НОД по познавательному, речевому развитию на тему «Путешествие в мир профессии через мои первые книги» для детей подготовительной группы
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Олейник Людмила Ивановна

НОД «Путешествие в мир книг» представляет собой целостное четко структурированное педагогическое занятие в группе для детей старшего дошкольного возраста. Предлагаемый НОД ориентирован на проведение воспитательно-образовательной работы в группе и на создание условий для ранней профориентации детей. Решение поставленных задач планируется через вовлечение воспитанников и родителей в совместную деятельность по профориентации и знакомство с профессией.  Для решения  поставленных задач особое внимание уделяется  ранней профориентации средствами художественной литературы, формированию личности ребенка,  где существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. НОД рекомендован педагогам дошкольных образовательных организаций, и родителям для введения ребенка в мир профессиональной деятельности взрослых.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия по профориентации

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

НОД

по познавательному, речевому развитию

на тему «Путешествие в мир профессии через мои первые книги»

для детей подготовительной группы

Олейник Людмила Ивановна

воспитатель

2023г.

Пояснительная записка

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок в дальнейшей жизни.

Мир взрослых манит и привлекает ребенка - там столько загадочного, интересного. Например, непонятная «работа». Родители уходят туда каждый день и,поди, разберись, чем они там занимаются. Даже если ваша профессия кажется очевидной - врач, продавец, повар - дети могут представлять её совершенно неожиданным образом.

Современный мир профессий разнообразен. На разных этапах развития общества некоторые профессии утрачивают свою актуальность и появляются новые. Ориентациядетей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых, в настоящее время, рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Начинатьзнакомство детей с разными профессиямиважно уже в дошкольном возрасте, это расширяет представления о собственных способностях и возможностях и помогает сформировать уважение к труду взрослых.

«Профессия» - одна из тем, с которой педагоги дошкольной образовательной организации знакомят детей в рамках воспитательно-образовательной работы.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда, значимости профессий в жизни общества, а формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, знакомство с трудом взрослых - важное направление социально-коммуникативного развития дошкольников, которое направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Поэтому основная задача воспитателя и педагога не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.

 Первичные трудовые навыки, отношения к труду, интерес к определенным профессиям закладываются именно в дошкольный период в процессе их участия в общественно-полезном труде.

В современном мире профессий огромное разнообразие, много различной информации и детям очень трудно ориентироваться. Дошкольники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых, даже если ребенок знает название той или иной профессии, он не до конца осознает ее суть, в чем она заключается.

Исходя из этого суждения, можно сделать вывод, что большой объем информации о мире профессий дети могут черпать из различных источников, например, художественной литературы и фольклора, которая сопровождает человека с первых лет его жизни.

Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например, «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Для решения задач ранней профориентации средствами художественной литературы, воспитателю необходимо правильно создать развивающую предметно-пространственную среду, которая поспособствует освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям. Это и подбор художественной литературы, энциклопедий, изготовление самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке: создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбор иллюстраций, репродукций картин.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.

Одно из самых слагаемых счастливой жизни человека - это выбор профессии по душе. И поэтому детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Так как в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок в дальнейшей жизни.

Цель:

Формирование у детей представлений о разных профессиях посредством произведений художественной литературы.

3адачи:

  • сформировать у детей представление о разных профессиях посредством произведений художественной литературы и фольклора;
  • познакомить воспитанников с различными видами труда, миром профессий и их социальной значимостью;
  • сформировать у дошкольников связную, грамматически правильную диалогическую речь посредством чтения стихов, загадок, пословиц, поговорок, пересказа произведений художественной литературы и сказок.
  • воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.

Методы и приемы:

  • наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
  • практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
  • игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Оборудование: магнитофон, стеллажи, мольберт, настенная доска.

Демонстрационный материал: художественная литература, портреты писателей, картины русских художников.

Предшествующая работа воспитателяпо подготовке к занятию: оформление тематических стендов с художественной литературой, изготовление пособия для дидактической игры «Угадай профессию». Изучение методической литературы по теме«Ранняя профориентация старших дошкольников посредством чтения художественной литературы». Пошив одежды куклам в кукольный уголок по различным профессиям: медсестра, балерина, военный, космонавт. Изготовление пособия к дидактической игре «Все профессии важны».

