занятие « Удивительный мир насекомых»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Могилевец Светлана Петровна

 

  занятие   с детьми подготовительной группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_udivitelnyy_mir_prirody.docx30.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  дошкольное  образовательное  учреждение

Детский  сад  «Одуванчик»

 

                Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром

  с детьми подготовительной группы

Тема: « Удивительный  мир насекомых»

             

                                                            Составила:

 Воспитатель:  Могилевец  С.П

                                                            22.04.2017г                                                      

 

п Турма

                                   

                                 

                                                             

                                                       

Цель: Создать детям условия для формирования интереса к познанию окружающего мира

Образовательные задачи:

1.Уточнить и обобщить знания детей о насекомых      

 2.Формировать у детей представление о пользе насекомых  для людей и растений.

Развивающие задачи:

1. Обогащать и активизировать словарь, формировать грамматически правильную речь,

2. Развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать у детей умение работать в группах: прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга и давать возможность друг другу высказаться.

2. Воспитывать  бережное отношение к природе. Воспитывать  осознанно бережное отношение к объектам природы, закреплять правила поведения в природе.

Демонстрационный материал: Мультимедийный проектор, презентация «Насекомые»; футажи «Цветы», «Дискотека»; видиоролик «Разнообразие мира животных»; шапочки с изображением насекомых;  мнемотаблицы со стихами и скороговорками; 4 конверта со схемами; таблички;

 Предварительная работа:

• Рассматривание вместе с детьми иллюстраций и картин с изображением насекомых;

• Чтение художественной литературы о насекомых:

- из серии «Природа вокруг тебя»: «Неутомимые работницы», «Прыгучий певец»,

«Божья коровка», «Прекрасная незнакомка», «Дружная семья»;

- Т.А.Шорыгина «Насекомые. Какие они?»;

- А.А.Плешаков «Зеленые страницы»;

- В.Зотов «Лесная мозаика»;

• Запоминание  пословиц и поговорок о насекомых;

• Настольно – печатные игры, лото, лабиринты, мозаики по теме «Насекомые»;

• Дидактические игры: «Насекомые», «Хорошо – плохо», «Докажи по модели»,

«Раздели правильно», «Четвертый лишний», «Путаница», «Найди отличия», «Найди сходные черты», «Расшифруй насекомого»;

• Разыгрывание  театрализованного  представления «Спор  насекомых»;

Ход занятия:

1.Орг. момент. Ком игра «Тропинка»

(Дети  вход, в зал под веселую музыку, положив руки на плечи впереди стоящему,  по команде дети выполняют задание)

«Гуляем» - идем ;

«Яма» - приседаем;

«Гора» - поднимаем руки  вверх;

«С горы»- бежим; 

«Гуляем» - идем ;

«Кочки» - садимся.

 2.   Вхождение в тему

Воспитатель: Ребята,  посмотрите,   сегодня на нашем волшебном экране цветы переливаются разными красками. Как вы думаете почему? (футаж «Цветы»)

Ответы детей: будет сюрприз

Воспитатель: Правильно, сегодня нас ждет сюрприз. Посмотрим какой? ( На экране демонстрируется минутный сюжет фильма  «Разнообразие мира животных»)

Воспитатель: О ком этот фильм?

Ответы детей: О животных.

 Воспитатель: Кто относится к животным?

Ответы детей: насекомые, птицы, рыбы, звери (схема)

Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, кто здесь лишний и почему?(картинка) Ответы детей: это паук, он не относится к насекомым, потому что у насекомых  6  ног; есть голова, грудь  и брюшко; 2 или 4 крыла; усики.(картинка)

Воспитатель: Кто знает,  почему насекомых   так называют?

 Ответы детей: потому что  у многих из них  тело (брюшко)  разделено полосками – насечками, отсюда уже и слово насекомые.

Воспитатель: Правильно.  Скажите, как вы относитесь к ним?

Ответы детей:  мы их боимся, потому что кусаются; они  не нравятся, потому что противные на вид; они полезные – приносят мед; и т.д.

Воспитатель: вы  все  правильно  сказали, но мнения ваши разделились.  

- А хотите вы разобраться полезные насекомые или нет?

