Экологический клуб "Муравьишки"
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чайковская Анна Евгеньевна

      Клуб создан, в первую очередь, для привлечения внимания детей к проблеме

охраны природы, для расширения кругозора по экологии. Принимаются дети  дошкольного возраста. Зачисление в клубное формирование происходит при устном заявлении желающего. Каждый член клуба может добровольно его покинуть. Заседания клуба «Муравьишки» проходят не менее одного раза в месяц, при проведении массовых мероприятий члены клуба могут встречаться ежедневно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл экологическая программа668.68 КБ

Предварительный просмотр:

Детский экологический клуб МБДОО №1 "Чебурашка"http://4.bp.blogspot.com/-YYQJ8IpULpg/VXp0-Wb_OoI/AAAAAAAACj8/Ftw3ZqwSvoU/s1600/37151853.pnghttp://www.foru.ru/slovo_pic.php3?id=54381&pic=1

«Муравьишки»

Общее положение

      Клуб создан, в первую очередь, для привлечения внимания детей к проблеме

охраны природы, для расширения кругозора по экологии. Принимаются дети  дошкольного возраста. Зачисление в клубное формирование происходит при устном заявлении желающего. Каждый член клуба может добровольно его покинуть. Заседания клуба «Муравьишки» проходят не менее одного раза в месяц, при проведении массовых мероприятий члены клуба могут встречаться ежедневно. Общее руководство и контроль за деятельностью клубного формирования осуществляется воспитателем Чайковской А.Е.

     Для обеспечения деятельности клуба воспитатель создаёт необходимые условия, а также разрабатывает  план работы клуба. Ответственность за содержание деятельности клуба несет воспитатель Чайковская А.Е.,  именуемый в дальнейшем руководителем клуба «Муравьишки».

Местонахождение: ст. Гиагинская МБДОО №1 "Чебурашка"

Цель и задачи деятельности клуба:

I. Цель клуба:

 Углубление экологических знаний воспитанников, воспитание у них

гуманного отношения к природе.

II. Задачи клуба:

  • формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

  • расширение представлений о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней взаимосвязях;

  • развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к природе, бережного отношения к ней; воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы через художественную литературу

 

 III. Организаторы клуба:

Экологический клуб «Муравьишки» для дошкольников  3-4 лет создается на базе

МБДОО№1 "Чебурашка".

 IV. Членство в клубе:

Членом клуба может стать дошкольник, который является

является воспитанником МБДОО, любит природу и активно участвует в работе клуба.

V. Права и обязанности:

Член клуба имеет право:

- принимать участие во всех проводимых в клубе конкурсах и мероприятиях,

- бесплатно пользоваться любой литературой по экологической тематике

- быть членами других  кружков.

Член клуба обязан:

- посещать занятия клуба, участвовать в их подготовке и проведении.,

- знакомится с литературой о природе и ее охране, активно ее пропагандировать

среди своих сверстников и друзей.,

- учить бережному отношению к природе своих друзей.,

- участвовать в практической работе по охране природы.

VI. Порядок работы клуба:

Работа клуба осуществляется в течение учебного года ( с сентября по май

включительно) в виде регулярного (один раз в неделю) занятия на

экологическую тему, которые проводятся в различной форме: беседы, игры,

викторины, конкурсы, развлечения, путешествия, а также

практические занятия.

VII. Актив клуба (педагоги МБДОУ):

- оказывает помощь руководителю клуба.,

- принимает участие в подготовке планов работы клуба.,

- вовлекает в члены клуба новых ребят.

VIII. Совет клуба

1. Чайковская А.Е. – воспитатель МБДОО;

2. Сычевая Э.А. – старший воспитатель МБДОО;

3. Шитухина Ю.Б.- председатель родительского комитета МБДОО

Совет разрабатывает и утверждает план работы клуба, привлекает для участия в работе клуба других специалистов и организации.

IX. Участники клуба

Воспитанники МБДОО "Чебурашка".

Количество участников: 25 человек

Актуальность данной программы можно рассматривать с нескольких позиций.

  • Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.
  • Программа способствует раскрывать проблемы прогнозировать появление проблем и их последствий в жизни общества. Отвечает потребностям учащихся проявлять свои познавательные, творческие, практические знания. Важным звеном системы непрерывного экологического образования и воспитания является формирование представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали понимание существующих в природе взаимосвязей, целостного восприятия мира, природы и себя, как части её.

