Главные вкладки

    НОД по ознакомлению с природой "ГДЕ РАСТЕНИЯ ЛЮБЯТ ЖИТЬ" (старшая группа)
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Спицына Елена Алексеевна

    НОД по ознакомлению с природой для детей старшей группы

     

    Тема: «Где растения любят жить»

     

    Программное содержание: Подвести детей к пониманию того, что есть удивительный мир – мир растений. Познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития в разных условиях: пустыня, вечные снега, моря, тропики.

    Формировать представление о многообразии растений; о влиянии среды обитания на их внешнее строение.

    Учить сравнивать, выделять признаки; развивать познавательные интересы.

    Ход занятия.

    I. Вводная часть.

    Воспитатель: Ребята, смотрите, что я хочу вам показать. Недавно я была в ботаническом саду. (Показать фотографии) Там очень красиво и интересно. Кто-нибудь был там?

    Дети: Да. Нет.

    Воспитатель: Для тех кто не был, расскажу, там растут разные растения нашей планеты. Есть огромные кактусы под самый потолок, много пальм, один листок размером с вас. Для них созданы специальные условия, в которых они привыкли жить. Представляете какие необычные там растения! Жаль у нас на улице таких растений не встретишь. Как вы думаете почему?

    Дети: Ответы детей.  Нас другая погода, климат.

    Воспитатель: Правильно ребята. Растения, которые мы встречаем на улице приспособились к нашей погоде, нашему климату. А экзотические растения привыкли к другой погоду, и у нас им будет не комфортно.

    А вы хотели бы увидеть эти растения?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Замечательно! Тогда давайте, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие в мир растений. И поможет нам в этом вот этот предмет. (Воспитатель берёт глобус) Что это?

    Дети: Глобус.

    Воспитатель: Правильно. Кто знает почему он раскрашен разными цветами? Что эти цвете значат?

    Дети: Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карту, скажите, каким цветом показана растительность на карте?

    Дети: Зеленым цветом.

    Воспитатель: Я покажу на карте место, где мы живем. (показывает указкой) Много ли растений там, где мы живём? Где растут растения?

    Дети: Да много. Растут в почве. (раздать элементы почвы)

    Воспитатель: Какие растения нас окружают? (воспитатель показывает картинки, дети отвечают)

    Дети: Ответы детей.

    Воспитатель: Молодцы ребята много растений знаете.

    II. Пустыня.

    Воспитатель: Но посмотрите наш глобус хочет нам что-то показать. Отправляем в путешествие. (по кругу под музыку подходим к зоне «Пустыни»)

    Где мы оказались? Почему здесь нет зеленого цвета? (воспитатель показывает на карте пустыню)

    Дети: Это пустыня, Африка. Здесь мало воды.

    Воспитатель: Как вы догадались, что это пустыня?

    Дети: Окрашена в оранжевый цвет

    Воспитатель: Хоть пустыня и не окрашена в зеленый цвет, но там тоже растут растения. (Обращаю внимание детей на панно)

    Воспитатель: Какие растения растут в пустыне?

    Дети: Кактусы.

    Воспитатель: Посмотрите какой у меня есть кактус. Хотите посмотреть, как он выглядит под землёй? (показать длинные корни кактуса)

    Дети: Да.

    Воспитатель: В пустыне растёт кактус под названием верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому все лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но, не смотря, на это, ее охотно поедают верблюды. Поэтому она так и называется.

    Воспитатель: Есть ли у кактусов листья?

    Дети: Ответы детей.

    Воспитатель: Вместо листьев у кактусов колючки, чтобы не испарялась влага, поэтому ей требуется мало воды.

    Воспитатель: Живут ли в России кактусы?

    Дети: Ответы.

    Воспитатель: Да живут, но только на подоконнике). На улице кактусы замерзнут и погибнут. Потому что они привыкли к другому климату, где очень жарко.

    III.  Антарктида

    Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (по кругу доходим до зоны «Вечные снега») Как здесь холодно! (фоном северные ветра) Где мы оказались с вами?

    Дети: В Антарктиде.

    Воспитатель: Почему здесь всё белое? (показать Антарктиду на глобусе)

    Дети: ответы детей. Здесь только снег.

