Перспективный план по экспериментированию для старшей группы
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Бершина Ирина Петровна

Перспективный план по экспериментированию предназначен для воспитателей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspekt_plan_po_eksperiment_starsh_grup.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Месяц, неделя, название недели

Объект

Тема опыта

Цель

Материал, литература

Сентябрь

1 неделя

День знаний.

Песок, глина

Посадим дерево

Определить свойства  песка и глины: сыпучесть, рыхлость при смачивании.

Емкости с сухим  песком и глиной, палочки – для каждого ребёнка.

Марудова Е.В.,68

Сентябрь

2 неделя

Неделя красоты.

Овощи

 Овощи  и фрукты как косметика

Показать детям использование фруктов и овощей для приготовления косметических средств.

Свекла, огурец, яблоко, персиковый крем, огуречная маска, шампунь с фруктовым запахом, тёрка, нож, бумажные салфетки, зеркало.

Марудова Е.В.,65

Сентябрь

3 неделя

Азбука безопасности.

Металл

Колющие и режущие предметы из разных материалов

Познакомить детей с разнообразными материалами, из которых они изготовлены. Выяснить условия хранения и правила безопасного использования таких предметов.

Ножи и вилки пластмассовые, металлические, деревянные; поролон, пенопласт, грабли, спицы из разных материалов, швейные иголки и сломанные ветки деревьев.

Марудова Е.В., 75

Сентябрь

4 неделя

День дошкольного работника.

Фрукты

Фрукты: как их можно есть?

Показать детям различные способы приготовления блюд из фруктов.

Картинки с изображением фруктов, сюжетная картинка «Сбор урожая в саду», тарелочки с сухофруктами, консервированными и свежими фруктами, стаканы с фруктовым компотом.

Марудова Е.В. 65

Октябрь

1 неделя

Осень в мире растений.

Деревья

Почему осенью листья желтеют?

Показать взаимосвязь между расцветкой листа и уменьшением теплового фактора для растения

Рябинка, растущая рядом с детским садом, календарь погоды, уличный градусник, температурный график.

Марудова Е.В. 67

Октябрь

2 неделя

Осень в мире животных.

Птицы

Как легче плавать?

Установить связь между строением и образом жизни птиц.

Картинки с изображением водоплавающих и не водоплавающих птиц, ёмкость с водой, механические плавающие игрушки (пингвин, уточка), лапка из проволоки (без перепонок).

Марудова Е.В., 74

Октябрь

3 неделя

Моя республика.

Грибы

Где растут грибы?

Выявить благоприятные условия для развития и роста грибов

Споры старых грибов – свинушек или шампиньонов (используются грибницы, обрезки нижних частей грибов).

Марудова Е.В.,66

Октябрь

4 неделя

Моя страна.

Песок

 Как появляются холмы?

Объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов.

Пластиковый поднос, песчаный грунт или смесь садовой земли с песком,  пять монеток, лейка с водой, пять жестяных крышек от маленьких консервных банок. 

Марудова Е.В.,68

Ноябрь

1 неделя

День народного единства.

Воздух

Упрямый воздух (опыт № 1)

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Шприцы (без иголок) для каждого ребёнка, ёмкость с подкрашенной водой.

Марудова Е.В.,79

Ноябрь

2 неделя

Расту здоровым.

Человек

Проверим слух

Показать детям, как человек слышит звук.

Металлическая ложка, толстые бечёвки длиной 60 см, стол (лучше металлический).

Марудова Е.В.,63

Ноябрь

3 неделя

Моя семья.

Человек

Наши помощники – глаза

Познакомить детей со строением глаза, функцией его частей.  

Зеркало, пиктограммы (брови, ресницы. Веко. Глазное яблоко), изображение строения глаза. Бумажные овалы лица и части лица, вырезанные из бумаги (глаза, нос, рот, веко с ресницами, пары зрачков нескольких цветов – серые, карие, голубые, зелёные).

Марудова Е.В.,64

Ноябрь

4 неделя

День матери.

