Тематическое планирование для дошкольников 5- 6 лет
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

Вахрушева Оксана Сергеевна

Методический материал по экологии для системного ознакомления детей с окружающим миром, с объектами и явлениями реальности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по экологии для дошкольников 5-6 лет

воспитатель: Вахрушева Оксана Сергеевна

        МЕСЯЦ

                         ТЕМА

                       ЦЕЛИ

      НОД с детьми

           ЛИТЕРАТУРА

СЕНТЯБРЬ

1 занятие: Угадай, где я вырос?

Учить классифицировать  цветы на  садовые, дикорастущие,   луговые, полевые, лесные; закрепить названия цветов, воспитывать бережное отношен  к природе края

Дид. игры с изображением. и названиями цветов, наблюдения  и уход за цветами на клумбе , опыт "Почему цветы осенью умирают"

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова.  Стр.5

2 занятие : Грибные истории

Расширять знания о грибах, показать их значение для людей учить  отличать съедобные грибы от несъедобных

Загадки, чтение стих. "Грибная электричка", дид. игры о грибах, рассматривание муляжей  грибов

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.26,16

3 занятие: Овощи и фрукты на нашем столе

Обобщить представление  об овощах, фруктах, ягодах средней полосы, уточнить условия роста и  созревания (плодород.земля, влага, свет, тепло)

ОПЫТ в огороде,  наблюдения, игра "Где что растёт?"

Рисование и лепка овощей

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.26

4 занятие: Дыхание и горение

Дать представления, почему в спальне не стоит держать много комнатных растений, как воздух сохраняет тепло

Эксперименты с воздухом, рассматривание схем, таблиц

Составление конспекта воспитателем.

ОКТЯБРЬ

1 занятие: Деревья моего нашего участка

Отметить осенние изменения в природе, учить различать деревья  по коре, листьям

Рисование осенних деревьев, сбор гербария на тер. дет сада

Т. А. Шорыгина  изд.               « Беседы о лесе»

2 занятие: Земля заповедная

Дать понятие  о назначении заповедника и зоопарка, о Красной Книге растениях  и животных родного края.

Занятие "О чём бы рассказала сорока?", загадки

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова.  Стр 9

3 занятие:  Что растёт в лесу?

Дать детям первоначальное представление о лесе: в лесу растёт много разных деревьев, кустарников, растут ягоды и грибы. Познакомить с произведениями искусства- картинами и репродукциями на тему осеннего леса; учить замечать красоту картин, рассказать, что картины пишут художники.

Рассказ воспитателя, рассматривание картин. Наблюдение на прогулке за осенними деревьями.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.29

4 занятие:  Опытно-экспериментальная- деятельность6 « Обследование хвойных деревьев» (ствол, хвоя, что внутри шишек)

Уточнить представление детей о строении дерева: ствол покрытый коричневой корой, верхушка, много веток, вместо листьев- иголки, на ветках шишки. Познакомить детей со строением шишки, показать её особенности (запах, форма), внутри семена.

Наблюдение, обследование, рассматривание плаката «Хвойные деревья»

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр. 63

        

НОЯБРЬ

1 занятие: Почему дует ветер?

Уточнить представление детей о причине и свойствах ветра: горячий поднимается вверх, холодный- вниз.

Занятие с экспериментом, рассматривание  схемы "Движение воздушных масс"

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова.  Стр.14

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.39,46

2 занятие: Птицы наших лесов

Закрепить знания о внешнем виде, поведении зимующих птиц

Дид.  игры, рассматривание иллюстраций, фотографий ,

Совместная деятельность с детьми - рисование птицы

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова.  Стр.15

3 занятие: Перелёт птиц

Учить детей доброте, бережному отношению к природе; воспитывать бережное отношение к птицам; знакомить с особенностями их жизни, помочь испытывать радость сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели.

Беседа о зимующих и перелётных птицах; пальчиковая игра «Полёт птиц»; худ. слово Г.Скребицкого и В. Чаплиной «Появились синички»

Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 31

4 занятие: Человек- часть природы

Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой; совершенствовать речь детей; развивать фантазию; воспитывать чистоплотность, аккуратность и желание быть здоровым.

Рассматривание картинок о природе; беседы «органы зрения, слуха, зубы»; гимнастика для глаз. Игра «Полезные- вредные»

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.60

ДЕКАБРЬ

1 занятие: Как  звери зимуют в лесу

Установить связь между погодой и поведением диких животных зимой

Дид. игры  про животных,  рассматривание сюжетных картин, чтение рассказов В.Бианки

Подготовить  с детьми рассказ об одном из диких животных наших лесов

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.81

2 занятие: Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла)

Занятие – эксперимент:   лепка из снега, рассматривание иллюстраций

Лепка и рисование  "Зима пришла" совместно с детьми

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.86

3 занятие: Удивительный лес зимой

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса; формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения; развивать познавательный интерес к природе.

