«Роль использования различных живописных жанров для формирования у дошкольников знаний о природе»
методическая разработка по окружающему миру на тему

Маракаева Светлана Евгеньевна

Тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразии – это не только любование природой, но и прославление человека, который вырастил это чудо. Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_ekologiya.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение Новоспасский детский сад №7

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ:

«Роль использования различных живописных жанров для формирования у дошкольников знаний о природе»

                                                                                  Выполнила:

                                                                                  воспитатель

                                                                                  Маракаева Светлана Евгеньевна

Содержание.

  1. Теоретическая часть.

1.1. Роль использования различных живописных жанров для формирования у дошкольников знаний о природе.

1.2. Организация педагогической работы по формированию у дошкольников знаний о природе, понимания ее красоты через восприятие живописи.

1.3. Требования к картине используемой в процессе формирования у дошкольников знаний о природе.

2. Практическая часть.

2.1. Анализ плана воспитательной работы за 2015-2016 учебный год в старшей группе МДОУ Новоспасский детский сад №7.

2.2  Конспект занятия «Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень».

2.3. Анализ результатов практической части работы.

3. Список литературы.

1. Роль использования различных живописных жанров для формирования у дошкольников знаний о природе.

Эстетическое чувство, получаемое

человеком от природы, должно

возвыситься на ступень эстетического

вкуса, приобретаемого воспитанием и

развитием.

В.Г.Белинский

Советские психологи рассматривают эстетическое восприятие как эмоциональное познание мира, начинающееся с чувства, а в дальнейшем опирающееся на мыслительную деятельность человека. В дошкольном возрасте оно носит специфический характер, обусловленный возрастными особенностями, и отличается эмоциональной непосредственностью, повышенным интересом к окружающему, живым откликом при встрече с прекрасным и удивительным, которые проявляются в улыбках, жестах, возгласах, мимике, в способности выделить главное в воспринимаемом явлении, дать ему эстетическую оценку.

Компанцева Л. В. в своей работе «Поэтический образ природы в детском рисунке» говорит о том, что эстетическое восприятие природы вызывает у детей и чувство бережного, заботливого отношения к растениям и животным, стремление ухаживать за ними.  

Курочкина Н. А., знакомя детей с различными жанрами живописи, обращает внимание на то, что художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость. Познаются не только физические свойства вещей, но, главным образом, их значение для человека, роль, которую они играют в его жизни.

Художник разглядывает предметы вблизи – спокойно, неторопливо, внимательно, показывает их зрителю крупным планом, в разных ракурсах. Все это позволяет ему выявить такие свойства и качества предметов, которые заставляют зрителя по-новому увидеть привычные, знакомые вещи, оценить их красоту.

Тема любви к природе, тема ее познания и освоения, восхищения изобилием ее даров в бесконечной красоте и разнообразии – это не только любование природой, но и прославление человека, который вырастил это чудо.

Изобразительное искусство не только изображает окружающий мир, но и выражает чувства и мысли художника, его отношение к отображаемому. Это единство изображения и выражения, особенного и общего, объективного и субъективного, рационального и эмоционального определяет собой сущность художественного образа. Выразительные средства художественного произведения – рисунок, композиция, колорит – «работают» на воплощение идейно-эстетического замысла художника, на создание целостной картины жизни, позволяющей выделить главное, основное, типичное, существенное в изображаемой действительности.

Необходимость использования произведений изобразительного искусства в работе с дошкольниками обусловлена их огромной познавательной и эстетической ценностью. Картины показывают детям такие стороны жизни природы, которые не всегда можно наблюдать в естественных условиях (ледоход, сенокос, отлет птиц и др.). Рассматривание пейзажных картин великих мастеров способствует развитию эстетического вкуса, позволяет обратить внимание на то, что ранее осталось незамеченным, пробуждает желание и развивает умение детей рассказывать об этой красоте, посмотреть на нее еще раз, уже в жизни.

Н. М. Зубарева отмечает, что рассматривание пейзажей способствует развитию выразительности детской речи (увеличивается количество определений, сравнений, метафор и др.), дети учатся понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, т. е. повышается культура восприятия, развивается мышление.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «...составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т. е. истина самого слова, из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического... проистекает из наблюдений человека над природой...», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы». 

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.

Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относится к природе. Это неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснить окружающую природу».

2. Организация педагогической работы по формированию  у дошкольников знаний о природе, понимания ее красоты

через восприятие живописи.

