Конспект ОД «Познание» В старшей группе «История куклы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Стягова Людмила Викторовна

Задачи образовательных областей:

1.Обучающие:

- формировать у детей элементарные представления о том, в какие куклы играли их предки, из чего их изготавливали.

- учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем кукле

- учить определять материал из которого сделаны куклы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_istoriya_kukly.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД «Познание»

В старшей группе

Воспитатель Стягова Л.В

Тема: «История куклы»

Задачи образовательных областей:

1.Обучающие:

- формировать у детей элементарные представления о том, в какие куклы играли их предки, из чего их изготавливали.

- учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем кукле

- учить определять материал из которого сделаны куклы

2.Развивающие:

- развивать и активизировать словарный запас детей.

- совершенствовать связную речь

- умение отвечать на поставленные вопросы

- развивать познавательный интерес

- формировать у детей навыки ритмичного движения с характером музыки

3.Вспитательные:

- воспитывать у детей аккуратность, чувство взаимной помощи

- воспитывать бережное отношение к игрушкам

Материалы: старинные предметы быта, тряпичный мешок, клубок, палочка, куклы: соломенная, тряпичная, деревянная, пластмассовая, заготовки платья из бархатной бумаги, геометрические фигуры из бархатной бумаги разного цвета.

Предварительная работа: рассматривание современной игрушки и беседы на тему о изготовление игрушек и различных способах и украшения. Беседа о том, кто такие купцы и чем они занимались. Чтение и заучивание стихотворений А.Борто «Игрушки». Рассматривание альбома «куклы минувшего века». Чтение сказки «Василиса прекрасная». Посещение выставки « Изделия из соломы». Знакомство детей с одеждой старины.

Ход

Воспитатель с детьми входит в зал, приветствует гостей

Воспитатель:

- Дети, обратите внимание на то, как мы сегодня необычно одеты. На мне – старинный сарафан, на девочках тоже сарафанчики, мальчики одели фуражки и старинные рубахи.

- А оделись мы с вами так для того, чтобы отправиться в путешествие, в те далеки времена, когда жили наши прапрадедушки и прапрабабушки.

- Совершить это путешествие нам поможет волшебный клубочек.

- А вот и он. Давайте всеми вместе скажем волшебные слова: «В прошлое нам путь открой, наш клубочек не простой».

Дети говорят волшебные слова и оказываются в прошлом времени.

Открывается занавес. В избе сидит хозяйка и прядет и пряжу.

Хозяйка:

- Ой, ко мне гости! Здравствуйте, мои дорогие! Вы, наверное, устали в дороге? Присаживайтесь, пожалуйста, отдохните.

- Мы сейчас с вами сказали друг другу «Здравствуйте».

- А вы знаете, что произнося это слово,  мы пожелал и друг другу здоровья, долгих лет жизни.

- А какие же вы нарядные, какие красивые!

- А какие у вас интересные игрушки, я таких никогда не видела.

- Пожалуйста, покажите и расскажите мне о них.

Рассказы детей о куклах (из чего они сделаны, во что одеты, как их зовут и что они умеют делать).

Хозяйка:

- Спасибо вам большое. Я узнала много нового.

- А хотите я вам расскажу в какие куклы играли ваши прапрадедушки и прапрабабушки, когда были маленькие.

Вдруг около печки зашевелился и зачихал мешок.

Хозяйка:

- Ой, это мой волшебный мешок проснулся наверное он хочет мне помочь.

- Ну- ка, ну-ка посмотрю, что ты волшебный мешок нам приготовил?

Хозяйка опускает руку в мешок и достает палочку.

- Дети, что это?

Ответы детей.

Хозяйка:

- Это обыкновенная палочка. Но давным-давно, когда у людей не было домов, они жилив пещерах. У их детей не было игрушек и они играли в палочки, представляя, что это игрушки.

Волшебный мешок опять зашевелился.

Хозяйка:

- Что-то мой волшебный мешок хочет нам еще показать.

Хозяйка достает соломенную куклу.

- Как вы думаете, из чего сделана эта кукла?

Ответы детей.

Хозяйка:

- У одной девочки не было кукол. Она взяла солому, сделала из нее жгут. Это была её кукла. Назвала она её Маша. А вообще, соломенные куклы в те времена называли «стрегушки». Называли их так потому, что с низу их подравнивали, подстригали ножницами. Если «стругешку» поставить на поднос, слегка потрясти, то кукла начнет поворачиваться, как бы танцевать.

- Ой, опять мой мешок шевелится, значит у него есть еще что нам показать.

- Ну-ка, мешочек, что у тебя там еще есть.

Хозяйка достаёт тряпичные куклы.

- Дети, как вы думаете, из чего сделаны эти куклы?

Ответы детей.

