МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ РАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »
консультация (старшая группа)

Неверова Ирина Владиславовна

         Попробуйте с вашими детьми вот так слушать музыку. Это интересно. Как правило, музыкальные занятия в детском саду – единственный «оазис» , где дети слушают сочинения классиков, получают информацию о них. Ведь дома, чаще всего, детей окружает музыка радио и телевидения, что Д. Б. Кабалевский назвал метким выражением «Музыкальный мусор». За счет своего примитивизма такая музыка имеет свойство прочно оседать в детской памяти.          Вот почему не следует обделять малышей, сводя их музыкальные знакомства лишь к легкой музыке. Нужно постоянно расширять круг музыкальных познаний произведениями высокохудожественного уровня. Но никакое слушание не может обойтись без « психологической установки», И "погружения в ситуацию", которая способствует выработке умения эмоционально относиться к музыке. Дети приучаются мыслить музыкальными образами, выражая свои чувства и настроение, используя разные приемы:оркестр, музыкальные загадки, ритмические импровизации...

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС  ДЛЯ  ВОСПИТАТЕЛЕЙ  

 «РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ РАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  »

               Музыка – мощное  средство воздействия на человека и на его эмоции. Заложенный в том или ином произведении заряд художественных переживаний, повергает человека в печаль или вызывает у него радостное настроение, вдохновляет на свершение великих дел или подталкивает к бессмысленным разрушениям и варварству. Классика бесценна именно тем, что несет слушателю идеи гуманизма, благородства, пронизана пафосом борьбы со злом и торжества справедливости.

          Вот почему не следует обделять малышей, сводя их музыкальные знакомства лишь к легкой музыке. Нужно постоянно расширять круг музыкальных познаний произведениями высокохудожественного уровня.

         Как правило, музыкальные занятия в детском саду – единственный «оазис» , где дети слушают сочинения классиков, получают информацию о них. Ведь дома, чаще всего, детей окружает музыка радио и телевидения, что Д. Б. Кабалевский назвал метким выражением «Музыкальный мусор». За счет своего примитивизма такая музыка имеет свойство прочно оседать в детской памяти.

          Иногда дети по просьбе воспитателей спеть свою любимую песенку поют заставку из рекламных роликов.

          Вряд ли у кого из думающих родителей и педагогов такой, с позволения сказать, «музыкальный вкус» вызовет восторг. Скорее недоумение: надо же, ребенок нормальных песен не знает. А у педагога – музыканта еще и жалость – ребенок обделен целым пластом художественного воспитания. Поэтому бесценной станет помощь воспитателя, продолжающего целенаправленную деятельность музыкального руководителя, создающего у детей своеобразное музыкальное «поле», которое станет впоследствии предпосылкой формирования интереса к серьезной музыке и разовьет музыкальный вкус.                          

 Чтобы музыка стала неотъемлемой частью жизни детей, необходимо создать условия, способствующие погружению ребенка в мир музыки. В.А. Сухомлинский считал главнейшим из условий – общение с природой. Природа – это фон, благодаря которому ребенок чувствует красоту музыки  посредством реальных и музыкальных впечатлений. Такие впечатления дети могут получить не только в природе, но и в «комнате сказок», «уголке мечты», в музыкальной комнате. Обстановка должна помогать детям слушать, СЛЫШАТЬ  и понимать музыку. Но никакое слушание не может обойтись без « психологической установки», которая способствует выработке умения эмоционально относиться к музыке. Попробуйте воспитать зрительную и слуховую чувствительность у своих подопечных.

        Детям под силу воспроизвести звуки жизненного окружения  подражательными приемами. Давайте практически используем педагогический прием «погружения в ситуацию»:

  • Представьте себе, что мы вышли на прогулку в осенний лес. Какие звуки мы можем услышать? Давайте закроем глаза, вообразим, будто находимся в лесу и прислушаемся: какие звуки нас окружают?

           Обычно дети называют шум ветра, шелест листьев на деревьях, постукивание  голых веток друг о друга, хруст листьев и веток под ногами, похрустывание первого льда, покрывающего лужицы.

- А теперь давайте попробуем воспроизвести названные звуки:

( пропеть « у-у-у» –ветер воет; звук « ш-ш-ш» - листья шуршат…)

  • Мы сейчас своим голосом изображали осенний лес. А какие  

музыкальные и шумовые инструменты могут помочь нам справиться с

этой задачей? ( металлофон – капли дождя; погремушки – шелест листьев, шум ветра; колокольчик и треугольник – пенье птиц.)

