Главные вкладки

    Конспект занятия " Улицы Москвы"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Лапотникова Елена Викторовна

    Познакомить детей с историей возникновения старых московских улиц.Воспитывать интерес к истории родного города.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_ulitsy_moskvy.doc108 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное образовательное учреждение

    Города Москвы

    Средняя общеобразовательная школа №1874

    Дошкольное отделение «Радость»

    Конспект занятия по теме: «Улицы Москвы »

     

           

               Подготовила и провела  

    Воспитатель подготовительной группы№2

    Лапотникова Е.В.

    Москва 2014-2015уч год.

    Цели:  Воспитывать любовь к столице России, уточнить представления детей о родном городе, сформировать чувство любви к родным местам.  Закрепить знания об историческом прошлом её улиц.

    Оборудование и материалы: Слайды с изображением улиц Москвы ( с использованием ИКТ).Запись « Песенка об Арбате», слова и музыка Б. Окуджавы.

    Ход занятия

    Воспитатель: - Что такое улица? ( Ответы детей).

     Это пространство между домами  для прохода и проезда. По дороге движется транспорт: легковой, грузовой и пассажирский. Ребята вы знаете, что в нашем городе очень много улиц и у каждой улицы своё название.

    - На какой улице вы живёте? ( Ответы детей).

    - Какие названия улиц вы знаете? ( Ответы детей).

    - Как называется улица на которой стоит наш детский сад? ( Ответы детей.)

    - Улица Академика Андрея Анатольевича Бочвара. А вы знаете кто это такой? Он был металловед – это человек, который занимался цветными металлами и их сплавами. (Показ слайда с использованием ИКТ).

    - Есть и переулки. Переулок – это небольшая улица, обычно являющаяся поперечным  соединением двух более крупных продольных улиц.

    Вы, видите, какие разные названия у наших улиц. Одни носят имена знаменитых людей, другие говорят нам об известных событиях. Но всегда ли были названия у улиц?

    - А вы знаете как давали названия улицам в древности (Ответы детей.)

     Когда-то, очень давно, названий у них не было. Люди, которые занимались одним и тем  же ремеслом, зачастую селились недалеко от друг друга. В одном месте жили кузнецы, в другом – ткачи, в третьем оружейники. И стали появляться первые названия улиц – Оружейная, Кузнецкий мост, Ткацкий переулок, улица Текстильщиков. А были ещё поселения сапожников, гончаров, резчиков, поваров, литейщиков. Город расширялся, улиц становилось всё больше, и люди начали придумывать им названия. Там, где были болота, появилась Болотная набережная, а вместо садов – Садовая улица, по имени реки Неглинка – Неглинная улица. По названиям улиц можно узнать отдельные моменты из истории города.

    Названия: Лесная улица, Лесной переулок,  Боровицкая  улица, улица Большие Каменщики, Малые Каменщики, Каменнослободский переулок.

    Воспитатель. Давным - давно, когда ещё не было ни домов, ни площадей, шумели на месте Москвы дремучие леса. Об этом говорят многие красивые названия в нашем городе – Лесная улица, Лесной переулок. (Показ слайдов с использованием ИКТ).

    Но больше всего москвичам нравился сосновый бор. Поэтому и названий связанных с сосновым бором, много: Боровицкая улица, Боровицкая площадь и даже одна из башен Кремля называется Боровицкой. Они находятся там, где шумел этот бор. (Показ слайдов с использованием ИКТ).

    Леса было много, и , конечно, сначала дома строили из дерева. Позже люди научились делать кирпич. Каменные дома прочнее, и им так не страшны пожары. Людей которые строили дома из камня и кирпичей называли каменщиками. Домов нужно было строить много, поэтому требовались опытные мастера. Селились они, как правило, в одном месте. В строительстве такого огромного города, как Москва, принимало участие большое число каменщиков. Поэтому и улиц с таким названием несколько – Большие Каменщики, Малые Каменщики,  Каменнослободский переулок. (Показ слайдов с использование ИКТ). 

    Названия: Каретный переулок, Каретная улица, улица каретный ряд, Владимирская улица, Смоленская улица, Тверская улица, Новгородская улица.

     Воспитатель. Древняя Москва росла очень быстро, и  вскоре попасть с одного конца города на другой стало нелёгким делом.

    Вот тогда и появились кареты как вид транспорта для богатых людей. Но если возникла нужда в каретах, значит, требовались м мастера, которые делали эти кареты. В Москве есть несколько улиц, названия которых нам подскажут, где же эти кареты делали , - это улица Каретная, Каретный переулок. Есть в столице и улица Каретный ряд. Там кареты продавали. (Показ слайдов с использованием ИКТ).   На карете можно было проехать не только с одного конца Москвы в другой, но и в другой город. В какой? А это тоже нам подскажут названия улиц. По Владимирской улице, можно было доехать города Владимира, по Смоленской – до Смоленска,  а по Новгородской – до Новгорода. Много дорог ведут в Москву и столько же – из Москвы. (Показ слайдов с использование ИКТ).