Хозяйка:

 - Правильно. Самые любимые куклы в старину были сделаны из тряпок. В одной крестьянской семье таких кукол было до ста штук. Уже пятилетняя девочка могла сама свернуть простую куклу из подходящих лоскутков. Лицо куклы рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками.

-Ребята, соломенная кукла танцевала, а теперь и тряпичные куклы хотят тоже потанцевать.

- Давайте и мы с вами потанцуем вместе с тряпичными куклами.

Исполняется танец-игра с тряпичными куклами.

Хозяйка:

- Как хорошо вы танцевали, молодцы!

- Ой, ну что это? Опять волшебный мешок зашевелился. Что она еще хочет показать?

Хозяйка достает из мешка деревянные куклы.

- Дети, как вы думаете, а из чего сделаны эти куклы.

Ответы детей.

Хозяйка:

- Правильно, из дерева.

- Давным-давно, жили-были замечательные умельцы, народные мастера -  игрушечники.

- Как вы думаете, если их звали игрушечники, что они делали?

Ответы детей.

Хозяйка:

-Послушайте легенду об одном таком мастере-игрушечнике.

- Жил когда-то один мастер по прозвищу Тотыга. Однажды он вырезал из полена липы куклу и продал ее купцу Ерофею.

-А вы знаете, кого на Руси называли купцом.

Ответы детей (Богатых людей, которых занимались торговлей).

- Гостям, пришедшим в дом к купцу Ерофею, очень понравилась эта кукла. Они решили и своим детям заказать у Тотыги такие замечательные куклы. С тех по на Руси стали популярны деревянные игрушки.

В углу избы вновь зашевелился мешочек.

Хозяйка:

- Что же на этот раз хочет показать мой мешок.

Хозяйка достает из волшебного мешка куклу-голыш.

- Дети, как вы думаете, из чего сделана эта кукла?

Ответы детей.

- Голыш шепнул мне на ухо, что он мечтает носить рубаху. Давайте подойдем к столам, там лежат у вас рубахи вырезанные из бумаги – посмотрите внимательно и скажите, как назывались такие рубахи.

Ответы детей

Хозяйка:

- Правильно.

- Такие рубахи назывались косоворотки.

-Почему их так называли?

Ответы детей (потому, что разрез рубахи располагался не по середине груди, а сбоку)

Хозяйка:

- Косоворотки часто украшали по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой или вставкой из материала другого цвета.

- Голыш будет счастлив, если вы украсите рубаху и подарите ему.

- Какие геометрические фигуры и какого цвета лежат у вас на подносе.

Ответы детей.

Хозяйка:

- Вы должны украсить этими фигурами рубахи-косоворотки, но сначала давайте с вами немного отдохнем.

Физкультминутка «Мишка с куклой»

Хозяйка спрашивает детей:

- Как называется рубаха которую ты украсил?

- Какие геометрические фигуры и какого цвета ты использовал для украшения?

- Дети, голышу очень понравились все рубахи и теперь он каждый день будет ходить в новой.

- Итак, давайте вспомним, с какими куклами играли ваши прапрабабушки прапрадедушки.

(Дети перечисляют куклы с которыми познакомились)

- И на память о том, что вы побывали у меня в гостях, я хочу вам подарить эти тряпичные куколки и пожелать вам счастья. Ведь недаром говориться в народной пословице: «Родись не богат, не красив, а родись счастлив». До свидания, приходите еще ко мне в гости. Я вам еще много расскажу интересного.

Воспитатель:

- Вам понравилось наше путешествие в прошлое? А теперь мы возьмем наш волшебный клубочек, скажем волшебные слова и возвратимся в наш детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Конспект НОД "Познание" в старшей группе "Новогодняя ёлка".

Конспект разработан для детей в старшей группы в рамках тематической недели "Новогодний каледоскоп"...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»

Познакомить с историей появления первой ложки, с ее назначением, активизировать речь новыми словами.Воспитывать чувство уважения к произведениям народных умельцев и чувство гордости за свой народ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "История куклы-оберега"

Данный материал поможет педагогу сформировать представление детей о народной обереговой кукле: ее предназначении защиты от бед , охранении зодоровья и благополучия.Позволит понять какие этапы жизни ру...

Конспект ОД «Познание» В старшей группе «Одежда наших предков»

Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- Познакомить детей с женскими и мужскими костюмами наших предков, особенностями их изготовления и применения...

План-конспект занятия познание (ФЭМП)старшая группа Путешествие в мир математики

Цель: формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, узнавать и разли...

Конспект по познанию в старшей группе "Муравьиная история"

Тема: «Муравьиная история»Цель: Активизация творческого мышления детей с помощью метода технологии  ТРИЗ фокальных объектов.Программное содержание:Закреплять умение использовать обобщ...

Проект в старшей группе "История куклы"

Проект в старшей группе "История куклы"...