    Воспитатель: Верно, в Антарктиде, действительно, вечные снега. Но и Антарктиде живут растения. Удивительно, растения спят 9 месяцев. Но только пригреет солнце, чуть растает снег, и сразу же в этих местах появляются чудесные растения. Жизнь у таких растений короткая; за три месяца они успевают вырасти и даже зацвести, порадовать Землю своей красотой. (показать растения Антарктиды, находя их под снегом в коробке)

    Воспитатель: Скажите, а у нас растения спят?

    Дети: Ответы детей.

    Воспитатель: Как только наступают холода, растения высыхают и сбрасывают листья, останавливается их рост. Кажется растения погибли, стали безжизненными. Но корни у них живые и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу служит им снежное покрывало, под ним тепла и уютно. Растения спят и ждут, когда пригреет солнце и они опять будут радоваться жизни. (раздать элементы солнца)

    IV. Моря

    Воспитатель: Интересно куда мы с вами попадём? (Идём по кругу, погружаемся на дно морское)

     

    Физкультминутка:

    Рыбки плавали плескались

    Прохладной водичкой наслаждались.

    То погружаются, то всплывают,

    То в песочке себя зарывают.

     

    Воспитатель: Где мы с вами оказались?

    Дети: На дне моря, океана.

    Воспитатель: Каким цветом показаны моря и океаны на глобусе.

    Дети: Синим, голубым.

    Воспитатель: Значит здесь нет растений? Как вы думаете?

    Дети: Есть, это водоросли.

    Воспитатель: Правильно, даже глубоко под водой живут растения. Они также разнообразны, как и растения на суше. Некоторые размером с пылинку, а некоторые достигают в длину десятков метров. На примет длиной как наша группа. Одни прозрачные и мягкие, а другие твёрдые, как камень.

    Для чего нужны растения под водой?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: Водоросли служат пищей многим обитателям моря, некоторые водоросли – Ламинария, луди тоже употребляют в пищу. Они богаты йодом, который необходим нашему организму. Водоросли служат домом для рыб, в них рыбы поменьше могут спрятаться от хищника, или наоборот, в водорослях хищник может затаиться и подкарауливать добычу.

    Игра: «Море волнуется раз»

    V. Тропики

    (под звуки джунглей дети оказываются в тропическом лесу)

    Воспитатель: Посмотрите ребята! Вот здесь – влажный тропический лес. Кто знает где на глобусе расположены джунгли?

    Дети: Дети находят тропические леса.

    Воспитатель: Чем отличаются растения джунглей от растений пустыни?

    Дети: Большими размерами, огромными листьями, толстыми стеблями, растений очень много и т.д.

    Воспитатель: Правильно ребята! В тропиках очень благоприятные условия для роста растений – тепло и влажно, там часто идут дожди, дающие силы растения вырастать такими большими. (раздать элементы воды) Джунгли называются царством растений. Здесь так много растений, что это место называется лёгкими планеты, т.к. растения очищают воздух. Растения стремятся подняться к солнцу, поэтому растения по-разному приспособились к жизни. Посмотрите, что за растения опутали ствола деревьев?

    Дети: Лианы.

    Воспитатель: Почему лианы опутывают стволы деревьев?

    Дети: Тянутся к солнцу.

    Игра «Моталочка»

    VI. Итог

    Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Давайте подумаем, что нужно что бы растения росли?

    Дети: Солнце, вода, земля. (элементы эти составляющих складываем в коробку)

    Воспитатель: Правильно все составляющие мы с вами положили в коробочку. Теперь у нас обязательно вырастут цветы!

    Дети: каждый «сажает» цветочек в дырочку.

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gde_lyubyat_zhit_rasteniya.docx20.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Где растения любят жить»

    Программное содержание: Подвести детей к пониманию того, что есть удивительный мир – мир растений. Познакомить с интересными представителями мира растений, с особенностями их роста и развития в разных условиях: пустыня, вечные снега, моря, тропики.

    Формировать представление о многообразии растений; о влиянии среды обитания на их внешнее строение.

    Учить сравнивать, выделять признаки; развивать познавательные интересы.

    Ход занятия.