Педагогическая работа по ознакомлению детей с искусством требует создания определенных материальных условий и особой творческой, радостной атмосферы в группе, душевного контакта между взрослыми и детьми. Требуется атмосфера увлеченности, заинтересованности искусством, потому что эстетическое развитие ребенка, передача художественной информации имеет свои отличительные особенности; здесь действует основной закон искусства - закон художественного уподобления. Восприятие художественной информации невозможно без эмоционального уподобления; воспринимающий должен как бы «заразиться» чувствами передающего, пережить их как свои собственные. Кроме того, восприятие художественной информации требует определенной подготовки детей, формирования их личного опыта, настроя на встречу с прекрасным. Процесс понимания художественного образа представляет собой процесс «накладывания» уже имеющихся впечатлений на воспринимаемый объект. Художественный образ, коснувшись сердца ребенка, должен оживить в нем запас собственных сходных жизненных впечатлений, по-новому их осветить, чтобы ребенок нашел в произведении что-то свое. Это поможет глубже, проникновеннее, творчески подходить к картине. Взрослый должен очень тонко и умело использовать этот метод творческой интерпретации содержания, широких ассоциаций.

Важнейший принцип развития эстетического воспитания – это принцип целостного и неспешного эмоционального освоения. Первое знакомство с картиной часто не производит достаточно глубокого впечатления; впечатление бывает обычно неясным, расплывчатым. Повторное восприятие, как показывают современные исследования, помогает лучше, глубже его осознать и пережить. Однако каждый повторный показ должен вносить что-то новое в эмоциональное познание, и здесь важно использовать метод поэтапных открытий (Б. М. Неменский): четкое вычленение задач каждого последующего занятия, постепенное включение детей в осознание художественного замысла произведения.

Другим важным принципом в приобщении детей к искусству является соблюдение единства восприятия и собственной творческой деятельности детей.

Огромное значение имеет методика общения с детьми и рассматривания вместе с ними художественной картины. Основным методом общения является метод свободного диалога, доброжелательной поддержки высказываний ребенка творчески интерпретирующего свои эстетические переживания. Взрослый при рассматривании художественной картины должен анализировать произведение. Как показывают исследования С. Л. Рубинштейна, Г. Т. Овсепян, А. Ф. Яковличевой, А. А. Люблинской, Т. А. Кондратович, и др., особенности описания ребенком картины зависят от содержания, самого сюжета – знакомого или незнакомого ребенку.

Художественная картина отличается от дидактической. При ее восприятии самое существенное – это понимание художественного образа, замысла, выраженного через единство содержания и выразительных средств живописи, эмоциональное переживание, эмоциональный отклик на настроение картины, ассоциирование с собственным опытом. Чтобы понять это, надо иметь некоторые знания о языке живописи, владеть некоторыми эмоциональными и эстетическими эталонами. А. А. Люблинская показала, что образы восприятия, обозначенные словами-эпитетами, в которых как бы «цементируется» смысловая, понятийная сущность образа, оказывают на детей большое положительное влияние.

Весьма существенны подготовка, накопление эмоционального, визуального, бытового, личного опыта детей и актуализация его на занятии. Это различные наблюдения, сенсорные игры, рассматривание иллюстраций в книгах, просмотр диафильмов, экскурсии в природу, на выставки, прослушивание музыкальных произведений, другие занятия, то есть комплексное воздействие разных видов и жанров искусств, которое помогает глубже  проникнуть в замысел произведения, понять настроение и художественный образ картины. При этом очень полезно использовать метод сравнений, постановки эмоционально-отношенческих задач.

В своей работе «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» Н. Ф. Виноградова отмечает, что первые эстетические переживания ребенка связаны с удовольствием, которое доставляют ему качества предмета – его цвет, форма и т. д. Гамма красок, форм, заложенная в любом произведении изобразительного искусства, выражает определенное чувство, мысль автора и при восприятии этого произведения вызывает схожую с чувством художника ответную реакцию.

В своем умении воспринимать пейзажные картины ребенок проходит несколько этапов. Сначала он лишь перечисляет предметы, изображенные на картине ребенок проходит несколько этапов. Сначала он лишь перечисляет предметы, изображенные на картине, дает очень краткую характеристику; свое отношение к картине он еще выразить не может.

Затем под влиянием обучения ребенок начинает более полно, точно и образно характеризовать изображенное, используя для этого различные выразительные средства. Н. М. Зубарева замечает, что « самостоятельное использование образной речи является показателем определенной зрелости эстетического переживания, ибо чтобы использовать в речи образ, надо его почувствовать, а для того чтобы почувствовать, надо его глубоко осмыслить.

Рассматривая с детьми пейзажные картины, педагог, во-первых, учит их понимать замысел художника, настроение, переданное им в картине, учит определять изобразительные средства, которые использовал художник для передачи своего замысла; во-вторых, воспитатель учит детей выражать словами впечатления, полученные от восприятия пейзажа.

