Конспект работы детской лаборатории.Тема: "Познакомим робота Фила со свойствами магнита"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гиржева Ирина Витальевна

Конспект работы детской лаборатории. Тема: «Познакомим робота Фила со свойствами магнита». Образовательная область «Познавательное развитие». Старшая группа

Программные задачи:

1.  Расширить и уточнить представление детей о некоторых свойствах магнита: притягивает предметы, сделанные из железа;

- магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде, через среду (стекло, бумагу, пластиковую дощечку);

- намагничивает железные предметы, которые находились рядом с магнитом;

2.   Развивать у детей умение наблюдать, выделять в ходе  экспериментирования свойства магнита, делать выводы.

 

3.   Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, самостоятельность и активность в процессе проведения опытов. Воспитывать отзывчивость, желание помочь игровому персонажу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznakomim_robota_so_svoystvami_magnita.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект работы детской лаборатории

Тема:

«Познакомим робота Фила со свойствами магнита»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Старшая группа

Программные задачи:

1.        Расширить и уточнить представление детей о некоторых свойствах
магнита:

  • притягивает предметы, сделанные из железа;
  • магнитные свойства проявляются не только в воздухе, но и в воде, через среду (стекло, бумагу, пластиковую дощечку);
  • намагничивает железные предметы, которые находились рядом с магнитом;

  1. Развивать у детей умение наблюдать, выделять в ходе  экспериментирования свойства магнита, делать выводы.
  2. Воспитывать интерес к явлениям неживой природы, самостоятельность и активность в процессе проведения опытов.

        Воспитывать отзывчивость, желание помочь игровому персонажу.

Оборудование и материалы:

У воспитателя:

игрушка-самоделка Робот Фил, штатив с подвешенным на нити железным стержнем, большой куб, магниты (полосовой и подковообразный), поднос с железными предметами (скрепки, гвоздь, ложечка, ножницы, пружинка), стакан с водой (на дне - скрепка), лист бумаги, стекло, толстая книга, магнитофон с записью «речи» Фила.

У каждого ребенка:

полосовой магнит, поднос с предметами (заколка, ковровое кольцо, ключ, гайка, футляр от киндерсюрприза, деревянный кубик, ластик, бумажная салфетка, кусочек поролона), баночка с водой (на дне - скрепка), коробочка, пластиковая дощечка.

Ход работы

          Мотивационно-ориентировочный этап

В гости к детям приходит уже знакомый им робот Фил с далекой звезды Альфа-Центавра, который снова путешествует по нашей планете, изучает земную природу, разные предметы. Дети уже помогали Филу, отвечали на его вопросы. Что же сегодня заинтересовало Фила?

Воспитатель включает магнитофон – «преобразователь речи Фила». Фил рассказывает детям о том, что во время путешествия потерял в лесу среди опавшей листвы ключ от своего космического корабля. А зайчик подарил ему какой-то интересный предмет, который поможет найти ключ. Только не успел сказать, что это такое, как им воспользоваться.

Фил просит детей помочь ему узнать, что это за предмет, как его использовать, чтобы найти ключ от его космического корабля. Дети охотно соглашаются помочь Филу.

Поисковый этап:

Дети решают, что нужно: 1. Рассмотреть, обследовать, узнать, что это за предмет. 2. Выяснить и показать Филу свойства этого предмета.

3. Определить, можно ли используя свойства этого предмета, применить его для поисков ключа Фила.

Практический этап

Дети рассматривают предмет, выясняют, что он сделан из железа.

Воспитатель: Но что же необычного в этом предмете, ведь есть  здесь и другие железные вещи? (воспитатель ведет рукой с магнитом низко над столом, на котором лежат ножницы, ложечка, гвоздь, пружинка).

Что случилось? (к предмету  «прилипли» предметы из железа)

Скажите Филу, как называется этот предмет, к которому притягиваются железные вещи? (Магнит)

Воспитатель с помощью детей проводит опыты, в которых расширяются и уточняются представления детей о свойствах магнита:

1. Дети показывают Филу магниты  разного размера, разной формы (круглый магнит,  маленький магнит прямоугольной формы, полосовой, подковообразный). Выглядят  все магниты по-разному, а свойство у них одно.

Все магниты притягивают к себе железные предметы.

Фил:  Мой ключ тоже сделан из железа.

А всегда ли магнит притягивает железные предметы?

.        2-й опыт. На  штативе укреплен гвоздь, висящий  на нити.

Магнит лежит на кубе, который находится далеко от гвоздя. Гвоздь к магниту не притягивается. Почему? (Магнит далеко от гвоздя).

Что же надо сделать, чтобы гвоздь притянулся к магниту?

