Представление педагогического опыта по экологическому воспитанию «Кладовая солнца»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Галошева Ирина Андреевна

 Планета Земля – это наш общий дом и  каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

     В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Недаром 2017 год в России  был объявлен годом Экологии.  Причина  же - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.  Я считаю, что дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Задача моя, как педагога в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно только  в совместной деятельности со взрослым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_metod.ob_.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта по экологическому воспитанию

«Кладовая солнца»    

  воспитатель подготовительной группы МБДОУ                                  «Детский сад №80» г.Чебоксары Чувашская Республика

Галошева  Ирина Андреевна

«Природа для нас - кладовая солнца с      великими сокровищами...

      И охранять природу - значит охранять Родину» .

М.М. Пришвин.

 

       Планета Земля – это наш общий дом и  каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

     В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Недаром 2017 год в России  был объявлен годом Экологии.  Причина  же - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.  Я считаю, что дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, к окружающему миру. Задача моя, как педагога в работе с детьми, заложить первые представления и ориентиры в мире природы.Правильное отношение к живым существам является конечным результатом и воспитывается оно только  в совместной деятельности со взрослым.

       Мой проект по экологическому воспитанию  называется «Кладовая солнца». Проект направлен  на формирование системы  осознанно - правильных экологических представлений о природе у детей  старшего дошкольного возраста.

       Включает в себя следующие задачи:

1. Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию  старших дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.

2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе.

3. Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле, развивать эстетическое восприятие природы.

 5. Вовлекать детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.

6. Формирование  навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ - семья.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель и родители воспитанников.

Как написал Ян Амос Коменский « Учить надо так, чтобы люди ,насколько это возможно, приобретали знания не из книг ,но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали сами вещи, а не только чужие наблюдения и свидетельства о вещах».

Одной из эффективных   форм работы с детьми по экологическому воспитанию - это экскурсии. Я в своей работе стараюсь как можно чаще выводить детей  в ближайший лес на экскурсии. Это своего рода занятия под открытым небом.Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.Вот например ,экскурсия в осенний лес.На экскурсии   впервые некоторые дети  увидели белку, наблюдали за ней ,как она перепрыгивает с одного дерева на другое. Знакомились  с растениями, животными и условиями их обитания, это  все способствует образованию первичных представлений . Экскурсии   также способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Чего только стоит  одна экскурсия по  осеннему   лесу, когда  вся природа одела золотой наряд.Экскурсии в природу  также  связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, дети  могут собирать   разнообразный материал , который потом  могут  использовать  для работы в группе на занятиях , в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, желуди  и т. д.).После  проведенной экскурсий можно реализовывать разные виды деятельности. Будь то игровая( различные подвижные игры) ,изобразительная деятельность  (лепка, рисование )или музыкальная деятельность, чтение художественной  литературы ,дидактические игры.Через несколько дней после экскурсии я проводила  с детьми игру «Узнай название дерева по листу».Детям очень интересно было вспомнить и название дерева,и где оно росло.Очень красивые и яркие аппликации получились  из засушенных листьев.Картины и аппликации детей украсили группу .Организована выставка рисунков  .С детьми была изготовлена коллективная работа по лепке «Грибная полянка»,дети с удовольствие лепили опят ,которых нашли  в лесу, как они дружной семейкой росли на пеньке.Во время экскурсии с детьми обсудили,что нравится в лесу, а что - нет.Что можно сделать, чтобы лес стал чище. Повторили правила поведения в лесу, почему нельзя мусорить в лесу.Ведь лес,это не только место отдыха для нас  ,но и дом  для животных,растений.Все в этом сообществе взаимосвязано.

Также я считаю, что  трудовая деятельность является одной из активных направлений экологической работы с детьми.С детьми ухаживаем за комнатными растениями,каждый год  высаживаем культурные растения  «Огород на подоконнике», сажаем цветковые растения.Хорошо проводить наблюдения за  рассадой.Каждый день обращаем   внимание детей на огород, есть ли изменения?Проводим наблюдения за ростом растений.Загадываю загадки про овощи, про цветы,играю  в различные дидактические игры по теме "Овощи",рисуем, лепим, играем с муляжами овощей. Беседуем о пользе овощей для здоровья.В зимние  месяцы с детьми не забываем про витамины.В группе с детьми посадили лук.Лук срезали и добавляли в суп.Эта работа ,конечно же,происходила  при активном участии родителей.Родители детей принесли лук для посадки.

