Информационно-практико-ориентированный проект «Тайны животных тундры»
проект по окружающему миру на тему

Мысан-Бондарева Екатерина Вячеславовна

В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания человека, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно приобретает актуальное значение. Возрастающее внимание современной науки и практики  образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью.  Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Актуальность данного проекта на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №41 «Белоснежка» г Воркуты

Департамента социально - культурных и дошкольных образовательных учреждений

администрации МО ГО «Воркута»

        Воркута

Информационно-практико-ориентированный проект  

«Тайны животных тундры»

Пояснительная записка.

В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания человека, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно приобретает актуальное значение. Возрастающее внимание современной науки и практики  образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью современного мира – его динамичностью.  Происходящие изменения столь интенсивны, что человеку все реже удается сохранять гармонию с окружающим, используя усвоенные знания и привычные поведенческие модели. Актуальность данного проекта на социально-педагогическом уровне определяется современным социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, который касается не требований к конкретным знаниям, а новых универсальных способностей, сформированных стойких познавательных мотивов, основным из которых является познавательный интерес.

В состоянии интереса человек (ребенок, взрослый) всегда более или менее активен, успешен. Познавательная активность, является важным компонентом разностороннего развития ребенка, играет определяющую роль в возникновении и становлении психологических новообразований у ребенка, являясь основой успешного обучения, познания мира, творчества.

В психолого–педагогических исследованиях познавательная активность рассматривается как интегративное образование личности, включающее мотивационный (познавательная потребность, инициатива, самоактуализация и самореализация), эмоционально–волевой (нравственно–волевая мобилизованность, стремление реализовать познавательные возможности) и поведенческий компоненты.

Каждый дошкольник, как маленький исследователь, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Задача педагогов и родителей – помочь ему сохранять и развивать стремление к познанию, удовлетворять детскую потребность в активной деятельности, дать пищу уму ребенка, развивать способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. И не секрет, что познание мира начинается с познания своего родного края.

Решая задачу приобщения детей старшего дошкольного возраста к познанию прекрасного и удивительного мира природы Крайнего Севера, возникла проблема в том, что у части детей недостаточно сформированы знания о животных севера, дети затрудняются в установлении связи между состоянием живых организмов, средой обитания животных и удовлетворением своих потребностей – это в основном дети с низкой познавательной активностью; вторая часть детей проявила не только интерес к данной теме, но дети самостоятельно поставили новые проблемные вопросы, которые дали толчок для выбора темы проекта.

Данная проблема определила цель проекта: развитие у детей познавательного интереса, основных компонентов познавательной деятельности, удовлетворение потребности в новых знаниях и представлениях о животном мире родного края через различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, творческую).

Задачи:

  1. Развивающие:
  • развивать интерес к жизни животных и птиц севера;
  • развивать поисковую деятельность детей: умение планировать этапы своей деятельности, аргументировать свой выбор.
  • формировать познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Образовательные:
  • продолжать закреплять знания детей о природе Крайнего Севера;
  • обобщать знания детей о животных и птицах севера;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать любовь, сочувствие и бережное отношение к родной природе к друзьям нашим меньшим, животным и птицам севера;
  • воспитывать любознательность.
  • формировать нравственные качества посредством знакомства с природной средой родного края.

В связи с происходящими преобразованиями в дошкольной системе мы, педагоги, в данном проекте поставили перед собой профессиональные задачи поиска новых подходов к реализации содержания образования, поиска эффективных, адекватных дошкольному возрасту, форм и методов работы с детьми, с учетом таких аспектов как: индивидуализация образования, выявление и поддержка талантливых детей, активное привлечение родителей к образовательному процессу.