        Воспитатель может дополнить ответы детей более сложными примерами ( хлопанье крыльев, курлыканье журавлей, чириканье воробьев, стрекот сороки, плеск воды в ручье или в реке, шуршание травы, движение разных зверей…)

         Занятие можно завершить знакомством с произведениями разных видов искусств, каждое из которых отображает разбираемое событие специфически, присущими ему художественными средствами. Для  завершения разговора о звуках осени уместно прочитать стихотворение, например:

      Такое осенью случится:

Вдруг в полусвете, в полумгле,

Как будто раненые птицы,

Застынут листья на земле –

И цвета бурого опала,

И цвета птичьего крыла,

Как будто музыка опала,

В изнеможенье замерла…

И странно, странно мне такое:

     Вокруг все трепетно молчит,

     А ты идешь  - и под ногою

    Печально музыка звучит!

И вот теперь, когда дети готовы воспринимать и переживать, можно включить отрывок музыкального произведения, соответствующий теме разговора:

( « Осенняя песня» из цикла  Времена года П.И. Чайковский;

 Концерт « Осень» А Вивальди;

« Весна и осень» В. Свиридов;

« Фея осени» Д. Прокофьев…)

Подготовить детей к прослушиванию музыки можно не только по временам года, но и по различным природным явлениям, а также во время просмотра тематических картин.

В подготовительной группе можно включить в занятие творческое задание  

« ты – композитор»:

  • Дети, а если вы сами стали вдруг композиторами, какие звуки осени вы

захотели бы передать в своей музыке? Какой характер был бы у вашей музыки? Какое настроение?

Во время таких бесед у детей развивается воображение, внимание, расширяется словарный запас.

         Чтобы активнее сконцентрировать внимание детей на процессе слушания достаточно сложной музыки, перед вторым ее прослушиванием можно дать задание: покажите поднятыми вверх руками порывы ветра, медленным опусканием рук – опадание листьев.

           Подобные занятия помогают воспитанию у детей повседневной зрительной и слуховой наблюдательности, закрепляет жизненные впечатления художественно – эстетическими средствами.

          Ту же цель преследует и обращение к прослушиванию музыкальных пьес под названием « Музыкальные загадки». Создавая такое произведение, автор обычно широко использует звукоподражательные приемы. Подчеркивая характерные черты животного или явления природы. В младших группах слова песни помогают найти разгадку:

« Люблю я капусту» – зайчик,

« Когда я голодный – меня не встречай» – волк,

« Кто нам поле поливает?» - дождик.

    Музыка усиливает особенности каждого персонажа: инструментальное сопровождение имитирует стук капелек дождя, ритмический рисунок напоминает барабанный бой лапок зайца, в вокальной партии волка присутствуют «завывания»…

           Любое музыкальное произведение должно слушаться в течении месяца с перерывами, чтобы с одной стороны – не притуплялась новизна восприятия, с другой стороны –дети приучаются мыслить музыкальными образами, выражая свои чувства и настроение.

А также при любом удобном случае необходимо беседовать с детьми о музыке, ведь именно беседа, перемежающаяся с прогулками на природу, создает у ребенка потребность слушать музыку и получать наслаждение.

      Техническая оснащенность групповой комнаты расширяет возможности музыкального восприятия детей. Полезным представляется создание в группах фонотек. К этой работе целесообразно привлекать родителей. Записи могут быть не только с классической  музыкой, сюда можно включить фонограмму полюбившихся детям песен, чтобы дети после разучивания на музыкальных занятиях, могли самостоятельно петь в группе. Неплохо иметь музыку для сопровождения  во время свободной игры или во время подготовки ко сну. Также в фонотеку можно включить песни из детских мультфильмов и музыкальных сказок.

         Я надеюсь, описанные рекомендации помогут педагогам, особенно начинающим, преодолеть негативное отношение к музыкальной классике, неуверенность в собственном обращении к музыкальному искусству. Важно, чтобы воспитатель не игнорировал собственные музыкальные возможности, и вносил посильный вклад в эстетическое воспитание дошкольников.

                             Подготовила и провела: музыкальный руководитель

                                                                      МДОУ д/с № 22 « Жемчужинка»

                                                                     Неверова И.В.

 Литература:

  • О.П. Радынова  Музыкальное развитие детей: в2ч. – М.: Гуманит.  изд.центр ВЛАДОС, 1997г.
  • Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей дошкольного возраста. Сост. О.П. Радынова, И.В. Груздова  Самара: изд.СамГПУ, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей.

Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей....

«ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ИСКУССТВ В ПРОЕКТИРОВАНИИ РАЗНЫХ ФОРМ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

1.Информация об опыте. Введение. Музыка как средство развития личности………………………………………………………………………………….с. 3. 2.Технология опыта. Роль и особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ…………………………...

Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной музыке через разные виды музыкальной деятельности»

Большие возможности погружения ребёнка в мир народной музыки открываются перед педагогами дошкольных учреждений. Ведь с давних пор педагогикой признавалось огромное воспитательное значение народного т...

Игра, как средство педагогического воздействия к разным видам музыкальной деятельности

Игра - оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет всесторонне влиять на развитие детей....

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности»

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности» 22 марта 2018 года в МБДОУ № 4 прошел муниципальный с...