Словарная работа: профессия, повар, летчик, полицейский, пожарный, летчик, столяр, спасатель, библиотекарь, экскаваторщик, почтальон, оператор.

Самостоятельная деятельность детей:

  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
  • продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
  • выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
  • экспериментирование.

Ожидаемые результаты:

В сфере интересов: с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности; с интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы; инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.

В сфере представлений:способен рассказать о профессии и месте работы родителей; об общественной значимости труда; о профессии, наиболее заинтересовавшей и ее значимости.

В сфере опыта и нравственных установок: положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности; гордится профессией своих родителей; уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.

Сформирован опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности; опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; опыт определения последовательности действий.

Предварительная работа с детьми

Чтение художественной литературы:

  1. С.Маршак. Откуда стол пришел.
  2. К.Ушинский. Стол и стул.
  3. И.Токмакова. Скоро в школу.
  4. С.Михалков. А что у вас?
  5. Б.Заходер. Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица.
  6. С.Маршак. Почта. Пожар.
  7. С.Маршак. Как печатали книгу.
  8. В.Маяковский. Кем быть?
  9. Е.Пермяк. Для чего руки нужны.
  10. Д.Родари. Чем пахнут ремесла. Какого цвета ремесла.
  11. К.Ушинский. Булочник. Сапожник. Куй железо, пока горячо.
  12. К.ЧуковскийАйболит.
  13. В.Тюрин. Кто главный на корабле?
  14. А.Барто. Штукатуры.
  15. С.Маршак. Пограничник.
  16. Н.Абрамцева. Правдивая история о садовнике.
  17. Л.Скребцова. Чудесный парикмахер.
  • Заучивание стихотворения С. Михалкова «А у вас?»
  • Наблюдение за работой дворника, водителями транспорта, работой повара.
  • Экскурсия на кухню в детском саду, в методический кабинет, в кабинет старшей медицинской сестры.
  • Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, связанных с профессиями людей.

Проведены НОД:

  • «Кто работает в детском саду?»
  • «Как я помогаю маме»
  • «Пожарная безопасность»
  • Презентации
  • «Кем работают мои родители»
  • «Умные машины»
  • «Скорая помощь»
  • «Мой дедушка пожарный»
  • «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» (женские профессии)
  • «Мы идем в магазин»
  • «Кто работает в банке?»
  • Проведены сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Мы идем в кафе», «Поликлиника», «Кто работает в театре?», «Мы идем в музей».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, недавно я получила посылку от своих друзей. Я пошла на почту, и почтальон выдал мне огромную коробку. Мои друзья сказали, что это сюрприз для ребят, для вас. Давайте посмотрим, что в ней.

- О, да в ней книги. Книги и портреты писателей. Посмотрите, как много книг. Да это целая библиотека. Давайте все книги расставим на стеллажи, и у нас получится настоящая библиотека.  Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну книг, библиотеку. А чтобы наше путешествие было увлекательным и интересным. Надо взять с собой отличное настроение. Посмотрите другу на друга, улыбнитесь. А теперь потрите свои ладошки. Быстро-быстро. Молодцы! Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, тепло сердца и души. Это мы так передаем тепло и доброту друг другу. Наше путешествие начинается.

О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…

(С. Михалков)

В библиотеке нас встречает библиотекарь. Он прекрасно знает, какие книги в библиотеке, кто их написал, о чем они. Вот смотрите портрет. Кто это?

Дети: Самуил Яковлевич Маршак.

Самуил Яковлевич Маршак

Был по жизни весельчак.

Писал стихи он для детей

Про добрых, сказочных зверей.

Про белочек, про зайчиков

Про девочек и мальчиков.

Воспитатель: Ребята, какие произведения С.Я. Маршака вы знаете?

Дети: «Пожар», «Двенадцать месяцев», «Усатый-полосатый», «Почта», «Пограничник», «Откуда стол пришел?, «Круглый год»».

