Методические пособия для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Обучаюсь дома»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Геращенко Ирина Ивановна

Данные методические пособия адресованы родителям, дети которых, посещают  старшую, подготовительную к школе группу. Построены на основе принципов интеграции, наглядности.

Методические пособия для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Обучаюсь дома»  по экологическому  воспитанию, составлены  с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Светлячок». 

Количество занятий в учебном году – 9, длительность одного занятия составляет 25 – 30 минут. Форма проведения занятий – индивидуальная.

Содержание занятий направлено:

• на формирование представлений у  детей о взаимосвязи живой и неживой природы;

• на развитие познавательного интереса детей к природе, желание активно изучать природный мир;

• на обогащение представлений детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;

• на воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира;

• на воспитание основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_posobiya.docx63.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методические пособия для детей старшего дошкольного возраста

и их родителей

«Обучаюсь дома»

Автор: Геращенко Ирина Ивановна,

воспитатель,

1 квалификационная категория,

20 лет,

МБДОУ «Детский сад «Светлячок»

г. Тулун, 2017

Методические пособия для детей старшего дошкольного возраста

и их родителей «Обучаюсь дома»

Данные методические пособия адресованы родителям, дети которых, посещают  старшую, подготовительную к школе группу. Построены на основе принципов интеграции, наглядности.

Методические пособия для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Обучаюсь дома»  по экологическому  воспитанию, составлены  с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Светлячок».  

Количество занятий в учебном году – 9, длительность одного занятия составляет 25 – 30 минут. Форма проведения занятий – индивидуальная.

Содержание занятий направлено:

• на формирование представлений у  детей о взаимосвязи живой и неживой природы;

• на развитие познавательного интереса детей к природе, желание активно изучать природный мир;

• на обогащение представлений детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных  и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы;

• на воспитание нравственных чувств, выражающихся в сопереживании природе, и эстетических чувств, связанных с красотой природного мира;

• на воспитание основы гуманно-ценностного отношения детей  к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

Перспективное планирование

Тема.

Программное содержание.

Сентябрь

1

«Дары осени»

Программное содержание:

- обогащать и совершенствовать представления  о фруктах и овощах;

- закреплять характерные свойства овощей и фруктов;

- учить рассказывать о пользе овощей и  фруктов для человека;

- продолжать учить узнавать их по описанию, вкусу;

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

- воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на окружающую природу.

Октябрь

2

«Путешествие в осенний лес»

Программное содержание:

- уточнить и закрепить знания  о сезонных изменениях в природе;

- уточнить приметы осени, напомнить названия осенних месяцев;

- уточнить правила поведения в лесу;

- углубить и конкретизировать представление об условиях жизни животных, птиц осенью;

- закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней;

- развивать творческие способности, смекалку и сообразительность, эрудицию, умение излагать свою мысль;

- приучать заботиться о птицах;

- воспитывать любовь, доброту, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении. 

Ноябрь

3

«Насекомые»

Программное содержание:

- продолжать расширять знания о многообразии насекомых;

- Продолжать учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, жуков;

- учить сравнивать и находить отличия по внешнему виду бабочки и жука;

- формировать обобщающее понятие «насекомые»;

- воспитывать бережное отношение к природе, к насекомым,  эмоциональную отзывчивость на окружающую природу.

Декабрь

4

 «Встреча зимы»

Программное содержание:

- продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе;

- учить замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках;

- уточнить приметы зимы, напомнить названия зимних месяцев;

- развивать  смекалку и сообразительность, умение излагать свою мысль;

- воспитывать любовь, доброту, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Январь

5

 «Зимующие птицы»

Программное содержание:

- продолжать знакомить с зимующими птицами, изучать их особенности;

- развивать интерес к наблюдению за птицами;

- воспитывать любовь к природе, желание помогать животным зимой, заботиться  о них.

Февраль

 6

 «Сравнение диких и домашних животных»

Программное содержание:

- закреплять знание об отличиях диких и домашних животных;

- продолжать учить сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения;

- развивать умственные способности, логическое мышление, память;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Март

7

«Лес – жизнь человека»

Программное содержание:

- познакомить с природными зонами: лес, луг, тайга;

- расширять знания о растениях леса;

- закреплять знания об «этажах» леса, умение узнавать птиц по голосам и внешнему виду;

- формировать умение правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей;

- продолжать знакомить с Красной книгой, в которую внесены редкие и исчезающие животные и растения родного края;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Апрель

 8

 «Царство растений - травы»

Программное содержание:

