Перспективный план по экспериментированию в средней группе
учебно-методический материал (средняя группа)

Сидорова Светлана Валентиновна

Средняя группа

 

 

Месяц, название недели

Тема опыта

Цель

Материал, литература

Сентябрь

2 неделя

Азбука безопасности.

 

Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде.

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики ,соль, речной песок, сахарный песок, ложечки, мелкие предметы, акварельные краски.

Марудова Е.В. 43

 

Сентябрь

3неделя

Неделя игры и игрушки.

 Что случилось? Впитываемость песка и глины

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка. 

Марудова Е.В.,45

Сентябрь

4 неделя

День дошкольного работника.

У кого какие детки?

Научить детей выделять общее в строении семян фруктов (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян фруктов : ядрышко, оболочка.

 

Фрукты, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек.

Марудова Е.В.,40

Октябрь

1 неделя

Осень в мире растений.

 У кого какие детки?

Научить детей выделять общее в строении семян овощей(наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян овощей: ядрышко, оболочка.

Овощи, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек.

Марудова Е.В.,41

Октябрь

2 неделя

В мире животных.

Волшебный материал.

Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка

Марудова Е.В.,45

Октябрь

3 неделя

Край, в котором мы живем.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, картина с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала.

Марудова Е.В.,48

Октябрь

4 неделя

Моя страна.

 

Почему птицы могут летать?

Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Крылья птицы из бумаги, картонная и резиновая птички, изображения птиц и других животных.

Марудова Е.В.,51

Ноябрь

1 неделя

День народного единства.

Кто улетит, кто останется?

Помочь понять детям зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе.

Емкости с почвой и мелкими предметами в ней, емкость с водой и мелкими предметами на дне, кора дерева, шишка, картинки с изображением клювов разных птиц.

Марудова Е.В.,47

Ноябрь

2 неделя

Расту здоровым.

Носарий

Познакомить детей с функцией носа, его строением.

Контурные рисунки профилей с разной формой носа (прямой, с горбинкой, курносый), зеркало, коробочка с лимоном.

Марудова Е.В.,39

Ноябрь

3 неделя

Моя семья.

 

Умный нос

Тренировать детей в определении предметов по запаху. Познакомить детей с особенностями работы носа.

Несколько цветов, хлеб, огурец, чеснок, апельсин и т.д., футляры от киндер-сюрпризов, картинки с изображением соответствующих предметов и растений.

Марудова Е.В.,40

Ноябрь

4 неделя

День матери.

Изменение вкуса ягод при замораживании

Учить детей различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов.

Замороженные и не замороженные ягоды, блюдца, чайные ложечки, салфетки, картинки с изображением ягод, баночка с вареньем.

Марудова Е.В.,41

Декабрь

1 неделя

Зима.

.

 

Свет вокруг нас

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды,  светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.

Марудова Е.В.,46

Декабрь

2 неделя

Зима.

Лед – твердая вода

Доказать, что лед – тоже вода.

Сосулька (или пластина льда из морозилки), миска.

Марудова Е.В.,44

Декабрь

3 неделя

В гостях у сказки.

 

Взаимодействие воды и снега

Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем в воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.

Емкости с водой разной температуры (уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки.

Марудова Е.В.,49

Декабрь

4 неделя

Новый год.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Иллюстрации, новогодние открытки, мех, подставки, емкости для снеговых фигур.

Марудова Е.В.,53

Январь

2 неделя

 Зимние забавы.

Где быстрее?

. Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

 

Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горя­чей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

Марудова Е.В.,47

Январь

3 неделя

 Зимние забавы.

Строим снежный город

 

Учить детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

 

Снег, вода, лопатки, ведра.

Марудова Е.В.,53

Январь

4 неделя

 Зимние забавы.

Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов.

Закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Научить определять материал, из которого изготовлены ножи, и предполагать степень их опасности для жизни и здоровья человека. Определить правила безопасности при обращении с колющими и режущими предметами.

 

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала, ножи с металлическим и пластмассовым лезвиями.

Марудова Е.В.,52

Февраль

1 неделя

Неделя добрых дел.

 

Мебель для куклы Ани.

Учить детей видеть возможности преобразования предметов, изменять их, используя дополнительные детали, получать результат.

 

Спичечные коробки, кирпичики от строительного материала, цветная бумага, ножницы, клей, кукла.

Марудова Е.В.,54

Февраль

2 неделя

День защитника Отечества.

