Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего возраста Тема: «Традиции и быт казаков на Кубани»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство детей с историей жизни казаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon traditsii_i_byt_kazakov.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 1 СТАНИЦЫ

ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

Конспект

образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего возраста

Тема: «Традиции и быт казаков на Кубани»

Подготовила воспитатель:

Сосновая О.Н.

Ст. Ленинградская

Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни) с компенсирующей    направленностью.

Виды деятельности: игровая,  коммуникативная, двигательная.

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Цель: знакомить детей с историей жизни казаков.

Задачи:

- знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского Казачества;

- развивать познавательный интерес к истории своего народа.

- воспитывать интерес к истории жизни казачества. Воспитывать любовь к малой Родине.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея в станице Ленинградской, беседы с детьми, разучивание поговорок о казаках.

Музыкальное сопровождение: украинская народная песня «Ничь сизокры-лая…».

Ход

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним сло-вом?

Дети: Родственники, родычи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, ба-бушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних-дальних родственников - предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время - остановись! К нашим предкам по-вернись!»

Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.

В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сидит за прялкой казачка.

Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату.

О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!

Казачка: (встает) Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зо-вут меня Никитична. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

Воспитатель: Никитична! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоя-щей кубанской хате, рассмотреть ее убранство, узнать как вы живете, чем за-нимаетесь.

Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем, хлопчики и девчата. В ка-зачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное - охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску, с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивается с поясу ка-зака.

Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать гряз-ную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

А белье я глажу вот этим предметом. Называется рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельѐ получается гладким и паху-чим. (Предоставляет детям возможность попробовать погладить таким образом мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель). 

Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме укра-шены вышивкой?

Дети: Полотенца, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка.

Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня дома есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я за-мешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конеч-но, из самовара. Запомнили название моей посуды?

(Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: Никитична, наши дети знают о казаках поговорки.

Казачка: Какие, расскажите.

Дети:

Конь казаку лучший друг.

Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

Казак сам не есть, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: А еще, мы знаем много кубанских традиций.

Казачка: Правда? А какие?

Дети: Казаки встречают гостей хлебом-солью.

На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

Стариков уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка: Ну и молодцы, просто здорово! Все, о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. ( Подводит детей к стене и показывает ста-ринные фотографии). Здесь мы провожаем одного из казаков в армию; это свадьба; вот лихие скачки.

Дети рассматривают фотографии.

Казачка: А вот об одной казачьей традиции мы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а и в

поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас как раз пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню:

Ничь сизокрылая за викном,

Спы, мое сэрдэнько, мырным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Травы, квиткы и дэрэвья сплять.

Ничь сизокрылая над сылом,

Спы, мое сэрдэнько, добрым сном.

По окончании песни укладывает свою малышку в люльку и предлагает де-тям сделать то же самое.

Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите-ка к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть-чуть приоткрывает крышку.).

Дети: Наверное, одежду?

Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может и вам понравится одеваться по-казачьи.

Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под на-родную музыку, любуются собой в казачьей одежде.

Бьют часы с кукушкой.

Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприим-ной хозяйки, пора и честь знать.

Казачка: А запомнили ли вы хлопчики и девчата то, о чем я им рассказыва-ла. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка: А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?

Дети: Рубель.

Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата! На прощание я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, лю-бимое весеннее лакомство казачат. В добрый путь!

И никогда не забывайте своих предков, помните о них.

        

Литература

1. Вакуленко Е. Г. Народная культура кубанских казаков. Краснодар, Традиция 2009

2. Корсакова Н. А., Матвеев О. В. Традиционная народная культура. Очерки истории Кубани. Краснодар, 1996

3. Маслов А. В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков. 2-е изд. - Крас-нодар: ОИПЦ « Перспективы образования», 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОД по познавательному развитию для детей старшего возраста. Тема: "Знакомство с русской народной куклой".

Дети знакомятся с разными видами игрушек и изготовлением тряпочной русской народной куклы....

Методическая разработка. Сценарий непрерывно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего возраста. Тема: "Животные севера"

Методическая разработка. Сценарий непрерывно образовательной деятельности по образовательной области "Позновательное развитие" для детей старшего возраста. Тема: "Животные севера"....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области познавательное развитие для детей старшего возраста Тема: «Дикие животные»

Сценарий непрерывной образовательной деятельностипо образовательной области познавательное развитиедля детей старшего возраста Тема: «Дикие животные»Название «В гости к Дядюшке ...

Методическая разработка. Сценарий непрерывной образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие для детей старшего возраста Тема: «Как пекли Колобок»

laquo;Как пекли Колобок»Тема: «Откуда хлеб пришёл»Цель: уточнить и закрепить знания и представления детей о процессе производства хлеба. Воспитывать бережное отношение и уважение к ...