- закреплять знания о травах и цветах как представителях  флоры Земли, их красоте и пользе;

- обобщать знание о том, что на нашей планете существует огромное царство растений: деревья, кустарники, травянистые растения;

- знакомить с  многообразием трав и их пользе;

- знакомить с многообразием цветов – дикорастущих, садовых, лесных, полевых, луговых, болотных;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Май

9

«Круглый год»

Программное содержание:

- закреплять знания о временах года, о сезонных изменениях в природе, связанных с различными временами года;

- закреплять знания о последовательности месяцев в году: зимних, весенних, летних и осенних;

- продолжать знакомить с народными приметами;

- воспитывать любовь, доброту, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

«Дары осени» (сентябрь)

Задачи:

- обогащать и совершенствовать представления  о фруктах и овощах;

- закреплять характерные свойства овощей и фруктов;

- учить рассказывать о пользе овощей и  фруктов для человека;

- продолжать учить узнавать их по описанию, вкусу;

- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление;

- воспитывать бережное отношение к природе, эмоциональную отзывчивость на окружающую природу.

Ход мероприятия

Мама: Послушай внимательно стихотворение  (мама читает стихотворение).

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

- О каком времени года я сейчас прочитала стихотворение? (Ребенок отвечает).

СЛАЙД 2.

- А как ты думаешь, чем удивительна наша осень? (Ребенок высказывает свои мысли. Мама дополняет: своей красотой, деревья окрашиваются в разные цвета, богатым урожаем).

Мама: Сегодня мы с тобой поговорим о дарах осени, об овощах и фруктах, будем пробовать на вкус овощи и фрукты и играть в игры.

Мама: Как называется профессия человека, который выращивает фрукты? (садовод). 

- А овощи?    (овощевод).

- Что мы можем приготовить из овощей? (Из них можно варить суп, солить, готовить салат).

- А из фруктов? (Варить компот, делать сок, готовить салат, делать варенье и т. д.)

Мама: Давай  тобой поиграем в игру «Угадай, что это?» (Ребенок отгадывает загадки).

СЛАЙДЫ  3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

(Мама загадывает загадки, а ребенок из мешочка должен  на ощупь найти тот или иной фрукт или овощ. И на слайдах появляются картинки- отгадки).

Фрукты:

  1.  Синий мундир, желтая подкладка,

А в середине – сладко….        (Слива) 

  1.  Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож.     (Груша)

  1.  Круглое, румяное

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки.      (Яблоко) 

  1. Зелёный полосатый шар,
    С начинкой алой словно жар,
    Лежит на грядке, словно груз,

        Скажите, что это.       (Арбуз)

  1. С оранжевой кожей,
    На мячик похожий,
    Но в центре не пусто,
    А сочно и вкусно.      
    (Апельсин)
  2. Он почти как апельсин,
    С толстой кожей, сочный,
    Недостаток лишь один -
    Кислый очень, очень
    .     (Лимон)
  3. Ну а это угадать
    Очень даже просто:
    Апельсин, ни дать, ни взять,
    Только меньше ростом.    
    (Мандарин)
  4. Ужин этот лучший самый,
    Рада я и Миша рад,
    Ведь сегодня наша мама
    Нам купила
    ...      (Виноград)
  5.  Желтые братцы
    На пальме родятся,
    Неразлучные друзья -
    Друг без друга им нельзя!
    Кто путешествует по странам
    Вместе, рядышком?              
    (Банан)  

СЛАЙДЫ 13, 14,15,16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23,24,25.

Овощи:

  1.   Сидит девица в темнице,

 А коса на улице.        (Морковь)

  1.   Сто одежек

 И вся без застежек.      (Капуста)

  1.   Высокий стебель. Зерна сладки,

 Когда поварены початки…      (Кукуруза) 

  1.   Сочен и продолговат,

 С хвостиком зеленым.

 Похрустеть им каждый рад

 Свежим и соленым.       (Огурец)

  1.   Золотистый и полезный,
     Витаминный, хотя резкий,
     Горький вкус имеет он…
     Обжигает… Не лимон.            
    (Лук)
  2.   Красный, детки, но не мак.
     В огороде - не бурак.
     Сочный лакомый синьор.
     Угадали?                      
    (Помидор)
  3.   В огороде - жёлтый мяч.
     Только не бежит он вскачь,
     Он как полная луна.
     Вкусные в нём семена
    .        (Тыква)
  4.   В зелёной палатке
     Колобки спят сладко.
     Много круглых крошек!
     Что это
    ?                      (Горошек)
  5.   Он кусает, только вот,
     Зубок есть, но, где же рот?
     Белый носит сюртучок.
     Что, скажи, дружок?        
    (Чеснок)
  6.   Кругла, рассыпчата, бела,
     На стол она с полей пришла.
     Ты подсоли ее немножко,
     Ведь, правда, вкусная …        
    (Картошка)
  7.   Он бывает, детки, разный –

  Зеленый, жёлтый или красный.

