Проект" Хочу все знать!"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Стрельникова Ольга Олеговна

В проекте представленна специально организованнная исследовательская деятельность , которая позволяет воспитаннникам пытаться учиться самими, добывать информацию об объектах и явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетвлряющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hochu_vse_znat_proekt.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  учреждение

детский сад №5 «Филиппок» городского округа Тольятти

                           

Работа с родителями в рамках проекта

« Хочу все знать!»

Авторы:

                              воспитатель высшей категории  Стрельникова О.О.

                                             

2016-2017 учебный год

Проект

« Хочу все знать!»

Актуальность

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность-желание познать закономерности окружающего мира.

Согласно ФГОС ДО, содержание программы дошкольного образования должно обеспечивать познавательное развитие дошкольников, которое предполагает наряду с другими задачами развитие любознательности.

Наиболее благоприятным периодом для начала деятельности считается средний возраст. Дети в этом возврате буквально заваливают взрослых бесконечными вопросами. Возраст «Почемучек». Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности, систематизацию своих представлений, нахождение в аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются в форме зачем? почему? Каждый ответ на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. И очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

Проблема: если не сделать развитие любознательности управляемым процессом, то природные возможности, как утверждает ряд ученых, нейтрализуются: ребенок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания.

Цель проекта: начиная со среднего дошкольного  возраста детей, сделать развитие любознательности управляемым процессом со стороны взрослого: емкие ответы на детские вопросы; обучение детей самостоятельно находить ответы на свои вопросы методом экспериментирования. 

Задачи.

1.Проанализироваить методическую литературу, опыт коллег и Интернет–ресурсы по данной теме.

2. Разработать план проведения экспериментальных опытов с детьми средней группы.

3.Обогатить предметно-развивающую среду для развития любознательности: пополнить лабораторию материалом, иллюстрациями и т. д.

4. Апробировать опыты с детьми.

5. Привлечь родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

6. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Ожидаемый результат: 

  1. Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника  средствами экспериментальной деятельности.
  2.  В процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. В процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

3. Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

Для детей:

  1. Проявляет устойчивый  познавательный интерес к экспериментированию.
  2. В диалоге с взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Для родителей:

  1. Увеличится количество родителей, заинтересованных в организации деятельности, направленной на развитие любознательности (экспериментальной деятельности) у детей.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги группы, родители.

Этапы реализации проекта:

I  этап – подготовительный (организационный)

I этап – внедренческий

III этап – итоговый (обобщающий)

1 этап -  подготовительный (организационный)

Формы работы:

  1. Анализ научной и методической литературы по теме.
  2. Составление планирования детской экспериментальной деятельности в рамках проекта.
  3. Подборка опытов с описанием проведения.
  4. Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.

Перспективный план проведения экспериментальных опытов в рамках проекта   «Хочу все знать!»

2014-2015 учебный год.

Месяц

1 неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

октябрь

Тема: « Я в мире человек»

« Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем».

(Тугушева Г. П.)

«Я в мире человек»

«Почему все звучит».

(Тугушева Г. )

« Мой город, моя страна»

« Свет и тень»

(Тугушева Г. П.)

« Мой город, моя страна»

«Вертушка»

(Тугушева Г. П.)

ноябрь

«Уголок природы. Аквариум»

« Что любят растения?»

(Дыбина О. В., стр. 20)

«Уголок природы. Аквариум»

« Ловись рыбка мала и велика»

(Тугушева Г. П.)

« Мы помощники»

« Делаем мыльные пузыри».

« Подушка из пены».

( Дыбина О. В., стр. 31)

« Мы помощники»

« Волшебное сито».

(Тугушева Г. П.)

декабрь

«Новый год»

« Пузырьки-спасатели»

(Дыбина О. В., стр. 32).

«Новый год»

« Зачем Дед Морозу и Снегурочке шубы?»

(Дыбина О. В., стр. 43).

«Новый год»

« Разноцветные льдинки»

(Дыбина О. В., стр. 28, 49)

«Новый год»

«Разноцветные льдинки»

(ДыбинаО. В., стр. 28, 49)

январь

Каникулы.

« Зима»

« Что быстрее растает?»

(Дыбина О. В., стр. 43)

« Зима»

« Волшебные лучи»

( Дыбина О. В., стр. 36)

« Зима»

« Теневой театр».

( Дыбина О. В., стр. 31)

февраль

« 23 февраля»

« Прокати шарик»

(см. распечатку)

« 23 февраля»

« Выращиваем цветы из семян»

(Дыбина О. В., стр. 43)

« 8 марта»

« Играем с красками»

(см. распечатку)

« 8 марта»

« Все увидим, все узнаем»

(см. распечатку)

март

« Народные промыслы»

« Таинственные картинки»

(Тугушева Г. П. )

« Народные промыслы»

« Где быстрее наступит весна?» 

