес и его звуки» …. ) и т.д.

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

    • Игровая, двигательная деятельность

    - Сюжетно-ролевые: «По грибы», «В лесу»

    - Дидактическая игра: «Отгадайте, что за растение»; «Узнай и расскажи», "Загадай, мы отгадаем"

    и др.

    «Что растет в лесу»; «Кто живет в лесу»; «Третий лишний»

    Подвижные игры:

    - «Поймай листок»; «Листопад»; «К названному дереву беги»; «Узнай растение» и др.

    Сюжетно-ролевые: «Зоопарк»

    Дидактическая игра:

     «Кто что ест?»; Что это за птица?»; «Найди детеныша для мамы»; «Четвертый лишний», «Чей хвост, чья голова?» и др.

     Подвижные игры: «Пустое место», «Узнай по голосу», «Голубь», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Пчелки и ласточки», «Перелет птиц» и др.

    - Сюжетно-ролевые: «Лесник», «Охота»

    - Дидактическая игра:

     « Отвечай одним словом»; Что было бы, если из леса исчезли…»; «Береги природу!» и др.

    • Продуктивная деятельность

    - Коллективная работа «Грибная семейка»- картина из пластилина

    - «Грибы» - создаем коллекцию грибов из соленного теста

    - " Гроздь рябины»"

    - «Елочка»

    -«Ягодка»

    Аппликация:

    - декоративное панно "Орнамент из листьев" (на круге)

    - «Во поле береза стояла»                                            

    Рисование:

    - создание тематического альбома «Почему нас так назвали? (детские рисунки грибов + описание) и др.

    «Какие разные кусты» (шиповник)- использование нетрадиционных приемов рисования

    - «В грибном царстве, лесном государстве» и т.д.

    Лепка:

    - лепка сказочных персонажей (для настольного театра) из рус. Народной сказки «Колобок»: заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

    - «Учимся лепить птиц»

    Аппликация:

     - "Бабочка» - аппликация из пластилина

    - «Медвежонок»

    - «Царство диких зверей»

    - « Трусишка зайка серенький»

    Рисование: (нетрадиционные приемы рисования)

    - «Летят перелетные птицы»- рисуем «крупами»

    - «Синички» - тычком

    - «Снегири на ветке рябины»

    - «Кто живет в зимнем лесу»

    - «Ежиха с ежатами в ельнике»- рисуем «веником»

    - «Бабочки летают над лугом» и т.д.

    • Чтение художественной литературы

    К.Ушинский «Спор деревьев»

    А.Лопатина «Липкины дары», «Жизнь дерева», «Зеленая страна» и др.

    Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк», «Хвосты», «Заяц-хвоста», «У страха глаза велики»; рассказов из пособия Т.А. Шорыгиной  «Какие звери в лесу?»

    Е. Пермяк «Русские сказки о природе»

    Н.Сладков « Сказки леса»

    В.Бианки «Сказки» и др.

    • Коммуникативная деятельность

    • Творческое рассказывание детей по темам: «Лес. Царство растений»; «Жители леса»; «Человек и природа»

    • Словотворчество: сочиняем стихи, сказки

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    - Вечер досуга «Люблю березку русскую»

    -

    - Информация в родительском  уголке  «Осень в лесу», « Лес зимой» и т.д.

    - Работа над созданием «Паспорта деревьев»

    - Оформление альбома «Эти интересные животные» (совместная работа детей и родителей)

    - Проведение акции «Поможем птицам зимой» - изготовление кормушек из бросового материала

    - Проведение игры-викторины совместно со взрослыми «Знатоки природы» 

    - Проведение акции «Посади дерево»

      3 этап – заключительный

    Деятельность педагога

    Деятельность детей

    Взаимодействие с семьей

    Примечание

    Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работе)

    Представление опыта работы в данном направлении на педагогическом совете ДОУ

                          Праздничное открытие

    «Уголка леса» в экологической комнате.

    На этом этапе идет подготовка продукта деятельности к презентации

      Ресурсное обеспечение проекта:

    • Экологические уголки
    • Методический инструментарий (конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, картотека дидактических игр и т.д.)
    • Подборка художественной литературы, иллюстраций
    • Технические средства: компьютер, музыкальный центр, телевизор и др.

      Ожидаемые результаты

      Для детей: 

    • Сформированность представлений о лесе, как о сообществе растений и животных; о неразрывной связи человека и природы
    • Сформированность первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
    • Ответственное отношение детей к окружающей среде (от этого зависит свое здоровье)
    • Вовлечение в творческую деятельность каждого ребенка
    • Развитие познавательного интереса к природе, коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.

      Для педагогов: 

    • Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.
    • Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.
    • Личностный и профессиональный рост.
    • Самореализация.

      Для родителей: 

    • Повышение уровня экологического сознания.
    • Активное участие в жизнедеятельности ДОУ

       Выводы

           Самая актуальная проблема нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Статистические данные говорят о том, что из – за нарушений правил поведения человека на природе увеличилось число лесных пожаров. Анализ результатов мониторинга освоения воспитанниками образовательной области «Познание» показал, что наши малыши не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, умеют различать только ёлку и берёзу, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года, наблюдения за детьми показали, что дети не умеют сохранять природу, увидев одуванчики, начинают их рвать, жуков топтать. Выявленные проблемы позволили определить причины. Поэтому, чтобы сохранить леса здоровыми и красивыми, дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, гарантировать лесу защиту, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. Охранять природу - значит беречь не только животных, но и её растительность! Данный проект поможет педагогам в работе с детьми по теме «Лес - это дом для многих жильцов», с родителями – в работе по привлечению их в педагогический процесс, детям – не только получить и систематизировать свои знания о лесе, но и повысить уровень коммуникативного общения.

            Давайте, сохраним наши леса!                                          

    Используемая литература:

    1. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры».
    2. Шорыгина, Т.А. «Беседа о лесе»
    3. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. –
    4. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г.
    5. Ковинько, Л. В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
    6. Лопатина, А. А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В.
    7. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с
    8. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
    9. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
    10. Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии // Ребенок в детском саду. – 2011. - № 1. – С. 73-74; №2. – С. 52-53.
    11. Кузнецова, Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. - 2009. - № 6. - С. 54-57.
    12. Тимофеева, И. Экологический комплекс «Живая планета» // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7. – С. 105-112.
    13. Туловьева, А. С душой к природе // Дошкольное воспитание. – 2014. - № 8. – С. 28-30.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический проект "Лес - это дом для многих жильцов"

    Экологический проект  «Лес- это дом для многих жильцов» поможет педагогам ДОУ в работе с детьми при ознакомлении с окружающим миром. Дети смогут не только получить и систематизировать свои з...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности ОО «Познание» « Лес — это дом для многих жильцов »

    Формирование у детей представлений, что лес это общий дом для растений и животных....

    ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « ЛЕС – НАШ ДОМ»

    Кратковременный проект по экологии средняя группа " Лес-наш дом"...

    МБДОУ «Детский сад №16 комбинированного вида» г. Канаш конспект занятия " Лес-это дом для многих жильцов"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по области «Познание. Формирование целостной картины мира" в подготовительной группе ...

    Мир природы "Лес - это дом для многих жильцов"

    Лес - это дом для многих жильцов....

    Экологический проект «Лес- это дом для многих жильцов»

    Экологический проект «Лес- это дом для многих жильцов»...