Рассматривание иллюстраций «Лес зимой», альбом «звери леса», составление кроссворда «Растения леса». Экскурсия на участок леса.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.67

4 занятие: Домашние животные- друзья человека

Выявить и систематизировать представления детей о домашних животных; установить взаимосвязь и зависимость жизни животных от человека; познакомить с трудом животноводов, рассказать чем он интересен ,полезен и почётен

Беседа с детьми по сюжетным картинкам; самостоятельные рассказы детей. Загадки по теме.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.179


ЯНВАРЬ

1 занятие: Снег и его свойства

Выявить и расширить представления детей о свойствах снега; развивать речь детей, мышление, воображение; воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Обследование снега, наблюдение на прогулке, загадки, опыты со снегом.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.79

2 занятие: Путешествие Капельки

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, почему выпадает снег.

Рассматривание мнемотаблицы "Круговорот воды в природе", эксперименты

Постройка снежных фигур на участке группы, украшение их

«Юный эколог» С.Н. Николаева. Стр.69

3 занятие: Как снег превращается в воду

Показать, как снег в тепле тает. Становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь- она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

Опытно- экспериментальная деятельность: приложение стр.5

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр. 79


ФЕВРАЛЬ

1 занятие:  Зимние явления в неживой природе

Развивать игровой замысел, обучать детей отвечать на поставленные вопросы; активизировать ласкательные существительные; закрепить знания о зимних явлениях; вызвать положительные эмоции; развивать творческую фантазию и воображение; воспитывать бережное отношение к природе.

Беседа о свойствах снега.

Опытно- экспериментальная деятельность: приложение стр.5

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.87

2 занятие:  Как лёд превращается в воду

Показать детям, что в тепле лёд тает и превращается в воду, цветной лёд становится цветной водой.

Опытно- экспериментальная деятельность: приложение стр.5

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.62

3 занятие:  Тёплая и холодная вода

Уточнять представления о том, что вода бывает разной температуры- холодная и горячая; это можно узнать, если потрогать воду руками; в любой воде мыло мылится; вода и мыло смывают грязь.

Наблюдения во время гигиенической процедуры мытья рук, эксперимент- в тёплой воде мылится лучше, чем в холодной.

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр.63

4 занятие:  Берегите воду

Учить детей беречь воду, не лить её без нужды и плотно закрывать водопроводный кран.

Рассматривание альбома с изображением водоёмов, беседа с детьми о бережном отношении к воде, решение проблемной ситуации. д/и «Ручеёк», просмотр м/ф « Беги ручеёк». Эко- сказка «Как люди речку обидели» Н.А. Рыжова.

Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 29

Опытно- экспериментальная деятельность: приложение стр .1


МАРТ

1 занятие: Кто такие насекомые

Познакомить детей с миром насекомых; развивать умение обобщать насекомых по существенным признакам; воспитывать интерес к насекомым, желание узнавать о них что-то новое.

Чтение:Л.Толстой «О муравьях»Рассматривание демонстрационного материала «Насекомые»

Чтение художественной литературы и загадывание

загадок и насекомых.

Наблюдение за насекомыми на участке.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.105

2 занятие:  Куда девается мусор?

 ( «Наша жизнь в городе»)

Познакомить с понятием «твердые отходы» и процессом их переработки, закрепить понятие «пищевые отходы». Воспитание гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое.

Дидактическая игра «Логический экран»

Рассматривание альбома «Береги живое»-правила поведения в природе.

Сбор макулатуры.

Экскурсия в парк.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.25

3 занятие: Солнце—большая звезда

Дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной  системы. Познакомить детей с понятием света и тени. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный. Дать представление о планете есть жизнь. Учить делать выводы.

Опытно-экспериментальная деятельность со светом.

Почему, кажется, что звезды движутся по кругу.

Тень.

Влияние солнечного света на жизнь на земле.

Звезды светят постоянно.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.26

4 занятие:  Посадка лука

Учить детей ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место; закреплять знания детей о строении луковицы. Об условиях необходимых для роста; развивать речь, активизировать словарь; воспитывать желание добиваться результата.

Рассматривание луковицы; рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука; практическая деятельность детей.

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.21

АПРЕЛЬ

1 занятие: Кто больше всех радуется весне?»