  Бывает жгучим, бывает сладким,

  Важно знать его повадки.

  На кухне он – глава средь специй!

  Угадали, кто это? …   (Перец)

  1.   Над землёй зелёная трава,
     Под землёй алая голова.    
    (Свекла)

Мама: А сейчас мы с тобой будем определять по вкусу, какой дар осени лежит на тарелочке.  (Мама ставит на стол блюдо, на котором лежат ломтики разных овощей и фруктов, ребенок  закрывает глаза и получат по кусочку какого-либо овоща или фрукта и называет, что он попробовал).

Мама:  Что это - овощ или фрукт? Какой он на вкус?

Мама: А ты  знаешь, что овощи спорят между собой, кто же из них главнее, полезнее и вкуснее? (Мама читает стихотворение «Спор овощей»).

Стихотворение «Спор овощей».

Осень:

Урожай у вас хорош,

Уродился густо:

И морковка, и картошка,

Белая капуста,

Баклажаны синие,

Красный помидор

Затевают длинный

И серьёзный спор.

Морковь:

Кто из нас из овощей

И вкуснее, и нужнее?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Выскочил горошек -

Ну и хвастунишка!

Горошек:

Я такой хорошенький,

Зелёненький мальчишка.

Если только захочу

Всех горошком угощу!

От обиды покраснев,

Свёкла вдруг сказала:

Свёкла:

Дай сказать, хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Надо свёклу для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай,

Лучше свёклы нету!

Капуста:

Ты уж, свёкла, помолчи,

Из капусты варят щи.

А какие вкусные

Пироги капустные!

Зайчики-плутишки

Любят кочерыжки.

Угощу ребяток

Кочерыжкой сладкой.

Огурец:

Очень будете довольны,

Съев огурчик малосольный.

А уж свежий огуречик

Всем понравится, конечно!

Редиска:

Я - румяная редиска

Поклонюсь вам низко-низко

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный:

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку -

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким!

Тут надулся помидор

И промолвил строго.

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Витаминов много в нём,

Мы его охотно пьём.

Лук:

У окна поставьте ящик,

Поливайте только чаще.

И тогда как верный друг

К вам придёт зелёный …

Я приправа в каждом блюде

И всегда полезен людям.

Угадали? - Я вам друг,

Я - простой зелёный лук.

Картошка:

Я, картошка, так скромна.

Слова не сказала.

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Баклажаны:

Баклажанная икра

Так вкусна, полезна … 

Спорить бесполезно!

Мама:   Кто главнее и важнее из овощей? (Ребенок отвечает. Мама делает обобщение, если ребенок сам не может. Все овощи полезны).

СЛАЙД 26. Игра «Собери овощи и фрукты».

Мама:  Давайте с тобой  вспомним, какие дары осени мы знаем? (Овощи, фрукты).

 (Мама называет овощи и фрукты в следующей последовательности: банан, апельсин, огурец, капуста, помидор, ананас, морковь, перец, картофель, яблоко, груша, лимон, виноград. Ребенок говорит что это – фрукт или овощ, мама нажимает кнопку и фрукт (овощ) отправляется к нужную корзину)        .

Мама: Фрукты и овощи очень полезные. В них много витаминов, необходимых для того, чтобы вы скорее выросли и были здоровыми. Сейчас мы с тобой  немного отдохнем, а потом ты попробуешь нарисовать любые овощи или фрукты, которые ты любишь. (Ребенок самостоятельно рисует любимые фрукты или овощи.).

Приложение 1. Презентация «Дары осени».

«Путешествие в осенний лес» (октябрь)

Задачи:

-  уточнить и закрепить знания  о сезонных изменениях в природе;

- уточнить приметы осени, напомнить названия осенних месяцев;

- уточнить правила поведения в лесу;

- углубить и конкретизировать представление об условиях жизни животных, птиц осенью;

- закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к ней;

- развивать творческие способности, смекалку и сообразительность, эрудицию, умение излагать свою мысль;

- приучать заботиться о птицах;

- воспитывать любовь, доброту, умение видеть и откликаться на красивое в природном окружении.

