Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Любимый праздник-Новый год!"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Артемьева Оксана Ивановна

Цель: Формирование навыков связной речи , обобщение и систематизация знаний детей о празднике Новый Год.

Задачи:

1.     Закрепить знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, активизировать словарь прилагательных.

2.     Расширять словарный запас, представления детей о новогоднем празднике.

3.     Развивать фантазию, творческие способности детей.

4.     Формирование коммуникативных навыков.

5.     Воспитывать умение согласованно выполнять задания в ходе занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_chto_takoe_novyy_god.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 97 компенсирующего вида Центрального района

Санкт-Петербурга

Конспект НОД по развитию речи «Любимый праздник – Новый год»

Автор: воспитатель первой старшей речевой группы Артемьева Оксана Ивановна

Цель: Формирование навыков связной речи , обобщение и систематизация знаний детей о празднике Новый Год.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, активизировать словарь прилагательных.
  2. Расширять словарный запас, представления детей о новогоднем празднике.
  3. Развивать фантазию, творческие способности детей.
  4. Формирование коммуникативных навыков.
  5. Воспитывать умение согласованно выполнять задания в ходе занятий.

Материалы: украшенная новогодняя елка, мяч, предметные картинки с изображением частей ели, портрет Петра I, картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, Елочных украшений, Курантов.

Ход занятия:

  1. Воспитатель: -

Вот уж месяц снег идёт,
Скоро встретим Новый год,
В снежной спячке вся природа.
Подскажи мне время года.     (зима)

О каком времени года говорится в загадке? – (о зиме). Как называются зимние месяцы? – (декабрь, январь, февраль). Что же происходит в природе зимой? (ответы детей).

О зиме можно сказать много красивых слов. Какие слова вы подберете? (ответы детей)

  1. Игра «Слова на ладошке»

Воспитатель - Я ладошку раскрываю, слова ваши принимаю (дети подбирают слова – признаки: снежная, холодная, студеная, долгожданная…)

  1. Игра «Без чего не бывает зимы»

Воспитатель: - А, теперь скажите, без чего не бывает зимы? (не бывает без снега, сугробов, сосулек, морозов, санок, горок и т.п.). Какие праздники мы отмечаем зимой? (у кого-то день рождения, Новый Год, Рождество, День защитника отечества).

Какой праздник у нас у всех самый любимый? Конечно Новый год! Без чего не бывает Нового года,  вы узнаете, если отгадаете загадку:

Вся нарядная в игрушках
Вся в гирляндах и в хлопушках
Не колючая ни сколько
Ну конечно это … (ёлка)

Правильно, ребята! Нового года не бывает без зеленой красавицы – елочки.

Воспитатель предлагает детям рассказать стихи про елочку, которые они выучили дома.

Воспитатель: - Ребята, а у кого дома уже стоит нарядная елка? (ответы детей). Скажите, а чем можно украшать елку? Какими игрушками и украшениями? (ответы детей)

А вот и елка! Давайте ее рассмотрим! Какая красавица! Кто скажет, как называется эта часть елки (ответы детей) – на доске размещаются предметные картинки с изображение частей ели.

  1. Игра «Подбери словечко!»

Воспитатель: - Я кидаю вам снежок (мячик), а вы мне говорите какая елочка. (зеленая, пушистая, красивая, душистая, нарядная, новогодняя, сказочная, сверкающая…). Молодцы!

  1. Беседа о появлении праздника Новый год!

Воспитатель: - А как вы думаете, ребята, откуда пришел к нам этот праздник? (ответы детей).

Трудно найти человека, который бы не любил Новый Год. С раннего детства Новый Год является самым любимым, домашним и теплым праздником для каждого из нас. А между тем, все имеет свое начало. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась в России всего триста лет назад. Петр I  издал указ, в котором говорилось, что Новый год необходимо отмечать 1 января. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, можжевельника и ели.

Первоначально на Новый год украшали деревья конфетами, фруктами, орехами и даже овощами. Но Деда Мороза и Снегурочки на тот период еще не было. Был Мороз – старик с белой бородой, который повелевал зимними холодами. Именно этот персонаж и стал основой для рождения сказки о новогоднем Деде Морозе который приносит подарки. 

Традиционный костюм Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. Дед Мороз умело прочищал дымоходы, через которые забрасывал детям подарки. Снегурочка тоже появилась немного позже. Впервые о ней узнали из сказки «Снегурочка», но там ее просто вылепили из снега. Все помнят момент в сказке, когда она прыгает через костер и тает. Персонаж так полюбился всем, что постепенно Снегурочка стала неизменным символом новогодних празднований. Вот таким образом и появился тот Новый Год, который мы привыкли встречать с самого детства. 

Воспитатель: А сейчас ребята давай те немного отдохнем и сделаем пальчиковую гимнастику.


Пальчиковая гимнастика «Новый год».
Наступает Новый год! хлопать в ладоши

Дети водят хоровод. кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь - наружу.
Висят на елке шарики, поочередно соединять пальцы на двух руках, образуя шар
Светятся фонарики. фонарики
Вот сверкают льдинки, сжимать и резко разжимать кулаки по очереди
Кружатся снежинки. легко и плавно двигать кистями
В гости дед Мороз идет, пальцы шагают по коленям или по столу
Всем подарки он несет. трем друг об друга ладони
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: хлопаем по коленям или по столу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем поменять
1,2,3,4,5,б,7,8,9,1О. по очереди сгибать каждый палец.

  1. Воспитатель: - В России Новый год – это обязательно наряженная елка, праздничный ужин, бой курантов, Снегурочка, и, конечно же, Дед Мороз, который кладет в новогоднюю ночь подарки для детей под елочку.

А какие подарки подарить детям на новый год Дед Мороз узнает из писем, которые получает от детей перед самым праздником.

Физкультминутка

У всех Новый год,
И у нас Новый год.     (Делают шаг с притопом и одновременно хлопают в ладоши, поворачиваясь в правую сторону и в левую) 
Возле ёлочки зелёной 
Хоровод, хоровод. 
К нам пришёл Дед Мороз.   (Делают лёгкие наклоны головой в разные стороны, как бы сообщая друг другу эту новость)
Он игрушек, и хлопушек,
И конфет нам принёс!    (Кружатся на месте, подняв руки и вращая кистями)
Он добрый у нас,
Он весёлый у нас,—     (Делают шаг с притопом, одновременно хлопают)
Возле ёлочки зелёной
Сам пошел с нами в пляс.    (Шагаем на месте) 

Воспитатель: - Ребята, а как люди в Новый год поздравляют друг друга (дарят подарки, оправляют поздравительные открытки, посылки, письма).

  1. Игра «Продолжи предложение»

С неба падают зимой
И кружатся надо мной
Лёгкие пушинки,
Белые…
                                     (Снежинки)

Наряжаем ёлку, водим хоровод,
Потому что нынче праздник…
                                     (Новый год)

Снег пушистый стелется,
Улица бела,
И метёт метелица.
К нам пришла…
                                     (Зима)

На ёлочке-малышке
Висят сплошные…
                                     (Шишки)

Он катки для нас устроил,
Снегом улицы занёс,
Изо льда мосты построил,
Кто же это?...
                                     (Дед Мороз)

Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали, и вмиг
Получился…
                                     (Снеговик )

  1. Подведение итогов занятия. Совместное составление поздравления с Новым Годом для родных и друзей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»

Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....