Сюжетно-ролевая игра "Булочная"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ремнева Светлана Николаевна

Цель: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру, развивать диалогическую и монологическую речь.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширять и углублять представления детей о профессиях: пекаря, кондитера, упаковщика, грузчика, водителя, товароведа, менеджера по залу, кассира, продавца, охраника, директора;
  2. Расширять представления о мастерстве кондитера и пекаря, значимости их труда.

Развивающие:

  1. Активизировать диалогическую и монологическую речь;
  2. Умение самостоятельно готовить игровой материал;
  3. Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, опираясь на ранее полученные знания;
  4. Развивать воображение.

Воспитательные:

  1. Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, качественному исполнению ролей;
  2. Обучать детей реализовывать и  развивать сюжет игры,  опираясь на ранее полученные знания;
  3. Воспитывать самостоятельность в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры;
  4. Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulochnaya.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

сюжетно-ролевой игры

«Булочная»

в подготовительной группе

Подготовила:

воспитатель Ремнева С.Н.

2016 г.

Интеграция областей: «Познавательное развитие»,  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру, развивать диалогическую и монологическую речь.

Задачи:

Образовательные:  

- расширять и углублять представления детей о профессиях: пекаря,  кондитера, упаковщика, грузчика, водителя, товароведа, менеджера по залу, кассира, продавца, охранника, директора;

- расширять представления о мастерстве кондитеров и пекарей, о значимости их труда.

Развивающие: 

- активизировать диалогическую и монологическую речь;

- умение самостоятельно готовить игровой материал для игры;

- обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, опираясь на ранее полученные знания;

- развивать воображение.

Воспитательные:

- способствовать сознательному  отношению к соблюдению  правил ролевого взаимодействия, качественному  исполнению  ролей;

- обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, опираясь на ранее полученные знания;

- воспитывать самостоятельность в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры;

- формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Предварительная работа:

- разучивание стихотворения  И. Лопухиной  «Булочная»;

- НОД «Откуда хлеб на стол пришел?»;

- рассказы в картинках «Как выращивают хлеб»;

- знакомство с профессиями «агроном», «тракторист», «комбайнер»;

- рассматривание иллюстраций, картинок по теме:  «Хлебобулочные изделия»; «Кондитерские изделия», «Булочная», «Хлебозавод», «Пекарный цех», «Кондитерский цех»;

- знакомство с профессиями «пекарь», «кондитер»;

- чтение литературных  произведений:  М. Глинская «Хлеб», литовской сказки «Как волк вздумал хлеб печь»; загадки о хлебе.

- просмотр видеоролика «Откуда хлеб к нам на стол пришел?»,  серия  «По секрету всему свету – «Хлебоуборочная техника», «Как растет пшеница?»;

- сюжетно-ролевые  игры  «Магазин»,  «Супермаркет»;  знакомство с профессиями «товаровед», «менеджер зала», «упаковщик»;

- подготовка игрового пространства.

Оборудование:

- шапочки, фартуки (для кондитеров и пекарей)

- фартуки и шапочки (для продавца, кассира)

- скатерти

- пластилин для моделирования, формочки, коробочки для упаковки, наклейки

- соленое тесто, подносы

- ящики,  рули, костюмы  (для грузчиков и водителей)

- витрины

- готовый игровой материал

- кассовый аппарат

- корзины для покупателей

- сумочки

- кошельки

- деньги (из бумаги)

- чеки

- ценники

- товары по отделам

- таблички с названиями отделов

- отличительные элементы для сотрудников (бейджи)

План проведения игры:

  1. Организационный момент.
  2. Игра-инсценировка  стихотворения И. Лопухиной «Булочная».
  3. Введение в тему игры.
  4. Игра «Хлебозавод». Деление детей на 2 группы – «пекари» и «кондитеры». Изготовление детьми хлебобулочных и кондитерских изделий. Введение в игру ролей «грузчик», «водитель».
  5. Игра «Булочная»,   введение в игру ролей -  «товаровед», «менеджер зала», «продавец», «кассир», «охранник», «директор магазина».
  6. Самостоятельная игровая деятельность.
  7. Итог.