В группе   была  объявлена акция «Посади цветок - подари нежность »,где приняли также активное участие родители воспитанников.Родители принесли семена цветковых растений,землю для рассады.Дети с удовольствием посадили семена и ухаживали за своим цветком.Вели дневники наблюдений за рассадой.Итог - красивая клумба на своем участке.У детей формируются навыки ухода за растениями,начинают сопереживать им как живым существам,наблюдать за их жизнью,появляется желание увидеть свой результат труда. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к  растениям.

 Труд в природе способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям.  Если  мы не будем поливать  рассаду ,они засохнут и погибнут ,    не будет урожая.Ухаживая за растениями, дети убеждаются в его необходимости. Но воспитать ответственное отношение к труду в природе возможно лишь при условии, если дети владеют трудовыми навыками, понимают значение своего труда.Поэтому необходимо всегда показывать детям итоги ,результаты труда .Вот какой  богатый урожай мы собрали! Какие красивые цветы  на участке.Как чисто после субботника.

Труд в природе является одним из способов развития наблюдательности, учит детей наблюдать за природой. При уходе за комнатными растениями  мы проводили различные опыты(как вода влияет на растение,где лучше растению - в тени или на свету,  что будет если не будем поливать  растения и т .д. ). Полив культурных растений, прополка,сбор урожая с детьми,сбор семян на цветнике, уборка цветника.

Очень важно проводить наблюдения во время прогулок. (  Например,Осенью- Можно рассмотреть с детьми место на ветке дерева, откуда только что сорвался листок: там мы увидим еле заметные почки. Деревья не погибли, они только отбросили отмершие, а потому не нужные листья. Но весной из почек вновь появятся новые листочки, дерево вновь оживёт, зазеленеет.
 Весной- Понаблюдайте,с какой стороны веранды, крыши образуется больше сосулек, и с какой стороны они быстрее тают.

Обратите внимание на связь между появлением большего количества солнечных лучей и пробуждением жизни в растениях, насекомых, птиц.и т.д.)

2017 год - год экологии в России, участвовали с детьми во всевозможных конкурсах,акциях.С детьми  участвовали в посадке деревьев ,в акции «Посади дерево».Принимали участие в международном конкурсе детского плаката «Береги природу».Организатор Государственный мемориальный и природный заповедник «Музей -усадьба Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» номинация «Сохраним природу вместе». Участники Семенова Ирина, Петрова Дарья с плакатом «Посади дерево - сохрани жизнь на планете».Участие в детском экологическом  форуме «Зелёная планета 2017», организатор  ГАУ Чувашской республики «Центр внешкольной работы «Эткер» Минобразования Чувашии . Конкурс плакатов рисунков растений и животных, занесенных в «Красные книги», а также экологических плакатов, отражающих  экологические проблемы.

Участие в   республиканском конкурсе костюмов из бросового материала «Экомода»,организатор «Чувашский национальный музей» Чувашской Республики. 2 место.

Проводила занятия с детьми   о  значении леса в жизни человека: оздоровительное ( как нам дышится в лесу, понимание роли растений  в очистке воздуха), эстетическое, хозяйственное; воспитывать понимание того, что  нужно   заботиться о лесе (правильно вести себя на отдыхе, не разрушать условий жизни лесных животных, собирать дары леса осторожно и в таком количестве, чтобы часть осталась самому лесу, беречь деревянные изделия, экономить бумагу). В группе составили  коллекцию  «Виды бумаги», папка«Откуда берут бумаги»;  для формирования  экологической  культуры  и экологического  сознания  детей.

  На занятиях по рисованию детям было интересно самим  придумывать свои знаки.Составление   с  детьми запрещающих знаков  о поведении в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям, ведь лес – это дом многих животных,можно использовать и готовые плакаты:

! Стараться не шуметь, чтобы не побеспокоить животных и их детенышей.

! Если вы нашли норку   или гнездо   не подходите к ней близко.

! Нельзя разводить костры в лесу, ломать ветки деревьев, кустов, вытаптывать траву, собирать букеты цветов.

! После отдыха  необходимо убрать за собой весь мусор.

! Можно нюхать и любоваться цветами, травами.

! Можно сфотографировать красоту лесной природы и др.

