ООД по познавательно - речевому развитию на тему: Путешествие по экологической тропе "В гости к муравьям"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Умнягина Елена Григорьевна

Организованная образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию в средней группе на тему: Путешествие по экологической тропе "В гости к муравьям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_muravyam.docx35.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Остёрский детский сад «Солнышко»

Организованная образовательная деятельность

по познавательно – речевому развитию

в средней группе

на тему: Путешествие по экологической тропе

 «В гости к муравьям»

                                                                  Воспитатель:

                                                                 Умнягина Елена Григорьевна

                                                 

                                                       2017год

Организованная образовательная деятельность

по познавательно -речевому развитию

в средней группе

на тему: Путешествие по экологической тропе

«В гости к муравьям»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Программные задачи:

1. Обучающие

  • По экологии: формировать начала экологической культуры на основе взаимодействия детей с предметно – природным миром, который их окружает; продолжать знакомить детей с насекомыми Смоленского края.
  • По развитию речи: обогащать словарь детей существительными; учить понимать речь; упражнять в правильном произношении звукоподражаний.

2. Развивающие

  • Развивать речь, координацию движений, дыхание; развивать память, внимание, мелкую моторику, сенсорные способности через игры и упражнения; способствовать усвоению понятия «насекомые»;

3. Воспитательные

  • Воспитывать интерес к окружающей природе, бережное отношение и эмоциональную отзывчивость.

Словарная работа: насекомые, вредители, хищники, муравейник, улей, скворечник, тля.

Методы и приемы: художественное слово, игровой прием, элементы моделирования, сюрпризный момент, показ.

Оборудование: игрушка – муравей, цветные иллюстрации для дидактической игры, заготовки лесной полянки для коллективной работы детей и воспитателя, аудиозапись «Звуки леса», экран, проектор, ноутбук.

Предварительная работа: -работа с иллюстративным материалом по теме «Насекомые»;

- чтение литературных произведений: К.И.Чуковского «Муха - Цокотуха» ,В.В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», Л.Толстой «О муравьях»;

- загадывание загадок о насекомых;

- упражнения на развитие мелкой моторики рук «Муравейник»;

- подвижные игры «Муравьи», «Муравьи и дождик», «Муравьиная тропа»;

- прогулки по экологической тропе и наблюдения за насекомыми.

Ход образовательной деятельности.

1.Введение в образовательную ситуацию.

Цель:  создание интересной мотивации к познавательной деятельности.

Слайд 2.

Воспитатель:

Добрый лес, старый лес.

Полон сказочных чудес!

Я иду гулять сейчас

И зову с собою вас!

Согласны пойти со мной на прогулку?

Дети: Да.

Воспитатель: А как вы думаете, кого же мы можем встретить,путешествуя по экологической тропе?

(Ответы детей)

Как надо вести себя в природе?

(ответы детей: не кричать, не ломать веток деревьев и кустарников, не выбрасывать мусор, не трогать насекомых, животных и т. д.)

Воспитатель: Молодцы ребята, знаете, как вести надо в природе.

 И так в путь!

2. Путешествие по экологической тропе.

Цель: организация диалога педагога с детьми, игр, направленных на открытие нового.

Ждут нас на лесной опушке (широко разводим руки в стороны)

Птички, бабочки, зверюшки, (повороты вправо-влево)

Паучок на паутинке, (сжаться в комок, «семенить» назад)

И кузнечик на травинке! (пальцами правой руки выполняем от плеча левой руки перебирающие движения вниз.)

Мышка, мышка, (мягкий пружинистый шаг,

Серое пальтишко. спинка слегка прогнута вперёд,«лапки» перед грудью)

Мышка тихо идёт,

В норку зёрнышко несёт. 

А за мышкой шёл медведь, (руки полусогнуты в локтях, ноги на ширине плеч)

Да как начал он реветь:

«У-у! У-у! Я вразвалочку иду!» (переступание с одной ноги на другую, покачиваясь из стороны в сторону)

В воздухе над лужицей (бег чередуется с остановками.)

Стрекозы быстро кружатся.

Взлетают и садятся,(во время остановок – присесть)

На солнышке резвятся.

Вот ползёт сороконожка (дети двигаются друг за другом,

По тропинке на дорожку. держа руки на плечах впереди стоящего)

Спинка изгибается,

Ползёт-переливается.

