«Воздушный океан»
опыты и эксперименты по окружающему миру на тему

Хачатрян Анна Рафиковна

Формировать интерес к экспериментальной работе,познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _vozdushnyy_okean_.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

« Воздушный океан »

Цели: уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес к экспериментальной работе, моделированию; познакомить с природным явлением «ветер», причинами его возникновения, влиянием на жизнь живых организмов и человека; развивать речь, логическое мышление, интерес к природным явлениям; воспитывать заботливое отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Предварительная работа: игра «Мыльные пузыри»; загадки о воздухе, ветре; слушание фрагментов из сказки А.С. Пушкина « О царе Салтане»; чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремова, «Ветер» М. Исаковского, энциклопедии Т. Нуждиной «Чудо повсюду»; изготовление вертушек, игры с ними.

Материал: карточки с изображением ветра, бури, и т.д., источниками загрязнения воздуха; картина «Лес»; воздушный шарик; картинки «Ветряная мельница», кубик, парашют, стаканы, губки, горсть земли, тазик с водой, полоски бумаги.

Словарная работа: воздух-невидимка, планета, смерч, ураган, буря.

Ход занятий

Встреча с воздушным шариком «Летунчиком»

Загадка: «Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет». (Воздух)

Опыты «Свойства воздуха»

Воспитатель проводит с детьми беседу о воздухе. Он рассказывает детям, что воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения. Детей интересует, можно ли увидеть воздух, услышать его или осязать. Для этого воспитатель проводит опыты.

1-й опыт. Воспитатель берет камешек и опускает в воду, дети увидят, как вокруг него появляются пузырьки. Это мелкие пузырьки воздуха.

В морозную погоду, выдыхая теплый воздух ртом, мы видим пар - это воздух теплый в окружении холодного.

2-й опыт. Чтобы услышать воздух, воспитатель предлагает детям медленно выпускать воздух из надувного шара.

Если подставить руку под струю выходящего воздуха, можно его почувствовать.

Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер.

3-й опыт. Воздух нам необходим, чтобы дышать, значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух, - в стакане появляются пузырьки воздуха.

  1. 4-й опыт. Сделать маленький парашют. Показать, что, когда парашют опускается. Воздух под ним надувает купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.
  2. 5-й опыт. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Взять ароматизированные салфетки, апельсины, хвойную эссенцию и т.д. и предложить постепенно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
  3. 6-й опыт. Воздух имеет вес. Положим на чашки весов надутый и не надутый шарики: чашка с надутым шариком перевесит.
  4. 7-й опыт. Поставим открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденем на ее горлышко шарик, поставить бутылку в миску с горячей водой. Шарик стал надуваться (воздух при нагревании расширяется). Теперь опять поставим бутылочку в холодильник. Шарик при этом спустился (воздух при охлаждении сжимается).

Беседа «Источники загрязнения воздуха. Мероприятие по его охране.

Загадки

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Ветер)

Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поет да свищет.(Ветер)

Неизвестно где живет.

Налетит - деревья гнет,

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь. (Ветер)

Беседа «Сила ветра. Его влияние на жизнь человека и живых организмов».

        - Воздух - какой он? (Свойства воздуха.)

        - Что такое ветер? (Движение воздуха.)

        - Что умеет делать ветер? (Шуметь, гудеть, качать деревья, развевать флаги, поднимать пыль, завывать и т.д.)

        - Как можно увидеть, куда дует ветер?

        - Ветер нам вред или пользу приносит?

Предложить карточки с изображением влияния ветра на жизнь человека и окружающего мира: парусник с надутыми парусами, разрушенный дом после урагана, сломанное дерево, ветряная мельница и т.д.

Дети рассказывают о значении силы ветра по тем сюжетам, которые на карточках, или сами придумают ситуации, когда ветер приносит пользу или вред.

        - Как человек использует ветер? (Пылесос, вентилятор, веер, надувной круг.)

        - Как ветер помогает растениям? (Распространяет семена.)

        - А как вредит? (ломаются деревья; во время лесного пожара происходит все больший и больший охват леса огнем.)

        - Как звери учитывают ветер во время охоты?

        - Что было бы, если бы не стало воздуха и ветра?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Воздушный океан"

Проект "Воздушный океан" познавательно --исследовательский предназначен для детей старшей группы детского сада....

Конспект занятия по экспериментированию «Воздушный океан»

Цель занятия:  Продолжать формировать представление о роли воздуха, познакомить с некоторыми его свойствами, расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека. Развивать с...

презентация по ОО Познание "Воздушный океан"

Презентация для старшего дошкольного возраста по ОО Познание "Ознакомление с окружающим" по теме "Воздушный океан"...

Воздушный океан

уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях по защите его от загрязнения; формировать интерес у экспериментальной работе...

Организация непосредственно-образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе по теме "Воздушный Океан"

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подвод...

Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Воздушный океан».

ННОД позволяет уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе, об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях  по защите его от загрязнения....

Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности «Воздушный океан».

ННОД позволяет уточнить и расширить знания детей о воздухе, его составе; рассказать об основных причинах загрязнения воздуха, мероприятиях  по защите его от загрязнения....