Конспект по познанию в старшей группе "Муравьиная история"
план-конспект занятия (старшая группа)

Тема: «Муравьиная история»

Цель: Активизация творческого мышления детей с помощью метода технологии  ТРИЗ фокальных объектов.

Программное содержание:

Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью перцептивных действий.

Формировать у детей обобщенное понятие о насекомых.

Развивать творческое мышление, воображение. 

Продолжать упражнять детей составлять небольшой описательный рассказы по  картинке. 

Развивать, внимание, память,   умение выслушать друг друга.

Воспитывать у детей  умение сопереживать, заботиться, помогать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_v_starshey_gr_muravinaya_istoriya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Чебурашка»

КОНСПЕКТ

по образовательной области

«Познавательное развитие»

в  старшей  группе

Даудова Рахима Абдулаевна

(фамилия, имя, отчество педагога)

воспитатель

(должность педагога)

г. Когалым, 2018

Тема: «Муравьиная история»

Цель: Активизация творческого мышления детей с помощью метода технологии  ТРИЗ фокальных объектов.

Программное содержание:

Закреплять умение использовать обобщенные способы обследования объектов с помощью перцептивных действий.

Формировать у детей обобщенное понятие о насекомых.

Развивать творческое мышление, воображение.  

Продолжать упражнять детей составлять небольшой описательный рассказы по  картинке. 

Развивать, внимание, память,   умение выслушать друг друга.

Воспитывать у детей  умение сопереживать, заботиться, помогать.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей путем представления о многообразии окружающего мира.  

Расширять словарный запас детей прилагательными и глаголами.

Закрепить словарь в процессе игровой деятельности.

Материалы и оборудование:

телевизор, аудиозапись « шум ветра», фрагмент мультфильма «Путешествие Муравья», магнитная доска, предметные картинки «насекомые», игрушка муравей,  бумажный  берёзовый листочек.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Насекомые»,

Игра: «Да - нет», «Хорошо – плохо»,

Просмотр мультфильма: «Жила – была пчелка»,

Беседа: «Шестиногие малыши»,

Чтение произведения И.Павлович «Братишки- муравьишки».

Методы и приёмы:

  • Игровые: «Хорошо – плохо», «Имитация движений», «Изобретатели».
  • Наглядные:  демонстрация мультфильма «Путешествие Муравья», набор картинок с «Насекомые», «Животные», «Игрушки».
  • Словесные:  игра: «Теремок – муравейник», загадывание загадок,
  • Практические: отработка игровых ситуаций.

Формы деятельности: проблемные и воображаемые ситуации, игры с дидактическим материалом, придумывание загадок, практическая деятельность при обыгрывании игры.                

Планируемые результаты: дети приобретут навыки творческого мышления.

Ход НОД

Этапы деятельности

Педагог

Дети

Методы и приемы

Дети занимаются свободной деятельностью.

Воспитатель включает аудио запись

«Шум ветра»

Вводный

Мотивирующий

Ой, ребята! Что за шум,  что это такое, послушайте!

Ветер сильный?

Да воет ,гудит……

(появляется  муравей).

Посмотрите кто это?

Это ветер.

Муравей! Муравей!

Метод повышения эмоциональной активности (Игровые и воображаемые ситуации)

Вопросы

Что случилось? Как вы думаете? Как он к нам попал?

Какие ещё варианты?

Как ты думаешь?

(Стараться вытащить как можно больше вариантов).

Был сильный ветер, муравей  приполз  к нам.

Проблемная ситуация

Да,  может  быть. А вы хотите узнать, что произошло на самом деле?

Да.

Давайте посмотрим? (Воспитатель включает  фрагмент мультфильма «Муравьишка - хвастунишка»).

Наглядный метод: демонстрация мультфильма (использование ИКТ)

Ребята, что произошло с муравьем?

Как он к нам попал?

Как вы считаете это хорошо или плохо, что муравей забрался на березу?

Что плохого?

Что хорошего?

