Перспективный план по экспериментированию в подготовительной группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Лещук Антонина Геннадьевна

перспективный план в подготовительной группе по экспериментированию по книге Е.В. Марудовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц, неделя, название недели

Тема опыта

Цель

Материал, литература

Сентябрь

1 неделя

День знаний.

Могут ли животные жить в земле?

Выяснить, что есть в почве для жизни живых организмов (воздух, вода, органические остатки)

Почва, спиртовка, металлическая тарелочка, стекло, емкость с водой. Марудова Е.В.,91

Сентябрь

2 неделя

Неделя красоты.

 Изобретаем прибор для вскапывания почвы.

Учить детей самостоятельно находить новые решения при выполнении задания с поставленным условием. Учить проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет.

Иллюстрации с изображением орудий труда для обработки почвы, Марудова Е.В.,88

Сентябрь

3 неделя

Азбука безопасности.

Колющие и режущие предметы с разными формами лезвий.

Познакомить детей с разнообразными материалами, из которых они изготовлены. Выяснить условия хранения и правила безопасного использования таких предметов.

Ножи и вилки с разными лезвиями (фруктовые, столовые, кухонные), игрушка Незнайка, масло, кусочки хлеба, яблока,сыра.

Марудова Е.В., 96

Сентябрь

4 неделя

День дошкольного работника.

Что есть в почве?

Установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)

Комочек земли, металлическая тарелочка, спиртовка, спички, остатки сухих листочков, лупа, пинцет.

Марудова Е.В. 87

Октябрь

1 неделя

Осень в мире растений. День пожилого человека.

Как листья становятся питанием для растений?

Установить зависимость факторов неживой природы от живой (польза для почвы от гниения растений)

Почва, опавшая листва, дождевые черви, емкость. Марудова Е.В. 89

Октябрь

2 неделя

Осень в мире животных.

Почему говорят: «Как с гуся вода?»

Установить связь между строением и образом жизни птиц.

Перья куриные и гусиные, емкость с водой, жир, пипетка, растительное масло, бумага, кисточка. Марудова Е.В., 96

Октябрь

3 неделя

Моя республика.

Заплесневелый хлеб

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа, алгоритм опыта. Марудова Е.В.,89

Октябрь

4 неделя

Моя страна.

 Наверх!

Выяснить, что в почве есть воздух и вода, необходимые для жизни живых организмов.

Земляные черви, земля, камешки, 3 стакана, вода. Марудова Е.В.,91

Ноябрь

1 неделя

День народного единства.

Проверка зрения

Показать на опыте зависимость видения объектов от расстояния до него.

Картинки с изображением предметов. Марудова Е.В.,99

Ноябрь

2 неделя

Расту здоровым.

Сколько ушей?

Определить значимость расположения ушей по обеим сторонам головы человека, познакомить со строением уха, его ролью для ориентировки в пространстве.

Картинки с контурным рисунком головы человека, на которых есть ошибки в изображении ушей (одно, три уха, оба уха наверху головы, уши животных), схема строения уха человека..

Марудова Е.В.,86

Ноябрь

3 неделя

Моя семья.

Большой - маленький

Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещения.

Зеркало на каждого ребенка, настольная лампа.

Марудова Е.В.,87

Ноябрь

4 неделя

День матери.

Как не обжечься? (опыт 1)

Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.

Вода в одинаковых по размеру емкостях из разных материалов – керамики, деревав, пластмассы, металла.

Марудова Е.В.,93

Декабрь

1 неделя

Зима.

Замерзание жидкостей.

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

Ёмкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла, алгоритм действий. Марудова Е.В.,95

Декабрь

2 неделя

Зима.

Ледяной дом.

Совершенствовать умения детей работать со снегом, используя необходимые инструменты. Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению активного стремления преобразовывать объект.

Снег, вода, лопатки, ведра, свеча. Марудова Е.В.,97

Декабрь

3 неделя

В гостях у сказки.

Почему лампочка светит?

Объяснить детям на опыте принцип работы электрической лампочки.

Батарейка для фонарика , тонкая проволока, лампочка с припаянными проводами, игрушка – домик из керамики. Марудова Е.В.,95

Декабрь

4 неделя

Новый год. Фабрика Деда Мороза

Звуки в воде

Помочь детям выявить причины ослабленного звука.

Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или с крупами, одна готовая коробочка с «секретом» (внутри полностью обложена поролоном) и материалы для изготовления таких же коробочек – для каждого ребёнка, мелкие металлические предметы.

Марудова Е.В.,101

Январь

2 неделя

Рождество

 

Водяная мельница

Познакомить детей с силой воды.

Схема и материал для изготовления вертушки, емкость с водой, пустой таз, алгоритм деятельности. Марудова Е.В. 90

Январь

3 неделя

 Январь спортивный.

Мир тканей.

Учить детей называть ткани, сравнивать ткани по их свойствам, понимать, что эти характеристики обусловливают способ использования ткани.

Образцы тканей (ситца, сатина, шерсти, капрона, драпа, трикотажа) Марудова Е.В.,98

Январь

4 неделя

 Зимние забавы.

Наша группа

Способствовать участию детей в коллективном преобразовании, проявлению устойчивого стремления преобразовывать предмет. Учить соотносить расположение предметов на макете с реальными предметами в пространстве группы.

Коробки разных размеров, бумага, ножницы, схемы изготовления мебели, карандаши, краски, кисточка, клей. Марудова Е.В.,98

Февраль

1 неделя

Неделя добрых дел.