    Самая главная и старинная улица нашего города – Тверская. В давние времена по этой улице ехали в Москву гости из Твери и Петербурга. Поэтому она стала называться Тверской  - Ямской. (Показ слайда и использованием ИКТ).

    Сейчас Тверская улица нарядна и красива, на ней установлен памятник основателю Москвы князю Юрию Долгорукому. (Показ слайда с использованием ИКТ). 

    Название: улица Арбат.

    Воспитатель. Название улицы Арбат звучит очень необычно. Откуда же возникло такое нерусское название? Дело в том, что, когда Москва ещё не была такой большой, на месте этой улицы был пригород, и селились здесь купцы с Востока. Они привозили свои товары, строили магазины. Здесь же делали и телеги, и повозки, которые называли как на Востоке, арба. Скорее всего, от этого слова и образовалось название улицы. (Показ слайдов с использованием ИКТ).

    Арбат – единственный в Москве « пешеходный километр российской истории». Много славных имён связано с ним. Здесь находится музей-квартира А.С. Пушкина, Театр им. Е. Вахтангова, памятник поэту Б.Ш. Окуджаве.

    Физминутка

    Звучит « Песенка об Арбате», слова и музыка Б. Окуджавы.

    Название: улица Остоженка.

    Воспитатель. А вот ещё одно очень красивое название улицы – Остоженка. Что оно обозначает? ( Ответы детей). Когда- то на том месте, где сейчас проходит эта улица, были большие луга. Трава на этих лугах была очень хорошая, её косили для царских лошадей.  Когда траву косят, её складывают в небольшие стога, или как говорили в старину, остожья. Потом люди стали строить дома, а улицу так назвали – Остоженка.

          ( Показ слайдов с использованием ИКТ).

    Название: Неглинная улица.

    Воспитатель. Это название тоже имеет древнюю историю, когда  то и улицы здесь не было, а текла река Неглинка. Она протекала вокруг Кремля. И впадала в Москву-реку. Река была неглубокая, но весной разливалась и затапливала близлежащие дома. Когда город рос, река стала мешать строить дома. И тогда её спрятали под землю, в трубы. Она и сейчас там течёт, а наверху проходит улица которая называется Неглинная.

    Название: Замоскворечье.

    Воспитатель. Замоскворечье – самая тихая часть центра столицы. А когда-то эта местность называлась просто Заречье. Здесь располагались слободы стрельцов, овчинников, кузнецов, кожевников, толмачей. Отсюда и названия : улица Новокузнецкая, Толмачёвский переулок. В Замоскворечье селились купцы Бахрушины, Морозовы, Третьяковы, знаменитые писатели и художники.(Показ слайдов с использованием ИКТ).

    Итог занятия. Ребята, мы сегодня с вами говорили об улицах, откуда взялись их названия. Вам понравилось? Какое из названий вам понравилось больше всего? А сейчас посмотрим как вы запомнили названия улиц. Предлагаю вам разгадать кроссворд.

    2

    5

    6

    1

    3

    4

    1.Самая тихая часть центра столицы.

    2.На месте этой улицы был пригород, и селились здесь купцы с Востока.

    3.Когда-то на том месте были большие луга.

    4.Улица, где делали кареты.

    5.Река, спрятанная в трубы, а наверху проходит улица.

    6.Шумели на месте Москвы дремучие леса.

    2 А

       р

       б

    5 Н

    6 Л

    1 З

       а

      м

    3 О

      с

    4 К

      в

      о

      р

       е

      ч

      ь

       е

       т

       с

       а

       г

       с

       т

       р

       л

       н

       о

       е

       и

       а

       ж

       т

       н

       я

       е

       н

       н

       н

       а

       а

       к

       я

       я

       а

     

    Список использованной литературы

    1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим ми социальной действительностью .  – М., 2003.
    2. Атрёмов В.В. Страницы истории. – М., 2003.
    3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду. – М., 2007.
    4. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. – М., 2008.
    5. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? – М.,2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятие - "Улица полна неожиданностей "

    Целью этого конспекта является расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице; закреплять знания детей о переходе через дорогу....

    Конспект занятия Тема: «Москва – всем городам мать»

    Программное содержание: Пробудить у детей интерес к столице нашей Родины, городу Москве.Закрепить знания детей об истории Москвы и ее основных достопримечательностях.Учить детей самостоятел...

    Конспект занятия. Речевое развитие. «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»

    Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Красной площади....

    конспект занятия "Улица цитрусовых. Мандарин"

    конспект занятия по здоровьесбережению...

    Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Москва-город герой, Москва-город героев».

    Конспект занятия в подготовительной группена тему:«Москва-город герой, Москва-город героев».Задачи:-нравственное воспитание:- воспитывать уважительное отношение и любовь к родному городу;-воспитывать ...

    Конспект занятия "Достопримечательности Москвы"

    Конспект занятия "Достопримечательности Москвы"  для подготовительной группы....

    Конспект занятия “Достопримечательности Москвы”

    Конспект занятия “Достопримечательности Москвы”Цель занятия:Познакомить воспитанников с достопримечательностями Москвы.Задачи:Закрепить знания о столице нашей РодиныВоспитывать чувство пат...