НОД познавательного развития детей старшей группы "В гости к бабушке Арине"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ШКАРУБО НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Экскурсия детей старшей группы в музей "Русской избы" с целью обогащения знаний детей о предметах мебели русской старины - деревянный сундук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Карсинский детский сад»

Троицкого муниципального района Челябинской области

Конспект НОД познавательного развития в старшей группе

Тема: «В гости к бабушке Арине»

Подготовила воспитатель Шкарубо Наталья Александровна

2017 г

Цель.  Формирование  познавательных процессов и способов умственной деятельности детей, усвоение и обогащение знаний о старинных предметах мебели русского народа.

Задачи.

Продолжать развивать интерес у детей к быту русской деревни. Познакомить с аналогом современного шкафа – старинным сундуком. Закрепить знания детей о современной мебели. Развивать мыслительную активность. Учить детей разрешать противоречия, находить выход из проблемной ситуации, используя собственный опыт. Развивать фантазию, творчество у детей. Учить свободно входить в контакт со взрослыми и сверстниками. Воспитывать интерес к русскому быту и малым поэтическим формам.

Словарная работа.

Активный словарь: диван, шкаф, кресло, стул, стол, тумбочка, кровать, замок, ручки, крышка, стенки, дно, одежда, железный, деревянный, рушник, рубашка косоворотка

Пассивный словарь: сундук, прочный.

Оборудование.

Деревянный сундук с железным замком и ручками, вышитые рубашки-косоворотки, старинные вышитые рушники, павловопосадские  платки.

Сказочные персонажи. Сорока, бабушка Арина (в русском национальном костюме)- роли исполняют взрослые.

Предварительная работа.

Проведение познавательного занятий по темам «Мебель», «Одежда». Отгадывание загадок, разучивание р.н. фольклора. Проведение игры «Хорошо-плохо».

Методические приёмы.

Беседа, рассматривание, игра, вопросы, использование ТСО, игровое упражнение, художественное слово.

Ход.

1 часть. Организационный момент.

В группу прилетела сорока.

- Я сорока-белобока, по лесу летала,

По полю скакала, малых детушек искала.

Принесла я вам письмо,

Вот (показывает), от бабушки оно.

В гости к ней вы собирайтесь,

Быстро-быстро наряжайтесь.

Воспитатель (читает письмо-приглашение).

«Ко мне в гости собирайтесь

Да в дорогу отправляйтесь,

Жду вас с нетерпением,

Уж готово угощение!

Бабушка Арина».

В. Ребята, ну, что поедем в гости к бабушке Арине? Так как бабушка Арина живёт в далёкой русской деревне нам придётся отправиться к ней на поезде.

Проводится игра «Поезд», дети входят в музей «Русская изба».

Бабушка Арина (Б.А.) Здравствуйте гости дорогие. Милости прошу в мой дом. Присаживайтесь, посидим рядком, да поговорим ладком. (дети садятся на скамейки). Заметили, что у меня мебель особенная не такая как у вас, а мне интересно узнать, какая у вас мебель? (дети называют предметы мебели). Вот сколько у вас современной мебели, я и названий таких не слышала никогда.

2 часть. Рассматривание сундука.

Б.А.  А вы садитесь потеснее, слушать будет веселее. Скажите, ребята, где же вы у себя храните вещи?

Д. (В шкафу).

Б.А. как вы думаете, где я свои вещи храню? (дети дают варианты ответов). Для вещей у меня есть сундук.

Б.А. из чего сделан сундук?

Д. Из дерева.

Б.А. Значит, сундук какой?

Д. Сундук деревянный.

Б.А. Что есть у сундука?

Д. Крышка, стенки, ручки, дно, замок.

Б.А. Из чего сделаны замок и ручки?

Д. Из железа.

Б.А. Значит они какие?

Д. Железные.

Б.А. Почему замок и ручки делают из железа?

Д. Чтобы они не сломались.

Б.А. Да, ручки и замок у сундука не сломаются, потому что они из железа, прочные. Скажем вместе: прочные (хоровой и индивидуальные повторы). Попробуйте сдвинуть сундук с места, не держась за ручки. Дети пытаются сдвинуть сундук с места. Затем предлагается переместить сундук за ручки, и дети выясняют, что так его легче сдвинуть.

Б.А. Для чего же у сундука ручки?

Д. Чтобы легче было поднимать сундук.

Б.А. Для чего на сундуке замок?

Д. Чтобы запирать сундук.