Надо медленно придвигать куб с магнитом к висящему гвоздю. Чем ближе магнит, тем сильнее гвоздь отклоняется, притягивается к магниту.

Магнит притягивает железные предметы только на близком  расстоянии. 

3. Магнит может притягивать гвоздь, даже не касаясь его, а на маленьком расстоянии, притягивает через воздух.

Магнит действует, притягивает гвоздь даже через маленькую  преграду (поместить между гвоздем и магнитом лист бумаги, стекло).

А что будет, если  поместить между магнитом и гвоздем толстую книгу?

Гвоздь уже не притягивается, потому что книга толстая, мешает притяжению.

Магнит притягивает железные предметы на близком  расстоянии и, если между магнитом и предметом нет   толстых преград. 

Воспитатель: Посмотрите внимательно еще один опыт.

Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К этой скрепке подношу вторую скрепку, она притянулась к первой. Теперь беру третью скрепку, она  притянулась ко второй. Образовалась цепочка из скрепок.

Сейчас я возьму первую скрепку двумя пальцами и осторожно уберу магнит. Цепочка не разваливается.

Фил:  Как вы, ребята, думаете, почему цепочка не разваливается?
Дети дают различные ответы и приходят к выводу:

Скрепки притягивают друг друга потому, что пока находились рядом с магнитом, сами стали магнитами.

 Но такая цепочка сохраняется недолго, быстро распадается, потому, что скрепки обладают магнитными свойствами очень короткое время.

Фил: Я очень рад, что вы, ребята, отвечаете на мои вопросы, все объясняете.

Воспитатель:  Отлично! А сейчас, ребята, давайте порадуем Фила еще и

маленьким стихотворением о роботе, которое мы прочтем и покажем.

Физкультминутка:         Мастер гайки завинтил,

Получился робот Фил.

Робот любит приседать,

Прыгать, бегать и скакать.

    Раз, два, три - с нами вместе попляши! (Повторить 3 раза)

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас в нашу маленькую лабораторию. Как настоящие ученые вы будете проводить опыты с магнитом.

В первом опыте вы покажете Филу - какие же предметы из лежащих на подносах притягиваются к магниту, а какие нет и почему.

Воспитатель:   Ребята, какое свойство магнита мы сейчас проверили и показали Филу? (Магнит притягивает только железные предметы)

А как нам показать Филу свойство магнита действовать через преграду, например, через пластиковую дощечку? (взять в одну руку дощечку из пластика, положить сверху какой-нибудь один железный предмет, а  другой рукой снизу под дощечкой поводить магнитом в разные стороны)

Фил:  Ребята, а сможете ли вы достать из баночки с водой лежащую на дне скрепку, ничего при этом не замочив?

 (Если вести магнитом по наружной стенке баночки от донышка кверху, то скрепка за магнитом поднимется на поверхность.)

Воспитатель: А в этом опыте через какие преграды подействовало на скрепку магнитное притяжение? (Через стекло и воду).

Итак, дорогие мои юные ученые-исследователи, наши опыты с магнитом закончены. Сядьте, пожалуйста, снова поближе к Филу.

Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Филу – поможет ли магнит найти его потерянный в листве ключ?

Дети приходят к выводу, что поскольку ключ железный, он притянется к магниту даже через небольшую преграду – через опавшую листву. Советуют привязать магнит к длинной палке, наподобие металлоискателя, чтобы легче

было отыскать ключ. Демонстрируют этот способ.

Фил:  Спасибо вам, друзья, что так интересно рассказали и показали мне прямо-таки волшебные свойства этого удивительного предмета – магнита!

Теперь я благодаря вашим советам с помощью магнита быстро найду  ключ от космического корабля, вернусь  на свою звезду и обо всем расскажу нашим жителям. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект. Использование свойств магнита в театральной деятельности «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Непосредственно образовательная деятельность по  образовательной области « Познавательное развитие» тема: «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»   Цель: познакомить детей с физичес...

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Свойства магнита»

Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов...

Материал из опыта работы детско-родительский клуб "Музейная мозаика"(филиал виртуального Русского музея)г Кириши

Краткое описание того с какого времени стали уделять внимание ,чтобы привлечь детей к миру музея работники дошкольного образования Как  оно осуществляется в данный момент и уже на протяжении неск...

Конспект работы детской лаборатории «Всем нужна вода»

Использая в своей работе эту  методическую разработку Вы сможете:познакомить детей со способами проведения лабораторных опытов, методами очистки воды при помощи различных материалов;обогатить пре...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом. Свойства магнита.»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи:Знакомство с понятием "магнит".Формирование представлений о свойствах магнита.Формирование ...

Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебные свойства магнита»

Экспериментирование – это один из видов познавательной деятельности, любой опыт, попытка осуществить что-либо. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, ...