Поиск воздуха

Обнаружить воздух

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, модели (карточки с обозначениями «дуем вовнутрь» и «дуем снаружи»)

Марудова Е.В.,56

Февраль

3 неделя

День защитника Отечества.

Морской бой

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Емкости с водой, листы бумаги для изготовления корабликов.

Марудова Е.В.,57

Февраль

4 неделя

Народные празд-ники и традиции.

Пузырьки - спасатели

Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.

Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки.

Марудова Е.В.,58

Март

1 неделя

Международный женский день.

У кого какие детки?

Научить детей выделять общее в строении семян деревьев (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян деревьев: Ядрышко, оболочка.

 

Плоды деревьев (клена, дуба, ясеня, сосны, липы), подносы, лупа, молоточек, изображения растений.

Марудова Е.В.,42

Март

2 неделя

Народная культура.

Почему все звучит?

Подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебание предметов.

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная банка, стеклянная палочка, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Марудова Е.В.,57

Март

3 неделя

Театральная неделя.

Вкусовые зоны языка

Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, лимоном), ватные палочки, салфетки, стаканы с водой по количеству детей.

Марудова Е.В.,55

Март

4 неделя

Книжная неделя.

 

Язычок - помощник

Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор продуктов питания ( с горьким, сладким, кислым, соленым вкусами), схематичное изображение языка со вкусовыми зонами, настольная игра «Сладкий, кислый, соленый»

Марудова Е.В.,55

Апрель

1 неделя

Весна.

.

Увеличительное стекло, бинокль, очки.

Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа.

Марудова Е.В.,59

Апрель

2 неделя

Неделя космоса.

Волшебная рукавичка.

 

 Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

 Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

Марудова Е.В.,60

Апрель

3 неделя

Мир профессий

Мы – фокусники.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, металлический самолетик, стакан с водой, металлическая чайная ложка, деревянные шарики, пластмассовые буквы и цифры, с обратной стороной которых вклеены кусочки металла, нитки.

Марудова Е.В.,61

Апрель

4 неделя

Зеленая планета.

Как спрятаться бабочкам?

Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Иллюстрации с изображениями ярких цветов, бабочек и одной птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветки.

Марудова Е.В.,62

Май

1 неделя

День Победы.

 

Знакомство с микроскопом.

Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнить увеличение предмета через микроскоп и через лупу.

Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка.

Марудова Е.В.,60

Май

2 неделя

Весна – красна.

 

Растения и свет

Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему.

Два небольших отростка растения в горшках, дневник для зарисовок, часы.

Марудова Е.В.,62

Май

3 неделя

Неделя

безопасности.

Растения в темной и в светлой комнате.

Показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте.

Два отростка традесканции полосатой в горшках, дневник для зарисовки.

Марудова Е.В.,63

Май

4 неделя

Угадай – ка.

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь понять зависимость веса предмета от материала.

Предметы из одного материала разных размеров и одинаковой формы и размера из разных материалов.

Марудова Е.В.,50

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_sr_gr.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя группа

Месяц, название недели

Тема опыта

Цель

Материал, литература

Сентябрь

2 неделя

Азбука безопасности.

Окрашивание воды. Растворимость веществ в воде.

Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной; в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная, но может менять свою окраску, запах, когда в ней растворяются окрашенные пахучие вещества.

Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический ароматизированный краситель, палочки для размешивания, мерные стаканчики ,соль, речной песок, сахарный песок, ложечки, мелкие предметы, акварельные краски.

Марудова Е.В. 43

Сентябрь

3неделя

Неделя игры и игрушки.

 Что случилось? Впитываемость песка и глины

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду.

Прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, пластиковые стаканчики с водой, клеенка. 

Марудова Е.В.,45

Сентябрь

4 неделя

День дошкольного работника.

У кого какие детки?

Научить детей выделять общее в строении семян фруктов (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян фруктов : ядрышко, оболочка.

Фрукты, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек.

Марудова Е.В.,40

Октябрь

1 неделя

Осень в мире растений.

 У кого какие детки?

Научить детей выделять общее в строении семян овощей(наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян овощей: ядрышко, оболочка.

Овощи, подносы, пластмассовые ножи, лупа, молоточек.

Марудова Е.В.,41

Октябрь

2 неделя

В мире животных.

Волшебный материал.

Выявить, какие свойства приобретают песок и глина при смачивании.

