примерный план по экспериментированию в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Материал содержит подробную структуру занятий по экспериментированию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Примерный перспективный план и структура занятий по экспериментальной деятельности в подготовительной группе №2 ОДА
Составила воспитатель: Верухина Ирина Владимировна
Месяц | Тема | Цель опытно –исследовательской деятельности | Структура | |
СЕНТЯБРЬ | Диагностика | |||
ОКТЯБРЬ | «Уводы нет вкуса» | Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде. | 1.Игра: «Наоборот» 2.Игра: «Изменения» 3.Игра: «Тяжелая – легкая» 4.А/Г: «Вкусное варенье» 5.Эксперимент с водой 6.Итог. Дом/задание | |
«Где прячутся насекомые, можно ли им помочь?» | Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Формировать представление о развитии насекомых и зависимости их окраски от места обитания; | 1.Игра: «Светло – темно» 2.Игр/момент: «Что там под платком?» 3.Игра: «Мы растем» 4.Загадки о насекомых (просмотр презентации) 5.Ф/М: «Мы шагаем» 6.Эксперимент с песком: «Где же они прячутся?» 7.Итог | ||
«У воды нет запаха» | Закрепить знания о разных состояниях воды, круговороте воды в природе, о значении волы в жизни растений, животных и человека. О том. что вода это «дом» для многих растений и животных, необходимость охраны утих животных и среды их обитания, о необходимости экономно использовать воду в быту. Упражнять в соблюдении природоохранных правил поведения в природе. | 1.Вспомним сказочные превращения 2.Игра: «Маленький – большой» 3.Схема превращения 4.П/И: «Каравай» 5.Игра: «Снег, лед, камешек, вода» 6.Эксперимент с водой. | ||
«Изучаем листья» | Иметь представление о строение листа, знать основные функции листа. Выдвигать гипотезы, определять способы решения проблем; использовать текст, иллюстрации для получения информации об основных функциях листа; устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы из изученного материала; | 1.Приветствие: «Мы рады всех видеть» 2.П/Г: «Овощерезка» 3.Исследование листа с помощью лупы 4.Динам/пауза: «Мы листики осенние» 5.Опыт: «Почему лист зеленый?» 6.Эксперимент: «Как листья опадают?» 7.Графическое упражнение: «Полет листка» 8.Игра: «Найди тень от листка |
НОЯБРЬ | «У нас есть вдох и выдох» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | 1.Загадка про воздух 2.Изучаем и выдыхаем мыльные пузыри 3.Игра: «Шары надутые, шары раздутые» 4.Эксперимент с пакетами: «Ловим воздух» 5.Нарисуем воздух – рисование мыльными пузырями | ||
«Первые заморозки» | Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причин но -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед. | 1.Игр/момент: «В гости к Снегурочке» 2.Игра: «Твердое – жидкое» 3.Загадки и отгадки в картинках 4.Эксперимент – первый лед 5.Домаш/задание: «Морозильная камера дома» 6.Игра: «Цветные льдинки» | |||
«Волны» | Познакомить с природным явлением – ветром; сформировать понятие о ветре как о движении воздуха; показать роль ветра в образовании волн; дать понятие о силе ветра. | 1.Упражнение: «Что нам море рассказало» 2.Игра: «На берегу» 3.Загадки про море, его обитателей 4.Игра: «Море волнуется раз…» 5.Опыт: «Куда волны побежали, кто их гонит?» | |||
«Мы живые, а деревья?» | Выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. | 1.Презентация: «Наш дом – природа» 2.Опыт: «Как воду сделать чистой» 3.Физ/минутка: «Капельки» 4.Опыт: «Посадим росток» 5.Итог, Раскрашивание стенгазеты о природе | |||
ДЕКАБРЬ | «Сколько весит воздух? | Выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх. Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду. Обнаружить, что воздух сжимается. Обнаружить атмосферное давление | 1.Игра: «Легкая пушинка» - Д/Г 2.Опыт: «Воздух есть везде» (стакан, мешок, соломинка) 3.Игра: «Волшебники» 4.Физминутка: «Шарик» 5.Опыт: «Волшебный сундучок» 6.Сюрпризный момент – шарики воздушные. | ||
«Вода смачивает и очищает предметы» | Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природным ресурсам. Развивать умение организовать эксперимент и получить результат. Снижать утомление, статическое напряжение при выполнении заданий. Соблюдать гигиенические условия к просмотру материала с использованием мультимедийной установки. | 1.Введение в игровую ситуацию. 2.Практическое экспериментирование – свойства воды. 3.Физминутка: «Капельки и тучка» 4.Опыт: «Вода и предметы» 5.Рисование зубными щетками. 6.Итог | |||
«Замерзание воды» | Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа. | 1.Игра: «Твердый – мягкий» 2.Просмотр слайдов о воде 3.Опыт со льдом 4.Беседа по картинкам о временах года 5.Физминутка: «Дворник улицу метет» 6.Подготовка цветной воды и формочек для замерзания льда. | |||