Новизна предлагаемой программы заключается в самом содержании, методических формах работы, стремление изучать проблему углубленно, расширенно, в пределах занятия в экосистемном подходе, широком использовании интерактивных методов обучения и разнообразных форм работы. Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей и их родителей в практических природоохранных акциях. Использование регионального компонента позволит  формированию у дошкольников бережного отношения к природе родного края, месту своего рождения

Предлагаемые формы в сочетании с различными видами деятельности детей позволяют педагогу полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также дают возможность педагогу проявлять себя творчески.

Принципы деятельности экологического клуба.

Не подчинять, а дружить с Природой.

Действовать не вопреки, а согласно законам Природы.

Учиться бережному обращению с Природой.

Полученные знания и умения “муравьи” применяют на практике: работают на участке, благоустраивают его территорию, территорию своего двора, ухаживают за комнатными растениями, наблюдают за живыми объектами. Они с удовольствием участвуют в операциях «Капелька», «Саженец», «Зеленый росток» и других.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА « МУРАВЬИШКИ»

Поисково-исследовательская деятельность

Изучение природных систем в их естественном и измененном состояниях: фенологические наблюдения, тематические экскурсии, экологический мониторинг, сбор, анализ и обобщение информации о состоянии окружающей среды. Исследовательская, проектная деятельность.

Природоохранная деятельность

Природоохранная деятельность направлена на восстановление, защиту природных экосистем: участие в озеленении детского сада, его санитарная очистка, уход за экологической тропой «Пчёлка», очистка реки Гиаги, проведение рейдов:

  • «Мы хотим жить в чистой станице»,
  • «Берегите первоцветы»,
  •  «Четыре времени года береги родную природу»,
  •  «Сохраним растения красной книги республики Адыгея»

Изготовление и размещение природоохранных знаков, домиков для птиц, кормушек, «детской метеостанции», «муравейника», «цветущего пня», «искусственного водоема».

Художественно-эстетическая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность связана с изобразительным, музыкальным, театральным  и другими видами творчества: проведение конкурса рисунков «Они просят защиты», конкурс-выставка поделок из природного материала «Краски осени», конкурс природоохранных знаков и другие мероприятия.

Просветительская и пропагандистская деятельность

      Сбор, анализ, распространение информации: проведение экоинформаций,  проведение экскурсий в центральный парк станицы Гиагинской, оформление экспозиций: «Зеленая аптека», «Заповедные места», «Все о воде», «Листая Красную книгу Республики Адыгея». Собрана экологическая библиотека, в ней подобрана по направлениям, видам и методике деятельности литература, в которой содержится большой объем информации и полезных сведений по экологии.


Принципы:

  • принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий;
  • принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей дошкольников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений;
  • принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое;
  • принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий;
  • принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением;
  • принцип гуманизма, в основе которого лежит убеждение в способности человека к совершенствованию и идея о праве ребенка на удовлетворение его потребностей и интересов;
  • принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов детей;
  • принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихся.

Формы реализации деятельности клуба «Муравьишки»

  • Образовательная
  • Игровая
  • Познавательная
  • Продуктивная
  • Театральная
  • Художественно-эстетическая
  • Конструктивная  
  • Опытно-эксперементальная

Тематическое планирование клуба «Муравьишки»http://viki.rdf.ru/media/upload/preview/muravey1.jpg

МБДОУ №1 «Чебурашка»

Тема. Клуб «Муравьишки».

Вводное занятие. Знакомство с работой клуба. Правила кружковца. Техника безопасности на занятиях кружка. Инструктаж по ТБ в природе, при проведение опытов. Оформление дневника наблюдений. Эмблема клуба. Планирование общих массовых мероприятий и мероприятий с участием родителей.

Тема. Экологическая игра «Жалобная книга природы»

Познавательные занятия на тему «Правила поведения в природе» и «Охрана природы». Знакомство в игровой форме с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений. Решение проблемных ситуаций «Как им помочь?». Разгадывание загадок о птицах, животных. Рисование экологического плаката на природоохранную тему.

Тема. Осень – пора золотая.

Познавательное занятие с элементами театрализации. Знакомство с приметами осени, погодой осенью, фенологическими периодами осени. Сезонные явления в жизни растений и животных. Рисование на тему «Золотая осень». Слушание цикла музыкальных произведений  П.И. Чайковского «Времена года»

Тема. Карнавал осенних красок.