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях природы своего края; развивать бережное отношение ко всему живому; учить детей сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Чтение   экологической сказки «Весенняя сказка»

Наблюдение за сокодвижением у березы . ( «Времена года», стр. 37)

Знакомство с весенними народными приметами

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр22

2 занятие :Путешествие в весенний лес»

Сформировать у детей знания о весенних явлениях в природе: тает снег, лёд, бегут ручьи, разливаются водоёмы;

- Познакомить детей с жизнью в природных условиях диких животных, как они спасаются от стихийных бедствий.

- Способствовать развитию творчества в создании коллажа на тему: « Спасём

животных от наводнения»;

- Активизировать и обогащать словарь детей.

Беседа: « Перелётные птицы».

« Первоцветы  - весны»

«Юный эколог» С.Н. Николаева  стр22

3 занятие: Космос. Звёзды. Вселенная.

Познакомить детей с основными планетами, дать элементарные понятия о планетах.

Просмотр слайдов, чтение познавательных рассказов из энциклопедии «Я познаю мир», серия бесед на тему « Земля- планета, на которой мы живём». Д/игра «Расположи планеты правильно»

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.100

4 занятие: Первые одуванчики

Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям. Закреплять знания о строении и назначении одуванчика. Развивать наблюдательность, речь детей. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения.

Беседа «Одуванчик; изучение строения одуванчика; составление рассказа «Путешествие семечка»

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.107

МАЙ

1 занятие: « Волшебное зерно»

Познакомить детей с цветами, растущими в клумбе, закрепить названия цветов. Дать знания о том, как сажают цветы (семенами, рассадой, луковицей). Прививать трудолюбие и бережливость к цветам.

Рассматривание иллюстраций с загадками, обсуждение схемы  «Посадка цветов», практическая деятельность детей с воспитателем.

Издание «Корифей» М.В. Емельянова стр. 58

2 занятие: « Высадка рассады цветов  в клумбу»

Уточнить знания детей о способах выращивания растений, вызвать интерес к выращиванию растений, радость от совместной работы; развивать наблюдательность, мышление, речь. Учить детей бережно относиться к растительному покрову, беречь красоту, которую создают зелёные газоны.

Рассматривание альбома «Красоты природы», беседа с детьми по теме. Эко-сказка «Травинка- путешественница» Н.А. Рыжова стр.4

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.108

3 занятие: «Природа и люди»

Закрепить знания детей о деревьях, воспитывать бережное отношение к родной природе.

Рассматривание альбома «Красоты природы», беседа с детьми по теме. Рассматривание картины Шишкина «Дубовая роща»

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.109

4 занятие: «Весна- красна»

Уточнить знания детей о последовательности весенних изменений в природе (увеличение продолжительности дня, повышение температуры воздуха, рост и цветение растений, прилёт зимующих птиц и т.д.); учить устанавливать связь между изменениями в живой и неживой природе; познакомить с образом весны в произведениях искусства, воспитывать чувство любви к природе.

Загадки о природ; беседа по  стихотворению «Весна» И. Сурикова

Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А Обухова. Стр.111


ЛИТЕРАТУРА: изд. « Юный эколог» С.Н. Николаева (2010г.); «Экология. Занимательные материалы»  М.В. Емельянова (2010г);  «Беседы о воде в природе» Т.А. Шорыгина (2012г); « Мир в котором я живу» Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова;  « Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Л.Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л.А. Обухова; « Не просто сказки»- экологические рассказы и сказки Н.А. Рыжова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Календарно-тематическое планирование с дошкольниками среднего возраста в соответствии с ФГОС ДО"

Календарно-тематическое планирование разработано для детей среднего дошкольного возраста по теме "Здоровье и я-близкие друзья"...

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с дошкольниками – одно из необходимых условий реализации ФГТ. При ра

Комплексно-тематическое планирование по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой  Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности с до...

О комплексно-тематическом планировании образовательной деятельности с дошкольниками – как одном из необходимых условий реализации ФГОС. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ НА 2016-2017 г

ФГОС о комплексно- тематическом планировании. Особенности  тематического планирования  в логопедической группе. Распределение работы учителя-логопеда и воспитателей по видам деятельности. Ка...

Календарно- тематическое планирование для дошкольников

Увлекательный английский для дошкольников...

Тематическое планирование для дошкольников старшего возраста с ТНР

Тематическое планирование для дошкольников с ТНР...

Перспективно-тематическое планирование ознакомления дошкольников 5-6 лет с ОБЖ и ЗОЖ (СТАРШАЯ ГРУППА)

В основной образовательной программе , разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, прописана часть, формируемая участниками образовательны...

Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" с календарно-тематическим планированием для дошкольников

Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" для дошкольников разработана для ведения кружка с одноимённым названием и нацелена на подготовку детей к школе по математи...