Ответы детей: да

Воспитатель: для этого мы с вами превратимся в энтомологами. Это люди, которые изучают насекомых. Согласны? (картинка)

Ответы детей: да

Воспитатель:  Каждый   сможет показать свою эрудицию, смекалку, знания, но  одно условие вы  будите работать в группах,   то есть  сообща. Самая эрудированная  и дружная  группа   получит   подарок.

3.   Работа в командах

Воспитатель:  Посмотрите  на столах лежат 4 картинки. Подойти к той,  на которой изображено ваше любимое время года.

-  Сейчас я вас прошу сесть за столы и начнем. Каждой группе нужно будет ответить  на вопрос, который я задам.  Помните,  когда один отвечает  из  группы, то другие его слушают,  не перебивают,  если нужно,  то дополняют.  

- Как вы думаете, с какой группы начнем?

Ответы детей: с зимы.  

Воспитатель: правильно. Почему?

Ответы детей: потому что это время года  начинается новый год.

1 группа - зима: как насекомые переносят зиму?  (осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают, многие погибают)

2  группа - весна: что объединяет насекомых и птиц? (У птиц, как и у насекомых есть крылья и ноги. Основным рационом питания большего количества птиц являются насекомые, которые зимой или впадают в спячку или вообще погибают. От этого птицам все труднее становится добывать себе пропитание. Вот именно поэтом на зимовку на юг улетают ласточки, утки, журавли и дрозды, улетая в далекие южные страны. Эта же причина заставляет покидать родину и диким гусям).

3  группа - лето:  чем питаются насекомые? (нектаром, кровью, листьями, другими насекомыми)

4  группа - осень:  Как защищаются от врагов? (маскировка в виде окраски: рисунок и цвет под цвет коры, травы и т. д., некоторые насекомые замирают, другие издают треск, например жук-бомбардир, чтобы испугать)

Воспитатель: Молодцы! Все хорошо поработали. 

4.   Музыкальная игра.

(Включается музыка, дети  танцуют по залу, смешиваясь. Когда музыка останавливается-образовывают пару с рядом стоящим ребенком. Дается проблемные вопросы:) 

-  Начинает говорить тот, кто выше ростом.

  1. У какого  насекомого бумажный дом?
  2. Как пчелы-разведчики сообщают, что рядом есть мед? (танцуют)
  3. Где у кузнечиков уши? (на ногах)
  4.  Самое прожорливое насекомое? (стрекоза: 40 мух за 2 часа)

- Начинает говорить  тот, кто родился зимой.

  1. Для чего пчелам нужно жало? (защищать жилище)
  2. Какое насекомое самое опасное? (комар, муха – разносчики инфекций)
  3. Что связывает муравьев с тлей? (муравьи «доят» тлей, получая сладкую жидкость)
  4. Какое насекомое самое сильное? (муравей)

- Начинает говорить  тот, кто самый младший в семье

  1. Сколько глаз у мухи? (пять)
  2. Какое насекомое может прожить без головы 9 дней? (таракан)
  3. Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (погибает)
  4. Для чего нужны мухам   ноги?
  5. Назовите водных насекомых?  (водомерка, стрекоза, жук – водолюб)

  1. Продуктивная деятельность

Воспитатель: Отдохнули. Продолжаем работать. Предлагаю  разойтись по центрам.

  1. Центр математики

- работа по клеточкам: «Бабочка»

- узнать, сосчитать и записать, сколько бабочек нарисовано на картинке.

- составить условие задачи по картинке и записать её.

- определить и записать состав числа – 10 –

- работа по клеточкам:

- «Жук» разукрасить «божью коровку» по цветовым цифрам.

-

  1. Центр  экспериментов

- провести  опыт  с весами с участием взрослого и ребенка.

  1. Центр творчества-

- слепить или нарисовать   по опорной схеме насекомое

  1. Центр  речевичок

-  по мнемо – схеме прочитать скороговорку, стих.

        Во время работы по центрам, воспитатель смотрит, принимает участие в выполнении и помогает ребятам по мере необходимости (по сигналу  задания заканчиваются).Для обсуждение полученных результатов  ребята располагаются на ковре.