Предварительная работа: рассматривание картин о природе; чтение рассказов и стихов; разбор пословиц и поговорок, примет об осени.

Ход мероприятия

Мама: Мы тобой пойдём в гости, а вот к кому, попробуй  догадаться…

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом

Чудеса увидишь в нём.

Весною – веселит, летом – холодит,

Осенью – питает, зимою – согревает.    (Лес) 

СЛАЙД 2,3,4,5.  (Картинки с изображением леса).

Конечно, лес. А что такое ЛЕС? (Ребенок высказывает свое мнение, свои мысли. Мама помогает, подсказывает, если ребенок испытывает затруднения или обобщает ответ ребенка.)  Это место, где растёт много деревьев, кустарников, ягод, грибов, живут звери, птицы, насекомые. Лес – большой дом, в котором живёт много жильцов, соседей и каждый из них занимает свой «этаж». Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнёзд, нор.

Мама: Послушай еще одну загадку, попробуй угадать, в какой лес мы попадём.

Загадка: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья. (Осень).

- Значит, в какой лес мы пойдём? (В осенний).

СЛАЙД 6.

- Прежде, чем пойти в осенний лес, давай с тобой вспомним правила поведения в лесу.

СЛАЙД 7.  (Рассмотреть с ребенком  запрещающие знаки «Чего нельзя делать в лесу?»).

- Нельзя шуметь, бегать в лесу.

- Не разорять, а  беречь муравейники, потому что муравьи – санитары леса.

- Не стоит подходить близко к гнёздам птиц и брать их из гнезда.

- Нельзя обрывать в лесу паутину и убивать пауков.

- В лесу нужно ходить по тропинкам, чтобы не втаптывать траву в почву.

- Нельзя рвать цветы, ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

- Нельзя ловить животных и птиц, и уносить их домой.

- Нельзя разжигать костёр.

- Молодец! Хорошо знаешь правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости.

СЛАЙД  8.     (Мама читает стихотворение).

«В лес осенний на прогулку приглашают нас пойти.

Интересней приключенья нам с тобою не найти!  

По дорожкам, по тропинкам, по лесу гулять пойдём.

Может быть, в лесу осеннем мы кого-нибудь найдём».

Мама: Осень бывает разной. Бывает тёплой и щедрой, холодной и красивой, дождливой и серой.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льётся –

Это время года осенью зовётся.

Мама:  В этом стихотворении очень точно говорится об осени. Давай с тобой назовем осенние месяца. (Ребенок называет осенние месяца, если  он затрудняется, мама помогает).

- А какие признаки осени ты знаешь? (Ребенок называет приметы: постепенно становится холодно, меньше света, небо закрыто облаками, идёт моросящий дождь, сырой и холодной стала почва. Изменились листья на деревьях, идёт листопад, не слышно пение птиц, день короче, ночь длиннее).

Мама: Давай с тобой отдохнём немного.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.

Мама: В осеннем лесу живёт много птиц. Каких птиц ты знаешь? (Ребенок называет).

- А теперь я тебе буду  загадывать загадки о птицах, а ты отгадай.

СЛАЙД  9,10, 11, 12,13,14.  (Показ птиц). 

  1. Кто присел на толстый сук

И стучит: «Тук-тук, тук-тук!»?

Грудка ярче, чем заря,

У кого?                                (Дятел) 

  1. Это что за звук в  лесу?

Кто летает, кто стрекочет —

Рассказать нам новость хочет?        (Сорока)

  1. Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков

Зимовать не улетаю

Под карнизом обитаю.          (Воробей)

  1. Живёт в своём доме, спит на соломе

На высоком шесте распевает в высоте.        (Скворец)

  1. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины.                      (Ласточка)

  1. Листья падают с осин,

Летит в небе острый клин.              (Журавли)

Мама: Молодец! А скажи, все ли птицы остаются в лесу на зиму? (Ребенок отвечает). 

- Как называются птицы, которые проводят зиму в тёплых краях? (Перелётные).

- А почему они улетают? (Ребенок высказывает свое мнение, свои предположения. Если затрудняется, мама помогает. Перелётные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают. Многие из птиц теплолюбивые, а осенью холодает.)

- Каких перелётных птиц ты знаешь? (Журавли, гуси, лебеди, скворцы, ласточки).

- Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие).

- Чем питаются зимующие птицы? (Ягодами рябины, зёрнами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди).

- Как нужно заботиться о зимующих птицах? (Делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки).

- Какую пользу приносят птицы? Почему их называют санитарами леса? (Если бы не было птиц, насекомые заполонили бы такое большое пространство и уничтожили всю растительность. А так же птицы делают на зиму запасы и забывают про них иногда. Семена прорастают и становятся деревьями).

