Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Толмачева Елена Васильевна

Задачи приоритетной образовательной области:

«Познавательное развитие»: Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать представление об Уральских горах, познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля, об особенностях ее природы; расширение кругозора; развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление); способствовать пониманию детьми значения: камень в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с использованием регионального компонента

 на тему «Путешествие в Уральские горы»

Автор конспекта НОД: 

Толмачева Елена Васильевна, воспитатель первой квалификационной категории, МБДОУ № 73.

Участники развивающего занятия: дети 6-7 лет.

Задачи приоритетной образовательной области: 

«Познавательное развитие»: Продолжать знакомство детей с неживой природой, дать представление об Уральских горах, познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля, об особенностях ее природы; расширение кругозора; развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление); способствовать пониманию детьми значения: камень в жизни человека.

Задачи ОО в интеграции: 

  •  «Речевое развитие»: активизация словаря; формирование грамматического строя речи.
  •  «Социально – коммуникативное развитие»: вызвать интерес к достопримечательностям родного края, формировать позитивное отношение к миру и себе, определение ребенком своего места в социокультурном пространстве, закреплять умение распределять работу в паре, работать согласованно.

Предпосылки учебной деятельности: формирование умения слушать и слышать взрослого; формировать умение выполнять задание по заданному образцу и правилу; умение оценивать свои и чужие действия, осознание своих личностных качеств; формировать потребность ребенка в общении со сверстниками и взрослыми; участие в совместной деятельности, адекватно понимает оценку взрослого и сверстника; формировать умение анализировать.

Оборудование для педагога: Наглядное: карта России, карта Урала, макет вулкана, шкатулка с камнями, платки для каждого ребенка.

                                                    Мультимедийное: виртуальная экскурсия по Уральским горам, презентация о камнях.

Оборудование для детей: увеличительное стекло на каждого ребенка.  


Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель:

 Дети, посмотрите, к нам на занятие пришли гости. Давайте, с ними поздороваемся.

 Встаньте, пожалуйста, в круг.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Дети, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично! Рассаживайтесь на свои места.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы очень внимательно ее послушаете и скажите мне верную отгадку.

Моря есть – плавать нельзя,

Дороги есть – ехать нельзя,

Земля есть – пахать нельзя.

Что это? (карта)

Дети Карта. (выслушиваем все ответы)

Воспитатель. Да, правильно, это карта.

А почему карта раскрашена разными цветами?

Дети. Синий цвет – вода, коричневый – горы, зеленый – лес, желтый – пустыни.

Социально-коммуникативное развитие/Познавательное развитие (коммуникативно-игровая деятельность)/Развитие речи

Ритуал приветствия.

Отгадывание загадки. Ответы детей.

Слово.

Движение.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками: потребность в общение со сверстниками, умение вступать в контакт, сплочение детского коллектива, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам деятельности.

Активизация словаря.

Активно взаимодействует со взрослым и сверстниками, участвует в совместной игре. Сформирована мотивация. Развиты мыслительные функции.  Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. Обладает развитым воображением.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель. Покажите на карте, где мы живем?

Дети. В России, на Урале.

Воспитатель. Правильно, молодцы. Как вы видите, богата природа Урала и реки есть, и озера, и поля, и луга, и леса, и горы. А знаете ли вы, как появляются горы? (выдвижение гипотез). Чтобы представить себе, как появляются горы, давайте проведем опыт с платком.

Опыт с платком «Как появляются горы»

Воспитатель. Причиной возникновения неровностей земной поверхности является земная кора, которая постоянно находится в движении. Она то и дело вздрагивает, опускается, растрескивается или собирается в складки. Попробуйте взять обычный платок, он будет выполнять роль земной коры и прикрыть им свою ладонь. Если пошевелить пальцами или вовсе их согнуть, то платок приходит в движение: будут сразу образовываться морщинки (горы) и маленькие ущелья (впадины). Аналогичный процесс протекает и в природе с более медленной скоростью.

Вывод: в результате активного движения земной коры образуются впадины, горы, возвышенности, долины.

Воспитатель. Иногда горы возникают в результате извержения вулканов. Но, прежде, чем мы с вами проведем научный эксперимент, я предлагаю вам отдохнуть и сделать зарядку.

Физминутка. 

«Быстро встаньте, улыбнитесь»

     Быстро встаньте, улыбнитесь,

     Выше, выше подтянитесь.

     Ну-ка, плечи распрямите,

     Поднимите, опустите,

     Влево, вправо повернулись,

     Рук коленями коснулись.

     Сели, встали, сели, встали

     И на месте побежали.

Эксперимент: «Извержение вулкана»

Материалы: для проведения опыта нам понадобится пищевая сода (2 чайные ложки), лимонная кислота (2 столовые ложки), немного красной краски, макет вулкана.

Ход эксперимента: насыпаем в отверстие вулкана две чайные ложечки соды. В пластмассовом стаканчике размешиваем немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Всыпать в подкрашенную воду две столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливаем в жерло вулкана получившийся раствор.

Вывод: Проведя данный эксперимент, мы увидели, как извергается вулкан. В тот момент, когда начинается извержение вулкана, из его раскаленного жерла начинает вытекать магма вместе с камнями, грязью и пеплом. Когда процесс извержения заканчивается, вытекшая лава начинает застывать и образовывать горы.