Свеча в банке

Показать детям на опыте, что при горении изменяется состав воздуха. Что для горения нужен кислород. познакомить детей со способами тушения огня.

 Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном, спички.  Марудова Е.В.,101

Февраль

2 неделя

Лекторий «Защитники Отечества»

Секретное письмо

Показать детям, как писать письма ватной палочкой, обмакивая ее в молоко. Учить анализировать и делать выводы (молоко, нагреваясь темнеет, и письмо из невидимого превращается в видимое)

Лупа. Дощечка, ватные палочки, листы белой бумаги, баночки с молоком, свеча, письма. Нищева Н.В.., 185

Февраль

3 неделя

Защитники Отечества.

Соломенный буравчик.

Показать детям на опыте, что воздух обладает упругостью. Обсудить, как может использоваться сила воздуха.

Сырые картофелины, по две соломинки для коктейля, матрас с насосом. Марудова Е.В.,100

Февраль

4 неделя

Народные праздники и обычаи.

Волшебный шарик

С помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.

Надутые воздушные шары, кусочки ткани и бумаги.

Марудова Е.В.,73

Март

1 неделя

Мамин праздник.

Компас

Показать детям, что у магнита есть полюса. Рассказать об использовании магнита в компасе, о необходимости компаса людям.

Блюдце, стакан с водой, магнит в форме палочки, крышка, компас.

Марудова Е.В.,103

Март

2 неделя

Народная культура.

Почему комар пищит, а шмель жужжит?

Продемонстрировать детям на опыте причины происхождения низких и высоких звуков.

 Пластмассовые расчески с разной частотой и размером зубьев, изображение комара и шмеля. Марудова Е.В.,102

Март

3 неделя

Неделя театра.

Радуга на стене

Познакомить детей с механизмом образования цветов как расположением и отражением лучей света.

Граненое стеклышко или часть граненного стакана. Марудова Е.В.,103

Март

4 неделя

Книжная неделя.

Фильтрование воды

Познакомить детей с разными способами очистки воды.

Бумажные фильтры, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости, стакан с водой, алгоритмы устройства различных фильтров..Марудова Е.В.,90

Апрель

1 неделя

Весна.

Магнит рисует

Объяснить детям действие магнитных сил. Использовать полученные знания для создания картины.

 Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла, алгоритм изготовления картины, готовая картина. Марудова Е.В.,104

Апрель

2 неделя

Неделя космоса.

Земля - магнит

 Продемонстрировать на опыте действие магнитных сил земли.

Шар из пластилина с намагниченной булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло, алгоритм проведения опыта, компас. Марудова Е.В.,104

Апрель

3 неделя

Зеленая планета.

День Земли.

Как не обжечься? (опыт 2)

Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.

Алюминиевая и деревянная ложки, емкости с горячей водой.   Марудова Е.В.,94

Апрель

4 неделя

Они защищали Родину.

Как не обжечься? (опыт 3)

Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному.

Ложки пластмассовые, деревянные, алюминиевые, из нержавеющего металла, скрепки, кусочки парафина или пластилина, емкость с горячей водой. Марудова Е.В.,94

Май

1 неделя

День Победы. Моя страна.

Световой луч

Объяснить детям, что свет – это поток световых лучей, познакомить их с тем, как можно увидеть луч света. Познакомить на опыте, что световое пятно (или тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене, и наоборот.

Фильмоскоп, аквариум или емкость с водой, лист черной бумаги с отверстием диаметром 3-5мм., зеркало, изображение лучей солнца. Марудова Е.В.,92

Май

2 неделя

Весна – красна!

Запасливые стебли

Показать детям на опыте, как стебли растений могут накапливать влагу и сохранять ее долгое время.

Губки, неокрашенные бруски разных пород деревьев, лупа, невысокие емкости с водой. Марудова Е.В.,106

Май

3 неделя

Неделя

безопасности.

Чем нюхает червяк?

Показать детям на опыте, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.

 Земляные черви, бумажные салфетки, ватные шарики, пахучая жидкость, лупа.  Марудова Е.В.,105

Май

4 неделя

До свидания, детский сад! Здравствуй, лето!

Много - мало

Показать детям на опыте зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев

Три растения: 1-с крупными листьями, 2- с обычными, 3- кактус, целлофановые пакетики, нитки, незаконченная модель зависимости количества выделяемой воды от размера листьев..

Марудова Е.В.,106

Литература:

  1. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  2. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  3. Дыбина О.В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников  /  Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.
  5. Экологическое воспитание дошкольников  /  Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.
  6. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группа/ сост. Н.В.Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

Перспективный план работы

 по экспериментированию        

в подготовительной группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментированию в старшей группе

Перспективное планирование по экспериментированию для детей старшей группы...

Перспективный план по экспериментированию для старшей группы

Перспективный план по экспериментированию предназначен для воспитателей старшей группы...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе.

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей....

Перспективное планирование по экспериментированию в подготовительной группе

Перспективное планирование  по экспериментированию в подготовительной группе...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе

Экспериментирование учит детей не только делать выводы на основе наблюдений, но и логически мыслить. А так же развивает память, внимание. Поэтому мы уделяем особое внимание этому виду деятельности в д...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе

Средняя группа  Месяц, название неделиТема опытаЦельМатериал, литератураСентябрь2 неделяАзбука безопасности. Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде.Выявить свойства воды: вода м...

Перспективный план по экспериментированию в старшей группы

этот методический материал поможет познакомить детей старшей группы со способами экспериментирования, организации работы в уголке природ, наблюдений на прогулке....