(Дыбина О. В., стр. 22)

« Народные промыслы»

« Глиняные игрушки»

(Дыбина О. В., стр.51)

« Народные промыслы»

«Что растворяется в воде?»

(Тугушева Г. П. )

апрель

«Весна»

« Где вода?»

(Тугушева Г. П.)

 

«Весна»

«Ворчливый шарик»

(Тугушева Г. П.)

« 9 мая»

« Солнечные зайчики»

(Тугушева Г. П.)

« 9 мая»

« Фокусы с магнитами»

(Дыбина О. В., стр.51)

май

« Лето»

«Что отражается в зеркале?» 

(Тугушева Г. П.)

« Лето»

«Разноцветный песок»

(Тугушева Г. П.)

« Лето»

«Что растворяется в воде?» 

(Тугушева Г. П.)

« Лето»

« Фонтанчики»

(Тугушева Г. П.)

Мероприятия с родителями в рамках проекта   «Хочу все знать!»

2016-2017 учебный год.

1. Пополнение центра  экспериментальной деятельности, необходимым оборудованием.

2. Консультации на тему «Развиваем любознательность у детей».

3. Проведение опытов с детьми в домашних условиях.

4. Создание альбома на тему: « Исследую дома» ( Или тематическая фотовыставка).

5. Выставка литературы по развитию у детей  любознательности  в процессе экспериментальной деятельности.

2 этап – внедренческий.

1. Проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности.

2. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

Формы работы: Реализация перспективного плана работы с детьми и мероприятий с родителями.

3 этап – обобщающий.

1. Провести анализ полученных результатов.

2. Обобщение результатов инновационной деятельности на педагогических советах, в СМИ.

Условия реализации проекта

1.Кадровые условия: воспитатели средней группы, родители воспитанников.

2. Финансово - экономические ресурсы: для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в  группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности «Почемучка».

3. Материально- технические ресурсы: компьютер, доступ к  интернет-ресурсам,  принтер, фотоаппарат, музыкальный центр, бумага, карандаши, краски, ножницы,  клей, бросовый материал, дидактические игры, лаборатория.

4.Организационно- методические: реализация проекта.

5. Информационные ресурсы: размещение информации о проекте на сайте детского сада.

6. Временные сроки: долгосрочный проект (октябрь- май).

7. Правовые ресурсы: права и обязанности участников проекта определяются Конвекцией о правах ребенка, действующим законодательством РФ, Уставом МБУ.

Перспективы реализации проекта:

-Внедрить в работу данный проект по опытно - экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста;

-Пополнить предметно - развивающую среду.

 Литература:

  1. Приказ Минобрнауки России от 17. 10.2013№ 1155  « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013№30384).
  2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ Под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
    4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, с. 84 - 92
    5. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под. ред. Л.Н. Прохоровой М., 2004
    6. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005
    7. Материалы Интернет - сайтов.

    8.Менщикова Л. Н. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет»- Волгоград.2009г.

   9. И.В.Кравченко, Т.Л.Долгова «Прогулки в детском саду» - М.2008г.

  10. Тугушева Г. П. ,Чистякова А. Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»- Санкт- Петербург.2009г.

Содержание.

Для развития любознательности дошкольника - сферы деятельности должны быть самыми разнообразными и соответствующие возрасту. Одной  из такой сферой деятельности является - экспериментирование.

Дети любят экспериментировать. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Этот метод включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предложений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построении доступных выводов. Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников. Необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует развитие речи ребёнка.

Наша работа начиналась с наблюдения  и беседой  с детьми за интересом к окружающим явлениям. Нами было подмечено, что в силу своего возраста, дети чаще стали задавать вопросы, связанные с природными явлениями, например: « Почему  идет снег?», « Почему опадают листочки?» и. т. д.

Предварительно был разработан перспективный план работы с детьми, который строился на основе тематического плана недели. А так же разработан план мероприятий с родителями в рамках работы по развитию любознательности у детей.

Совместная деятельность воспитателя с детьми организовывалась нами один раз в неделю: по 15- 20 минут. Во время занятия проводились один- два эксперимента. Работа в детской лаборатории начиналась с экскурсии, во время которой дети знакомятся с ее хозяином- дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывал забавные опыты. Работа в лаборатории предполагала превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике. «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму» Этим высказыванием мы придерживались  в работе с детьми. 