Изготовление памятки для родителей  «Купи искуственную елку - спаси лес».Мастер -класс с родителями  «Новогодняя игрушка своими руками»,    совместное участие  родителей и детей при изготовление поделок из бросового материала  для выставки «Зеленая красавица» в ДОУ. Участие в экологической акции, проводимых в ДОУ «Покормите птиц зимой»,изготовление кормушек, акция « Каждой птице нужен дом» изготовление скворечников.Нашими помощниками акций являются, конечно же, наши родители.

Интересны детям опыты.Для исследовательской работы необходимо иметь мини - лабораторию. Опыты с водой. Вода -источник жизни.Что будет ,если не будем поливать  цветы?Какая была бы земля, если на нашей планете не было бы воды. Почему нужно беречь воду.Экологически грамотное поведение во время отдыха на берегу водоемов.

Активно участвуем с различными организациями,например  культурно-выставочный центр «Радуга» . Год экологии в Российской Федерации КВЦ «Радуга» открыла  фотовыставкой «Край земли — Антарктида».  С детьми узнали,это Антарктида ,  оказывается самый чистый континент земли, люди начали посещать его сравнительно недавно. Полюбовались  Антарктидой, не выезжая из Чебоксар. На фотографиях запечатлены потрясающие айсберги разных цветов и размеров,  дети     узнали,что по цвету можно узнать возраст айсберга. На фотовыставке познакомились   с обитателями Антарктиды: забавными  пингвинами , ленивыми  морскими  слонами  и опасными морскими  леопардами , а захватывающий документальный фильм  в формате 3D создал  эффект присутствия на далеком континенте.Чтобы не причинить вреда животным, не нужно приближаться к ним ближе 10 м.

С детьми знакомились с животными и растениями из «Красной книги»,почему они нуждаются в защите. Зачем создают  заповедники .Рисование растений и животных из «Красной книги» и участие  с лучшими работами в конкурсе   рисунков  и плакатов,отражающих экологические проблемы.

Очень познавательный материал в  художественной литературе  по экологической направленности. Интересны рассказы Михаила Пришвина, В.Бианки, Н.Сладкова,  Е.Чарушина. Необходимо дать список литературы  родителям по экологическому воспитанию .

Участвовали  в городском  муниципальном конкурсе «Лучший экологический уголок в ДОУ ».

Организация фотовыставки  « На природе». Викторина «Мы -друзья природы».

Участие  родителей совместно с детьми в городской  экологической акции «Сдай батарейку на утилизацию - спаси нашу планету»  .Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжёлыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ёжика и нескольких тысяч дождевых червей!  

Результатом данного проекта, стала организация интересной, содержательной, общественно значимой, практической и экологической деятельности детей  с учетом развития личности, возрастных особенностей, личного практического вклада каждого в дело охраны природы.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

- сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;

- дети освоили взаимосвязь в природе, стали более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

- появился интерес к явлениям и объектам природы;

- научились экспериментировать, анализировать и делать выводы;

Детям очень нравится изучать природу, мы на земле не одни,рядом с нами живут растения и животные , которые нуждаются в любви и заботе. Меняется поведение детей,их отношение к окружающему миру.

Проводимая работа достаточно эффективна, результативна и  определяет направление дальнейшей работы  и мероприятия экологической направленности в группе.Она будет продолжаться у в следующем учебном году.

Используемая литература:

1.Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е .Вераксы, 2012 г

2.Николаева С.Н. «Юный эколог», 2005

3.Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», 1996

4.Бурштейн Л.М. Вода - это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

5.Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

6.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными.

7.Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н. Николаевой .- М, 2005.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационная карта передового педагогического опыта по экологическому воспитанию

Экологическое воспитание и образование детей-чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и ч...

Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Представление педагогического опыта«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста через дидактические игры»...

Обобщение педагогического опыта "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента".

Развитие у детей стремления и желания интересоваться растительным и животным миром родного края....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРБОТКА на тему: «ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

Раскрывается обзор методов и приемов для формирования экологического воспитания в условиях ДОУ....

Презентация "Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию"

*Цель экологического воспитания − привить любовь и бережное отношение к родной природе, ее животному и растительному миру.*Данные занятия помогают понять неразрывную связь человека и природы, ее...

Обобщение педагогического опыта «Преемственность экологического воспитания в системе ДОУ — начальная школа, посредством создания экологической тропы в здании ОУ»

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа  №22 г Орска»дошкольные группы «Светлячок»   Обобщение пед...