Емкости с песком, глиной, дощечки, палочки, изделия из керамики, клеенка

Марудова Е.В.,45

Октябрь

3 неделя

Край, в котором мы живем.

Металл, его качества и свойства.

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, металлический блеск).

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, картина с изображением кузнеца в кузнице, алгоритм описания свойств материала.

Марудова Е.В.,48

Октябрь

4 неделя

Моя страна.

Почему птицы могут летать?

Найти особенности внешнего вида некоторых птиц, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Крылья птицы из бумаги, картонная и резиновая птички, изображения птиц и других животных.

Марудова Е.В.,51

Ноябрь

1 неделя

День народного единства.

Кто улетит, кто останется?

Помочь понять детям зависимость изменений в жизни птиц от изменений в неживой природе.

Емкости с почвой и мелкими предметами в ней, емкость с водой и мелкими предметами на дне, кора дерева, шишка, картинки с изображением клювов разных птиц.

Марудова Е.В.,47

Ноябрь

2 неделя

Расту здоровым.

Носарий

Познакомить детей с функцией носа, его строением.

Контурные рисунки профилей с разной формой носа (прямой, с горбинкой, курносый), зеркало, коробочка с лимоном.

Марудова Е.В.,39

Ноябрь

3 неделя

Моя семья.

Умный нос

Тренировать детей в определении предметов по запаху. Познакомить детей с особенностями работы носа.

Несколько цветов, хлеб, огурец, чеснок, апельсин и т.д., футляры от киндер-сюрпризов, картинки с изображением соответствующих предметов и растений.

Марудова Е.В.,40

Ноябрь

4 неделя

День матери.

Изменение вкуса ягод при замораживании

Учить детей различать на вкус замороженные и не замороженные ягоды, сравнивать и понимать необходимость замораживания продуктов.

Замороженные и не замороженные ягоды, блюдца, чайные ложечки, салфетки, картинки с изображением ягод, баночка с вареньем.

Марудова Е.В.,41

Декабрь

1 неделя

Зима.

.

Свет вокруг нас

Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, назначение, некоторые особенности устройства рукотворных источников света.

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды,  светлячок, костер, лампа, фонарик), несколько предметов, которые не дают света.

Марудова Е.В.,46

Декабрь

2 неделя

Зима.

Лед – твердая вода

Доказать, что лед – тоже вода.

Сосулька (или пластина льда из морозилки), миска.

Марудова Е.В.,44

Декабрь

3 неделя

В гостях у сказки.

Взаимодействие воды и снега

Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем в воздухе, тает снег. Выявить способность воды остывать под действием внешних условий. Сравнить свойства воды и снега: прозрачность, текучесть, хрупкость, твердость. Проверить способность снега под действием тепла превращаться в воду.

Емкости с водой разной температуры (уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки.

Марудова Е.В.,49

Декабрь

4 неделя

Новый год.

Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Иллюстрации, новогодние открытки, мех, подставки, емкости для снеговых фигур.

Марудова Е.В.,53

Январь

2 неделя

 Зимние забавы.

Где быстрее?

. Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед —> вода, вода —> лед).

Варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

Марудова Е.В.,47

Январь

3 неделя

 Зимние забавы.

Строим снежный город

 

Учить детей видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

Снег, вода, лопатки, ведра.

Марудова Е.В.,53

Январь

4 неделя

 Зимние забавы.

Металл: его качества и свойства. Ножи из разных материалов.

Закрепить умение узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структуру поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск). Научить определять материал, из которого изготовлены ножи, и предполагать степень их опасности для жизни и здоровья человека. Определить правила безопасности при обращении с колющими и режущими предметами.

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала, ножи с металлическим и пластмассовым лезвиями.

Марудова Е.В.,52

Февраль

1 неделя

Неделя добрых дел.

Мебель для куклы Ани.

Учить детей видеть возможности преобразования предметов, изменять их, используя дополнительные детали, получать результат.

Спичечные коробки, кирпичики от строительного материала, цветная бумага, ножницы, клей, кукла.

Марудова Е.В.,54

Февраль

2 неделя

День защитника Отечества.

Поиск воздуха

Обнаружить воздух

Ленточки, флажки, пакет, воздушные шары, трубочки для коктейля, емкость с водой, модели (карточки с обозначениями «дуем вовнутрь» и «дуем снаружи»)

Марудова Е.В.,56

Февраль

3 неделя

День защитника Отечества.

Морской бой

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Емкости с водой, листы бумаги для изготовления корабликов.