«Свойства мокрого песка» | Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов. В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах мокрого песка. | 1.Сюрпризный момент 2.Беседа 3.Показ презентации про песок 4.Опыты с песком – (растворяется или нет, пропускает ли воду) 5.Гимнастика для глаз 6.Работа с мокрым песком 7.Итог. | |||
ЯНВАРЬ
| «Сколько времени можно не дышать» | Обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности. Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, высказывать предположение, мнение, обосновывать его. | 1.Сюрпризный момент – письмо от Айболита 2.Физразминка у дерева витаминов 3.Закрепляем термины – здоровье, нездоровье 4.Опыт с воздухом 5.Дыхание через рот и нос 6.Просмотр презентации 7.Итог | ||
«Спичка – пленница» | Дать понятие детям о том, какую опасность таят в себе спички. Познакомить со свойствами огня. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнём. | 1.Загадка о спичках. 2.Слайд – шоу по сказкам про огонь 3.Задание: «Отгадай-ка» 4.Опыт со спичкой 5.П/Г: «Дружные ребята2 6.Конструирование из спичек и пластилина | |||
«Бывает ли воздуху холодно?» | Повторить свойства воздуха, в ходе опытов выявить новые свойства воздуха; развивать познавательную активность; формировать умение работать в коллективе, развивать коммуникативные умения; | 1.Загадка про воздух 2.Опыт с ладошками, с бутылочками 3.Физминутка: «Ветер клен качает…» 4.Опыт с пипетками 5.Правила работы с предметами 6.Итог | |||
«Защитные свойства снега» | Формировать представление о снеге и его свойствах. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы. Вызвать радость от открытий, полученных в результате опытов | 1.Письмо от Деда Мороза 2.Беседа о снеге 3.Игра: «Светло – темно» 4.Ига: «Назови правильно» 5.Опыт со снегом 6.Итог |
ФЕВРАЛЬ | «Вода прозрачная» | Сформировать понятие о том, что вода течет по трубам; закрепить знания о некоторых свойствах воды (жидкая, меняет форму в зависимости от формы предмета, в которой ее наливают, прозрачная); побудить детей к рассуждению о том, что было бы если бы вода не могла течь; учить сравнивать жидкие и густые вещества, анализировать. | 1.Рассматривание глобуса 2.Игра: «Кто больше назовет съедобной жидкости?» 3.Загадки о воде 4.Игра: «Разбери картинки» 5.Опыт: «Три стакана» 6.Итог | |
«Когда бывает пар» «Получаем талую воду» (2 занятия) | Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представления о воде как о помощнице человека; воспитывать у детей наблюдательность; развивать кожные ощущения, фантазию. | 1.Игра: «Твердое – жидкое» 2.Опыт: «Лед нагреваем – водичку получаем» 3. «Что еще дает тепло?» – просмотр презентации 4.Физминутка по желанию детей 5.Опыт с нагреванием воды 6.Домашнее задание. Итог. | ||
«Ловим воздух» | Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха, и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность. | 1.Игровой момент: «Мы – ученые» 2.Опыт: «Воздух в человеке» 3.Опыт: «Поймай невидимку» 4.Игра: «Тонет – не тонет» 5.Физминутка 6.Опыт: «Раздуй каплю» рисование коктейльными трубочками 7.Итог | ||
МАРТ | «Наблюдение за свойствами снега в разную погоду» | Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе. Продолжать формировать знания и представления детей о временах года; о сезонных изменениях в природе. | 1.Игра: «Подойди ко мне дружок» 2.Загадки о зиме 3.Игра: «Зима – это хорошо или плохо?» 4.Опыт – наблюдение: «Снег» 5.Работа с формочками и снегом 6.Свойства снега при контакте с ладошками, солнцем и т.д. 7.Итог | |
«В воде некоторые вещества растворяются» | Продолжать знакомить детей со свойствами воды; дать представление о том, что в воде одни вещества растворяются, а другие не растворяются; провоцировать рассуждения детей о роли данного явления в жизни человека, животных, растений; воспитывать желание экспериментировать, эстетическое восприятие; развивать мышление. | 1.Игровой момент: «Давайте попьем воду» 2.Загадки о Волшебнице – Воде 3.Лаборатория воды 4.Опыты с водой и солью, сахаром, гуашью 5.Физминутка: «Жил-был Ежик» 6.Игра: «Угадай на ощупь» 7.Итог | ||
«Песочные часы» | Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы. | 1.Игровой момент: «Мы на пляже» 2.Свойства песка – беседа по вопросам 3.Рассматривание песочных часов 4.Песочная картина – рассматривание слайдов 5.Д/Г: «Мы на берег побежим» 6.Рисование в лотках с песком 7.Итог | ||
«Почему парашют снижается плавно?» | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха. | 1.Игра: «Карусель» 2.Игра: «Парашют над головой» 3.просмотр презентации о воздушном транспорте 4.Опыт с пакетом: «Это наш парашют» 5.Физминутка: «Легкий – легкий» 6.Изготовление парашютов из полиэтилена, ниток, грузила. |
