Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Стоникова Александра Ивановна

Экологическое воспитание детей, немыслимо без наблюдения и восхищения природой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное пособие, как способ формирования элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Вот я, выделяет себя человек из толпы, вот я в огромном мире, где жизнь бурлит и стремится вперед. Новый век требует новых технологий, новых разработок и дошкольное образование не остается в стороне, стараясь идти в ногу со временем. Внедряются новые разработки, апробируются методики, создаются новые пособия, изучается литература. Весь мир начинается с ребенка, с первого вздоха он изучает мир вокруг себя - мама, семья, квартира, улица, дача, небо, цветы. Все ново и интересно, а еще телевизоры, телефоны, планшеты – они неудержимо тянут ребенка к себе и уходят на второй план солнце, небо, природа. Современные дети прекрасно разбираются в многочисленных пультах, а что такое капель или в какое время желтеют листья на деревьях ответить затрудняются.

Экологическое воспитание немыслимы без чувства восхищения природой. Для этого необходимо уметь направить взгляд ребенка на Красоту, помочь увидеть ее, услышать, почувствовать. Очень важно еще в детстве научиться замечать Красоту, восхищаться ею, понимать и чувствовать ее. Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. У малышей формируются способности сосредоточивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, выделять в предметах определенные свойства и группировать их.

В экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, ухаживать за растениями, животными. Это можно выразить при помощи игры, творчества, музыки, тогда происходит закрепление впечатлений и знаний, полученных ребенком, и он постепенно начинает ощущать связь природы со своей жизнью, с собой. В настоящее время отношения человека с окружающей средой являются приоритетными в системе взаимоотношений «Природа-общество-человек». Но, к сожалению, в сознании человека господствует потребительский стереотип поведения по отношению к природе, что является предпосылкой глобального экологического кризиса, выход из которого находится в образовательном пространстве, в поиске новых подходов к воспитанию молодого поколения, готового взять на себя ответственность за сохранение окружающей среды.

Экологическое образование дошкольников рассматривается как уникальная, самоценная и неотъемлемая первая ступень системы непрерывного экологического образования, специфика которой определяется возрастными,

психологическими, физиологическими особенностями ребенка-дошкольника.

Образовательное пространство должно стимулировать познавательную, моторную и сенсорную активность ребенка, развивать его речь, способствовать накоплению разных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений в процессе НОД, в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей.

Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. На ней базируются и обучение дошкольников, и коррекция недостатков их развития. Поэтому особое место в построении развивающей предметно-пространственной образовательной среды в ДОО отводится дидактическим игрушкам и наглядно-игровым многофункциональным пособиям.

Многофункциональные пособия, как и дидактические игры (игрушки) должны соответствовать педагогическим требованиям: решать образовательные, развивающие, воспитательные и коррекционные задачи;

стимулировать познавательную активность детей; удовлетворять их стремление к двигательной активности; обладать динамическими свойствами (подвижность частей, возможность комбинировать детали, собирать и разбирать их и т.д.); Быть яркими, вызывать чувство радости, яркий эмоциональный отклик и желание с ними играть.

Гигиенические требования включают следующие положения:

наглядно-игровые пособия и дидактические игрушки должны быть сделаны из экологически чистых материалов;

быть безопасными (отсутствие острых граней, углов, соответствие требованиям пожаробезопасности);

прочными и надежными в использовании;

соответствовать возрастным особенностям ребенка.

Грамотно подобранные и используемые многофункциональные пособия развивают ребенка всесторонне. Особую значимость имеют пособия, которые способствуют речевому, познавательному развитию и состоят из различного рода стимуляторов, оказывающих воздействие на анализаторные системы.

Организация деятельности детей посредством таких пособий позволяет: вводить детей в игровую ситуацию, повышать их любознательность и эмоционально приобщать к процессу приобретения знаний; формировать знания об окружающем мире и определенных сенсорных эталонах; развивать общую и мелкую моторику, формировать графомоторные навыки; активизировать речевое и интеллектуальное развитие; развивать творческие способности; развивать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, организовывать самостоятельную деятельность и решать игровые задачи.

Такие пособия выпускают промышленные предприятия, и они реализуются в специальных магазинах. К сожалению такие игрушки не всегда отвечают всем вышеперечисленным требованиям, а так же интересам и запросам наших детей. Педагоги и родители нашего детского сада самостоятельно изготовляют многофункциональные игровые пособия, учитывая интересы детей и их актуальность в непосредственной образовательной деятельности.

Использование данных пособий ребенком в ходе взаимодействия со взрослыми и сверстниками будет способствовать развитию его личности в целом, проявлению инициативы и творческих способностей, формированию предпосылок учебной деятельности. Многофункциональные пособия сделанные своими руками вызывают большой интерес у детей, они необычные и красочные, их не увидишь в магазине, они уникальны по своей природе, сделанные для того, что бы развивать, учить, в таких пособиях живет частичка человеческого тепла.

Особое внимание хочется уделить разработкам, которые нацелены на формирование элементарных экологических представлений у детей дошкольного возраста. Наши воспитатели не только активно занимаются изучением проблем экологического воспитания, но и разрабатывают и внедряют в свою работу инновационные продукты, стимулирующие познавательную, творческую и социально-коммуникативную активность дошкольников. Вашему вниманию предоставляются многофункциональные

пособия «Экологическая книга» и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....