После проведения экспериментов у детей возникало множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Мы не всегда торопились  с ответом, а способствовали тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей. С этой целью мы провели  родительское собрание на тему: «Экспериментальная
 деятельность дома». На собрании дали очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Безусловно, не каждый ребенок сразу сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите даже после того, как вы убедитесь, что ребенок, в силу своего возраста и малого опыта, не может на них ответить, задавайте ему наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы «открытие» сделал он сам.
Консультации, на темы: « Игра или экспериментирование», « Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Была создана и наглядная агитация, в виде - папки- передвижки на тему: ««Развиваем любознательность у детей».

Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. 

Результатом этой работы стали интересные рассказы детей  и родителей о том, как они вместе изготавливали дома льдинки, как окрашивали воду.

 Начали работу и по созданию альбома на тему « Исследуем дома», который включает в себя фотографии и описание опытов, проводимых родителями с детьми в домашних условиях.

Привлекли родителей и  к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогли в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами. Так ими был изготовлен – театр теней. Собран необходимый природный материал (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).
Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам  пытаться учиться  самим, добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

1 слайд. Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Согласно ФГОС ДО, содержание программы дошкольного образования должно обеспечивать познавательное развитие дошкольников, которое предполагает наряду с другими задачами развитие любознательности.

Наиболее благоприятным периодом для начала деятельности считается средний возраст. Дети в этом возврате буквально заваливают взрослых бесконечными вопросами. Возраст «Почемучек».

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. И очень важно любознательность ребенка сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

Поэтому целью нашего проекта - начиная со среднего дошкольного  возраста детей, сделать развитие любознательности управляемым процессом со стороны взрослого: емкие ответы на детские вопросы; обучение детей самостоятельно находить ответы на свои вопросы методом экспериментирования. 

Дети любят экспериментировать. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

2слайд. Участники проекта - дети средней группы, педагоги группы, родители.

Наша работа начиналась с наблюдения  и беседой  с детьми за интересом к окружающим явлениям. Нами было подмечено, что в силу своего возраста, дети чаще стали задавать вопросы, связанные с природными явлениями, например: « Почему  идет снег?», « Почему опадают листочки?» и. т. д.

Предварительно был разработан перспективный план работы с детьми, который строился на основе тематического плана недели. А так же разработан план мероприятий с родителями в рамках работы по развитию любознательности у детей.

3 слайд. Совместная деятельность воспитателя с детьми организовывалась нами один раз в неделю: по 15- 20 минут. Во время занятия проводились один- два эксперимента.

4 слайд. Работа в детской лаборатории начиналась с экскурсии, во время которой дети познакомились с ее хозяином- дедушкой Знаем, с оборудованием и правилами поведения. Дед Знай показывал забавные опыты.

5 слайд. Работа в лаборатории предполагала превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.

6 слайд. После проведения экспериментов у детей возникало множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Мы не всегда торопились  с ответом, а способствовали тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

7, 8. 9 слайд. Такие занятия вызывают  у детей большой интерес, они с удовольствием ждут  проведение очередных опытов. И встречу с дедом Знаем.

10 слайд. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.
Наш опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей.

 Привлекли родителей  к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогли в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми материалами. Так ими был изготовлен – театр теней. Собран необходимый природный материал (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т. п.).
Также провели  родительское собрание на тему: «Экспериментальная деятельность дома». На собрании дали очень важный совет: не торопитесь давать ребенку готовые ответы, предоставьте ему возможность самому подумать о причинах того или иного явления. Консультации, на темы: « Игра или экспериментирование»,  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», « Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

11 слайд. Была создана и наглядная агитация, в виде - папки- передвижки на тему: ««Развиваем любознательность у детей».

Для родителей создали картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. 

Результатом этой работы стали интересные рассказы детей  и родителей о том, как они вместе изготавливали дома льдинки, как окрашивали воду.

12 слайд. Начали работу и по созданию альбома на тему « Исследуем дома», который включает в себя фотографии и описание опытов, проводимых родителями с детьми в домашних условиях.

13 слайд. Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам  пытаться учиться  самим, добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Опыты и эксперименты в средней группе

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем.

Задача:  закрепить представления детей об органах чувств, их назначении  (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; пальцы–определять форму, структуру поверхности; язык - определять на вкус.

Материалы: ширмы с тремя круглыми прорезями ( для рук и носа), газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

Описание. На столе разложены газеты, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла. Дед Знай предлагает детям поиграть с ним. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить предметы. В ходе этого знакомства дед Знай беседует с детьми, задавая вопросы, например: « Как звучат эти предметы?», « С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» и. т. д.

Игра « Угадай, что звучит» - ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

Игра « Угадай по запаху»- дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. Что это? Как узнали? ( Нам помог нос).

Игра «Отгадай на вкус»- воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу лимон, сахар.

Игра «Отгадай на ощупь»- дети отпускают руку в отверстие ширмы, отгадывают предмет и затем достают его.

Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было?( На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств.)

« Почему все звучит?»

Задача: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Описание.