Экскурсия в природу «Краски осени». Знакомство с сезонными явлениями в жизни растений, причинами изменения окраски листьев. Сбор осенних листьев для изготовления гербария и поделок.

Обработка материалов экскурсии. Сушка собранного материала.

Тема.   Праздник урожая.

Театрализованное представление. Участие в выставки «Дары осени». Знакомство с многообразием видов и форм овощей, фруктов и т.д.

 Акция «Посади дерево».

Почему важно сажать деревья. Как правильно посадить дерево?

Тема . Природа - наш дом.

Повторение о взаимосвязях в природе; установление причинно-следственных связей влияния человека на окружающую среду; обобщение экологических правил. Экскурсия в парк.

Просмотр презентации «Птицы наши друзья»

Тема. Мои друзья домашние животные.

Знакомств с многообразием видов домашних животных. История появления домашних животных. Первые одомашненные животные.

Викторина «О Барсиках и Мурках». Знакомство с породами кошек, историей одомашнивания кошек, легендами и мифами о кошках. Знакомство с основными правилами содержания и кормления кошек.

Выставке рисунков на тему: «Моя любимая кошка»

Тема Собака – друг человека.

Конкурс сочинений «Собака – друг человека». Знакомство с породами собак. Важные «профессии» собак: поисковые, спасательные, собаки – поводыри, ездовые, охотничьи, сторожевые и т.д.

Чтение художественных произведений о собаках, их верности, разучивание песни о собаке  и т.д.

Тема. Выставка рисунков и фотографий домашних любимцев.

Подготовка фоторабот, их оформление. Рисунки животных в свободной технике. Создание выставки.

Тема. Интеллектуальная познавательная игра «Мир природы».

Игра по типу телевизионной игры «Что?» «Где?» «Когда?». Повторение и обобщение знаний в области живой природы, правил поведения в природе. Распознавание объектов и явлений природы.

Тема. Загадки Зимушки – зимы.

Познавательное занятие. Знакомство с сезонными зимними явлениями, периодами зимы, народными приметам о зиме. Викторина.

 Акция «Операция ёлочка».

Практическая работа: оформление плакатов и изготовление ёлочных украшений из природного материала

Тема Зимующие птицы. Зимняя столовая для птиц

Зимующие птицы. Знакомство с видами зимующих птиц. Особенности обитания зимующих птиц. Помощь человека зимующим птицам. Викторина «Птицы».

Практическая работа: знакомство с разнообразными видами кормушек для подкормки птиц; изготовление кормушек из подручного материала: пакеты, коробки, пластиковые бутылки. Развешивание кормушек, подкормка птиц. Наблюдения за птицами, прилетевшими к кормушке, распознавание.

Тема. «Судьба природы – наша судьба».

Охрана природы. Необходимость охраны природных объектов живой и неживой природы. Основные правила экологически обоснованного поведения в природе. Экологическая викторина «Вопросы лесовика».

Практическая работа: изготовление памяток «Помощь природе»

Тема. Интеллектуальная командная игра «В царстве Берендея».

Растительный и животный мир леса. Многообразие видов. Охраняемые растения и животные нашей местности. Лесная аптека. Викторина «Тайны природы». Подвижные игры: «Сова охотится ночью», «Зайцы и морковка», «Медведь, что ешь?»

Практическая работа: определение видов растений и животных леса по дидактическим карточкам.

Тема. Интеллектуальная игра «Природоохранные обычаи наших предков».

Развивающая викторина по типу телевизионной игры «Поле чудес». Удивительные рассказы о необычных растений и животных.

Практическая работа: Оформление плаката «Это интересно»

Тема. Прекрасный мир цветов.

Многообразие видов комнатных и садовых цветов. Луговые цветы. Цветы леса.

Легенды о цветах.

Практическая работа: изготовление цветов из бумаги и ткани.

Тема . Экологическая  игра «Хочу всё знать».

Игра в 4 этапа: 1 – животный мир Республики Адыгея; 2 – животный мир Земли;

3 – растительный мир Республики Адыгея; 4 – удивительные растения Земли.

Практическая работа: подборка материалов для публикации в экологической газете клуба: интересные факты из жизни растений и животных.

Всемирная Акция «Час Земли»

Символичная акция, в определенный час сотни миллионов людей и всемирно известные здания по всему миру выключают свет, чтобы показать свое неравнодушие к будущему Планеты и призвать к бережному отношению к ресурсам Земли. 