Велика роль вопроса, с которым обращается взрослый к ребенку. Вопрос «что?» ориентирует ребенка на перечисление предметов. Вопрос «что делают?» побуждает детей к раскрытию функциональных связей. Когда же ребенка просят рассказать о событиях, изображенных на картине («о чем художник хотел нам рассказать?»), ребенок пытается истолковать увиденное.

Понять настроение пейзажа помогают, например, такие вопросы: «Веселая эта картина или грустная? Почему вы так думаете? Какие краски нужны были художнику, чтобы показать это? Какие краски взял бы художник, если бы захотел нарисовать не пасмурный и хмурый день, а яркий и веселый? Почему художник так назвал свою картину?»

Для лучшего восприятия произведения живописи целесообразно предложить детям сравнить изображенное на картине с наблюдаемым в окружающей природе. Этот прием называют введением в воображаемую ситуацию. Он развивает умение детей как бы войти в картину, вспомнить о похожих предметах и явлениях, виденных в жизни, придумать, что бы они увидели, услышали, если бы «как будто пришли на эту полянку», «в этот лес», «к этой речке». Так дети приучаются использовать свой опыт, у них развивается творческое воображение.

При рассматривании картины необходимо и поясняющее слово педагога. Оно помогает ребенку разобраться в ее содержании, углубляет восприятие. Однако пространные объяснения затрудняют восприятие, смазывают впечатление от произведения. Педагог всегда должен помнить об этом.

Правильному и глубокому восприятию картины способствует поэтическое слово, музыка. Например, рассматривание картины И. Левитана «Весна. Большая вода» хорошо сочетается с чтением стихотворения А. Плещеева:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою…

 А при рассматривании репродукций с картин С. Герасимова «Последний снег», «Ива цветет» уместно прочитать стихотворение А. Толстого:

Вот уж снег последний в поле тает.

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

 И зовут друг друга журавли.

Смотреть пейзажные картины лучше сразу после экскурсии, наблюдения. Например, в ходе беседы после прогулки в зимний лес или парк можно рассмотреть с детьми картину К. Ф. Юона «Русская зима». Пейзаж, написанный художником, соответствует тому, что ребята видели на прогулке,- заснеженные деревья, замерзшая река, крыши домов, покрытые снегом. Это приучает их соотносить свой чувственный опыт с эстетическим воздействием картины. Фигурки людей и животных, введенные художником в композицию, вызывают у детей личные ассоциации, оживляют впечатления, помогают составить рассказ. Дети вспоминают прогулку: «Как мы видели, только домики маленькие»; «Наш парк тоже был в снегу»; «Красиво, как в нашем парке». С помощью воспитателя уточняются и вводятся в активный словарь образные слова и выражения: иней, сверкать, блестеть на солнце, снег покрыл землю теплым одеялом и др.

Если в старшей группе рассматривание пейзажных картин, как правило, является частью беседы, то в подготовительной это может быть и самостоятельным занятием.

Если воспитатель эти занятия проводит систематически и у ребят уже накоплен определенный опыт, то можно рекомендовать и другие, более сложные задания с использованием комплекса средств: рассматривание картин о природе и прослушивание музыкальных произведений. Детям предлагают следующие задания:

  • сопоставление характера и настроения музыкального произведения с пейзажной картиной;
  • определение характера и настроения музыкального произведения и составление воображаемой картины к нему;
  • подбор воображаемого музыкального произведения к пейзажу.

Эти задания развивают у детей умение эстетически оценивать явления природы, внимательнее присматриваться к ним, находить интересное, удивительное в обычном, малозаметном и на первый взгляд непривлекательном.

Анализ выполнения детьми старшего дошкольного возраста подобных заданий помог выявить некоторые особенности понимания дошкольниками характера, настроения пейзажа и музыки о природе. Дети 6-7 лет легче воспринимают ярко выраженный характер музыкального произведения, чем картины. Дошкольники часто не понимают настроение пейзажа из-за техники рисунка. Так, например, изображение, темных пятен на ярком, солнечном пейзаже смущает ребенка, он относит эту картину к «грустным», «печальным», «страшным», то есть ставит в прямую зависимость настроение картины от колорита красок: яркая солнечная цветовая гамма- настроение хорошее, темные краски - настроение плохое. Большинство старших дошкольников могут уловить и выразить словами характер музыки (быстрая, торопливая, медленная, спокойная), но некоторые дети затрудняются дать словесное определение настроения музыкального произведении и ограничиваются достаточно примитивной оценкой, не передающей ее особенностей (хорошая, не очень хорошая).

Правильное соотношение музыки и пейзажа дети реализуют в своих рассказах с помощью образных выражений, экспрессии.

 При использовании специальных приемов все старшие дошкольники могут подойти к пониманию и достаточно тонкой характеристике музыкального произведения и его сопоставлению с пейзажем. В процессе выполнения различных заданий дети учатся анализировать, оценивать, сравнивать, у них воспитывается эмоциально-положительное эстетическое отношение к природе.

