НОД " Москва - столица России". старшая группа.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Занятие прошло в рамках краткосрочного проекта "Ознакомление дошкольников с государственной символикой".  Как правило, тема занятия предполагает ознакомление с достопримечательностями столицы. Я поставила перед собой цель - познакомить детей с историей строительства Москвы, сопровождая рассказ презентацией. Сделала презентацию " История Москвы и её современность".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Москва – столица России.

Цель: - дать представления о том, что Москва – самый большой город, столица нашей Родины,

             - познакомить с историей строительства города,

             - вызвать интерес и чувство гордости,

             - активизировать и обогатить словарь детей.

Материал:  - карта России,

                       - презентация «История Москвы и её современность»,

                      - иллюстрации с изображением древнего Кремля.

Ход НОД:

Восп.: - Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

            - Что мы называем страной?

Дети рассматривают карту России. Воспитатель показывает, какая наша страна большая, показывает моря, реки, горы.

             - Как вы думаете, что на карте отмечено точками? ( города)

             - Какие города России вы знаете?

             - А как называется главный город нашей страны?

Воспитатель показывает на карте Москву.

Восп.: -  Да, Москва – самый большой город в России. В нём живёт более 8 миллиона человек. Это столица России.

Москве более 850 лет, а основал её Великий князь – Юрий Долгорукий.

Сейчас мы с вами совершим путешествие в прошлое Москвы.

Рассказ воспитателя сопровождается показом слайдов.

- Однажды остановился в селении у р. Москвы Юрий Долгорукий, и очень ему это место понравилось – богатая и зверьем, и рыбой, и удобная. И решил он здесь построить город, а назвал этот город Москвой, как называлась река.

Времена тогда были не спокойные, людям часто приходилось защищаться от врагов, и они окружали свои селения высокими стенами. Делали стены из дерева. И маленькие селения превращались в крепость.

Но население росло, строились новые дома. Место внутри крепости уже не хватало, и люди стали строить свои дома за крепостными стенами. А когда нападали враги, все жители уходили в крепость и сражались с ними. Такую крепость стали называть Кремлем.

Сначала Кремль был деревянным. Его не раз сжигали. И вот, через много лет, другой русский князь - Дмитрий Донской решил построить в Москве кремль из белого камня. С тех пор, Москву стали называть белокаменной. Этот кремль был прочнее деревянного. Он простоял 100 лет, но от времени стал рушиться. Новый князь Иван III  решил построить новый кремль, но такой, чтобы был не только сильной крепостью, но еще и самым красивым в России. Строили этот кремль более 10 лет  итальянские и русские мастера. С большой любовью строили люди Московский кремль, очень старались. Уже давным-давно никого нет  тех строителей, а мы помним о них до сих пор. Позднее кремль  достраивался, и сейчас он выглядит так как мы видим его сейчас.

Сегодня Москва - это современный город.    Это город, где много заводов и фабрик.     Это город, где много учебных заведений, в которых учатся студенты из многих стран.  Это город  музеев и исторических памятников.      В Москве много улиц и площадей. По улицам мчатся автомобили, трамваи, автобусы, но самый интересный транспорт в Москве это подземная железная дорога -  МЕТРО.

- Кто из вас был в Москве?

- Что интересного вы видели в Москве?

- Какие достопримечательности Москвы вы знаете?

- Давайте посмотрим на них.

Слайд  «Красная площадь».

–Это главная площадь Москвы. Кто из вас знает, как она называется?

– Верно, Красная площадь. А откуда это название?

– Да, в старину слово «красное» значило красивое, главное.

– В старые времена на Красной площади оглашали царские указы, люди узнавали новости, проводили народные гуляния.  Я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Физкультминутка.     Игра «Золотые ворота».

Дети делятся на две команды. Изображающие «ворота» становятся в круг, взявшись за руки и подняв их вверх, говорят слова:

Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас.

Остальные дети, взявшись за руки, змейкой проходят в «ворота». «Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто остался в них. Пойманные включаются в команду поймавших их «ворот». Чтобы не быть пойманными, идущие ускоряют шаг, а ловящие меняют скорость речитатива.

– А какие мероприятия проходят на Красной площади в наши дни?

– верно, здесь проводятся демонстрации трудящихся. Проходят военные парады с участием военной техники, показывающей мощь нашей страны. В дни больших праздников в небо над Красной площадью взлетает салют, проходят народные гуляния.

 Слайд  «Царь-пушка».

– Ребята, кто из вас знает, что это за памятник?

– Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Она установлена на лафете, а возле нее лежат ядра.     Отлита она была мастером Андреем Чоховым более четырехсот лет назад.  «Царь-пушка» эта, ребята, не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.

 Слайд  «Царь-колокол».

– Неподалеку от «Царь-пушки», находится другой памятник.

 - Кто знает, что это?

– Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Отлили его великие русские мастера: отец и сын Маторины.

У «Царь-колокола» трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок.

Никто сегодня не собирается стрелять из «Царь-пушки» или звонить в «Царь-колокол». Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых русских мастерах.

– На Красной площади находится еще одна главная достопримечательность нашей страны -  «Московский Кремль».

– Ребята, а кто работает в Московском Кремле?

– Верно, здесь работает наше правительство и президент. Поэтому здесь развивается государственный флаг России.

 А о символах России мы узнаем с вами на следующем занятии.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие для детей старшей группы "Москва - столица России"

Цель: формирование у детей представлений о Москве, как о главном городе нашей страны, об истории её возникновения.Задачи:1.    Уточнить и систематизировать знания детей о Москве – ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «познавательное развитие» в старшей группе Тема: «Москва – столица России».

Программное содержание: расширить представление о столице нашей Родины -Москве, познакомить с её достопримечательностями; учить рассказывать о Москве, вызвать интерес к самому прекрасному городу нашей...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Москва – столица России» в старшей группе

Москва – город, имеющий огромное значение для России, это город больших возможностей, город, где рождаются и воплощаются в жизнь великие идеи, город, где создается история. Москвичи и ее гости л...

Сценарий викторины для старшей группы. «Москва – столица России»

формирование у детей представлений об образе Родины и о её столице – городе Москве....

Презентация для детей старшей-подготовительной к школе группы на тему “Москва-столица России” в рамках образовательных областей с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий

Задачи: стимулировать познавательный интерес к истории нашей Родины; расширять представления о столице нашей Родины - Москве; познакомить с её достопримечательностями; формировать умение рассказывать ...

Проект "Москва-столица России" (подготовительная группа)

Систематизировать и углубить знания детей о Москве....