Ход игры:

Руководство воспитателя

Предполагаемые ответы детей

1.Организационный момент

Дети до начала игры надевают на себя шапочки и фартуки

- Сегодня, ребята, мы будем играть с игру «Булочная».

- Что продается в булочной?

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение  «Булочная».

- Хлеб, печенье, торты, конфеты и т.д.

2.Игра-инсценировка стихотворения И. Лопухиной «Булочная»

В булочной у нас баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки,

И плетёнки, и пампушки,

Курабье,бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем,

Много пряников, конфет,

Пастила есть и щербет,

И пирог с начинкой сладкой,

И полено, и  помадка…

Называйте, не стесняйтесь,

Выбирайте, угощайтесь!

Дети в руках держат подносы с хлебобулочными и кондитерскими изделиями.

Лена, Полина, Варвара читают стихотворение.

Дети поочереди делают шаг вперед.

3.Введение в тему.

Иллюстрационный материал по теме: «Хлебозавод»

- Сегодня мы с вами будем играть в игру «Булочная».  Но, сначала, мы с вами отправимся на хлебозавод.

- Кто работает на хлебозаводе?

- Какие изделия выпекают пекари?

- Что изготавливают кондитеры?

- «Пекари», «кондитеры».

- Хлеб,  пирожки, булки, бублики, баранки, плюшки,  плетёнки, и т.д.

- Печенье, конфеты, торты,  пироги, сладости и т.д.

4.Игра «Хлебозавод»

Дети делятся на 2 группы – «пекари», «кондитеры».

Дети подходят к столам. На одном столе табличка «Пекарный цех», на другом столе - «Кондитерский цех».

- Итак, приступаем к работе.  Нам необходимо изготовить разные изделия для нашей булочной.

- А теперь наши изделия необходимо отправить в булочную.

- На чем мы отвезем наши изделия?

- Необходимо выбрать грузчиков и водителей. Грузчики погрузят наши изделия на машины, а водители повезут в булочную.

Самостоятельная деятельность детей.  

Дети лепят и упаковывают свои изделия в коробочки. Затем складывают их в ящики.

- На машине.

Грузчики грузят товар в машины.

5.Игра «Булочная»

Грузчики и водители везут товар в магазин.  Товаровед принимает товар, подписывает накладную. Менеджеры зала расставляют товар. Дети в это время снимают шапки и фартуки.

- В нашей булочной будет 2 отдела: «хлебобулочные изделия» и «кондитерский отдел».

- Ребята, а кто работает в магазине?

- Правильно, продавцы будут говорить вам,  сколько стоит товар, подавать  его; кассир пробивает чеки,  дает сдачу; менеджер зала раскладывает товар на полки, охранник охраняет магазин; директор контролирует работу всех работников магазина.

- Теперь надо распределить роли (одновременно раздаются бейджики)

- Директором магазина буду я.

- Ребята, не забываем про вежливые слова. Это одно из условий нашей игры: без слов «будьте добры», «пожалуйста», «здравствуйте», «спасибо», «до свидания», товар отпускаться не будет.

- Ну, а теперь пора открывать нашу «Булочную». Все работники магазина занимают свои места.  

- Продавец, кассир, товаровед,  менеджер зала, охранник, директор магазина.

6. Самостоятельная игровая деятельность

Дети берут корзинки, сумки  и отправляются в булочную.

- Здравствуйте, а хлеб у вас свежий?

- Да, свежий.

- Сколько стоит батон хлеба?

- Батон хлеба стоит 20 рублей.

- Дайте, пожалуйста, один батон.

- Спасибо.

7.Подведение итога

- Скажите, ребята,  вам понравилась игра? Какие профессии участвовали сегодня в игре?

- В следующий раз мы продолжим нашу игру.

- Пекари, кондитеры, грузчики, водители,  товаровед, менеджеры зала, продавцы, кассиры, охранник, директор  магазина.