Марудова Е.В.,57

Февраль

4 неделя

Народные празд-ники и традиции.

Пузырьки - спасатели

Выявить, что воздух легче воды, он имеет силу.

Стаканы с минеральной водой, кусочки пластилина величиной с рисовые зернышки.

Марудова Е.В.,58

Март

1 неделя

Международный женский день.

У кого какие детки?

Научить детей выделять общее в строении семян деревьев (наличие ядрышка). Побудить детей к называнию строения семян деревьев: Ядрышко, оболочка.

Плоды деревьев (клена, дуба, ясеня, сосны, липы), подносы, лупа, молоточек, изображения растений.

Марудова Е.В.,42

Март

2 неделя

Народная культура.

Почему все звучит?

Подвести детей к пониманию причины возникновения звука – колебание предметов.

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, стеклянная банка, стеклянная палочка, балалайка, детская металлическая посуда, стеклянный стакан.

Марудова Е.В.,57

Март

3 неделя

Театральная неделя.

Вкусовые зоны языка

Научить детей определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений, доказать необходимость слюны для ощущения вкуса.

Зеркала, 4 блюдца (с сахаром, солью, горчицей, лимоном), ватные палочки, салфетки, стаканы с водой по количеству детей.

Марудова Е.В.,55

Март

4 неделя

Книжная неделя.

Язычок - помощник

Познакомить детей со строением и значением языка. Поупражняться в определении вкуса продуктов.

Набор продуктов питания ( с горьким, сладким, кислым, соленым вкусами), схематичное изображение языка со вкусовыми зонами, настольная игра «Сладкий, кислый, соленый»

Марудова Е.В.,55

Апрель

1 неделя

Весна.

.

Увеличительное стекло, бинокль, очки.

Выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами.

Увеличительные стекла по количеству детей, бинокль, очки с увеличением, спички, пучок сухой травы, настольная лампа.

Марудова Е.В.,59

Апрель

2 неделя

Неделя космоса.

Волшебная рукавичка.

 

 Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

 Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри.

Марудова Е.В.,60

Апрель

3 неделя

Мир профессий

Мы – фокусники.

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, металлический самолетик, стакан с водой, металлическая чайная ложка, деревянные шарики, пластмассовые буквы и цифры, с обратной стороной которых вклеены кусочки металла, нитки.

Марудова Е.В.,61

Апрель

4 неделя

Зеленая планета.

Как спрятаться бабочкам?

Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Иллюстрации с изображениями ярких цветов, бабочек и одной птички, искусственные бабочки разных размеров и расцветки.

Марудова Е.В.,62

Май

1 неделя

День Победы.

Знакомство с микроскопом.

Познакомить детей с микроскопом, вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнить увеличение предмета через микроскоп и через лупу.

Микроскоп, лупа, листочек, скальпель или бритва, предметные стекла, клеенка, игрушка.

Марудова Е.В.,60

Май

2 неделя

Весна – красна.

Растения и свет

Показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему.

Два небольших отростка растения в горшках, дневник для зарисовок, часы.

Марудова Е.В.,62

Май

3 неделя

Неделя

безопасности.

Растения в темной и в светлой комнате.

Показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте.

Два отростка традесканции полосатой в горшках, дневник для зарисовки.

Марудова Е.В.,63

Май

4 неделя

Угадай – ка.

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера. Помочь понять зависимость веса предмета от материала.

Предметы из одного материала разных размеров и одинаковой формы и размера из разных материалов.

Марудова Е.В.,50


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по экспериментированию в старшей группе

Перспективное планирование по экспериментированию для детей старшей группы...

Перспективный план по экспериментированию для старшей группы

Перспективный план по экспериментированию предназначен для воспитателей старшей группы...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе.

Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей....

Перспективный план по экспериментированию в подготовительной группе

перспективный план в подготовительной группе по экспериментированию по книге Е.В. Марудовой...

Перспективное планирование по экспериментированию в средней группе

Перспективное планирование по экспериментированию с различными предметами в средней группе...

Перспективный план по экспериментированию в средней группе

Экспериментирование учит детей не только делать выводы на основе наблюдений, но и логически мыслить. А так же развивает память, внимание. Поэтому мы уделяем особое внимание этому виду деятельности в д...

Перспективный план по экспериментированию в старшей группы

этот методический материал поможет познакомить детей старшей группы со способами экспериментирования, организации работы в уголке природ, наблюдений на прогулке....