В процессе систематической педагогической работы дошкольники начинают по-новому, полнее, ярче воспринимать окружающее, видеть и искать необычное, интересное в природе. Описания природы становятся более точными, исчезают общие приблизительные оценки «плохая», «хорошая». У детей развивается способность замечать, определять и характеризовать явление природы, что создает хороший фон для формирования положительного отношения к ней.

В беседах о природе педагог широко использует не только пейзажные картины, но и различные предметные и сюжетные дидактические картины, изображающие животных, растения, труд людей. Такие картины, написанные специально для облегчения процесса обучения, помогают расширить знания детей о мире природы, уточнить их представления о внешнем виде, характерных особенностях предметов и явлений природы.

Но воспитатель должен знать, что не рекомендуется одновременно использовать картины, разные по своим художественным достоинствам: картины, предназначенные для учебных целей, и картины классиков живописи. Дидактические картины целесообразно использовать на первоначальных этапах обучения, когда знания детей не достаточны и умение рассмотреть картину, выделить главное в изображенном – несовершенно. Если же дети имеют уже определенные знания, могут в достаточной мере разобраться в замысле художника, лучше рассматривать с ними картины мастеров. Беседа тогда приобретает творческий характер, обогащает представления и речь детей.

В последние годы учеными, методистами уточнена последовательность и методика использования предметных и сюжетных картин о природе. Например, ими установлено, что рассматривание картин от предметной к сюжетной не всегда целесообразно. Даже в младшем дошкольном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать с детьми сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации, с яркой, динамичной сюжетной ситуацией стимулируют развитие речи детей. Предметная же картинка может отвлечь ребенка от живого образа.

Таким образом, правильная, продуманная систематическая  педагогическая работа помогает ребенку накопить запас образных впечатлений, насмотренности подлинных произведений искусства, привлекает имеющийся у них опыт восприятия окружающего мира; подводит к пониманию выразительности изображения, единства содержания картины и ее художественного языка; учит внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов, плотность и хрупкость изображаемого, спелость и сочность плодов; обращает внимание на цвет как средство передачи художником эмоционального настроения, сезонного состояния природы или времени суток; способствует развитию выразительности детской речи; воспитывает эмоционально-положительное эстетическое отношение к природе.

3. Требования к картине используемой в процессе формирования у дошкольников знаний о природе.

При отборе репродукций картин великих художников нужно прежде всего следить за тем, чтобы картины были немногоплановые, простые по композиции, яркие по цвету, без лишних деталей, - это обеспечит доступность восприятия. Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми нужно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Это прежде всего жизнь нашей Родины, природа родного края, картины творческого труда людей. От предметов и явлений, близких и знакомых маленьким детям, педагог ведет их к восприятию все более широкого круга событий и явлений.

Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину, положение в пространстве. Важно, чтобы детям было понятно, кто изображен, что делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного облегчает восприятие целого и понимание изображенного. Цвет привлекает и радует детей. Поэтому большинство иллюстраций для детей выполняются в цвете.

Особое значение имеет содержание картины. Оно должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему. Картина должна быть высокохудожественной. Изображение персонажей, животных и других объектов должно быть реалистическим: условное, формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми. Следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.  

Анализ плана воспитательной работы за 2015-2016 учебный год в старшей группе МДОУ Новоспасский детский сад №7.

Воспитатель Горячева Г.А.

Таблица№1.

Месяц

Название занятия

Повседневная работа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Март

Апрель

1.Рассматривание картины Л. Бродской «Сентябрьский день».

Задачи:

а.) закрепить знания, полученные на экскурсии в осенний парк;

б.) вызвать эмоциональный отклик на настроение живописного полотна, желание высказаться по поводу переживаемых впечатлений.

1.Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Задачи:

а.) развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на  него;

б.) дать представление о том, с помощью чего художник передает настроение в произведении (сочетание теплых и холодных цветовых тонов; взаимосвязь теплых желтых, оранжевых, бордовых, зеленовато-коричневых цветовых тонов с холодными – синими, фиолетовыми);

в.) поупражнять детей в передаче настроения в рисунке с помощью цвета.

2.Рисование на тему: «Осенняя фантазия» (с рассматриванием картины А. Лактионова «Теплая осень»).

Задачи:

а.) учить детей выбирать цвет для передачи настроения в рисунке;

б.) закреплять технику смешивания акварельных красок;

в.) воспитывать желание любоваться природными изменениями.

1.Составление рассказа по картине А. Пластова «Первый снег».

Задачи:

а.) учить детей составлять подробные, логичные, интересные рассказы по картине, начинать и заканчивать рассказ;

б.) закреплять умение использовать в рассказе сравнения, эпитеты;

в.) вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведение искусства.