Воспитатель: Правильно, ребята. Эти замечательные книги вам знакомы.  Обратите внимание на вот эти книги. («Пожар», «Почта», Пограничник», «Откуда стол пришел?»)  И объединяет их то, что в них рассказывается о разных профессиях. Вмире профессий тысячи. И все они почетны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку не только жить, т. е. получать заработную плату, но для многих это становится смыслом жизни, помогает раскрыть способности, укрепить характер, стать достойным человеком в обществе, быть полезным стране.Вспомним, о чем произведение С.Я.Маршака «Пожар».

Дети вспоминают, о чем стихотворение. (в нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом).

Воспитатель: Правильно, ребята.Пожар — это очень опасно, все может закончиться очень трагически, и на помощь всегда приходят пожарные.  Очень почетная и важная профессия. Пожарный спасает людей из огня, тушит пожар. Я вам загадаю загадки (по пожарной тематике), а вы попытайтесь их отгадать.

  1. Чтобы не было огня,

Не играйте вы в меня,

Я огня сестричка,

Маленькая …(спичка)

  1. Кто меня не бережется,

Тот скоро обожжется.(огонь)

  1. Где с огнем беспечны люди,

Обязательно он будет.(пожар)

  1. При пожаре не сидим,

Набираем …(01)

  1. Дым увидел – не зевай,

Нас скорее вызывай.(пожарные)

Ребенок:А вот интересная книга «Почта». Я очень люблю это произведение. «Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне…» Это мое любимое стихотворение.  В нем рассказывается о путешествии письма, которое путешествовало по всему миру.  И важная профессия – это почтальон.

Ребенок: Когда я вырасту, то стану пограничником, как в стихотворении С.Я.Маршака «Пограничник».

Ребенок: Мне нравится стихотворение «Откуда стол пришел». Интересная работа у столяра. Как изготовить мебель, отремонтировать, порадовать людей красотой деревянной мебели.

Воспитатель: Хорошо, ребята, молодцы. У С.Я Маршака много интересных произведений, очень интересных и познавательных.

Воспитатель: Ребята, угадайте вот это произведение

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

Внашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Ребенок: Это «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака.  Стихотворение о молодом человеке, который спас ребенка на пожаре. Он совершил настоящий подвиг – спас человека. Он скромный, спас ребенка и исчез, и в стихотворении его все ищут, чтобы отблагодарить за спасение ребенка, но не могут найти.

Воспитатель: Да, это героический поступок. Если бы он промедлил минуту, другую, то могло бы произойти непоправимое несчастье. Приведите примеры поступков, за которые человека можно назвать героем.

А перебежать дорогу на глазах у людей перед мчащейся машиной? Это геройство, можно погибнуть самому, и пострадает водитель. А героический поступок — это тогда, когда он совершается для чего-то хорошего, например, если человек, рискуя своей жизнью, спасает другого. В своем названии автор использует выражение «неизвестный». Почему герой может быть неизвестным?

Ответы детей.

Ребенок:А вот портрет С.В.Михалкова.

Ребенок: Мне нравится его стихотворение «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Воспитатель: Стихотворение С.Михалкова «А у вас?» любят многие дети, потому что оно о наших любимых мамочках.

Звучит мелодия «Мама – первое слово».  Музыкальная разминка.

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение «А у вас?». Дети читают по ролям.

Воспитатель: Давайте ребята, вспомним, каким профессиями владели мамочки ребят.Ребята, мы с вами разобрались, о чем это стихотворение? А как можно передать настроение этого стихотворения?

Я приготовила для вас волшебный шарик, куда мы можем вложить настроение этого стихотворения, будем передавать шарик и называть профессии мамочек из произведения.

Дети отвечают, перечисляют профессии.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот интересное произведение «Дядя Степа». Кто вспомнит, какая профессия была у дяди Степы?

Дети: Милиционер.

Воспитатель: Раньше людей, работающих в полиции, называли милиционером, а теперь полицейский. Полицейский всегда стоит на охране порядка, ловит преступников, помогает найти людей.  Очень почетная профессия, важная.