    I. Вводная часть.

    Воспитатель: Ребята, смотрите, что я хочу вам показать. Недавно я была в ботаническом саду. (Показать фотографии) Там очень красиво и интересно. Кто-нибудь был там?

    Дети: Да. Нет.

    Воспитатель: Для тех кто не был, расскажу, там растут разные растения нашей планеты. Есть огромные кактусы под самый потолок, много пальм, один листок размером с вас. Для них созданы специальные условия, в которых они привыкли жить. Представляете какие необычные там растения! Жаль у нас на улице таких растений не встретишь. Как вы думаете почему?

    Дети: Ответы детей.  Нас другая погода, климат.

    Воспитатель: Правильно ребята. Растения, которые мы встречаем на улице приспособились к нашей погоде, нашему климату. А экзотические растения привыкли к другой погоду, и у нас им будет не комфортно.

    А вы хотели бы увидеть эти растения?

    Дети: Да.

    Воспитатель: Замечательно! Тогда давайте, мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие в мир растений. И поможет нам в этом вот этот предмет. (Воспитатель берёт глобус) Что это?

    Дети: Глобус.

    Воспитатель: Правильно. Кто знает почему он раскрашен разными цветами? Что эти цвете значат?

    Дети: Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на карту, скажите, каким цветом показана растительность на карте?

    Дети: Зеленым цветом.

    Воспитатель: Я покажу на карте место, где мы живем. (показывает указкой) Много ли растений там, где мы живём? Где растут растения?

    Дети: Да много. Растут в почве. (раздать элементы почвы)

    Воспитатель: Какие растения нас окружают? (воспитатель показывает картинки, дети отвечают)

    Дети: Ответы детей.

    Воспитатель: Молодцы ребята много растений знаете.

    II. Пустыня.

    Воспитатель: Но посмотрите наш глобус хочет нам что-то показать. Отправляем в путешествие. (по кругу под музыку подходим к зоне «Пустыни»)

    Где мы оказались? Почему здесь нет зеленого цвета? (воспитатель показывает на карте пустыню)

    Дети: Это пустыня, Африка. Здесь мало воды.

    Воспитатель: Как вы догадались, что это пустыня?

    Дети: Окрашена в оранжевый цвет

    Воспитатель: Хоть пустыня и не окрашена в зеленый цвет, но там тоже растут растения. (Обращаю внимание детей на панно)

    Воспитатель: Какие растения растут в пустыне?

    Дети: Кактусы.

    Воспитатель: Посмотрите какой у меня есть кактус. Хотите посмотреть, как он выглядит под землёй? (показать длинные корни кактуса)

    Дети: Да.

    Воспитатель: В пустыне растёт кактус под названием верблюжья колючка. Ее корни проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому все лето, даже в самый сильный зной, верблюжья колючка ярко-зеленая. Она действительно колючая, но, не смотря, на это, ее охотно поедают верблюды. Поэтому она так и называется.

    Воспитатель: Есть ли у кактусов листья?

    Дети: Ответы детей.

    Воспитатель: Вместо листьев у кактусов колючки, чтобы не испарялась влага, поэтому ей требуется мало воды.

    Воспитатель: Живут ли в России кактусы?

    Дети: Ответы.

    Воспитатель: Да живут, но только на подоконнике). На улице кактусы замерзнут и погибнут. Потому что они привыкли к другому климату, где очень жарко.

    III.  Антарктида

    Воспитатель: Наше путешествие продолжается. (по кругу доходим до зоны «Вечные снега») Как здесь холодно! (фоном северные ветра) Где мы оказались с вами?

    Дети: В Антарктиде.

    Воспитатель: Почему здесь всё белое? (показать Антарктиду на глобусе)

    Дети: ответы детей. Здесь только снег.

    Воспитатель: Верно, в Антарктиде, действительно, вечные снега. Но и Антарктиде живут растения. Удивительно, растения спят 9 месяцев. Но только пригреет солнце, чуть растает снег, и сразу же в этих местах появляются чудесные растения. Жизнь у таких растений короткая; за три месяца они успевают вырасти и даже зацвести, порадовать Землю своей красотой. (показать растения Антарктиды, находя их под снегом в коробке)

    Воспитатель: Скажите, а у нас растения спят?

    Дети: Ответы детей.