Игра  « Что звучит?»- воспитатель предлагает детям закрыть глаза. А сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: Как звенит комар? (З-з-з), Как жужжит муха?( Ж-ж-ж). Как гудит шмель? ( У-у-у).

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу. А по свободному хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (дрожит, колеблется). Как прекратить звук? ( Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать? 

 

Свет и тень.

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.

Описание: Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: « Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо видим, когда светит фонарик? Миша перед фонариком помещает лампу. Что видно на стене? ( Тень.)

Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям подарок.

Игра « Теневой театр». Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и показывают их тени.

 Показ знакомой сказки, например « Колобка», или любой другой.

Таинственные картинки.

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Описание: Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стекол - одно на другое.

Дети зарисовывают « таинственные картинки» на рабочем листе.

Где вода?

Задачи: выявить, что песок и глина по- разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Материалы: прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Описание. Дед Знай предлагает детям наполнить стаканчики с песком и глиной следующим образом : сначала насыпается сухая глина (половина), а сверху вторую половину стакана заполняют песком. После этого дети рассматривают заполненные стаканы и рассказывают, что они видят. Затем детям предлагается закрыть глаза и по звуку угадать, что пересыпает дед Знай. Что лучше сыпалось? ( Песок.)

Дети пересыпают песок  и глину на подносы. Одинаковые ли горки? ( Горка из песка ровная, из глины неровная). Почему горки разные?

Рассматривают частички песка и глины через лупу. Из чего состоит песок?

( Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.) А из чего состоит песок? ( Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу.) А из чего состоит глина? ( Частички глины мелкие, тесно прижаты друг к другу.) Что будет, если в стаканчики с песком и глиной налить воды? Дети пробуют это сделать и наблюдают. ( Вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины).

Почему глина не впитывает воду? ( У глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду.) Все вместе вспоминают, где больше луж после дождя – на песке, на асфальте, на глинистой почве. Почему дорожки в огороде посыпают песком? ( Для впитывания воды).

Ловись, рыбка, и мала, и велика.

Задача: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Материалы: игра магнитная « Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы.

Описание. Кот- рыболов предлагает детям игру « Рыбалка». Чем можно ловить рыбу? Пробуют ловить удочкой. Рассказывают, видел кто- нибудь из детей настоящие удочки, как они выглядят, на какую приманку ловится рыбка. На что же у нас ловится рыбка? Почему она держится и не падает?

Рассматривают рыбок, удочку и обнаруживают металлические пластины, магниты.

Какие предметы притягивают магнит? Детям предлагаются магниты, различные предметы, две коробочки. Они раскладывают в одну коробочку предметы, которые притягивают магнит, в другую - которые не притягивает.

Магнит притягивает только металлические предметы.

В каких еще играх вы видели магниты? Для чего человеку нужен магнит? Как он ему помогает?

Детям выдаются рабочие листы, в которых они выполняют задание

« Проведи линию к магниту от предмета, который к нему притягивается».

Что отражается в зеркале?

Задачи: познакомить детей с понятием « отражение», найти предметы, способные отражать.

Материалы: зеркала, ложки, стеклянная вазочка, алюминиевая фольга, новый воздушный шар, сковорода, рабочие листы.

Описание. Любознательная обезьянка предлагает детям посмотреть в зеркало. Кого видите? Посмотрите в зеркало и скажите, что находится сзади вас? слева? справа? А теперь посмотрите на эти предметы без зеркала и скажите, отличаются ли они от тех, какие вы видели в зеркале? 

( Нет, они одинаковые.) Изображение в зеркале называется отражением. Зеркало отображает предмет таким, каков он есть на самом деле.

Перед детьми различные предметы (ложки, фольга, сковорода, вазочки, воздушный шар). Обезьянка просит их найти все предметы, в которых можно увидеть свое лицо. На что вы обратили внимание при выборе предмета? Попробуйте каждый предмет на ощупь, гладкий он или шероховатый? Все ли предметы блестят? Посмотрите, одинаково ли ваше отражение во всех этих предметах? Всегда ли оно одной и той же формы? Где получается лучшее отражение? Лучшее отражение получается в плоских, блестящих и гладких предметах, из них получаются хорошие зеркала. Далее детям предлагается вспомнить, где на улице можно увидеть свое отражение. ( В луже, в речке, витрине магазина).

В рабочих листах дети выполняют задание « Найди и обведи все предметы, в которых можно увидеть отражение.

Фонтанчики.

Задачи: развивать любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Материалы: пластиковые бутылки, гвозди, спички.

Описание. Дети выходят на прогулку. Петрушка приносит детям картинки с изображением разных фонтанов. Что такое фонтан? Где вы видели фонтаны? Для чего люди устанавливают фонтаны в городах? Можно ли фонтанчик изготовить самим? Из чего его можно смастерить?  Воспитатель обращает внимание детей на принесенные Петрушкой бутылки, гвозди, спички. Можно ли с помощью этих материалов изготовить фонтан? Как это лучше сделать?