1. О чем рассказывает пейзажная картина («Зима» И. Шишкина, «Весна. Большая вода» И. Левитана, «Закат» А. Рылова, «Московский дворик» В. Поленова, «Гималаи» К. Рериха, «На луне» А. Соколова)

Задачи:

а.) вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие, чувство сопричастности, гордости за красоту окружающей нас родной природы;

б.) развивать художественно-образное мышление, воображение;

в.) закрепить представление о том, что пейзаж – это изображение естественной или измененной человеком природы.

2. Рисование на тему: «Зимний пейзаж» (с рассматриванием картины И. И. Шишкина «Зима»).

Задачи:

а.) учить детей передавать в рисунке пейзаж зимы, ее колорит;

б.) учить использовать для создания выразительного рисунка разные материалы ( цветные мелки, карандаши, акварель);

в.) закрепить умение видеть художественно-образный смысл картины.

1.Сравнительное рассматривание картин «Зима» И. И. Шишкина и «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря.

Задачи:

а.) вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;

б.) развивать эстетические оценки, суждения, умение соотносить образы по настроению в живописи;

в.) обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими терминами.

1.Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Задачи:

а.) развивать у детей эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы;

б.) учить видеть главное, задумываться над тем, что вызвало у художника интерес при восприятии весеннего пейзажа;

в.) развивать умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным.

1. Составление рассказа по картине «Весна. Большая вода» И. И. Левитана.

Задачи:

а.) продолжать развивать у детей эмоциональную отзывчивость на весенние проявления природы;

б.) закреплять умение видеть художественный образ, единство содержания и языка пейзажной живописи;

в.) формировать умение самостоятельно составлять связный, последовательный

 рассказ , используя свои знания и употребляя разнообразные речевые категории.

2. Рисование на тему: «Весна пришла» (с рассматриванием картин А. К. Саврасова «Грачи прилетели», И. И. Левитана «Весна. Большая вода»)..

Задачи:

а.) закреплять умение детей передавать в рисунке колорит весны, ее изменений;

б.) развивать художественное восприятие пейзажных картин, видение содержания и средств выразительности живописи;

в.) продолжать учить самостоятельно выбирать и использовать различные материалы в работе.

 

Рисование цветными мелками  на тему: «Осенний лес».

Составление альбома «Осень» из репродукций и детских рисунков.

Д/и «Подбери краски, которые художник использовал в этой картине» (предложить детям уже знакомые картины).

Экскурсия в лес.

Оформление выставки «Как прекрасен этот мир» (репродукции работ А. Пластова).

Д/и «Когда это бывает?»

Д/и «Составь натюрморт из овощей, фруктов».

Экскурсия на выставку живописных работ местных художников в галерею «Радуга».

Художественно-развивающие игры «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками», «Разбери картины по группам», «Убери лишнюю».

Д/и «Подбери музыкальное произведение для этой картины».

Оформление альбома «Зима» из репродукций и детских рисунков.

Просмотр диафильма « Зима в лесу».

Д/и «Я начну, а ты закончи» (рассказы по картине).

Д/и «Расскажи о своей картинке» - рассказывание по пейзажным картинкам.

Оформление альбома «Весна».

Творческое рассказывание «Мое любимое время года».

С/р игра «Галерея произведений искусств».

С/р игра «Путешествие в мир искусства».

Решение логических задач:

  • что бабушка рассказала Саше?
  • что здесь случилось?
  • первые цветы
  • удивительные капельки
  • летом и др.

Д/и «Когда это бывает?», «Весной, летом, осенью», «Что сначала, что потом?» и др.

Практическая часть работы проводилась в МДОУ Новоспасский детский сад №7. В ней участвовало 20 детей старшей группы. Была предложена картина И.И. Левитана «Золотая осень».

Предварительно детям была дана возможность познакомиться с картиной самостоятельно. Позднее каждому ребенку индивидуально были заданы вопросы:

  • Как ты думаешь, почему художник назвал картину «золотой»?
  • Что интересного, красивого увидел художник?
  • Как ты узнал, что художник нарисовал березы?
  • Какого цвета трава на картине?
  • Чего больше – теплых или холодных красок?
  • Есть ли на картине солнышко? Как ты догадался?
  • Как по-другому можно назвать эту картину?

Результаты опроса были представлены в виде таблицы.

Таблица№2. 

Имя, фамилия, возраст ребенка

Какие природоведческие задачи позволяет решить картина (ознакомление с внешним видом, образом  жизни животных, растений, с сельскохозяйственным трудом людей; воспитание эстетических представлений и др.)

Решены ли воспитательно-образовательные задачи, понята ли ребенком картина

целиком

частично

нет

1.Алеева С.

2.Буров А.

3.Валеева К.