Таким образом, проект предполагает комплексный подход в решении следующих направлений:

- реализация интеграции образовательных областей в разных видах детской деятельности в процессе проектной деятельности;

- реализация индивидуального и личностно-ориентированного подходов к каждому ребенку:

  • учет интересов детей, возможностей, способностей, возможности поддержки семьи при выполнении индивидуальных заданий;
  • привлечение детей с низкой познавательной активностью, неуверенных, с заниженной самооценкой, испытывающих проблемы в коммуникативном общении через привлечение и принятие игровых ролей, посильные виды заданий, создании «ситуации успеха»;
  • поддержка талантливых детей, проявляющих яркие способности и высокий уровень развития в разных видах деятельности;

- привлечение родителей воспитанников к совместной партнерской деятельности.

Таким образом, новизна данного проекта заключается в поиске новых интересных форм взаимодействия с детьми и родителями, направленности на индивидуализацию процесса образования.

Реализация поставленных задач наиболее эффективна при наличии целостной педагогической системы, построенной в соответствии с основными подходами общенаучного уровня методологии педагогики.

  • Гуманистический подход предполагает признание личностного начала в ребенке, ориентацию на его субъективные потребности и интересы, признание его прав и свобод, самоценности детства как основы психического развития, культуротворческой функции детства как одного из важнейших аспектов социального развития, психологического комфорта и блага ребенка.
  • Личностно-деятельностный подход позволяет, с учетом индивидуальных особенностей детей, в частности – интересов и потребностей каждого ребёнка, особенностей характера развития, определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Социальное развитие осуществляется в процессе значимых, мотивированных видов деятельности, особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность, обеспечивающая ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя “здесь и теперь”, достичь состояния эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных. позволяет учёт в процессе деятельности
  • Комплексный подход предполагает взаимосвязь всех структурных компонентов педагогической системы применительно ко всем звеньям и участникам педагогического процесса.

Одним из условий реализации проекта является соблюдение следующих основных принципов:

  1. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка.
  2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
  3. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
  4. Индивидуализации и дифференциации – выявление индивидуальных возможностей каждого ребенка, вера в его силы и возможности, поддержка творческих и интеллектальных сил в достижении целей.
  5. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности; развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему самореализовываться в различных формах и видах художественно-творческой деятельности.
  6. Принцип доверительного сотрудничества и диалогического общения субъектов образовательного процесса предполагает активность педагогов, родителей и детей в процессе участия в преобразованиях. Доверительность обеспечивается взаимным уважением, учетом индивидуальных особенностей и потребностей каждого участника процесса развития ДОУ (Т,И.Бабаева, О.Л.Князева). Диалог предполагает открытость в сотрудничестве, учет мнений и аргументов каждого субъекта сотрудничества, искренность и взаимопонимание (О.Н.Сомкова, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт).
  7. Принцип психологической комфортности заключается в снятии по возможности всех стрессовых факторов воспитательно-образовательного процесса, в создании в детском саду такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома».

        

Механизм реализации проекта:

Организация педагогического процесса в рамках реализации проекта предусматривает проведение экскурсий в Краеведческий музей, организацию элементарной поисковой, творческой, коммуникативной деятельности, бесед по ОБЖ, чтение художественной литературы, а так же взаимодействие с семьями воспитанников.

Для решения поставленных задач были использованы  следующие основные методы работы с детьми как: проблемный, метод сотрудничества, метод планирования деятельности, игровой,  практической деятельности, партнёрского диалога.

Используемая нами методика работы с детьми представляет собой соединение практической деятельности с усвоением ими необходимых научных знаний в доступной форме.

Данный проект для детей – это увлекательная игра в «исследователей», «журналистов», «фотографов», «МЧС». Для взрослых – это новые интересные формы взаимодействия с детьми и родителями.

Игровые действия и поисково-исследовательские умения развертываются параллельно. Нами были учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. Так во время распределения  ролей детям предоставлялась возможность взять на себя  ту роль, которая больше нравится. Вместе с детьми обговорили обязанности каждого. А так же привлекали детей с низкой познавательной активностью посредством принятия на себя посильной игровой роли. Чтобы удержать интерес детей на протяжении всего проекта роли между детьми менялись. Дети с большой ответственностью отнеслись к выполнению своих обязанностей.

