В бумажном царстве
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Чаплыгина Инна Романовна

Расширение кругозора детей через эксперементирование с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  «В бумажном царстве»

    Цель: Расширение детского кругозора через экспериментирование с бумагой.

Задачи:

   -   Образовательные: познакомить детей со свойствами бумаги  в процессе выполнения с ней различных действий; обучение детей навыкам экспериментирования.

    - Развивающие: развивать любознательность, активность речи, обогащать словарь, учить простейшим обобщениям.

   -  Воспитательные: воспитывать умение слушать и отвечать на вопросы во время рассматривания и экспериментирования, работать в коллективе.

    В основе организации непосредственно образовательной деятельности лежит интегрированный подход. В качестве приоритетной выбрана образовательная область – познание, в интеграции – коммуникация, здоровье, социализация. Характер деятельности: совместный и самостоятельный. Формы работы – коллективная и индивидуальная.

    На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация.  Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия.  Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.

    На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (дети получают письмо от Бумажной феи). Прочитав полученное письмо, дети совместно с воспитателем понимают, что Бумажному царству требуется помощь. Принимается решение помочь феи спасти свое царство. Для этого необходимо разобраться, для чего нам нужна бумага и, что из неё можно сделать? Чтобы повысить  внимание и заинтересовать  детей проводились различные опыты с бумагой (дети разрывали, сминали, смачивали водой). На каждом этапе опытов была дана возможность каждому ребенку высказаться, дети отвечали на наводящие вопросы  воспитателя. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, наводящие вопросы, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Занятие было выстроено таким образом: до полного окончания опыта с водой и бумагой, детям было предложено провести разминку «Бумажные фантики» она же послужила физминуткой.  Использование игрового сюжета позволяет включить детей в разные виды деятельности и достичь качественного результата в освоении темы «Бумага» в рамках тематики окружающего мира.                      

    Оборудование: бумажный конверт с текстом: «Помогите! Спасите Бумажное царство! Бумажная Фея»; бумага разных видов (салфетка, альбомный лист, цветная бумага, лист ватмана, цветной картон); отрезок ткани; 2 прозрачные ёмкости с водой.

Непосредственно образовательная деятельность:

    I.                  Вводная часть. Игровая ситуация.

В окно группы влетает конверт. Воспитатель привлекает внимание детей.

Воспитатель: Ребята, что это такое? И как оно к нам попало?

Дети: Это же письмо, оно через  окошко влетело!

Воспитатель с детьми рассматривают конверт, открывают его.  

Помогите! Спасите Бумажное царство!

                                               Бумажная фея.

Воспитатель: Странно, ничего не понимаю. Бумажная фея, Бумажное царство… Помогите!… Спасите!….Интересно… Кого спасать? Кому помогать? А вы, ребята, что-нибудь понимаете?

Дети: Нет.

II. Основная часть. Познавательно - исследовательская деятельность.

Воспитатель: Давайте вместе разбираться. Что мы получили?

Дети: Письмо.

Воспитатель: А из чего оно сделано?

Дети: Из бумаги.

Воспитатель: Я, кажется, начинаю понимать, что происходит. В Бумажном царстве, что-то случилось, и Бумажная фея просит нас о чем?

Дети: Помочь ей!

Воспитатель: А кому ей?

Дети: Бумажной феи.

Воспитатель: Теперь понимаю.  Ну, что готовы помочь феи?

Дети: Да!

Воспитатель:  Как мы можем помочь бумажной феи? (Дети предлагают свои варианты). Давайте подумаем, что в нашем мире может быть сделано из бумаги?

Дети: Платья, машины, дома, диван.

Воспитатель: Могут, согласна. Но сможем ли мы этими предметами пользоваться каждый день? Сможем ли мы жить в бумажном доме, ездить в бумажной машине? Давайте вместе разбираться, настолько ли прочная  бумага, чтобы из неё строили дома, изготавливали мебель, шили одежду?

Как это можно проверить? (Варианты детей)

Давайте проведем несколько опытов с бумагой.

    У детей на столах лежит несколько видов бумаги (альбомный лист, ватман, цветная бумага, цветной картон, салфетка;  отрезок ткани; 2 прозрачные ёмкости с водой).

Опыт №1.  "Плотность бумаги"

    Попробуйте разорвать альбомный лист. Легко это сделать? А сможете разорвать отрезок ткани? Попробуйте. Получилось? Почему?            

Ответы детей: Ткань не рвётся, она тянется, её разрезать ножницами надо!

Воспитатель: Правильно. Ткань прочнее бумаги!

Воспитатель: А теперь попробуйте разорвать картон. Получилось?

Дети: Он, сложнее рвется.

Воспитатель совместно с детьми делает вывод: Бумага бывает тонкая, плотная, прочная.