Дети протыкают гвоздем дырочки в бутылках, затыкают их спичками, наполняют бутылки водой, выдергивают спички и получается фонтанчик. Как у нас получился фонтан? Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички? Дети играют с фонтанчиками.

Волшебное сито.

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.

Материалы: совки, различные сита, ведерки, миски, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

Описание. К детям приходит Красная Шапочка и сообщает, что собирается в гости к бабушке - отнести ей горшочек манной каши. Но у нее случилось несчастье. Она нечаянно уронила банки с крупой, и крупа вся перемешалась.

( Показывает миску с крупой.) Как отделить рис от манки?

Дети пробуют отделить пальчиками, отмечают, что получается медленно. Как можно это сделать быстрее? Посмотрите, нет ли в лаборатории каких- то предметов, которые могут помочь нам? Замечаем, что возле деда Зная лежат сита. Что это? Для чего необходимо? Как этим пользоваться? Что остается в сите? Что из сита сыпется в миску?

Красная Шапочка рассматривает очищенную манку, благодарит за помощь, спрашивает: « Как еще можно использовать это волшебное сито?»

Найдем вещества у нас в лаборатории, которые можно просеять. Обнаруживаем, что в песке много камешков. Как отделить песок от камешков? Дети самостоятельно просеивают песок. Что у нас в миске? Что осталось в сите?

Почему крупные вещества остаются в сите, а мелкие попадают в миску? Для чего необходимо сито? Есть ли у вас сито дома? Как его используют мамы, бабушки? Дети дарят волшебное сито Красной Шапочке.

Все увидим, все узнаем

Задача: познакомить с прибором- помощником- лупой и ее назначением.

Материалы: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Описание. Дети получают « подарок» от деда Зная, рассматривают его. Что это? (Бусинка, пуговица.) Из чего состоит? Для чего нужна? Дед Знай предлагает рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно-глазами или с помощью этого стеклышка? В чем секрет стеклышка?

( Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор- помощник называется « лупа». Для чего нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? ( При ремонте и изготовлении часов.)

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.

Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материалы: мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с чистой водой, ложки лил палочки подносы, картинки с изображением представленных веществ.

Описание. Перед детьми на подносах стаканы с водой, палочки, ложки и вещества в различных емкостях. Дети рассматривают воду, вспоминают ее свойства. Как вы думаете, что произойдет, если в воду добавить сахарный песок? Дед Знай добавляет сахар, перемешивает, и все вместе наблюдают, что изменилось.

Что произойдет, если мы добавим в воду речной песок? Добавляет к воде речной песок, перемешивает. Изменилась ли вода? Стала ли она мутной или осталась прозрачной? Растворился ли речной песок?

Что произойдет с водой, если мы добавим в нее пищевую краску? Добавляет краску, перемешивает. Что изменилось? ( Вода изменила цвет), растворилась ли краска? (Краска растворилась и изменила цвет воды. Вода стала непрозрачной.)

Растворится ли в воде мука? Дети добавляют в воду муку, перемешивают. Какой стала вода? Мутной или прозрачной? Растворилась ли мука в воде?

Растворится ли в воде стиральный порошок? Добавляется стиральный порошок, перемешивается. Растворился ли порошок в воде? Что вы заметили необычного? Окуните в смесь пальцы и проверьте, осталась ли она на ощупь такой же, как чистая вода? ( Вода стала мыльной.) Какие вещества у нас растворились в воде? Какие вещества не растворились в воде?

Цветной песок.

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка

( перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой.

Материалы: цветные мелки, песок, прозрачная емкость, мелкие  предметы, два мешочка, мелкие терки, миски, ложки или палочки, небольшие банки с крышками.

Описание. К детям прилетел галчонок Любознайка. Он просит детей отгадать, что у  него в мешочках. Дети пробуют определить не ощупь. ( В одном мешочке - песок, в другом кусочки мела.) Воспитатель открывает мешочки, дети проверяют свои предположения. Воспитатель открывает мешочки. Дети проверяют свои предположения. Воспитатель и дети вместе просматривают содержимое мешочков. Что это? Какой песок? Что с ним можно делать? Какого цвета мел? Какой мел на ощупь. Можно ли его сломать? Для чего он нужен?

Галчонок Любознайка спрашивает:  «Может  ли песок быть цветным? Как его сделать цветным? Что будет, если мы песок перемешаем с мелом? Как сделать, чтобы мел был таким сыпучим, как песок?» Галчонок Любознайка хвастается, что у него есть инструмент для превращения мела в мелкий порошок.