Как известно, «Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». «Исследователи» провели ряд опытов по изучению свойств оленьего меха, фиксировали результаты. Закрепляли свои знания в практической деятельности, составляя схемы – пиктограммы о животных тундры, придумывая рассказы о животных и птицах Северного Края.

«Журналисты»  - брали интервью у детей, задавали вопросы сотрудникам  музея;

«Фотографы» - собирали фотоиллюстрации животных, «фотографировали» детей во время экскурсии в краеведческом музее.

«МЧС» - это дети, принимающие на себя роль службы безопасности – проводили инструктаж с детьми перед экскурсиями, проведением опытов, занятиями.

«Художники – иллюстраторы» – рисовали иллюстрации к энциклопедии, то есть северных животных.

        В ходе проекта были созданы условия для работы с талантливыми детьми, проявляющими высокий уровень интереса и способностей в том или ином виде деятельности.  Мы составили план работы с детьми, подобрали задания повышенного уровня сложности. Заранее были проведены индивидуальные беседы с родителями  этих детей. Дети получили возможность раскрыть и реализовать свои таланты в художественной, экспериментальной деятельности, а дети, проявляющие интеллектуальные и коммуникативные способности,  - во время общения с работниками музея, презентации созданной энциклопедии, и, конечно, в процессе всего проекта.

В ходе работы над проектом, дети не только наблюдали, делали зарисовки, но и под руководством воспитателей и родителей научились находить нужную информацию в энциклопедиях, интернете. Всю информацию дети использовали для выпуска  мини – энциклопедии «Тайны животных тундры». А совместными усилиями родителей и детей вышла в свет энциклопедия «По просторам тундры», что пополнило развивающую среду группы. Данная познавательная деятельность была направлена на результат, который был достигнут в процессе взаимодействия педагогов, детей, родителей.

Участие в проектной деятельности стало  для  детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей, способствовала  развитию личностных качеств каждого ребёнка, проявлению творческих начал.

Для педагогов проект способствовал повышению профессионализма и педагогической компетентности педагогов в области применения современных подходов в развитии, воспитании и обучении дошкольников, освоение и применение технологии проектирования.

Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема:

«Тайны животных тундры».

Адресация проекта

Дошкольным работникам.

Руководитель проекта

Воспитатель:

Ломакина Т.Я.

Участники проекта

Дети подготовительной группы «Улыбка», воспитатели, родители, работники музея г. Воркуты.

Возраст воспитанников

6-7 лет.

Особенности отношения к природе проекта

По характеру проект:

- информационно-практико-ориентированный.

По количеству участников:

- групповой.

По продолжительности:

- средний.

По профилю знаний:

- межпредметный.

По уровню контактов:

- на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта

Развитие у детей познавательного интереса, основных компонентов познавательной деятельности, удовлетворение потребности в новых знаниях и представлениях о животном мире родного края через различные виды деятельности (познавательную, коммуникативную, творческую).

Задачи проекта

Обучающие

1.Формирование системы элементарных научных знаний о животных тундры.

Развивающие

2. Развитие познавательного интереса к миру животных.

Воспитательные

3. Воспитание гуманного, бережного, эмоционально-положительного отношения к природе.

Ресурсы проекта

Информационное обеспечение:

- программа «Детство», авторы В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.

- программа «Парма» , под ред. С.С.Белых, С.Н. Штекляйн, Н.Б. Потолициной, С. Хабаровой.

- конспекты занятий,

- видеофильмы о животных тундры,

- интернет,

- энциклопедии о животных,

- фотографии, репродукции картин с изображением животных, открытки,

- художественная литература,

- экскурсии в музей.

Информационно-техническое:

- компьютер,

- телевизор,

- DVD,

- фотоаппарат,

- видеокамера,

- аудио кассеты.

Организационное обеспечение:

- непосредственная образовательная деятельность,

- режим дня,

- выход в интернет.