Б.А. Да, я запираю сундук, чтобы ничего не пропало. А иногда и плохо, что есть замок на сундуке. Почему?

Д. Потому, что ключ можно потерять и тогда вещи не достанешь.

Б.А. Ребята, крышка у сундука – это хорошо? Почему?

Д. Вещи не будут пылиться, не будет видно одежду и т.д.

Б.А. Но иногда и плохо, что есть крышка у сундука, почему?

Д. Можно прихлопнуть палец и т.д.

Б.А. Что нужно, чтобы этого не случилось? Хорошо, что сундук такой большой? Почему?

Д. В него много вещей можно положить.

Б.А. Но это и плохо, что он большой. Почему?

Д. Его трудно сдвинуть с места, много места в доме занимает.

3 часть. Динамическая пауза. «Как у нашего кота…»

Б.А. А я не одна в доме живу, со мной ещё живёт кот Васька. Ночью он ловит мышей, а днём любит на печке или на сундуке полежать. Греется и мурлычет:

Как у нашего кота

Шубка очень хороша, (стоя проводят руками вдоль туловища сверху вниз)

Как у котика усы

Удивительной красы,(показывают указательными пальцами)

Глаза смелые,

Зубки белые (повороты головы влево, вправо)

Выйдет котя в огород (шаги на месте)

Всполошится весь народ: (руки в стороны)

И петух, и курица (наклоны туловища влево, вправо)

С деревенской улицы,

Станут котю в гости звать,( махи руками)

Станут котю угощать (разведение рук в стороны)

Б.А. Вы наверное притомились гости дорогие, ну что ж , кругом оглянитесь, присмотритесь на что можно присесть. А теперь - раз, два, три, быстрее место займи (дети разбегаются и садятся. Затем бабушка Арина спрашивает, кто на чём сидит. Дети отвёчают, используя предлог «на». Бабушка обращает внимание детей на то, что на сундук тоже можно садиться.

Б.А. Ну, что ж, пора нам с вами посмотреть, что же хранится в моём сундуке (просит детей ключом открыть замок на сундуке. Рассматривает вместе с детьми содержимое) Это дедовы рубашки – косоворотки, это мои платки расписные, а это рушники. Вы догадываетесь для чего нужны рушники? Правильно, вытирать руки, лицо. А, что это в рушниках завёрнуто? (Разворачивает свёрток). Да никак загадки, помогите мне ребята отгадать их, а то они какие-то мудрёные.

С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
(Кресло) 
Он чудак или невежда?
На любого посмотри:
Сверху носит он одежду.
У него она – внутри.
(Гардероб)
Все одеть ее хотят,
И на ней весь день висят
И пальто, и куртки,
Когда придем с прогулки.
(Вешалка)
Свысока он смотри вниз:
В нем и новенький сервиз,
И старинная посуда,
И ножей, и вилок груда.
Здесь одежды только нет:
Это все-таки…
(Буфет)
Если ты устал играть,
То ложишься на…
(Кровать)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, — Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)
С ногами — без рук,
С боками — без ребер,
С сиденьем — без живота,
Со спиной — без головы.
(Стул)
Здесь и вешалки, и полки,
Словно в доме этажи.
Брюки, кофточки, футболки –
По порядку все лежит.
(шкаф)
Словно праздничный товар,
Ты на ней расставишь обувь:
И кроссовки, и сапожки,
Сандалеты, босоножки,
Чтобы не пылились
И легко носились.
(Обувная полка)

Б. А. Молодцы, ребятки, помогли мне отгадать загадки. Ой, заигрались мы, а вот и угощение готово. Испекла я вам печенье, всем на удивленье! (
Угощает детей чаем из самовара с печеньем)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшей группы "Страна, где мы живем".

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы на тему: «Знакомство со стеклом»

Конспектнепосредственно-образовательной деятельности попознавательному развитию детей старшей группы натему: «Знакомство со стеклом» Цель: Познакомить детей со свойствами стекла.Задачи: 1. Продол...

Конспект по познавательному развитию детей старшей группы Тема: « Насекомые»

Цель: формирование нравственных ценностей у дошкольников в процессе общения с природой....

Программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы «Мы - исследователи» (познавательно-исследовательская деятельность)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 11 г. Лениногорска» муниципального образования«Лениногорский муниципальный район» Республики Татарст...

Сценарий осеннего развлечения для детей старшей группы "Осенины у бабушки Арины и дедушки Матвея"

Действующие лицаВзрослые:бабушка Аринадедушка МатвейРебенок:Антошка...