Ягоды

Как измерить тепло?

Объяснить детям принцип действия термометров (увеличение объёма жидкости при нагревании, уменьшение объёма – при охлаждении.

Зведёрки с водой разной температуры, пузырёк с водой, со стержнем, вставленным в крышку, и заполненным мыльным раствором.

Марудова Е.В.,71

Декабрь

1 неделя

Зима.

Вода, лед, снег

Какие свойства?

Сравнивать свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Ёмкости со снегом, льдом, водой.

Марудова Е.В.,72

Декабрь

2 неделя

Зима.

Вода, лед

Разноцветные сосульки

Реализовать представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре), полученные в ходе поисковой деятельности.

Вода, формы для замораживания льда, краски, нитки, алгоритм деятельности.

Марудова Е.В.,75

Декабрь

3 неделя

В гостях у сказки.

Статическое электричество

Волшебники 

С помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.

Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, кусочки ткани и бумаги.

Марудова Е.В.,73

Декабрь

4 неделя

Новый год. Фабрика Деда Мороза

Звук

Коробочка с секретом

Помочь детям выявить причины ослабленного звука.

Коробочки с мелкими предметами из разных материалов или с крупами, одна готовая коробочка с «секретом» (внутри полностью обложена поролоном) и материалы для изготовления таких же коробочек – для каждого ребёнка, мелкие металлические предметы.

Марудова Е.В.,80

Январь

2 неделя

Рождество

 

Вода

Помощница- вода

Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Банка с мелкими лёгкими предметами. ёмкость с водой, стаканчики.

Марудова Е.В. 67

Январь

3 неделя

 Зимние забавы.

Магнит

Горнолыжник

Закрепить умение работать с пластилином, бумагой, ножницами. Реализовывать свои творческие возможности, доводить работу до логического конца.

Иллюстрации на тему «Зимние виды спорта»; кусок картона 20х45 см, трубочки для коктейля, пластилин, ножницы, цветная бумага, картон, 2 канцелярские скрепки, магнит, клей (всё – на каждого ребёнка).

Марудова Е.В.,76

Январь

4 неделя

 Зимние забавы.

Различные виды тканей

Если не видишь

Научить детей узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства, объяснить, что свойства материала обусловливают способ его применения. Выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами.

Повязки на глаза из разных материалов (плотных и прозрачных); небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, бумазея), ножницы, ёмкости с водой, алгоритм деятельности.

Марудова Е.В.,77

Февраль

1 неделя

Неделя добрых дел.

Человек

Большой – маленький

Продемонстрировать детям, как зрачок меняет размер в зависимости от освещённости.

Большое зеркало, маленькие зеркала, настольная лампа.

Марудова Е.В.,78

Февраль

2 неделя

Лекторий «Защитники Отечества»

Воздух

Упрямый воздух (опыт № 2)

Показать, что воздух при сжатии занимает меньше места, сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.

Пипетки для каждого ребёнка (резиновый колпачок, стеклянный цилиндр), ёмкость с окрашенной водой.  

Марудова Е.В.,80

Февраль

3 неделя

Защитники Отечества.

Воздух

Ветер в комнате

Выявить, как образуется ветер. Показать детям на опыте, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз.

Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить), спички, принадлежности для рисования (для каждого ребёнка).

Марудова Е.В.,78

Февраль

4 неделя

Народные праздники и обычаи.

Статическое электричество

Волшебный шарик

С помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.

Надутые воздушные шары, кусочки ткани и бумаги.

Марудова Е.В.,73

Март

1 неделя

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Магнит

Два магнита

Выявить особенности взаимодействия двух магнитов – притяжение и отталкивание.

Два магнита.

Марудова Е.В.,82

Март

2 неделя

Народная культура.

Звук

Где живёт эхо?

Показать детям на опыте, как возникает эхо.

Пустой аквариум, вёдра пластмассовые и металлические, кусочки тканиЮ веточки, мяч.

Марудова Е.В.,81

Март

3 неделя

Неделя театра.