Показывает детям терку. Что это? Как ею пользоваться? Дети по примеру галчонка берут миски, терки и трут мел. Что получилось? Какого цвета у тебя ( называет имя) порошок? ( Галчонок спрашивает каждого ребенка.) Как теперь сделать песок цветным? Дети насыпают песок в миску и перемешивают его ложками или палочками. Дети рассматривают красивый цветной песок. Как мы можем использовать этот песок? ( Будем в группе делать красивые картинки).

Галчонок предлагает поиграть. Показывает прозрачную емкость. заполненную разноцветными слоями песка, и спрашивает детей: « Как можно быстро найти спрятанный предмет?» Дети предлагают свои варианты, Воспитатель объясняет, что перемешивать песок руками, палочкой или ложкой нельзя, и показывает способ выталкивания из песка предмета путем встряхивания сосуда.

Что произошло с разноцветным песком? Дети отмечают, что таким образом мы и предмет быстро нашли, и  песок перемешали.

Дети прячут в прозрачные банки мелкие предметы,  засыпают их слоями разноцветного песка, закрывают банки крышками и показывают галчонку, как они быстро находят спрятанный предмет и перемешивают песок.

Галчонок на прощание дарит детям коробочку с цветным мелом.

Ветер.

Задачи: выявить изменение песка и глины при взаимодействии с ветром и водой.

Материл: прозрачные емкости с песком и глиной, емкости закрыты крышкой со вставленной полиэтиленовой бутылкой.

Описание. Взрослый предлагает детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную « песочницу»

( банку с насыпанным тонким слоем песка или глины). Вместе со взрослым создают ураган - резко, с силой сжимают банку и выясняют, что происходит и почему (так как песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу,

они  не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха).  Они определяют, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить песок).
Им предлагают повторить опыт и сделать вывод.

Вертушка.

Задачи: отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, учиться работать с бумагой и ножницами, стремиться к преобразованию объекта.

Материал:  бумага, палочка, гвоздик, бусинка, ножницы, схема.

Описание. Взрослый спрашивает у детей, можно ли играть с ветром; каким образом. Предлагает изготовить вертушку. Для этого берут квадратный лист бумаги и надрезают его по заранее нанесенным линиям, отгибают уголки к центру, где крепят их к палочке помощью булавки, предварительно разместив между вертушкой и палочкой небольшую бусинку. Для того чтобы вертушка выполняла свою функцию в безветренную погоду, необходимо побуждать детей бегать, взяв палочку в руки.

Что любят растения.

Задачи: установить зависимость роста и состояния растений от ухода за ними.

Материал: два- три одинаковых растения, предметы ухода, дневник наблюдений, алгоритм деятельности.

Описание. Дети ухаживают за тремя одинаковыми растениями по- разному: первое – своевременно пропалывают, поливают, рыхлят; второе -своевременно поливают, пропалывают без рыхления; третье- только поливают. Длительно наблюдают за ростом, состоянием, плодоношением с зарисовкой каждого результата, делают выводы о необходимости ухода для роста и состояния растений.

Пузырьки- спасатели.

Задачи: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Материал: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Описание. Взрослый наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают: почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет); что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает; что тяжелее  и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потому пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно).

Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

Волшебные лучи.

Задачи: понять, что освещенность предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Материал: свеча, настольная лампа, два фонарика разной мощности.

Описание. Взрослый вместе с детьми освещает издалека фонариком картину и предлагает детям определить изображение. Обсуждает, почему плохо видно; что сделать, чтобы разглядеть изображение лучше (приблизить фонарь или заменить его на более сильный). Дети пробуют оба варианта. Обсуждают результаты и делают вывод (освещенность зависит от источника: чем он ближе и сильнее, тем больше света, и наоборот).

Зачем Дед морозу и Снегурочке шубы?

Задачи: выявить некоторые особенности одежды( защита от холода и тепла).

Материал: иллюстрации, открытки « С Новым годом!», мех, подставки, емкости для снеговых фигур.

Описание. Дети рассматривают открытки, иллюстрации, обращая внимание на то, что дед Мороз и Снегурочка всегда одеты в шубы. Выясняют, какими они бывают на празднике (им жарко, но они приходят в шубах); где «живут» Дед мороз и Снегурочка (там, где холодно, на севере; им хорошо, когда холодно). Взрослый предлагает детям вылепить Деда мороза и Снегурку из снега, внести их в помещение. Закутать одну фигурку в «шубу» (полностью), а другую - оставить открытой. После 10-15 минутного наблюдения выясняют, что произошло, почему открытая фигурка начала таять (в помещении тепло, снег, и тепло тает). Затем раскрывают вторую фигурку и выясняют, почему она осталась такой же прочной, как была ( «шуба» защитила ее от тепла комнаты, снег не растаял). В конце занятия взрослый еще раз выясняет, почему же дед Мороз и Снегурочка приходят к нам в шубах ( они спасаются от тепла).