Тема . День птиц.

Познавательное занятие с элементами театрализации. Перелётные птицы. Помощь птицам. Конкурс кормушек «Каждой птице – дом». Виды скворечников, технология их изготовления, правила размещения.

Викторина «Перелётные птицы».

Просмотр видеофильма «Путешествие по заповедникам Северного Кавказа»

Знакомство с животными и растениями, находящимися под охраной в Республике Адыгея. Викторина «Они находятся под охраной».

Тема. «Зелёный патруль».

Беседа об антропогенном влиянии человека на окружающую среду, необходимости поддержания в порядке прилегающих территорий. Просмотр презентации «Антропогенное влияние на природу»

Практическая работа: акция по уборке и озеленению прилегающей к учреждению территории. Сбор бытового мусора, уборка сухой листвы и сучьев, посадка саженцев растений.

 Акция «Чистые Берега»

Сбор мусора на берегах реки Гиаги.

Тема. «Лекарственные растения – замечательное богатство природы».

Знакомство с лекарственными растениями нашей местности. Охрана лекарственных растений.

Практическая работа: зарисовка увиденных в природе лекарственных растений. Викторина «Зелёная аптека»

Тема . «Тайны царства насекомых».

Насекомые, многообразие видов насекомых. Просмотр презентации «Земля – планета насекомых». Значение насекомых в природе.

Экскурсия, распознавание насекомых при помощи определителя.

Тема . Экскурсия в природу «Здравствуй, лето!»

Фенологические изменения в природе.

Практическая работа: наблюдение за изменением в растительном мире. Наблюдение за птицами.

Тема . Итоговое занятие.

Подведение итогов работы клуба. Награждение активных кружковцев. Подведение итогов выставки рисунков.

Детский познавательный-исследовательский экологический кружок

«Муравьишки»

для детей старшего дошкольного возраста

C:\Users\анна\Desktop\флешка 17\весна-осень 2016г\P1070130.JPG

Руководитель: воспитатель

первой квалификационной категории

Чайковская Анна Евгеньевна

МБДОО «Чебурашка»

Ст. Гиагинская

Формы реализации деятельности клуба «Муравьишки»

с родителями воспитанников МБДОО№1 «Чебурашка»

Актуальность работы: работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями  можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.

Цель работы: формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее. И, кроме того, отношение к себе как части природы. Понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.

Задачи: показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Ожидаемые результаты:

- Повышение роли родителей в экологическом воспитании детей;

- Увеличение непосредственного участия родителей и детей в организации и проведении различных экологических мероприятий;

- Повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников во взаимодействии с родителями воспитанников

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;

- эмоциональное  благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;

 Формы работы с родителями по экологическому воспитанию

Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.  Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:

- Педагог-родитель;

- Педагог-ребенок-родитель.

Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:

- Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.

- Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.

- Календарь интересных дат–совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.

- Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, и т.п.

- Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.

- Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.

- Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию  детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.

План  работы с родителями в экологическом воспитании дошкольников

Направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Цели клуба: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Актуальность:

- сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;

- экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.

Задачи родителей в рамках  клуба «Муравьишка»:

1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.

2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.

3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.

4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды.

 5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.

Ожидаемые результаты:

- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;

- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;

- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Участники клуба «Муравьишка»: родители и дети, педагоги.

Перспективный план работы с родителями

детей состоящих в  клубе «Муравьишки»

Октябрь

1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в клубе. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему:

 «Экологическое воспитание». ( Приложение 1)

2. Создать семейные презентации,  «Отдыхаем, не вредя!»  (семейные фотографии, коллажи – отдых на природе: парк, лес, на даче).

Ноябрь

1. Создать совместно с родителями поделки для выставки «Осень, очей очарованье». Использование листьев бросового материала.

Декабрь

1.Провести вместе с родителями мини – акцию «Озеленение группы»: цель акции:  познакомить детей с комнатными  растениями, способами ухода за ними, бережного отношения    к растениям.

2. Провести консультацию «Не бросайте мусор!».

Январь

1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: »Угощение для птиц». Организовать сбор корма для птиц зимой.

 2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Подкормите птиц», воспитатель готовит консультацию «Как сделать кормушки».

Февраль

1. Организовать фотовыставку «Дети и природа». Фото из семейного архива (дети в лесу, на даче, в зоопарке и т.п.).