Лупа

Лупа

Продемонстрировать детям особенности увеличительных приборов, познакомить с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

Лупы (по количеству детей), бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы. Марудова Е.В.,82

Март

4 неделя

Книжная неделя.

Муха

Кошмарное поведение за столом

Показать, как питается муха, выявить одно из необходимых условий для её жизнедеятельности.  

Изображение мухи. Новая губка, тонкая ленточка, трубочки для коктейлей, ножницы, блюдца с апельсиновым соком – для каждого ребёнка.  

Марудова Е.В.,84

Апрель

1 неделя

Весна.

Спутники

На орбите

Установить, что удерживает спутники на орбите.

Ведро, шарик, верёвка, привязанная к ручке ведра.

Марудова Е.В.,83

Апрель

2 неделя

Неделя космоса.

Свет и темнота

Тёмный космос

 Продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно.

Фонарик, стол, линейка.  

 Марудова Е.В.,83

Апрель

3 неделя

Зеленая планета.

Растения

Холодное и тёплое помещения для растений

Выявить благоприятные условия для роста и развития растений.

Зимние или весенние ветки дуба, корневище мать-и-мачехи вместе с частью почвы, черенки бальзамина в стаканчиках с водой. Модель зависимости растений от тепла.

Марудова Е.В.,85

Апрель

4 неделя

Они защищали Родину.

Сила притяжения

Почему всё падает на землю?

Объяснить детям с помощью опыта, что Земля обладает силой притяжения.

Предметы из разных материалов (дерево, металл, пластмасса, бумага, пух), ёмкость с водой, песком, металлические шарики.

Марудова Е.В.,70

Май

1 неделя

День Победы.

Тень

Уличные тени

Рассказать детям о том, как образуется тень, о её зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения.

Предметы разной степени прозрачности.

Марудова Е.В.,69

Май

2 неделя

Весна – красна!

Растения

Как растения пьют воду

Доказать, что корешок растения всасывает воду и что стебелёк проводит её; объяснить опыт, пользуясь полученными знаниями.

Лупа, стаканы с водой (для черенков и для полива), взрослое растение бальзамина, нож, принадлежности для рисования (для каждого ребёнка).

Марудова Е.В.,84

Май

3 неделя

Неделя

безопасности.

Вода

Пар – тоже вода

Показать детям ещё одно агрегатное состояние воды, ввести правила безопасности при обращении с кипятком.  

Термос с кипятком, зеркало или стекло, знак «Осторожно, кипяток!»

Марудова Е.В.,67

Май

4 неделя

Скоро лето.

Предметы из разных материалов

Родственники стекла

Учить детей узнавать предметы, изготовленные из стекла, фаянса, фарфора. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

Стеклянные стаканчики, фаянсовйе бокалы, фарфоровые чашки, вода, краски, деревянные палочки – для всех детей, алгоритм деятельности.

Марудова Е.В.,71

Литература:

Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Дыбина О.В., Рахманинова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Организация экспериментальной деятельности дошкольников  /  Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.

Экологическое воспитание дошкольников  /  Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: «Аркти», 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментированию в старшей группе

Перспективное планирование по экспериментированию для детей старшей группы...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе.

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей....

Перспективный план по экспериментированию в подготовительной группе

перспективный план в подготовительной группе по экспериментированию по книге Е.В. Марудовой...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе

Экспериментирование учит детей не только делать выводы на основе наблюдений, но и логически мыслить. А так же развивает память, внимание. Поэтому мы уделяем особое внимание этому виду деятельности в д...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе

Средняя группа  Месяц, название неделиТема опытаЦельМатериал, литератураСентябрь2 неделяАзбука безопасности. Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде.Выявить свойства воды: вода м...

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе

Перспективное планирование по экспериментированию в старшей группе...

Перспективный план по экспериментированию в старшей группы

этот методический материал поможет познакомить детей старшей группы со способами экспериментирования, организации работы в уголке природ, наблюдений на прогулке....