Вырастим цветы из семян.

Задачи: выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Материал: почва, лист и семена клена (или другого растения), овощи.

Описание. Незнайка не сумел вырастить дерево - просит помочь. Дети рассматривают лист и семена, называют их, выясняют, что для роста нужна вода или земля. На дно неглубокой емкости на влажную вату помещают лист и семена, закрывают влажной тканью, ставят в теплое месть, поддерживая ткань и вату во влажном состоянии. Через 7-10 дней выявляют результаты ( с зарисовкой): лист загнивает, семечко дает проросток. Еще через 2-3 недели наблюдают за ростом проростка, пересаживают его в почву (зарисовка). Наблюдение заканчивается с появлением ростка из почвы. Зарисовки оформляются в виде дневника и отправляются посылкой Незнайке.

Где быстрее наступит весна?

Задачи: установить зависимость изменений в природе от сезона.

Материал: емкости со снегом, льдом.

Описание. Взрослый вместе с детьми выносит на улицу форму, наполненную водой. Другую форму наполняет на прогулке снегом. По окончании прогулки заносит в помещение обе формы, оставляет в теплом месте и наблюдает в течение 1-2 часов за происходящими изменениями. Лед тает дольше. Выясняют, где быстрее наступит весна: на реке или на полянке

 ( на полянке солнце быстрее растопит снег).

Глиняные игрушки.

Задачи: развивать изобразительные умения; учиться преобразовывать предметы, используя новые детали, изменяя цвет, величину; стремиться к преобразованию.

Материал: глина, вода, салфетки, схемы изготовления игрушек, дощечки для работы.

Описание. Взрослый вносит в группу глину, спрашивает, что это за материал, какой он (плотный, мягкий, пластичный), что из него можно сделать (вылепить посуду, игрушки и. т.д.). Показывает простейшие схемы изготовления игрушек из глины, выясняет, какие способы лепки детям известны. Акцентирует внимание детей на пластичности, мягкости предлагаемого материала. Дети самостоятельно выбирают объект для работы, взрослый помогает в трудных ситуациях. Направляет действия детей на преобразование образца путем изменения формы, величины, добавления новых деталей. После просушивания поделок дети раскрашивают их в соответствии с замыслом.

Делаем мыльные пузырьки.

Задачи: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место.

Материал: соломинки длиной 10 разного размера, крестообразно расщепленные на конце; мыльный раствор.

Описание. Взрослый вместе с детьми по алгоритму разводит мыльный раствор и надувает разные по размеру пузыри. Проводит конкурс «Самый большой пузырь». Выясняет, почему надувается  и лопается мыльный пузырь (в каплю воды попадает воздух; чем его больше, тем больше пузырь; лопается мыльный пузырь, когда воздуха становится очень много и он не помещается в капле или когда задеваешь и рвешь его оболочку). Обсуждают, как надуть самый большой пузырь (надувать осторожно, долго к нему не прикасаться).

Разноцветные льдинки.

Задачи: познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качества воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находится, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).

Материал: емкость с окрашенной водой, разнообразные формочки, веревочки.

Описание. Дети рассматривают цветную льдинку, обсуждают свойства льда

(холодный, скользкий и др.) и выясняют, как была сделана льдинка; как получилась такая форма (вода приняла форму емкости); как держится веревочка (она примерзла к льдинке). Дети рассматривают обычную воду и окрашенную, вспоминают, как получили последнюю. Дети изготавливают льдинки: заливают две формочки горячей и холодной водой, запоминают свою форму, ставят на два подноса и выносят на улицу. Наблюдают, какая вода (холодная или горячая) быстрее застыла, украшают участок льдинками.

Украсим елочку.

Задачи: отражать имеющиеся представления в преобразующей деятельности, стремиться изменить окружающую действительность.

Материал: формочки для замораживания, вода, акварельные краски, нитки.

Описание. Взрослый напоминает о приближающихся зимний праздниках и предлагает украсить ель на участке необычными игрушками - из воды. Спрашивает, можно ли из воды сделать елочные украшения, и каким образом. Поощряет самостоятельные высказывания детей, вспоминает о превращении воды в лед под воздействием низких температур. Побуждает детей самостоятельно определить способы достижения цели. Вместе определяют алгоритм деятельности - налить воду в емкость -растворить в ней краску понравившегося цвета- взять формочку, налить в нее окрашенную воду- опустить нитку, сложенную вдвое, ближе к краю формы- вынести на холод. После замерзания на несколько секунд опустить дно формы в горячую воду и вынуть содержимое. Все вместе украшают ель.