    Воспитатель: Как только наступают холода, растения высыхают и сбрасывают листья, останавливается их рост. Кажется растения погибли, стали безжизненными. Но корни у них живые и почки живые. А одеялом в зимнюю стужу служит им снежное покрывало, под ним тепла и уютно. Растения спят и ждут, когда пригреет солнце и они опять будут радоваться жизни. (раздать элементы солнца)

    IV. Моря

    Воспитатель: Интересно куда мы с вами попадём? (Идём по кругу, погружаемся на дно морское)

    Физкультминутка:

    Рыбки плавали плескались

    Прохладной водичкой наслаждались.

    То погружаются, то всплывают,

    То в песочке себя зарывают.

    Воспитатель: Где мы с вами оказались?

    Дети: На дне моря, океана.

    Воспитатель: Каким цветом показаны моря и океаны на глобусе.

    Дети: Синим, голубым.

    Воспитатель: Значит здесь нет растений? Как вы думаете?

    Дети: Есть, это водоросли.

    Воспитатель: Правильно, даже глубоко под водой живут растения. Они также разнообразны, как и растения на суше. Некоторые размером с пылинку, а некоторые достигают в длину десятков метров. На примет длиной как наша группа. Одни прозрачные и мягкие, а другие твёрдые, как камень.

    Для чего нужны растения под водой?

    Дети: ответы детей.

    Воспитатель: Водоросли служат пищей многим обитателям моря, некоторые водоросли – Ламинария, луди тоже употребляют в пищу. Они богаты йодом, который необходим нашему организму. Водоросли служат домом для рыб, в них рыбы поменьше могут спрятаться от хищника, или наоборот, в водорослях хищник может затаиться и подкарауливать добычу.

    Игра: «Море волнуется раз»

    V. Тропики

    (под звуки джунглей дети оказываются в тропическом лесу)

    Воспитатель: Посмотрите ребята! Вот здесь – влажный тропический лес. Кто знает где на глобусе расположены джунгли?

    Дети: Дети находят тропические леса.

    Воспитатель: Чем отличаются растения джунглей от растений пустыни?

    Дети: Большими размерами, огромными листьями, толстыми стеблями, растений очень много и т.д.

    Воспитатель: Правильно ребята! В тропиках очень благоприятные условия для роста растений – тепло и влажно, там часто идут дожди, дающие силы растения вырастать такими большими. (раздать элементы воды) Джунгли называются царством растений. Здесь так много растений, что это место называется лёгкими планеты, т.к. растения очищают воздух. Растения стремятся подняться к солнцу, поэтому растения по-разному приспособились к жизни. Посмотрите, что за растения опутали ствола деревьев?

    Дети: Лианы.

    Воспитатель: Почему лианы опутывают стволы деревьев?

    Дети: Тянутся к солнцу.

    Игра «Моталочка»

    VI. Итог

    Воспитатель: Вот мы и вернулись домой. Давайте подумаем, что нужно что бы растения росли?

    Дети: Солнце, вода, земля. (элементы эти составляющих складываем в коробку)

    Воспитатель: Правильно все составляющие мы с вами положили в коробочку. Теперь у нас обязательно вырастут цветы!

    Дети: каждый «сажает» цветочек в дырочку.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

    С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

    ООД КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

    познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними; учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их....

    Конспект непосредственно- образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром "Любуемся красотой осени" (вторая младшая группа)

    Целью данного материала является создание условий для развития у детей эстетического отношения к окружающему миру....

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее? Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения Игровая задача: найти картинку с изображением определенного растения. Материал для игры: карточки с изображе

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ 1.Кто быстрее?Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растенияИгровая задача: найти картинку с изображением ...

    Конспект занятия по окружающему миру "Где растения любят жить?" для старшей - подготовительной группы

    Дети отправляются в путишествие по земному шару, по разным климатическим зонам. Побывают в пустыне, тропиках, вечных снегах, на дне морском. Познакомятся с основными представителями растительного мира...

    Занятие познавательной направленности в старшей группе «Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с лекарственными растениями.

    Занятие познавательной направленности в старшей группе«Лекарственные растения» Цель: Создание условий для развития познавательной активности , любознательности детей старшего дошкольн...