  1. Театрализованное представление «Спор насекомых».

Бабочка: - Я - самая красивая. Посмотрите на мои крылышки – разве они не прекрасны?! Недаром мною все любуются, поэты посвящают мне стихотворения, художники пишут с меня картины. Я – лучшее украшение природы!

Кузнечик: - Да, но ты не умеешь петь. Люди замолкают, чтобы послушать мое чудесное пение – стрекотание. Меня называют скрипачом. Я – чудесная скрипка природы!

Божья коровка: - Посмотрите на меня. Я не только красива, но и приношу пользу – уничтожаю тлей и тем сохраняю растения. Может, я не так прекрасна, как бабочка, и не умею петь, как кузнечик, зато я – нужнее вас.

Пчелка: - Все ерунда. Надо много работать, чтобы быть нужной. Я день-деньской собираю мед. Человек давно оценил мои заслуги и оберегает меня, строит для меня домики – ульи. Нужнее меня никого нет!

Комарик: - Нам особо нечем похвастаться.

Муха: - Да.

Муха и комар вместе: - Без нас, поверьте, природе тоже будет плохо.

Все насекомые (смех на разные голоса): - Ха-ха, хи-хи.

Божья коровка: - От вас только вред.

Бабочка: - Недаром вас люди не любят.

Кузнечик: - Вы кусаетесь и болезни разносите.

Пчела: - Вы никому не нужны.

Комар: - Я кусаюсь не со зла, а чтобы род свой продолжить.

Муха: - И болезни я не специально разношу.

Комар и муха вместе: - Без нас многие животные погибли бы или голодали. Стрекозы, пауки, птицы, лягушки и даже ящерицы нас обожают. Значит, мы тоже нужны.

Пчела (после паузы): - Получается, что все мы лучшие и нужные.

Божья коровка: - Да, и каждый в чем-то своем.

Бабочка: - А если кого-то совсем не станет, то плохо будет другим животным.

Кузнечик: - А от этого станет плохо и людям.

Комар и муха: - Если мы есть, значит, это надо природе.

Все насекомые дружно: - Мы – часть природы. Люди, не обижайте нас!

  1. Игра «Чудесный мешочек».    

Воспитатель: сейчас мы проведем  игру «Чудесный мешочек».  Достаёте по очереди  картинку с насекомым и доказывает пользу или вред насекомого.   (дети сидят в кругу на паласе)

1.        Тля  (вредное – поедает растения; полезное – еда для божьей коровки)

2.        Шмель (полезное – опыляет растения)

3.        Божья коровка (полезное – ест тлю)

4.        Пчела (опыляет цветы, приносит мед)

5.        Таракан  (вредное – разносит инфекцию)

6.        Комар (вредное  - больно кусается, но это еда для птиц и рыб, медведей)

7.        Муравей (полезное – рыхлит землю, очищает лес)

8.        Муха (вредное - разносит микробы; полезное ей питаются птицы, пауки)

9.        Медведка ( полезное - рыхлит землю)

  1. .Итог

Воспитатель: Ребята,  скажите, поменялось у вас отношение к насекомым?

Ответы детей: да  

Воспитатель: Почему?

Ответы детей: Нет бесполезных насекомых. Каждое насекомое в природе важное и  нужное. Одни являются пищей для других животных: рыб, жаб, ящериц, пауков, птиц, барсуков, медведей. Другие  опыляет растения, а третьи  сами уничтожает вредных насекомых.

  1. Рефлексия « Солнышко».

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.  

                                       Длительность  занятия:  35  мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия тема "Насекомые" старшая группа

Расширять и закреплять знания детей о насекомых, воспитывать  доброе отношение к маленьким соседям по планете....

Презентация к занятию о насекомых

Презентация разработана к занятию по  окружающему миру....

Конспект занятия тема "Насекомые"

Цель: Развивать познавательный интерес к окружающей живой среде.Задачи.Развивающие: Создать условия для развития речи и воображения. Развивать мелкую моторику.Воспитательные: Воспитыва...

Конспект физкультурного занятия "Знакомые насекомые"

Конспект сюжетного занятия по физкультуре....