Экологический проект "Муравейник"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Васильева Елена Владимировна

Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка,  способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель: познакомить дошкольников с жизнью муравьев, наиболее распространенных и важных для устойчивости любого лесного сообщества животных, познакомить с составом муравьиной семьи, профессиями муравьев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_muravi.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 65 комбинированного вида

Экологический проект

«Муравейник»

Разработчик:

Воспитатель

Васильева Е.В.

Одинцово

2017г.

Экологический проект "Муравейник"

Вид проекта: познавательно — исследовательский.

Срок реализации проекта: 28.08.2017-01.09.2017

Участники проекта: дети, воспитатели.

Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка,  способствует формированию положительных моральных качеств.

Цель: познакомить дошкольников с жизнью муравьев, наиболее распространенных и важных для устойчивости любого лесного сообщества животных, познакомить с составом муравьиной семьи, профессиями муравьев.

Задачи:

- Формировать у детей элементарные представления о муравьях, их строении, образе жизни.

- Заложить основы экологического воспитания, вызвать интерес детей от общения с природой.

- Воспитывать трудолюбие, дружелюбие.

Этапы реализации проектной деятельности.

1-й - подготовительный:

постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми;

2- й - исследовательский:

Наблюдение за муравьями (их поведение и строение), анализ постройки – муравейника;

3-й - обобщающий (заключительный):

обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Планируемый результат:

- Систематизировать представления о многообразии муравьев;

- Расширять словарный запас;

- Воспитывать бережное отношение к насекомым. 

Методы и формы работы:

- наблюдения;

- беседы;

- рассматривание иллюстраций насекомых;

- настольные игры;

- подвижные игры;

- пальчиковые гимнастики;

- дидактические игры;

Планирования работы

Дни недели

Деятельность детей

Деятельность воспитателя

Понедельник 28.08.17

1. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;  (Приложение №1);

2.Наблюдение за муравьями; (Приложение №2);

1.Подбор художественной литературы;

Вторник 29.08.17

1. Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»;

2.Отгадывание загадок о муравьях; (Приложение №3);

1. Подбор информации для беседы: «Почему муравьи - защитники леса?»;

2. Создание картотеки: «Загадки о муравьях»;

Среда 30.08.17

1.Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»; (Приложение №1);

2. Подвижная игра «Муравьи и слон»;

1.Подбор художественной литературы;

2. Проведение подвижной игры во время прогулки;

Четверг 31.08.15

1.Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;

2.Подвижная игра «Муравьи и дождь»;

1.Подбор информации для беседы: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;

2. Проведение подвижной игры во время прогулки.

Пятница 01.09.17

Изготовление картотеки полезные и вредные насекомые

Подготовка необходимого материала: картон, цветные картинки насекомых, клей, ножницы.

Вывод.

В результате проведенной работы дошкольники научились понимать и осознавать, насколько значимы муравьи в природе.

По итогам работы было отмечено:

- Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей.

- На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.

- Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Приложение №1

Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».

Тут и солнышко зашло. Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. 
Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз». 
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — и муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. 
Солнце уже к лесу спускалось. 
Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей». 
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. 
Несется листок через лес, через реку, через деревню. 
Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. 
Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай». 
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки. 
Муравьишка говорит Землемеру: 
 — Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят. 
 — А кусаться не будешь? 
 — Кусаться не буду. 
 — Ну садись, подвезу. 
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить. 
Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх. 
 — Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!  
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался. 
Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается. 
 — Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — Ну что ж, садись, подвезу. 
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины. 
Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. 
Остановился Паук. 
 — Слезай, — говорит. — Вон Жужелица бежит, она резвей меня. 
Слез Муравьишка. 
 — Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — Садись, прокачу. 
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня. 
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит. 
Вмиг домчались до картофельного поля. 
 — А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери. 
Пришлось слезть. 
Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко. 
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то: 
 — А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. 
Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно. 
 — Да ты маленький! Тебе меня не поднять. 
 — А ты-то большой! Лезь, говорю. 
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил. 
 — Влез? 
 — Ну, влез. 
 — А влез, так держись. 
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки -, а они у него как пружинки, складные — да щелк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! — на другой. Щелк! — на третьей. 
Так весь огород и отщелкал до самого забора. 
Муравьишка спрашивает: 
 — А через забор можешь? 
 — Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может. 
 — Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — Садись на загривок. 
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. 
Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю. 
 — Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали. 
Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви — не переплывешь. 
А солнце еще ниже. 
Кузнечик говорит: 
 — Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик. 
Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках. 
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп. 
 — Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — Ладно, садись, перевезу. 
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. 
А солнце уж совсем низко. 
 — Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят. 
 — Можно и пошибче, — говорит Водомер. 
Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился. 
 — А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка. 
 — По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня. 
Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой! 
 — Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползет. 
Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ — тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?  
Все-таки послушался Водомера. 
 — Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — А ты где живешь? 
 — В муравейнике за лесом. 
 — Далеконько… ну, что с тобой делать? Садись, довезу. 
Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку. 
 — Сел, что ли? 
 — Сел. 
 — А куда сел? 
 — На спину. 
 — Эх, глупый! Полезай на голову. 
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних. 
Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!» 
Будто мотор заводит. 
 — Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!  
Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!» 
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук!..» поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса. 
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило. 
Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило. 
«Жжж! Тук-тук-тук!» — несется Жук, буравит воздух, как пуля. 
Мелькнул под ним лес — и пропал. 
А вот и береза знакомая, и муравейник под ней. 
Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и — шлеп! — сел на сук. 
 — Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю. 
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал. 
Подумал и говорит: 
 — А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь. 
Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной. 
Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. 
Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья. 
Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. 
 — Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась — не пустят меня домой ночевать. 
 — Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду. 
 — Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!  
Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!  
С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз. 
А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дерг!  
И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана. 
Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются. 
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают. 
Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой!  