Слайд 3.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто навстречу к нам идёт? (ответы детей)

                          А вы хотели бы больше узнать о муравьях?

Давайте попросим рассказать муравья о своей жизни. (дети обращаются к муравью)

Муравей: Хорошо, ребята, расскажу я вам о себе, о братьях своих и о жизни нашей.

Муравей: Как вы думаете: кто мы такие? Птицы, звери, а может быть рыбки?

Ответы детей

Муравей: Ребята, муравьи – это насекомые.

А как вы думаете, почему нас называют насекомыми? (ответы детей)

Насекомые – животные с насечками. Насечки разделяют тело насекомых на три части.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим муравья. Тело муравья разделено на три части. Подумайте какие? (ответы детей)

Правильно ,ребята! Тело муравья состоит из головы, груди и брюшка.

А что есть на голове у муравья?

Дети: Глаза и усики.

Воспитатель: Усиками муравьи разговаривают. Чувствуют запахи. Если муравью убрать усики муравей погибнет.

 Кто скажет сколько лапок у муравья? (Ответы детей)

У муравья шесть лапок.  Все насекомые имеют по 6 лапок.

Воспитатель: На нашей экологической тропе очень много живёт насекомых.

Хотите поиграть с ними.

Слайд 4.

Игра называется «Узнай насекомое»

Задание: найти насекомых и объяснить свой выбор.

Воспитатель: Муравей, расскажи нам по подробнее о жизни муравьёв.

Муравей: Мы – муравьи живём семьёй. Мы очень дружные, все заняты делом. У каждого муравья есть своя профессия:

Муравьи – няньки (как вы думаете, что они делают?)

Муравьи – строители (что делают строители?)

Муравьи – уборщики (как вы думаете что они делают?)

Муравьи – солдаты (как вы думаете, зачем муравьям солдаты?)

Рабочие (фуражиры) – муравьи. Они добывают пищу.

Как вы думаете чем питаются муравьи? (Ответы детей)

Муравьи очень любят сладкое.

А ещё они хищники, они питаются другими насекомыми, в основном вредными – гусеницами , которые объедают листву; пилильщиками и короедами - жуками, которые портят деревья.

Слайд 5.

Воспитатель: Ребята, давайте разучим стихотворение  про нашего муравья.

Заучивание стихотворения

Муравей — трудяга редкий, 
Все в лесу об этом знают, 
Целый день таскает ветки, 
Труд он очень уважает! 
Ну, а если кто ленится - 
Муравей с таким не дружит, 
Все обязаны трудится! 
Лодырь — никому не нужен!

Воспитатель: Муравьи – очень трудолюбивые насекомые. Как автор называет муравья в стихотворении?

Дети:  Трудяга

Слайд 6.

Воспитатель: Ребята, кто знает как ещё называют муравьёв? (Ответы детей)

  Муравьи – санитары леса. Почему их так называют? (Ответы детей)

 Они защищают деревья леса от насекомых-вредителей.

 Муравьишка, может быть ещё как-то вы помогаете лесу?

Муравей: Некоторые птицы специально прилетают к нам за помощью, мы очищаем птицу от мелких паразитов, смазываем ей перья муравьиной кислотой. А ещё мы рыхлим почву, перемешивают землю с перегнившими листочками, травинками. Поэтому растения около муравейников растут очень быстро.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём, и поиграем с муравьём.

Слайд 7.

Физкультминутка

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет…

Ай-ай-ай, ай-ай-ай - от друзей муравьишка отстал (ладошки к щекам, качаем головой)

Ой-ой-ой, ой-ой-ой - ножку тонкую он поломал (наклон, руки положить на ноги)

Травкой быстро её обмотал (обхватить колени руками)

В муравейник скорей побежал (Бег на месте)

Ну а солнце за лес уж зашло (поднять руки вверх и медленно опустить через

стороны)

Стало сразу так страшно, темно (присесть на корточки, руки сжать в локтях,

закрыть ладонями лицо)

Хорошо, что друзья помогли (Взяться за руки, сделать круг)

Муравьишку домой довели.

Воспитатель: Интересно, а в каком доме живут муравьи?