Литовская сказка «Как волк  вздумал хлеб печь»  

Однажды встретил волк в лесу человека и просит:
— Дай мне хлеба!
Человек дал. Волк съел и облизнулся — вкусный был хлеб. Говорит волк человеку:
— Что мне делать, чтобы и у меня всегда был свой хлеб? Научи меня!
— Ладно, — согласился человек и начал учить волка. — Сперва надо вспахать землю…
— А когда вспашешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо рожь посеять.
— А когда посеешь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо подождать, пока она вырастет.
— А когда вырастет, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её убрать.
— А когда уберёшь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо её смолотить.
— А когда смолотишь, можно уж есть?
— Ещё нет. Надо испечь хлеб.
— А когда испечёшь, можно есть?
— Можно.
Подумал волк, подумал и говорит:
— Лучше уж не буду я печь хлеб, коли так долго ждать. Как до сих пор обходился без хлеба, так, видно, и обойдусь.

М. Глинская «Хлеб»

Мама дала Грише большой кусок хлеба и отправила его на улицу.
Гриша ел хлеб. Хлеб был вкусный и душистый, с блестящей корочкой. Скоро мальчик наелся, а хлеба еще оставалось много. Тут ребята позвали Гришу в мячик играть. Что делать с хлебом? Гриша подумал и бросил хлеб на землю.
Проходил мимо дядя Матвей, остановился и спросил: «Кто хлеб бросил?»
- Он, он! — закричали ребята и показали на Гришу.  Гриша сказал: «Я уже сыт, а хлеб оставался. У нас хлеба много, не жалко».

Дядя Матвей снял с груди золотую звездочку и сказал: - «Я звезду Героя за то, что хлеб вырастил, получил. А ты хлеб в грязи топчешь».

Гриша заплакал: «Я не знал, что с хлебом делать. Досыта наелся, а он оставался…»
- Ладно, — согласился дядя Матвей. Если не знал — это другой разговор.

Поднял хлеб, положил на ладонь.

— В этом кусочке моя работа, работа твоей матери, всей деревни работа. Хлеб любить и беречь надо.

Отдал его Грише и ушел. Гриша утер слезы и сказал ребятам: «Я тот хлеб сейчас съем».
- Нельзя, — возразил Саня, — хлеб запачкан, заболеть можно.
— Куда же теперь хлеб девать?

В это время проезжала по дороге телега, а за телегой бежал жеребенок Лыска.
— Отдадим хлеб Лыске, — предложила Нюра. Гриша протянул жеребенку хлеб. Лыска схватил ломоть, мигом съел и не уходит. Тянется мордой к ребятам: Давай еще! Axl  Ах, как вкусно».

Пословицы и поговорки

  • Хлеб – всему голова!
  • Хлеб – наше богатство.
  • Будет хлеб – будет и песня.
  • Доплясались, что без хлеба остались. (Детям сложно понять переносный смысл слова «доплясались», поэтому здесь лучше использовать прямой смысл – если плясать и не работать, то хлеба не вырастишь).
  • Хлеб – батюшка, вода – матушка.
  • Хлеб – дар божий, отец, кормилец.
  • Хлеб да соль, и обед пошел.
  • Без хлеба – половина обеда.
  • Не будет хлеба, будешь без обеда.
  • Не трудиться, так и хлеба не добиться.
  • Рожь поспела — берись за дело.
  • Много снега — много хлеба.

Д/игра «Родственные слова»

Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

Назовите… ХЛЕБ  ласково. (Хлебушек.)

Назовите …крошки ХЛЕБА. (Хлебные крошки.)

Назовите…посуду для ХЛЕБА. (Хлебница.)

Назовите …человека, который выращивает ХЛЕБ.  (Хлебороб.)

Назовите … прибор для резки ХЛЕБА.  (Хлеборезка.)

Назовите ….завод, где выпекают ХЛЕБ. (Хлебозавод.)

Д/игра «Узнай профессию»

Цель: упражнять в назывании сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек пашет землю – ПАХАРЬ, ЗЕМЛЕПАШЕЦ.

Человек разводит овощи – ОВОЩЕВОД.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Оформление сюжетно-ролевых игр в соответствии с возрастом и требованиями ФГОС. На примере сюжетно -ролевой игры "Больница".

Дошкольный возраст самый благодатный возраст для игр т. к. это ведущая детская деятельность.Хочу предложить Вашему вниманию подборку сюжетно-ролевой игры «Больница», её изменения и дополнения в соотве...