АПРЕЛЬ | «Движение воздуха» | Сформировать у детей представление о том, что ветер – это движение воздуха (при помощи горящей свечи и открытой двери); объяснить, что в комнате теплый воздух он легко путешествует по верху; показать, что воздух нельзя увидеть; развивать наблюдательность, глазомер, координацию, воображение; учить при помощи веера создавать ветер. | 1.Орг.момент: «Соберитесь все в кружок» 2.Рассматривание предметов – есть ли в них воздух. 3.Опыт: «Ветер в комнате» со свечой 4.Опыт: «как взлетел воздушный шар» 5.Физминутка: «Мыльные пузыри» 6.Чтение отрывка из стих.А.Пушкина: «Ветер, ветер ты могуч» 7.Итог |
«Летающие семена» | Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений. | 1. Чтение отрывка из произведения А.П.Платонова «Неизвестный цветок» 2. Слушание музыки, исполнение, музыкальные импровизации. 3. Игра с правилами (дидактическая): «Ящик ощущений», «Угадай, от какого дерева семена», «Найди крышку» 4.Опыт: «Как ты вырос?» 5.Беседа по вопросам 6.Лепка из семян и пластилина | |
«Своды и тоннели» | Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться; планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты; развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов. | 1.Вводная часть 2.Беседа о песке 3.Опыт: «Свойства мокрого песка» 4.Опыт: «Камень и песок» 5.Опыт с бумагой: «Своды и тоннели» 6.Игра: «Песочный телефон2 7.Итог | |
«Песчаный конус» | Познакомить детей с составом и свойствами природного песка; развивать способности овладевать средствами познавательной деятельности способами обследования объекта; расширять представления о песке, его качествах и особенностях; стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы. | 1.Что такое конус? Рассматривание слайдов 2.Скручиваем конус из бумаги 3.Игра: «Найдите конус» 4.Занимательная страничка 5.Задания на чертежах 6.Опыт с песком и водой – строим конус 7.Итог | |
МАЙ | «Чем отличается солнечная сторона от теневой» | Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей. | 1.Игровой момент – куклы Свет и Тень 2.Опыт: «Ищем свет» с фильмоскопом 3.Опыт: «Ищем тень» 4.Опыт с фонариком: «Какой луч света» 5.Игра с теневым театром 6.Рисование гелевыми ручками фильма про Свет и Тень. 7.Итог |
«Яблочный спутник свечи» | Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе. Выявить закономерность влияния объектов живой и неживой природы. | 1.Что такое свеча? Беседа 2.История свечи – просмотр презентации 3.Виды свечей 4.Опыт: «Какая свеча ярче?» 5.Физминутка: «Вот так яблоко» 6.Опыт: «Яблоко и свечка» 7.Итог | |
«Теневой портрет» | Познакомить детей с образованием тени от предметов, используя солнечное освещение. Установить сходство тени и объекта. Познакомить детей с образованием тени от предметов, используя электричество вечером. | 1.Игра: «Ласковое имя» 2.Игра: «Азбука настроения» 3.Динамическая пауза: «Девочки и мальчики2 4.Игра – опыт: «Волшебная палочка» 5.Догони свою тень – физминутка 6.Игра: «Чья это тень?» 7.Опыт с фонариком 8.Итог | |
ДИАГНОСТИКА |
Список использованной литературы:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Г. Познавательно исследовательская деятельность дошкольников. 4-7 лет. М, 2012.
- Белавина И.Г., Найденская Н.Г. Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников / И. Белавина, Н. Найденская. – М.: ЛАЙДА, 1995.
3. Кумсковская И. Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.
4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.
5. Дыбина О. В. Что было до…// Дошкольная педагогика. №1, 2006.
6. Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный перспективный план по ФЭМП в подготовительной группе
В данной работе представлен перспективный план дидактических игр по математике по кварталам...
Примерный план-конспект нод в подготовительной к школе группе. «Весна идёт, весне дорогу!»
Интеграция образовательных областей:Образовательная область «Познавательное развитие»:-закреплять знания детей о весне, уметь понимать приметы весны.Образовательная область «Речевое развитие»:-обогаща...
План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.
Разработали и провели воспитатели Чвикова (Абраменкова) И.В. и Захарова Т.Н....
План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы.
ГБОУ СОШ №1375 План занятия по экспериментированию в подготовительной группе №5. Тема: Измерение длины и массы. Подготовили и ...
Примерный комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе №3 ГБДОУ №43 по теме: "Космос"
Примерный комплексно-тематический план образовательной работы в подготовительной группе №3 ГБДОУ №43 по теме: "Космос"...
Перспективный план по экспериментированию в подготовительной группе
перспективный план в подготовительной группе по экспериментированию по книге Е.В. Марудовой...
Примерный рабочий план на лето в подготовительной группе
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содерж...