Давайте поиграем с вами в игру «Кто, где живёт?»(мультимедийная)

Задачи: - расширять и закреплять знания детей о жилищах  животных ;

 -  развивать познавательный интерес, слуховое восприятие, фразовую речь, внимание, память (приложение)

Воспитатель: Правильно муравьи живут в муравейнике.

- Муравьишка расскажи нам как устроен муравейник.

Слайд 8.

Муравей: Мы живём в большом многокомнатном доме. У нас в доме есть «Солярий».  Как вы думаете, что такое солярий? (ответы детей)

Эта  комната, нагреваемая лучами солнца. Весной мы забегаем сюда погреться.

«Зимовальная комната».Для чего зимовальная комната? (ответы детей) Собираемся здесь, чтобы пережить холода.

«Царская комната». Как вы думаете, кто может жить в царской комнате? (Ответы детей) Здесь живет матка, она откладывает яйца.

«Детская комната».  Кто в ней живёт? (ответы детей)

Давайте вспомним, кто ухаживает за личинками и куколками? (муравьи – няньки)

«Хлебный амбар». Для чего нам хлебный амбар? (ответы детей)

Здесь мы храним зерно.

«Мясная кладовка».  Что здесь хранится? (ответы детей)   Сюда мы приносим гусениц и другую добычу.

«Коровник».  Кто живёт в коровнике? (ответы детей)  У нас есть коровки, мы за ними ухаживаем, мы их пасём и доим.

3. Итог занятия.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Воспитатель: Ребята, наше  путешествие  по экологической тропе заканчивается.

Давайте поможем муравьям собраться на зимовку.

Сюрпризный момент: коллективная работа  -  аппликация «Муравейник»

Воспитатель:  Муравьи хоть и маленькие, но очень нужны природе.

                          А какую пользу приносят муравьи?

                          Как нужно относиться к муравьям? К муравейникам?

Дети: Охранять, защищать муравьёв, не разорять муравейник.

Воспитатель: Муравьи приносят пользу, так как они поедают большое количество насекомых, которые уничтожают растения – это гусеницы, бабочки, тля и другие.

В лесу лесники огораживают муравейники, чтобы никто не причинял вреда этим маленьким насекомым.  

Слайд 9.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с нашим знакомым муравьём и поблагодарим его за интересный рассказ.

Дети: Спасибо за рассказ.

           До свидания!

Воспитатель: Возвращаемся в нашу группу, идём по тропинке друг за дружкой.( дети идут и садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, а вы помните, где мы с вами были?

Дети: Мы сегодня путешествовали по экологической тропе, много узнали о жизни муравьёв.

Список используемой литературы:

1.Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду»

2. Ульева Е. «Энциклопедия для малышей в сказках» 9-е издание Ростов-на-Дону «Феникс» 2016г..

3. Романова Н. «Муравей Красная Точка» М. «Детская литература» 1988г.

4.Чуковский К.И. «Сказки»М. «Детская литература» 1983г.

5. Уроки для самых маленьких «Насекомые» (16 обучающих карточек)

    Издательский дом «Проф-Пресс» 2010г.

Интернет ресурсы:

1. http://doshkolnik.ru/ecologia/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по познавательно-речевому развитию детей. Тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"

НОД по познавательно-речевому развитию детей. тема: "Путешествие в страну устного народного творчества"....

Конспект НОД с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию на тему: "Путешествие маленького автомобиля ". (метод проблемного обучения)

Конспект НОД   с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию  на тему "Путешествие маленького автомобиля"(метод проблемного обучения)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию по теме «Путешествие по экологической тропе» средняя группа.

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитиюпо теме «Путешествие по экологической тропе»средняя группа....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по экологической тропе»

Цель: формирование основ экологической культуры через общение с природой на экологической тропинке.Задачи:Обучающие:- актуализировать знания детей о природных объектах живой и неживой природ...

.Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Конспект очень интересный, насыщенный. Использованы разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию интереса детей к данной теме. Детям очень понравилось, они активно работали.Занятие прошло пл...

НОД по познавательному, речевому развитию на тему «Путешествие в мир профессии через мои первые книги» для детей подготовительной группы

НОД «Путешествие в мир книг» представляет собой целостное четко структурированное педагогическое занятие в группе для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаемый НОД ориентирован на ...