Мама:   Давай поиграем в игру «Перелётные и зимующие птицы».

СЛАЙД  15.  (На слайде разные птицы, ребенок называет, какие птицы перелетные, а какие зимующие. Перелетные (по нажатию кнопки) передвигаются к значку «Солнце», а зимующие к значку «Снежинка»).

Мама: Осень изменила жизнь не только птиц, но и животных. А какие животные живут в лесу,  отгадай?

СЛАЙД  16,17,18,19,20.

  1. Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.     (Медведь) 

  1. День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет,

Ходит, бродит он молчком,

Уши серые торчком.        (Волк)

  1. Я сознаюсь, виновата,

Я хитра, плутовата.

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком.        (Лиса)

  1. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.        (Олень)

  1. Угадайте, что за шапка,

Меха целая охапка.

Шапка бегает по бору,

У стволов грызёт кору.     (Заяц)

Мама: А как волк, лиса, олень, заяц и медведь готовятся к зиме? (Ребенок высказывает свои мысли, предположения. Затем мама читает или рассказывает ребенку о том, как животные готовятся к зиме).

Лиса и волк. Лиса живёт в норе, не только зимой, но и в любое время года. Строит нору обычно на холме или опушке леса для того, чтобы иметь возможность обозревать весь лес. Ведь на неё ведут охоту такие животные, как волки и кабаны. Поэтому лиса, прежде чем попасть в нору, тщательно запутывает следы, долго бродит по лесу.

Что касается волка, то особых условий для зимовки ему не нужно. Этот хищник отлично бегает по снегу, и охотиться в холодный период года. Волк - опасный и хитрый зверь. Среди снежного леса жить им не просто, но возможно. Часто они выходят на трассу и проселочную дорогу, просто чтобы облегчить бег. Зимой волки собираются в статьи, чтобы легче поймать добычу. Стая волков за короткое время может поймать и разделить дикого кабана, а в одиночку волку это практически не под силу.  А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно.  Ведь летом и мы  носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.

Как заяц готовится к зиме. Все начинается с линьки. Начинается она в сентябре, длясь ровно до момента выпадения первого снега. Чем заяц старше, тем он быстрее проходит через этот процесс. У старых и ослабленных животных линька также затягивается, порой проходя до декабря. Очень долго старый летний мех остается в области глаз. Так как заяц готовится к зиме основательно, одной только сменой шерстного покрова дело не ограничивается. Отметим, что беляки и русаки во многом отличаются своим «зимним» поведением. Схожи они только в том, что, вопреки общепринятому мнению, зайцы не бегают весь день как ошпаренные, а роют вполне добротные норы в снегу. Русаки выбирают места для обустройства лежки в низинах, закрытых от ветра. Если снег глубокий, то они роют норы, длина которых нередко превышает два метра. Специально для этого к зиме на их лапах отрастают густые щетки из меха, которыми зайцы ведут свои подкопы. Беляки не столь искусны в вопросах копания, а потому откапывают убежища не длиннее полутора метров. Особенность их в том, что зайцы этого вида используют свои широкие лапы не столько для копания, сколько для утрамбовки снега: в отличие от русаков они не откидывают его наружу, что сильно затрудняет хищникам их обнаружение.  Как только ложится глубокий снег - они переходят на питание молодыми побегами деревьев. Охотнее всего они поедают клен, осину и плодовые породы, за что их так не любят огородники. На березу переходят только в случае особенно суровых зим, когда ничего другого достать не получается. Так как заяц готовится к зиме, не создавая запасов, приходится ему в это время туго. Зимой «трусливые» зайцы легко идут на контакт с человеком, вплотную подходя к его жилищу. Очень часто они даже делают свои норы в копнах заготовленного с лета сена, обеспечивая себя жильем и едой на всю зиму.  Не случайно написали «трусливый» в кавычках, так как заяц зимой в лесу отсутствием храбрости не страдает.

Зиму олени встречают в смешанных стадах. Сильные самцы защищают самок и детенышей в самое трудное время года. А чем питаются зимой олени?  Ветками, корой деревьев и кустарников. Их надо съесть очень много, чтобы наесться. Трудно кормиться после сильных снегопадов.  Кустарники и низкие деревца оказываются под снегом, а ветки с высоких деревьев ни олень, ни заяц достать не могут. Поэтому зверей, как и птиц, зимой подкармливают. В лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.