2. Дети совместно с родителями готовят презентации «Мой домашний питомец».   Цель: знакомство с домашними животными, как ухаживать за ними, воспитывать  чувство ответственности и любви к братьям нашим меньшим.

Март

1. «Экологические выходные» « привлечь родителей к сбору пластиковых отходов, мусора.

2. Провести вместе  с родителями мини – акцию «Огород на окне».

Апрель

1.Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Моя красивая, чистая Республика!»

2. «Экологические выходные» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.

Май

1. «Экологические выходные» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.

2. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

Формы и методы работы с родителями:

1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».

3. Оформление фотовыставок.

4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.

5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.

6. Участие родителей в субботниках.

7. Сбор пластиковых отходов.

8. Проведение совместных экологических экскурсий.

9. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

Список использованной литературы

1. «Мы». Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2003.

2. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

4. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

5. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.

7. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

8. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.

Приложение 1

Анкета для родителей

АНКЕТА «Экологическое воспитание»

ФИО____________________________________________________________________________________

Возрастная группа________________________________

1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? _________________________________________________________________________________________

2 Заинтересованы ли вы в воспитании экологической культуры вашего ребенка ?  _________________________________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы как приобщить ребенка к природе?________________________________________________________________________________

4 .Есть ли у Вас комнатные растения, и какие?___________________________________________________________________________________  

 5.Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?_______________________________________________________________________________ 

6. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? _________________________________________________________________________________________

7. Есть ли у вас дома книги о природе и читаете ли вы их своим детяи?___________________________________________________________________________________

8. Знает ли Вы стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?__________________________________________________________________________________

9. Смотрите  ли Вы с ребенком фильмы, слайды, телепередачи о природе?_________________________________________________________________________________

10.  Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?__________________________________________________

11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?_____________________________________________________________________________________

12. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? ___________________________________________________________________________________________

13. Умеет ли ваш ребенок правильно вести себя в природной среде (не шуметь, не оставлять мусора, не вредить природным объектам…)_____________________________________________________________________

14. Кто должен учить вашего ребенка бережному отношению в природе?__________________________________________________________________________________ 

15. Ваши предложения, пожелания по экологическому воспитанию детей. ____________________________________________________________________________________________

Приложение 2.

Сбережем родную природу

Материал круглого стола для родителей

1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.

• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?

• Оказывает ли общество влияние на природную среду?

• Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?

2. Разобрать следующие ситуации.

• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».

Вопросы

Правильно ли поступила мать?

Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?

Чему способствовала мать постановкой такой задачи?

Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?

Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?

• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду,    заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.

Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.

Вопросы

Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?

Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?

Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?

• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?

«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому». (К. Станиславский)

5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).

Приложение 3

Интеллектуально-творческая игра  «В гармонии с природой»

Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.

Конкурс 1. «Разминка».

Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.

1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)

2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)

3. Как называется растительный мир? (Флора)

4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)

5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)

6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)

7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)

8. Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)

9. Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)

10. Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

Конкурс 2. « Урожай плодов».

Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.

Музыкальная пауза.

Конкурс 3. «Загадалки».

Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.

Информационная справка для зрителей «Известное об известном»

1. Самый крупный:

- из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров

- из птиц – страус 90 кг, высота 270 см

- из змей – анаконда длина 5-10 метров

2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м

Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности

Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину

3.Быстрее всех:

бегает гепард

плавает меч-рыба

летает стриж

4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота – 36 метров.

5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.

Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.

6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.

7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.

8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.

9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.

10. При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.

Конкурс 4. «Угадай мелодию».

Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.

Подсказки:

1. Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)

2. Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)

3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)

4. О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)

5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)

6. Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)

7. Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони в цвету)

8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)

Дальше, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?

«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С. А. Маршак «Двенадцать месяцев»).

«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов. «Каменный цветок»)

«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. ( Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»)

«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев. «Цветик-семицветик»).

«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».)

«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица
Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»)

Конкурс 5. «Дуэль».

Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ.

1. В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.

2. Деревья покрылись инеем – к теплу.

3. Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.

4. Если осина в сережках (цветет богато) – то будет богатый урожай овса.

5.Зацвела осина – пора сеять морковь.

6. На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.

7. Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.

8. Много сока в березах – к дождливому лету.

9. Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.

10. Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.

11. Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.

12. Зазеленела черемуха – пора сеять картофель.

13. Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.

14. Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.

Подведение итогов конкурсов. Слово жюри.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...