Наступил вечер, все муравьи спешат  вернуться в свои домик муравейник. Только маленький муравей решил забраться на вершину березы. Налетел, ветер сорвал лист березы и унес его далеко от муравейника.  Он прилетел  на листе березы.

Беседа

Игра «Хорошо-плохо»

(учить находить в одном и том же , действии плохие и хорошие стороны).

Что нам теперь делать?

Да мы можем его оставить в д/с, но дома его ждут, переживают.

Оставить в детском саду.

Решение проблемной ситуации.

Лес далеко, у него там свой домик?

Как он называется?

Отнести в лес, на улицу.

Муравейник.

Основной – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ

Ребята давайте мы с вами еще подумаем, как  отправить его домой,  пусть муравей отдохнет перед обратной дорогой. Ведь был, сильный ветер он долго к нам летел, устал, испугался.

Да, давайте.

А мы с вами поиграем в игру «Теремок – муравейник»

Поиграем.

Послушайте правила игры: Что бы  попасть в теремок нужно сказать «тук тук тук кто в теремочке живет»? и описать насекомое, которое у вас на картинке. В «Теремок – муравейник» могут попасть только насекомые.

Вам понятны правила.

Поиграем.

Да.

Понятно.

Поиграем.

Игровой метод 

Объяснение, указание, вопросы.

Выбирайте картинки, но никому не показывайте (на столе разложены картинки насекомых и других  животных, игрушек).

Давайте я  пойду первая.

Послушайте!

«Тук тук тук кто в теремочке живет»?  У меня,  есть голова, грудь, брюшко. На голове у  меня усики и глаза, есть   3 пары лапок и  крылья. У  меня  хорошо развиты верхние  челюсти, которыми размельчаю  пищу и защищаюсь от врагов.  Я живу в муравейнике, ем  все, но особенно люблю сладкое. Я очень трудолюбивый.

«Тук тук тук кто в теремочке живет»?  

Дети описывают насекомых.

Словесные методы: речевой образец

Теперь вы, подходите по очереди к «Теремку – муравейнику».

- Молодец  Каролина правильно описала бабочку.

- Хорошо заходи  в «Теремок – муравейник».

Пустишь меня в теремок?

вопросы

- Ребята, помогите, что еще можно рассказать об этом насекомом.

Да (дети дополняют, помогают)  

Молодцы хорошо описали насекомых.

Ребята послушайте, как можно другими словами сказать о муравье.

Строилище( Что это значит?)

- Как ты думаешь Олеся ?

крохотулечка( Что это значит?)   трудолюбивчик( Что это значит?)   силачище ( Что это значит?)  

Значит, он строит.

Он маленький.

Он трудолюбивый,

много работает.

Он сильный.

А сейчас послушайте и отгадайте, про какое насекомое я скажу.

Кружилочка,  красоточка, порхалище, цветочище, пестрилка. (Бабочка.)

- А сейчас посмотрим на экране правильный ответ.
Трескучка, прыгунище, скакалище, зеленушка, кузечка. (Кузнечик.)

 Тема как ты думаешь? А  ты Амина?

-  посмотрим на экране правильный ответ.

Медоносочка, кусалище, гуделочка, собиралочка,полосатище. (Пчела)

-  посмотрим на экране правильный ответ. Молодцы!

Бабочка

Кузнечик

Пчела

загадывание загадок

А теперь давайте  под музыку попархаем как бабочки, попрыгаем  как кузнечики, полетаем как пчелки.

Выполняют движения под музыку.

игровой прием  — имитация  движения

О ребята! Мы совсем забыли про муравья.

Что нам делать? Как его вернуть домой?

На самолете, ракете, машине, птице.

 На машине хорошо, но на  обычной  он  будет долго добираться.

На скоростной

Ребята! А давайте мы с вами будем изобретателями (Кто такие изобретатели?)  и  попробуем изобрести необычный автомобиль.

Давайте.

Это тот,  кто,  изобретает что то  - новое.

А какой?