Осенью, с наступлением холодов, медведь ищет укромное место в виде расщелины в скале, норы в холме или дереве, и переделывает его под свой дом. Хорошенько обустраивает мхом, листьями, всячески утепляет. Всем с детства известно, что зимой медведь впадает в спячку. За несколько недель до спячки медведь активно запасается жиром. Кушает орехи, рыбу, растения. Вопреки сложившемуся мнению, медведь не спит, а дремлет. В случае необходимости он легко может выйти из берлоги. В случае сильных холодов медведь крепко засыпает, но может просыпаться на несколько дней и отправиться за кормом, в случае оттепели. Также развеем миф о том, что медведи сосут лапу. Они просто слизывают отшелушившуюся кожу. Ещё интересный факт — медведь ест траву, землю и прочее, чтобы в кишечнике получилась пробка, и процесс пищеварения остановился. Спящего в берлоге медведя лучше не трогать, он просыпается мгновенно и в этот момент очень опасен. Медведь может пролежать в берлоге, не прикоснувшись ни к еде, ни к воде в течение семи месяцев. Жир - залог выживания медведя во время зимней спячки.

СЛАЙД 21,22.

Мама: Отгадай еще загадки, слушай внимательно.

  1. Лесом катится клубок, у него колючий бок

Он охотится ночами за жуками и мышами.      (Ёж)

  1. А что происходит с ежом?

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.         (Белка)

- Что общего у всех этих животных? (Ребенок высказывает свои мысли, предположения. Конечно, они все живут в лесу и это дикие животные. Мама вместе с ребенком вспоминают все, что говорили про животных - об изменениях в окраске меха зверей, о запасах на зиму и т.д.)

СЛАЙД  23,24,25.

Игра на внимание «Угадай-ка». (Ребенок называет животное, на экране появляется поочередно животные (по щелчку). Проверяем правильно или нет ребенок назвал).

– Кто на себе дом носит? (Улитка)

– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка) 

– У какого зверя куст на голове? (Лось) 

– Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

– Какую птицу называют «лесным доктором»? (Дятла) 

– Куда исчезают насекомые с наступлением зимы? (Ребенок высказывает свои мысли, предположения. Затем мама читает или рассказывает ребенку о том, куда исчезают насекомые зимой).

С приходом холодов все насекомые куда-то исчезают. Но лишь некоторые разновидности погибают с началом зимы, остальные же пытаются выжить в суровых условиях. Да, насекомые, как и многие другие животные, приспособлены к зимовке, они прячутся в укромных уголках в ожидании теплого летнего солнца. Бабочки, например, крапивницы, траурницы и лимонницы радуют окружающих своим присутствием вплоть до поздней осени. При наступлении холодов они прячутся в дупла деревьев, под кору, могут залетать на чердаки домов, там они и зимуют. Дело в том, что бабочки - холоднокровные создания, поэтому при низких температурах они просто засыпают, а с наступлением теплых дней просыпаются. Взрослая бабочка таким образом спокойно может пережить зиму. Очень интересным является тот факт, что некоторые бабочки с наступлением холодов отправляются на юг. К таким перелетным бабочкам относится разновидность монарх. Эти существа способны пролетать тысячи километров. В России есть не менее интересная бабочка, тоже являющаяся перелетной. Это репейница, бабочка-кочевница. Первое поколение этих бабочек кочует осенью на юг, а второе поколение - весной на север.

Красавицы - стрекозы тоже исчезают с приходом холодов, они зимуют в стадии личинки. У них есть жабры, позволяющие маленьким стрекозам дышать в воде растворенным кислородом. Такие представители отряда двукрылых, как комары, так надоевшие всем за летний период, тоже переживают холода в форме личинок. Кузнечики откладывают яйца, которые не боятся низких температур. Это и есть их способ переждать зиму. Перед наступлением холодов кузнечики надежно прячут свои яйца в почву.

Всеми любимые божьи коровки, так же как и бабочки, зимуют во взрослом состоянии. Они предпочитают оставаться на прежней территории, там, где обитали в летнее время. Божьи коровки начинают исчезать еще в конце августа. Они прячутся в лесной подстилке и засыпают.

Перед наступлением холодов исчезают и осы. Большинство из них погибает, выживают лишь молодые самки. Они прячутся в щели подгнивших пней, под стволы упавших старых деревьев, именно здесь они ждут наступления теплых дней. Весной же молодым самкам предстоит создать новые гнезда.

– Какие животные впадают в спячку? (Барсук, медведь, ёж, суслик, хомяк)

– Какие животные меняют на зиму окраску? (Заяц, белка, лиса)

Словесная игра «Да или нет».