4. Волкова О.

5.Давыдова В.

6.Еремеева А.

7.Еремин Н.

8.Жирнова Н.

9. Журов И.

10.Зайдуллина Р.

11.Захарова П.

12.Ильин Г.

13. Ларочкин С.

14. Леоненко Н.

15.Лобитов С.

16.Москаленко С.

17.Мухина В.

18.Тигина Ю.

19.Тохтаров А.

20.Щучкин В.

  • познакомить детей с внешним видом растений и осенними явлениями русской природы;
  • развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы;
  • воспитывать истинные патриотические чувства, желание любоваться природой родного края;
  • обратить внимание на средства передачи настроения, отношения к изображаемому.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Из таблицы видно, что 40% детей (8 человек) практически не ориентируются в тех вопросах, что были заданы. Картина им не понятна, они затрудняются ответить на вопросы. 45% детей (9 человек) ориентируются частично, отвечают не на все вопросы. И только 15% детей (2 человека) свободно, без затруднений отвечают на вопросы.

На основании анализа полученных данных нами был разработан конспект занятия с использованием картины И. И. Левитана «Золотая осень» (за основу взят конспект занятия для старшего дошкольного возраста, предложенный Н. А. Курочкиной в учебно-наглядном пособии «Знакомим с пейзажной живописью»).

Рассматривание картины И.И. Левитана «Золотая осень»

Занятие проводится в два этапа.

1-й этап

Программное содержание. Развивать художественное восприятие детей, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы и адекватно эмоционально откликаться на него. Пробуждать добрые чувства, радость, желание любоваться красотой и поэзией золотой осени. Учить внимательно рассматривать художественную картину, подводя к пониманию того, что художник изображает реальную природу – то, что он видит, что у него вызвало радость, удивление.

Развивать навыки восприятия образного языка пейзажной живописи, эмоциональное восприятие цвета и цветосочетаний. Обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о своем настроении, отношении к изображаемому, на особенности цветовой гаммы золотой осени(сочетании теплых и холодных оттенков, создающих настроении радости и светлой грусти; взаимосвязь теплых желтых, оранжевых, бордовых, зеленовато-коричневых, коричневато-оранжевых цветовых тонов с холодными – синими, фиолетовыми).

Вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, будить воображение детей, их творческие способности.

Материалы. Репродукция картины И. Левитана «Золотая осень». Гуашь, кисти, бумага для рисования на всех детей.

Ход занятия. Воспитатель предлагает детям удобно сесть перед картиной (она пока закрыта).

Воспитатель. Дети, какое время года следует за летом?  

Дети. Осень.

Воспитатель. Правильно, осень. А что вам нравится осенью?

Дети. Очень красивые деревья, нарядные, с желтыми, красными, разноцветными листочками.

Воспитатель. Да, листочки опадают, красиво кружатся на лету, бегут под ветерком по земле. А что можно услышать в осеннем лесу? (Ответы детей: шорох  и шелест листвы под ногами, пение птиц.) Мы даже знаем, как пахнет осень – горьковатым дымком костров, прелой листвой, скошенной травой, пряным ароматом осенних цветов и трав, грибами.

А солнышко есть весной?

Дети. Да, солнышко весной бывает.

Воспитатель. И оно «зажигает» листву деревьев, траву. Они становятся ярче, наряднее. А какое небо осенью?

Дети. Голубое, ясное, чистое.

Воспитатель. Да, очень красиво осенью в парке. Послушайте, как об этом времени года сказали поэты.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца…

И. Бунин

Золотяся между сосен,

Клены желтые стоят.

Что за чудный им наряд

Подарила осень!

Как украсила рябины,

Бросив щедрою рукой

Меж узорною листвой

Яркие рубины!

И качаются березы

В разноцветных кружевах.

Лишь у елки на ветвях

Блещут только слезы.

Г. Галина

Ах, как дивно рассказали об осени поэты! А художники?

Конечно, многие художники берут мольберты, краски и идут на природу писать осень.

Вот мы сейчас и посмотрим картину об осени, которую написал художник Исаак Ильич Левитан. (Открывает картину, дает возможность детям полюбоваться ею.) Что за прелесть эта картина! Какая же здесь нарисована осень?

Дети. Нарядная, яркая, золотая, веселая.

Воспитатель. Да, художник назвал эту картину «Золотая осень». А как вы думаете, почему он ее так назвал – «золотая»? Какие цвета он использовал?

Дети. Много желтых, оранжевых красок.

Воспитатель. Как эти цвета можно назвать одним словом? Какие они?

Дети. Теплые, радостные, веселые.

Воспитатель. Молодцы, дети! Художник очень радовался, увидев эту красоту. Он восхищался ею, почувствовал это праздничное настроение, эти нарядные краски осени. Славная осень! А что интересного, красивого увидел художник?