Приложение №2

Наблюдения за муравьями.

Цели: углублять и расширять знания об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях; учить различать насекомых по внешнему виду, расширять знания о многообразии насекомых; развивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.

В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома муравьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются большие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бывают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания.

Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите маленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое большое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тонны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чувствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела муравья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек.

Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хорошей погоде.

Пословица: «Муравей не велик, а горы копает».

 

Приложение №3

Загадки о муравьях.

Тащит он соломинку, 
К маленькому домику. 
Всех букашек он сильней, 
Наш трудяга…(Муравей.)

Строят маленькие гномы 
Новый домик из соломы, 
И осиновой коры – 
Не нужны им топоры. 
Вот уже похож на холм 
Удивительный их дом.     
( Муравейник.)

Кто работает с утра: 
Строит дом, несет дрова,  
Тащит целый воз еды, 
Мало ест, не пьет воды, 
У него полно друзей. 
Тот работник… (Муравей.)

Побежали по дорожке. 
Чьи - то маленькие ножки! 
А на ножках, посмотри,- 
Груза больше раза в три! 
И почти не вижу я, 
Под поклажей ... (Муравья.)

Приложение №5

Подвижные игры.

«Муравьи и дождь».

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей».

«Муравьи и слон».

Цель: Развитие  внимания ,быстроты и ловкости.

Ход игры:  Один водящий - слон, остальные муравьи.

Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души".

Дети танцуют как хотят.

Слон: " Расшумелись муравьи,

              Надоели мне они.

              Слон пошел гулять,

              Муравьев топтать!"

Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.

Изготовление картотеки полезные и вредные насекомые.

Картотека полезные и вредные насекомые

Лесные рыжие муравьи.

В лесу дети сразу заметят муравьиную кучу и увидят довольно крупных муравьев, снующих в разных направлениях.

Некоторым детям захочется покопаться в муравейнике, разворошить рыхлую кучу и посмотреть, что находится внутри под беспорядочно лежащими обломками мелких веточек, иголочек хвои, из которых состоит жилище муравьев. Найдутся и такие, которые вздумают наступить ногой на кучу и продавить гнездо муравьев.

Если взрослый не предотвратит этих действий детей, жизни маленьких друзей леса будет нанесен ущерб.

Следует предложить детям понаблюдать за муравьями, и они скоро обнаружат, что многие тащат в «дом» небольших гусениц, которые составляют их главную пищу. Надо сказать детям, что гусеницы вредят деревьям и травам и что муравьи, уничтожая в большом количестве вредных гусениц, приносят большую пользу. Поэтому нельзя разорять жилища муравьев, где находятся их яички и личинки.

О жизни муравьев можно было бы рассказать много интересного, однако для детей дошкольного возраста достаточно этих элементарных сведений.

Другие виды муравьев – садовый черный, а также коричневый, желтый и т.д. – вредные. Одни вредят ульям, поедая мед и личинки пчел, другие (как садовый черный муравей) проникают в жилище человека, где набрасываются на сахар, варенье и портят другие пищевые продукты.

Божьи коровки.

Их легко поймать, посадить на ладонь и рассмотреть. Детям нравится яркая окраска жучка (красная или желтая) и черные точки на жестких надкрыльях, а также овальная форма туловища, на котором видна маленькая голова с небольшими усиками. Если положить жучка на спинку, он как бы замирает, поджав свои три пары ножек к брюшку, и некоторое время остается неподвижным. Затем начинает осторожно шевелить усиками и ножками, переворачивается и, расправив крылья, поднимается в воздух.

Можно предложить детям посчитать точки на надкрыльях жучка, и они обнаружат на каждой половинке по три точки и одну посередине.

Божьи коровки и их личинки приносят большую пользу в лесах, садах и огородах, уничтожая вредных мелких насекомых – тлей. Это надо показать детям. Если выпустить божью коровку на лист с тлями, то она на глазах у детей начнет их поедать. Предварительно надо обратить внимание детей на погибающие листья, заселенные тлями: они обычно скручиваются и задерживаются в росте.