Материалы к занятиям:

 Демонстрационный:

 Картина «Северный олень», кусочек оленьего меха, модель поиска информации, схемы поэтапного рисования животных, иллюстрации и фотографии  животных, художественные произведения  Коми писателей, музыкальные произведения, запись голосов животных, песочные часы, юла со стрелкой, карточки с заданиями для викторины в конвертах. Панно для модели «тундра».

Картинки (лучше предметные) для модели «тундра»:

Деревья - карликовые ивы, сухие деревья, кусты можжевельник, шиповник, травы - клюква, мох, иван-чай, лютик, голубика, брусника, подорожник, одуванчик,

животные: звери — медведь, заяц, песец, полярный волк, лемминг, росомаха, ласка, птицы — куропатка, полярная сова, чайка, насекомые — пилю (кожный овод), комары, мухи, божья коровка, бабочка.

Картинки животных, не живущих в тундре: белый медведь, лев, черепаха, обезьяна, крокодил и др., а также картинки с изображением домашних животных.

Раздаточный:

 Белая и цветная бумага, картон, клей, ножницы, краски, кисти разной толщины, карандаши, фломастеры, пластилин, стеки, разрезные картинки животных, д/и «Стань другом природы», «В поисках дома», фотографии или картинки с изображением животных, (песец, волк, северный олень, медведь, заяц, полярная сова, куропатка) и их пища, насекомые, веточки, мох, т. е. предметы, так или иначе, связанные с жизнью животных, два обруча, жетоны за правильные ответы для викторины.

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

1. Дети проявляют познавательный интерес к объектам природы, любознательность.

2. Имеют представления о взаимосвязях в природе.

3. Понимают        и обосновывают необходимость уважительного, бережного отношения ко всем объектам природы (не делят животных на «вредных» и «полезных» и т. п.).

4. Умеют выразить свое отношение к животным через музыку, изобразительную деятельность.

5. Дети владеют первоначальными представлениями о живом, умеют доказать принадлежность к живому животных, называют всю совокупность признаков.

6. Имеют полное представление о правилах поведения в природе.

7. Свободно        пользуются моделями.

8. Знания детей системны.

Предполагаемые  продукты проекта

Продукты деятельности педагогов:

- конспекты НОД, бесед

- обогащение предметно - развивающей среды художественными книгами, энциклопедиями о животных тундры.

Продукты деятельности детей:

- модели и схемы,

- рисунки,

- энциклопедия: «Тайны животных тундры»,

- поделки (лепка).

Продукты совместной деятельности педагогов, родителей и детей:

- энциклопедия «По просторам тундры»,

- детская энциклопедия «Тайны животных тундры»,

- макет «Северные просторы»,

- план маршрута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный практико-ориентированный проект «Музей Необычных книг».

информационный практико-ориентированный проект "Музей необычных книг"...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".

Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...

Информационный-практико-ориентированный долгосрочный педагогический проект "Дари добро"

Оснавные цели - это формирование и воспитание у детей морально-нравственных качеств характера: доброты, эмоциональной отзывчивости, сочувствия и сострадания, гуманного отношения к окружающему миру, ув...

Информационно–практико-ориентированный проект: Тема работы Тайная жизнь бездомных животных

Наш детский сад находится рядом с частными домами. Как то раз во время прогулки дети заметили котенка, оказалось, что он бездомный. Ребята его пожалели и решили найти для него новый дом...

Проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» «Гимнастика для глаз.» Проект с детьми старшей группы .Вид проекта: информационный практико-ориентированный. Краткосрочный Срок реализации : 1 неделя

Актуальность:В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать ...

Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»

Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...

Информационный практико – ориентированный проект «Методическое сопровождение внедрения ФОП ДО в практику работы дошкольного образовательного учреждения»

Разработка модели и механизма управления перехода дошкольного образовательного учреждения на ФОП, ориентированной на мотивацию к изменению профессиональной позиции педагога и совершенствование опыта п...