Дети. Красивые березки, луга, речку.

Воспитатель. А как вы узнали, что он нарисовал березки?

Дети. Стволы у них беленькие, тоненькие, а листочки оранжевые.

Воспитатель. А какого цвета травка на лугах?

Дети. Зеленого.

Воспитатель. Посмотрите внимательно: зеленого ли? Нет, она коричневато-зеленая, зеленовато-коричневая, желтоватая, бурая. К концу лета она от солнышка подсохла. А речка какого цвета?

Дети. Синяя.

Воспитатель. Да, близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали – беловато-голубая. Синие и фиолетовые – это холодные тона. Посмотрите, как нарядно смотрятся вместе теплые

оранжевые, желтые, золотые и холодные сине-фиолетовые краски. А чего больше – теплых красок или холодных?

Дети. Теплых.

Воспитатель. Вот поэтому природа на картине кажется такой нарядной, радостной, теплой, светлой и даже торжественной. Понравилась вам эта картина? Мы ее еще увидим. А сейчас попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень. Вспомните, как природа выглядит осенью, какие деревья, кусты, небо. Возьмите краски и приступайте к работе.

2-й этап

Программное содержание. Развивать у детей художественное восприятие пейзажной картины, интерес и эмоциональный отклик на нее, навык восприятия образного языка живописи, умение внимательно рассматривать и видеть образ пейзажа в единстве его содержания и средств выразительности. Обратить внимание на следующие средства выразительности: цвет и цветосочетания как средство передачи сезона, эмоционального отношения художника к изображаемому, настроения; рисунок, передающий особенности формы и строения объектов, позволяющий узнавать их (березы, речка); расположение на холсте (близко, далеко); композицию – построение художником картины, формат картины, близкие и дальние планы (формат данного полотна – вытянутый по горизонтали прямоугольник, что позволило художнику передать большое пространство земли; крупно и детально нарисованы ближние березки, а дальние – обобщенно).

Дать детям представление о том, что изображение деревьев, луга, поля, неба, т.е. изображение природы, называется п е й з а ж е м. Обогатить и активизировать словарь детей: ввести в него эмоционально-оценочную лексику, эстетические термины, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния – радости, удовольствия, наслаждения и легкой грусти. Поощрять высказывания детей.

Материалы. Репродукция картины худ. И. Левитана «Золотая осень», стенд с рисунками детей на тему «Золотая осень», выполненная на предыдущем занятии (он пока закрыт).

Ход занятия. Дети свободно рассаживаются перед картиной (она закрыта).

Воспитатель. Мы с вами уже рассматривали этот пейзаж. Художник Исаак Ильич Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Давайте еще полюбуемся ею. А я включу «осеннюю» музыку, ее написал композитор Петр Ильич Чайковский. (Звучит фрагмент «Осенней песни» из цикла «Времена года». Дети слушают музыку и рассматривают картину. Магнитофон выключается.) Радостно или грустно звучала эта мелодия?

Дети. Грустно.

Воспитатель. Да, в музыке слышится светлая, легкая печаль. Мелодия звучала так нежно и светло. Посмотрите теперь на картину и скажите: что чувствовал художник, когда рисовал золотую осень? Как он смог выразить свое чувство красками? Ведь художник выражает свои чувства с помощью красок. Какие краски здесь радостные? А какие выражают грусть? (Ответы детей.)

Да, радость художник передал теплыми красками, но он использовал и холодные тона, их меньше. Поэтому, глядя на картину, мы чувствуем радость, удовольствие от пышной красоты природы, но в то же время и легкую грусть прощания с летом, с осыпающейся листвой деревьев, увядающей травой, с теплом и солнцем.

А вот как поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал об этом времени года:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Такие красивые и проникновенные слова о золотой осени нашел поэт. А что же художник? Как он может рассказать о золотой осени? Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. Но он должен нарисовать так, чтобы мы узнавали и деревья, и кусты, и речку. А с помощью красок он может передать время года – зиму, лето, осень, весну – и свое настроение – радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.

Давайте внимательно рассмотрим картину. Посмотрите сюда. С левой стороны, близко к нам, н а   п е р е д н е м   п л а н е, художник нарисовал несколько деревьев. Что это за деревья?

Дети. Березки.

Воспитатель. Расскажите о них. Какие они?

Дети. Они тоненькие, с белыми стволами. На двух передних листочки почти все облетели. А у тех, которые чуть дальше, листва еще есть. Она золотая, желтая, коричнево-оранжевая.

Воспитатель. А еще дальше, н а  д а л ь н е м   п л а н е , видна группа березок. Такую группу называют «роща». А листочки на этих березках видны?

Дети. Нет.