В лесу дети могут увидеть полезного жука – черную жужелицу. Этот проворный жук быстро бегает по земле. Летает он редко, предпочитая прятаться под корой старых пней или под камнями. Поместив жука в пробирку или стеклянную банку, дети рассмотрят его цепкие лапки, на которых видны коготки.

Ими жук опирается на неровности почвы и отталкивается при беге. У жужелицы хорошо развиты верхние челюсти, которыми она схватывает небольших насекомых. На поиски добычи жужелицы выходят из своих убежищ по ночам и уничтожают вредных насекомых. Следует подчеркнуть, что жужелицы  - жуки полезные. Например, наиболее крупная и яркая жужелица – красотел (она чаще встречается на юге) поедает гусениц бабочки непарного шелкопряда – серьезного вредителя лесов.

Из полезных жуков можно назвать еще жуков-мертвоедов, выполняющих роль санитаров. К ним относятся, например, красивые жуки-могильщики. Во время прогулки в лес их можно найти под свежим трупом погибшей птицы, землеройки, мыши.

Положите жука-могильщика в пробирку или баночку и покажите детям на его передних и задних лапках расширения, которые облегчают ему роющие движения. Не вдаваясь в подробности, следует рассказать ребятам, что жуки-мертвоеды своими лопаточками закапывают погибших животных в землю, очищают от шерсти и перьев, а затем откладывают погибших животных в мясо яички, из которых выходят личинки и съедают тело мертвой добычи. Если бы трупы лежали на земле, они распространяли бы запах разложения и были бы источником заразы. Поэтому жуков-мертвоедов уничтожать не надо.

Многие виды мух переносят на своих лапках и хоботках возбудителей болезней – микробов. Они садятся на продукты, оставляют следы на стенах, на стеклах окон, загрязняют пищу, занося в нее заразу. Дети знают, что с мухами надо бороться. Но есть среди мух и наши друзья. Их надо уметь отличать от вредных мух и охранять как полезных насекомых.

Мухи-журчалки, например, похожие по окраске брюшка на ос, нередко сидят на цветках лесных и садовых растений или с громким жужжанием летают вокруг них. Это – полезные мухи: их личинки, похожие на маленьких пиявок яркой окраски, массами уничтожают тлей, ползая по поверхности листьев и стеблей растений.

Есть и другие полезные мухи. По лесным опушкам, на стволах деревьев и на пнях можно обнаружить довольно крупных черных мух с удлиненным брюшком. Это –ктыри. Их личинки живут в почве, где нападают на гусениц, личинок майских жуков и этим приносят пользу.

Да и взрослые мухи ведут хищный образ жизни, уничтожая других насекомых: уцепившись ногами за пойманную добычу, они прокалывают твердым хоботком тело своей жертвы и высасывают жидкие внутренности. Этих мух вполне безопасно можно взять в руки для рассмотрения. Дети должны знать, что ктырей убивать нельзя.

Из друзей человека в мире насекомых заслуживают внимания стрекозы. Изящная внешность этих насекомых, их быстрый полет и яркая окраска брюшка, отливающего металлическим блеском, обращают на себя внимание детей. Они восхищаются грацией стрекоз, которые напоминают им аэропланы и вертолеты. Когда стрекоза садится на ветку кустарника или на стебелек травы, заметна цепкость ее лапок. Она крепко держится за растение, и ее приходится отрывать с усилием. Поймать стрекозу нелегко: она очень осторожна и сразу замечает приближение руки. Своими большими глазами она хорошо ориентируется в пространстве, улавливает всякое движение. Сильные челюсти стрекозы указывают на то, что насекомое – хищник. Если преподнести ко рту стрекозы стебель или тонкую ветку, она схватит и сожмет предмет крепкими челюстями. Стрекозы прожорливы. Они летают в разных направлениях в поисках пищи и за день успевают уничтожить множество вредителей.

Если насекомые малых размеров (например, комары), стрекоза поедает их на лету, более крупных пожирает, усевшись на куст или камыш (возле воды).

Надо дать возможность детям наблюдать за стрекозами, рассказать о пользе, которую они приносят, обратить внимание на красоту их полета, красивый вид.

Так мы приучим ребят уже с ранних лет интересоваться жизнью насекомых и относиться к ним по-разному, в зависимости от их роли в жизни и хозяйстве человека. Необходимо объяснять детям, что в природе каждый организм выполняет свою функцию, поддерживая природное равновесие

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников».

« Экологический театр и экологическая агитбригада как инновационная форма работы по экологическому образованию дошкольников»....

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Картотека экологических игр и упражнений для педагогов. Экологических игр и упражнений по формированию экологической культуры у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект по экологическому воспитанию в средней группе Тема. «Экологический светофор» Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Конспект по экологическому воспитанию в средней группеТема. «Экологический светофор» Цель:Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариа...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...