( «Да!» - хорошо, если плохо - говорите: «Нет!»)

Слушай внимательно:

Я пойду сейчас в лесок

И сорву ромашку.  (Нет)

Съем я вкусный пирожок

И выброшу бумажку.  (Нет)

Лишний хлебушка кусок

На пеньке оставлю.  (Да)

Ветку ели подвяжу,

Колышек поставлю.  (Да)

Разведу большой костёр

И тушить не буду.  (Нет)

 Сильно-сильно насорю

И убрать забуду.  (Нет)

Мусор весь я уберу,

Банку закопаю.  (Да)

Я люблю свой край родной,

Природу оберегаю!  (Да)

Мама: Тебе понравилось наше путешествие? Что запомнил(а), расскажи. (Ребенок  рассказывает все, что запомнил, что делал, чем занимался. Мама помогает вспомнить).

Приложение 2. Презентация «Путешествие в осенний лес».

«Насекомые» (ноябрь)

Задачи:

- продолжать учить различать по внешнему виду и правильно называть бабочек, жуков;

- учить анализировать, устанавливать простейшие  причинно-следственные связи,  делать обобщения, отвечать на вопросы;  

- расширять знания о многообразии насекомых;

- формировать обобщающее понятие «насекомые»;

- расширять словарный запас;

- развивать творческую активность,  воображение,  речь, активизировать память;

- воспитывать бережное отношение к природе, к насекомым;  эмоциональную отзывчивость на окружающую природу.

Предварительная работа: наблюдение за насекомыми на прогулке, на клумбе;  рассматривание иллюстраций с насекомыми; экскурсии: на водоём, луг, лес.

Ход мероприятия

Мама: Сегодня мы  с тобой отправимся на поляну, чтобы узнать тайны из жизни насекомых.  Давай  на минутку закроем глаза и представим себе лето. Какое ласковое солнышко. Лучики играют с нашими ресничками, где-то рядом летают бабочки, стрекочут кузнечики, слышатся голоса птиц.  Как хорошо в лесу!

СЛАЙД 2,3,4.

Мама: Вот мы с тобой очутились на красивом лугу.

Мама:  Посмотри  сколько здесь цветов! Назови, какие цветы ты знаешь? (Мама вместе с ребенком рассматривают слайды с луговыми цветами и ребенок называет цветы, которые знает).

СЛАЙД 5. (Цветы: колокольчик, ромашка, василёк, ландыш, одуванчик, мать-и-мачеха, фиалка).

-  А кого привлекают луговые цветы? (Людей, насекомых). 

- Для чего нужны цветам насекомые? (Опылять цветы).

- Каких насекомых можем встретить на поляне? (Жучков, кузнечиков, божью коровку, муравья).

- По каким признакам можно определить, что это насекомое? (У насекомых по три пары ног, три части тела: голова, грудь и брюшко).

- Почему их так называют - НАСЕКОМЫЕ. (От слов насечка, насекать. На брюшке видны поперечные полоски-насечки).

СЛАЙДЫ 6,7,8,9,10,11,12.  

Мама: Давай поближе познакомимся с жителями нашей планеты - насекомыми. Сейчас мы с тобой будем отгадывать загадки про насекомых:

  1. У неё четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие, большие глаза.

Называем её...           (Стрекоза)

  1. Сок цветов душистый пьёт,

Дарит нам и воск и мёд,

Людям всем она мила,

А зовут её…               (Пчела) 

  1. Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.       (Жук) 

  1. Не, не птица, нос как спица;

Летит - кричит,

Сядет - молчит,

Кто его убьёт, свою кровь прольёт.    (Комар) 

  1. Он работник настоящий,

Очень, очень работящий,

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.         (Муравей)

  1. Она легка, красива, изящна,

Легкокрыла, сама похожа на цветок.

И любит пить цветочный сок.    (Бабочка) 

  1. Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки,

Чёрненькие точки.           (Божья коровка)

Мама: В лесу и на полянке, живут не только насекомые и птицы, но и животные. Только мы их сейчас не видим. Они испугались нас и прячутся. А знаете ли ты, что есть животное, которое летает? (Летучая мышь). 

СЛАЙД 13. Игра «Четвёртый лишний». (Мама с ребенком рассматривают картинку с изображением летучей мыши).

Мама: Чтобы убедиться, не путаешь ли ты насекомых с другими животными мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». 

СЛАЙД  14,15,16,17. (Набор картинок).

1. Заяц, ёж, лиса, шмель.

2. Трясогузка, паук, скворец, сорока.

3. Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, жук, бабочка.

 Мама: А сейчас нужно быть очень внимательным. Я хочу поиграть ещё в одну игру с тобой. Игра называется  «Игра в слова».

Мама:  Я прочитаю  слова, а ты подумай, какие из них подходят к заданному слову:

1. Муравей: зелёный, порхает, мёд, паутина, муравейник, трудолюбивый.

2. Пчела: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.

3. Кузнечик: полосатый, нектар, зелёный, «чемпион по прыжкам».

4. Бабочка: улей, большие глаза, порхает, красивая.

Мама: Давай с тобой немного отдохнем.

Физкультминутка:

Засиделись насекомые на полянке, расправили свои крылья и полетели:

Летит пчела жужжит: ж-ж-ж.

Летит комарик, звенит: з-з-з-з.

Кузнечики запрыгали.

Прилетела бабочка, закружилась, крылышками запорхала.

Вдруг налетел ветер, зашумел. Бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все.

Мама: Скажи, пожалуйста, почему нельзя рвать цветы? Для кого хорошо, когда много насекомых? Что произойдёт, с лугом, лесом, с нашей природой, если исчезнут насекомые? (Ответы ребенка).

СЛАЙД 18.  (Картинка с изображением правил поведения на поляне).

- Как нужно вести себя в лесу, на поляне? (Не шуметь, не кричать, не мусорить, не разжигать костры).

Мама:  Насекомые, это часть природы, а природу надо беречь! Мне так понравилось, как  ты  сегодня показывал(а), как летают бабочки. Я предлагаю сделать бабочку из бумаги вот такую. (Мама показывает образец).

СЛАЙД 19. (Образец бабочки).

Творческая работа.

- У нас лежат два квадратика: один большой, другой поменьше. Возьми большой квадратик и сложи его гармошкой (показываю). Получилось  вот такое крылышко.

- Теперь возьми  квадратик поменьше и также сложи гармошкой. У нас

получилось два крылышка.

- Возьмем ниточку и перевяжем два крылышка вместе. У нас получилась бабочка, сложившая крылышки.

- Что нужно сделать, чтобы бабочка выглядела летящей? (Расправить крылья). 

Мама: Тебе понравилось наше путешествие? Что понравилось больше всего? А что нового узнал(а)?  (Ребенок высказывает свои мысли).

СЛАЙД 20.

Мама: Назови насекомых, которых ты видишь на картинке. (Ребенок называет). Кого из насекомых здесь не  хватает, о которых мы сегодня говорили? (Ребенок называет. Если затрудняется, мама ему помогает вспомнить).

Приложение 3. Презентация «Насекомые».

Библиографический список:

  1. Авдеева Н.Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников, учебно-методическое пособие. Ярославль, Академия развития, 2003г, с.  111.
  2. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ж-л Ребенок в детском саду, N 5 - 2002, с. 80-82.
  3. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. 1972г.
  4. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей.  Дошкольная педагогика. № 1 – 2010г. с. 57.
  5. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании. Дошкольное воспитание, N 7 - 2005г., с. 70-73.
  6. Основная общеобразовательная программа  дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Светлячок», разработана в соответствии с ФГОС ДО и учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  7. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3–7 лет). Мозаика-синтез, Москва,  2012г., с. 93.
  8. Рыжова Н. Наш дом – природа. Программа экологического воспитания дошкольников. Москва, «Карапуз-Дидактика», 2005г., 192 с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию "Символы победы"(Разработано в соответствии ФГОС)

Пособие «Символы Победы» предназначено: Для воспитателей детских садов, студентов, педагогов дополнительного образования, а так же всем тем, кто интересуется вопросами патриотического воспитания детей...

Учебно-методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Учусь различать звуки"

Учебно-методическое пособиедля детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «Учусь различать звуки» Пояснительная записка. Тема: Дифференциация звуков [В]-[В&rsq...

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста ширма - лэпбук «Международная космическая станция «Лягушата»».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11565421","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Тема изучения космического пространства вызывает огромный инте...

Методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста Сюжетно-ролевая игра «Телевидение»

Методическое пособие сюжетно-ролевая игра «Телевидение» разработано в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования,для решения задач по социа...

Учебно - методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Опыты с водой".

Эксперименты с водой с детьми старшего дошкольного возраста....

Учебно - методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Быть солдатом не легко!"

Учебно - методическое пособие для детей старшего дошкольного возраста "Быть солдатом не легко!"Цель: формирование представлений о Российской Армии.Задачи: Расширять представления детей о слу...