Где быстрее растает?

Задача: выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости ( лед-вода, вода- лед).

Материал: варежки, льдинки, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металлическая подставка, целлофановые пакетики.

Описание: взрослый вместе с детьми изготавливает на прогулке фигурные льдинки, вносит их в группу, рассматривает (они твердые, холодные). Выясняет, можно ли их сделать теплыми; где можно их согреть (проверяет все предположения детей: батарея, варежки, ладошки, емкости с горячей водой, свеча и т. д., раскладывая льдинки на десять минут в разные места). Помещают одинаковые по размеру льдинки в целлофановые мешочки. Один – берут в руку, другой - прячут в варежку. Через пять минут выясняют, почему льдинка в руке исчезла (от тепла руки она превратилась в воду). Уточняют, изменилась ли льдинка. Лежащая в варежке, и почему (льдинка почти не растаяла, потому что в  варежке нет тепла). Определяют, где быстрее льдинка превратится в воду (там, где больше тепла: свеча, батарея, рука и т. д.).

Мы – фокусники.

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Материал: рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

Описание. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу. Делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося « волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики.  Выясняют, могут ли они сами двигаться(нет).Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло (внутри должно быть что- то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать).  Потом взрослый   «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки( поднести рукавичку с магнитом к стакану).

Консультация для родителей на тему « Развитие любознательности у дошкольников».

Как проявляется любознательность ребенка-дошкольника? Поделиться… Познавательные интересы дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется это сначала в форме детских вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно исчезнет навсегда - зависит от взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях. В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка должно идти по двум основным направлениям: 1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта новыми знаниями в различных областях. Это вызывает познавательную активность дошкольника. Чем больше перед детьми открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов. 2. Постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри одной и той же сферы действительности. Для того чтобы успешно развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем интересуется их малыш, и уже затем оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребенка помочь ему что-нибудь сделать или прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях ощущение причастности к миру взрослых создает положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях важно пробудить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению. Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями, как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определенным целям. Неумение управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения. Как проявляется любознательность ребенка-дошкольника? У младшего дошкольника воображение идет за предметом, и все, что он создает, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять свое воображение на создание законченных и оригинальных произведений. Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее, включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т. Д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В возрасте 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать, как и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играют в «дочки - матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты и воспроизводить разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру. Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. У многих детей надо развивать такую творческую способность, как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности необходимо ставить перед детьми различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Таким образом, развитие творческих способностей у детей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Этими условиями являются: 1) раннее физическое и интеллектуальное развитие детей; 2) создание обстановки, опережающей развитие ребенка; 3) самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей; 4) предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.; 5) доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых; 6) комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству. Однако создания благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Необходима целенаправленная работа по развитию творческого потенциала детей.

Дидактические игры.

Морской бой.

Задачи: выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Материал: емкость с водой, бумага (прямоугольник) для корабликов.

Описание. Взрослый вместе с детьми обсуждает, что может произойти с лодками, если будет сильный ветер (они могут утонуть). Затем предлагает поиграть в морской бой. Для чего сделать кораблики из бумаги и топить корабли противника. Дети делятся на пары и  дуют на лодки друг друга (одновременно или по очереди), пока чья- нибудь не перевернется. Взрослый определяет победителей. Обсуждает, как дуть, чтобы ветер был сильнее и резче (набирать больше воздуха, сильнее и резче его выдыхать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что должен знать и уметь ребёнок перед школой

Основные критерии готовности к школе. На что необходимо обратить родителям при подготовке своего ребёнка к поступлению в школу....

Родительский клуб "Правила дорожные и взрослым знать положено"

Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях на улицах и дорогах.Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на в...

Консультация для родителей на тему: "Что нужно знать о ребенке 2-х лет?"

Маленькой ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно. Для этого взрослому надо знать особенности раннего воз-раста, уметь создать благоприятные условия для уникального самор...

что должен знать и уметь ребенок 6-7 лет

здесь перечислен тот минимум знаний и умений которые необходимы ребенку данного возраста. Если ребенок все это знает - значит он молодец! А если чего не знает - есть возможность  это вы...

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Консультация для родителей, описывающая систему работы по формированию у детей знаний о правилах дорожного движения....

«Права ребенка надо знать! Не только знать, но и соблюдать!»

Дошкольные образовательные учреждения  накопили разнообразный  практический материал, использование  которого помогает  педагогам по-новому строить сотрудничество с семьей и  ...

Чтобы воспитывать ребенка, надо его знать...Знать во всех отношениях…

Изучением ребенка занимаются многие науки — педагогика и психология, анатомия и физиология, особенно возрастная физиология, гигиена и педиатрия. В посл...