Воспитатель: -А вы были, когда – нибудь в горах? А хотите туда попасть?

Виртуальная экскурсия по Уральским горам https://www.youtube.com/watch

 Физминутка (проводят дети)

Воспитатель: Ребята, давайте еще раз посмотрим на карте наши Уральские горы. Издавна Урал называют «Каменный пояс Земли Русской», потому что Уральские горы похожи на пояс, который делит Россию на две части. А еще и потому, что раньше люди на Руси носили широкие пояса и за этим поясом хранили деньги и драгоценности, то есть казну свою, свое богатство. Вот и в Уральских горах – уральском поясе, богатств не сосчитать. А еще драгоценности хранили в шкатулке.

«Шкатулка ощущений»

Дети работают в паре и берут по одному камню. (презентация о камнях)

Гранит – это горная порода. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что он весь словно состоит из каменных зерен. Они разные по цвету. Как сами горы этот камень очень прочный, долговечный.

Змеевик: Сказания уральских писателей объясняют появление минерала так. Сказочный змей, охранявший сокровища гор, Полоз, стал главным героем истории о появлении змеевика. Они считают, что змеевик – это окаменевшие части кожи змея, которую он сбрасывал, меняя на новую. Великий Полоз – персонаж, в который верили в течение многих веков. Россыпи изумрудно-зелёного цвета – останки кожи великого стража, окаменевшие от времени и природных процессов.

Горный хрусталь: Он прозрачный, как слеза. Древние люди воспринимали минерал, как окаменевший лёд. Они считали, что это сила магии Земли или Неба. Вода, застывшая в кристаллы, прошла через миллионы лет образования. Камень находят среди раскопок прошлых тысячелетий. Изделия из прозрачного камня, наделённого блеском, сохранили свои свойства.

Родонит - считается русским камнем, поскольку среди уральских самоцветов по ценности уступает только знаменитому малахиту. Красивый, считавшийся чудодейственным родонит издревле находили именно на Урале. До сих пор там располагаются богатейшие в мире месторождения прекрасного родонита, вера в магические и лечебные свойства которого очень сильна и по сей день.

Селенит во все времена был женским камнем. Своей теплотой, красотой и таинственностью он покорил сердца миллионов. Использовали его и паломники в качестве талисмана. Ходит поверье, что они брали с собой камень в путешествия по святым местам, после чего он обретал уникальные целительные свойства. Такой камень мог излечить любую болезнь, заживлял глубокие раны.

Познавательное развитие / Социально-коммуникативное развитие/Развитие речи

Развитие речи/Физическое развитие

Познавательное развитие/Развитие речи/Социально – коммуникативное развитие

Социально – коммуникативное развитие/познавательное развитие

Развитие речи/физическое развитие

Познавательное развитие/Развитие речи

Индивидуальные ответы детей.

Опыт.

Физкультминутка.

«Быстро встаньте, улыбнитесь»

Эксперимент

Просмотр видео

Физминутка

Беседа

Слово.

Фронтальное наблюдение. Слово.

Слово. Движение

Демонстративное наблюдение. Слово.

Демонстративное наблюдение

Слово. Движение

Фронтальное наблюдение. Слово.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Формирование познавательных действий, становление сознания

Развитие воображения

Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве.

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах деятельности

Развитие двигательной активности. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Ориентировка в пространстве.

Различать качества предметов (величина, форма, цвет и т.п.);

обследовать предметы с помощью системы сенсорных эталонов и перцептивных действий;

ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний.

Развита крупная моторика. Владеет основными движениями. Контролирует свои движения и управляет ими.

Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместной игре.

Имеет представления о живой и неживой природе, устанавливает элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями;

использует наглядные для познания окружающего мира;

знает правила поведения в природе и соблюдает их.

Использует слова разных частей речи в точном соответствии с их значением, активно пользуется эмоционально-оценочной лексикой и выразительными средствами языка;

использует разнообразные способы словообразования, сложные предложения разных видов, разные языковые средства для соединения частей предложения

Активно взаимодействует со сверстниками, участвует в совместной игре.

Имеет представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире;

способен участвовать в коллективной беседе (самостоятельно формулировать и задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы);

свободно пользуется речью для установления контакта, поддержания и завершения разговора.

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание ННОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Образовательные

 задачи

Целевые

ориентиры

(характеристики)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в горы? (Ответы детей)

Что вы узнали об Уральских горах? (Ответы детей)

Как вы думаете, нужен ли камень человеку? (Ответы детей) Вы сегодня узнали много нового и вспомнили то, что уже знали. Я надеюсь, что эти знания пригодятся вам в школе.

Социально-коммуникативное  развитие/Речевое развитие (коммуникативная  деятельность)

Беседа.

Слово. Индивидуальные ответы детей.

Развитие социального и эмоционального интеллекта

Формирование адекватной самооценки

Формирование грамматического строя речи

Использует речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний  

Обладает адекватной самооценкой,

Складываются предпосылки грамотности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Кошки"

Материалы из конспекта можно использовать на занятиях по окружающему миру, в опытнической деятельности, экологии, математике....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».

Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе группе На тему: «Для чего нужны дома?».

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: История часов

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группеТема занятия: История часов...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Зимушка - зима»

Цель: формирование у детей целостной картины о зимней природе посредством интегрирования образовательных областей.     1-Образовательная:  формировать представление детей...