Технология ТРИЗ, метод фокальных объектов (МФО)

игра «Изобретатели»

Метод активизации мышления

Давайте  выберем  2 предмета  с помощью   картинок. Дети выбирают картинки (мяч, лампочка…).

Что это? мяч и лампочка.

 Скажите  мяч, какой? Что мяч может делать?

 Лампочка, какая? Что она  делает?

А ты  Ильдар как думаешь? А ты  Лиза?
Дети дают определение, а воспитатель записывает слова на  листочки. 

Автомобиль  – объект в фокусе.

мяч  

    лампочка

Круглый

(Какой?)

Светящаяся

(Какая?)

резиновый, надувной

(Какой?)

Легкая

(Какая?)

летает (если бросить)

(Что делает?)

Электрическая

(Какая?)

Скачет

(Что делает?)

Освещает

(Что делает?)

не тонет (плавает)

(Что делает?)

включается, выключается

(Что делает?)

Что  у нас получилась?

автомобиль – круглый (круглой формы)

автомобиль – резиновый (надувной)

автомобиль – легкий. Почему? (потому что из резины, надувной)

автомобиль – летает, скачет. Значит, он какой? (летающий автомобиль, может перепрыгивать ямы, реки).

автомобиль – не тонет, плавает. Почему? (потому что из резины, легкий).

автомобиль -  светящейся. Значит, что он делает? (светится, освещает дорогу).

автомобиль – электрический            ( может работать на  батарейках).

автомобиль - включается, выключается

Полученный результат: Круглый  надувной автомобиль без колес, который ездит на электрических батареях и может перелетать, перепрыгивать  препятствия.  Он включается и выключается, светящейся. После использования с автомобиля скачивается воздух и для его хранения нужно совсем немного места.

(Результат, разумеется, может быть любой другой, все зависит  от фантазии  воспитателя  и   детей).

Как мы назовем наше изобретение?

«Кругло – мобиль»

Для кого мы её изобрели?

Ребята, давайте выберем  одного художника, он будет рисовать, а мы все помогать.

 Наш кругло – мобиль  готов  давайте отправим муравья     домой. Попрощайтесь с ним. Н. А. отнесет его на улицу, и он  поедет  домой.

Круглый, резиновый, легкий и т. д.

светящаяся, теплая, включается, выключается.

автомобиль – круглый, резиновый, летает, скачет, плавает, светящейся, электрический.

электромобиль, кругло – мобиль,  «кузнечик».

Рефлексия

Что важного мы сделали на занятии?

Что изобрели?

Для Чего?

Молодцы вы справились с заданием.

Помогали

вопросы

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. Конспект НОД "Познание" в старшей группе "Новогодняя ёлка".

Конспект разработан для детей в старшей группы в рамках тематической недели "Новогодний каледоскоп"...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ИСТОРИЯ ЛОЖКИ»

Познакомить с историей появления первой ложки, с ее назначением, активизировать речь новыми словами.Воспитывать чувство уважения к произведениям народных умельцев и чувство гордости за свой народ....

Конспект ОД «Познание» В старшей группе «История куклы»

Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- формировать у детей элементарные представления о том, в какие куклы играли их предки, из чего их изготавливали.- учить детей ориентироваться в прошлом и ...

Конспект ОД «Познание» В старшей группе «Одежда наших предков»

Задачи образовательных областей: 1.Обучающие:- Познакомить детей с женскими и мужскими костюмами наших предков, особенностями их изготовления и применения...

План-конспект занятия познание (ФЭМП)старшая группа Путешествие в мир математики

Цель: формировать представление об образовании последующего числа путем прибавления единицы; познакомить с числом и цифрой 8; продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, узнавать и разли...

Конспект беседы с детьми старшей группы «История возникновения Кубани»

Конспект беседы с детьми старшей группы «История возникновения Кубани»...

Конспект по познанию в старшей группе по теме " Солнечная система"

Дети на занятии отправляются в космическое путешествие. Начинается оно с Солнца. Дети узнают, что это не планета,как многие думают, а самая большая звезда. Далее, они знакомятся с каждой планетой,узна...