Опыт  №2. "Мягкость бумаги"

    Попробуйте смять бумагу (обычный лист). Легко это сделать? А попробуйте смять стол, за которым вы сидите. Получилось?

Дети: Нет!

Воспитатель: А попробуйте теперь смять картон. Также легко у вас получилось смять его?

Дети: Нет!                                    

Воспитатель: Почему вы не смогли смять стол? И с трудом смяли картон?

Вы обратили внимание, что одну бумагу смять легко, а другую – трудно. Одну бумагу разорвать легко, а другую – сложно. Покажите обрывки бумаги, которую вы легко разорвали? А какая бумага разрывалась трудно?

Вывод: Тонкую бумагу легче смять, а плотную труднее.

Опыт №3. «Влагостойкость бумаги».

Воспитатель: Нам понадобятся две прозрачные ёмкости с водой. В одну опустим салфетку, а во вторую – альбомный лист.

Воспитатель нечаянно проливают воду,  и начинает вытирать салфеткой. Салфетка намокает и разрывается.

Смотрите, салфетка сразу размокла. Тоже случится в емкости с водой (опускает салфетку в ёмкость с водой).

Попробуем взять её руками. Что произошло?

Дети: Она порвалась.

Воспитатель: А теперь опустим альбомный лист в воду. Посмотрим, что стало с альбомным листом?

Дети: Он намок, но его можно ещё взять в руки.

Воспитатель: Верно. Почему так произошло? Попробуйте предположить, вспомните предыдущие опыты.

Дети: Альбомный лист плотный.

Воспитатель: Верно. Альбомный лист толще салфетки, поэтому размокает дольше. Мы еще раз посмотрим на него в конце занятия.

    А сейчас сделаем вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Следовательно, бумага – материал непрочный.

Разминка "Бумажные фантики"

Мы фантики бумажные,

Конфетки в нас сидели.

А детки-сладкоежки

Конфеты дружно съели. (Дети сидят на корточках в кругу, в руках держат фантики. Имитируют поедание конфет)

Ветер вдруг набежал

И все фантики поднял. (Встают и, кружась, машут руками, Затем бегают врассыпную)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели. (Садятся на корточки)

Мы все фантики возьмем (Складывают фантики в коробку)

И в коробку отнесем.

Воспитатель: Теперь вернемся к опыту с водой и альбомным листом. В каком состоянии сейчас альбомный лист?

Дети: Стал мягкий, но его ещё можно взять в руки.

Воспитатель: Верно. Если мы ещё немножко подождем, то наш лист размокнет как салфетка. Отсюда вывод: тонкая бумага размокает быстрее, а плотная – медленнее.

Воспитатель: Не просто так во всем мире дома строят из кирпича, мебель делают из дерева, одежду шьют из ткани, а транспорт делают из металла. Потому что эти материалы прочные и надежные. А бумагу чаще всего используют в производстве книг, тетрадей, альбомов, газет, денежных купюр.

III. Итоговая часть. Экскурсия по группе.

Воспитатель: Давайте проведем экскурсию по группе и найдем предметы сделанные из бумаги. Посмотрите всё ли с ними в порядке? Ничего с ними не случилось?

(Звучит музыка. Дет и ходят по группе перечисляют предметы, сделанные из бумаги: книги, бумажные куклы, бумажные цветы, альбомы. Замечают, что на  книжной полке беспорядок).

Дети: Книжки все разбросаны, надо их расставить!                                            

Воспитатель: Так вот о чем просила нас Бумажная фея. Молодцы ребята, внимательные!

Бумажная Фея в письме просила нас спасти Бумажное царство. Мы много нового узнали о бумаге, её свойствах. Давайте научимся беречь бумагу, не рвать её. Ведь одно из главных применений бумаги – это издание книг, а из книги мы можем узнать много полезной и важной информации!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «В бумажном царстве – государстве»

Цель:познакомить детей с историей возникновения бумаги, её видами, свойствами, технологией изготовления бумаги, значением в нашей жизни.Задачи:- дать знания детям об  истории возникновения ...

«Путешествие с воздушным змеем в бумажное царство».

конспект исследовательской деятельности во второй младшей группе...

бумажное царство

совместная работа с детьми и родителями...

В гостях у Королевы бумажного царства

Учить мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты; закреплять знания о видах и свойствах бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание; логическое мышление....

В гостях у Королевы бумажного царства

Учить мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты; закреплять знания о видах и свойствах бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание; логическое мышление....

В гостях у Королевы бумажного царства

Учить мастерить поделки в стиле оригами, используя пооперационные карты; закреплять знания о видах бумаги; развивать мелкую моторику пальцев рук; внимание; логическое мышление....

проект "В бумажном царстве государстве"

Проект в печатном формате. Отчет в видиофомате....