Воспитатель. Да, нарисованы только чуть виднеющиеся стволы и пышные кроны деревьев – ведь деревья далеко, а издалека листочки не рассмотреть. Чтобы показать, что эти березки далеко, художник расположил их на холсте выше, чем те деревья, которые мы видим на переднем плане.

А теперь посмотрите на правую часть картины. Что здесь нарисовано?

Дети. Речка.

Воспитатель. Да, речка. Перед нами она широкая, темно-синяя, а дальше становится все уже, все светлее, вдали она голубеет и белеет. Вдали, на изгибе реки, стоит одинокая березка, яркая, как свечка. Справа от нее – хоровод зеленовато-коричневых деревьев. А что изобразил художник на самом дальнем плане, там, где начинается небо? Да, на горе мы видим зеленую пашню, несколько домиков, а дальше – стена березок и лес. А небо какого цвета?

Дети. Голубое, с легкими белыми облаками.

Воспитатель. Чего больше на картине – неба или земли? (Ответы детей.) Да художнику очень понравилась красота земли, осенней природы. Поэтому земли он больше и нарисовал и формат картины выбрал – прямоугольник. Вот как интересно придумал художник! А есть ли на картине солнышко? Как вы догадались? Мы видим тени от деревьев – значит, солнышко есть. Солнышко «зажгло» золото листвы, и деревья пламенеют ярким желто-оранжевым светом!

Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось. Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? (Открывает рисунки детей.) Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.)

Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи – как настоящие художники! Молодцы!

Сегодня мы прослушали музыку, стихи об осени, посмотрели картину художника. Нам было радостно и немного грустно. Мы вспомнили золотую осень. Музыка, стихи и картина подарили нам эти воспоминания, Эту радость и легкую, светлую грусть. Да и сами мы нарисовали золотую осень. Эти рисунки мы повесим в группе – пусть ими полюбуются наши мамы и папы.

После проведения занятия дети снова были опрошены. Результаты представлены в таблице№3, из которой видно, что 55% детей понятна целиком картина, они легко ориентируются в вопросах, пользуются при описании эстетическими терминами, отражающие качество объектов, их форму, фактуру и вызываемые ими у человека эмоциональные состояния. 45% детей отвечают на вопросы уверенно, пользуются искусствоведческими терминами, но затрудняются самостоятельно составить рассказ по картине. Дети, которые затрудняются ответить на все вопросы, которым недоступно понимание картины выявлены не были.

Таким образом, проведенное занятие  показало, что уровень знаний детей, их художественное восприятие, способность видеть и чувствовать состояние осенней природы повысилась.

Таблица №3.

Имя, фамилия, возраст ребенка

Какие природоведческие задачи позволяет решить картина (ознакомление с внешним видом, образом  жизни животных, растений, с сельскохозяйственным трудом людей; воспитание эстетических представлений и др.)

Решены ли воспитательно-образовательные задачи, понята ли ребенком картина

целиком

частично

нет

1.Алеева С.

2.Буров А.

3.Валеева К.

4. Волкова О.

5.Давыдова В.

6.Еремеева А.

7.Еремин Н.

8.Жирнова Н.

9. Журов И.

10.Зайдуллина Р.

11.Захарова П.

12.Ильин Г.

13. Ларочкин С.

14. Леоненко Н.

15.Лобитов С.

16.Москаленко С.

17.Мухина В.

18.Тигина Ю.

19.Тохтаров А.

20.Щучкин В.

  • познакомить детей с внешним видом растений и осенними явлениями русской природы;
  • развивать способность видеть и чувствовать состояние осенней природы;
  • воспитывать истинные патриотические чувства, желание любоваться природой родного края;
  • обратить внимание на средства передачи настроения, отношения к изображаемому.

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Использованная литература.

  1. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
  3. Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – Санкт-Петербург:Акцидент, 1997.
  4. Курочкина Н. А. Знакомим с пейзажной живописью. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2003.
  5. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. – Санкт-Петербург: Акцидент,1997.
  6. Эстетическое воспитание в детском саду./ Под ред. Ветлугиной Н. А. – М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»

Исследовательская работа «Использование малых фольклорных жанров в процессе ознакомления детей с родной природой и ее образами в народной культуре»...

Проект "Жемчужины родного языка" (использование малых фольклорных жанров в работе с дошкольниками)

Родной язык - это богатство каждого народа. Это духовное наследие, отражение характера людей, это опыт и мудрость, которую мы передаем своим детям.Интерес и любовь к родному языку начинается с самого ...

Проект «Использование малых фольклорных жанров в формировании словаря детей раннего возраста»

Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, напо...

Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста. Пособие выполнено в форме куба, это отличает его от традиционн

Дидактическое пособие «Куб природы» направлено на формирование элементарных экологических знаний о природе Новосибирской области, у детей старшего дошкольного возраста....