Воспитатель: Обратите внимание на книги, которые стоят вот на этой стойке. Они вам тоже знакомы.  Расскажите, какие книги вам знакомы.

Дети:

  1. К.И.Чуковский «Доктор Айболит»;
  2. С.Я.Маршак  «Как печатали книгу»;
  3. И.Токмакова «Скоро в школу»;
  4. Б.Заходер «Портниха», «Строитель»;
  5. В.В.Маяковский   «Кем быть?».
  6. Д.Родари  «Чем пахнут ремесла?  Какого цвета ремесла?»

Воспитатель: Замечательно, прекрасно, что вы знаете все эти произведения. Умнички! Посмотрите в коробке еще одна коробка. Что там? Интересно…

Ребята, так здесь инструменты и принадлежности разных профессий.

Проводится развивающая игра «Назови профессию».

Воспитатель: Очень хорошо. Книга расширяет представление о мире, знакомит нас с различными вещами, природой, учит нас быть добрыми и отзывчивыми. Все книги, которые мы сегодня рассматривали, объединяет одна тема. Тема – профессии людей. В толковом словаре сказано, что «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».Все профессии, о которых мы сегодня говорили, очень важны и нужны всем людям.

Воспитатель: - О какой профессии вы мечтаете? Кем хотите быть? Почему? (ответы детей)

Воспитатель:Я надеюсь, когда вы вырастите, выберите профессию по душе. Будете приносить пользу своей стране, людям, своим близким и родным.

Воспитатель: Ребята, здесь еще один сюрприз для вас. Книги в подарок. Любите, берегите книги, и вы многое узнаете, станете умными и добрыми детьми.

Список использованной литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.

2. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.

3.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

4.Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. -1978. - № 10. с.56–63.

5.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.

6.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.

7. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. /Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

8. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К.П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия по профориентации

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

НОД

по познавательному, речевому развитию

на тему «Путешествие в мир профессии через мои первые книги»

для детей подготовительной группы

Олейник Людмила Ивановна

воспитатель

2023г.

Пояснительная записка

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка, родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. В дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок в дальнейшей жизни.

Мир взрослых манит и привлекает ребенка - там столько загадочного, интересного. Например, непонятная «работа». Родители уходят туда каждый день и,поди, разберись, чем они там занимаются. Даже если ваша профессия кажется очевидной - врач, продавец, повар - дети могут представлять её совершенно неожиданным образом.

Современный мир профессий разнообразен. На разных этапах развития общества некоторые профессии утрачивают свою актуальность и появляются новые. Ориентациядетей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых, в настоящее время, рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Начинатьзнакомство детей с разными профессиямиважно уже в дошкольном возрасте, это расширяет представления о собственных способностях и возможностях и помогает сформировать уважение к труду взрослых.

«Профессия» - одна из тем, с которой педагоги дошкольной образовательной организации знакомят детей в рамках воспитательно-образовательной работы.

Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда, значимости профессий в жизни общества, а формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, знакомство с трудом взрослых - важное направление социально-коммуникативного развития дошкольников, которое направлено на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Поэтому основная задача воспитателя и педагога не только рассказать детям, какие бывают профессии и в чем их особенности, но и сформировать уважение к труду, понимание его ценности.

 Первичные трудовые навыки, отношения к труду, интерес к определенным профессиям закладываются именно в дошкольный период в процессе их участия в общественно-полезном труде.

В современном мире профессий огромное разнообразие, много различной информации и детям очень трудно ориентироваться. Дошкольники имеют весьма смутные представления о мире профессий взрослых, даже если ребенок знает название той или иной профессии, он не до конца осознает ее суть, в чем она заключается.

Исходя из этого суждения, можно сделать вывод, что большой объем информации о мире профессий дети могут черпать из различных источников, например, художественной литературы и фольклора, которая сопровождает человека с первых лет его жизни.

Для решения задачи ранней профориентации средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, существенную роль играет правильный отбор произведений литературы, как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и, конечно же, трудового воспитания. Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И, тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожими на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда.

В работе с детьми каждодневно воспитатель использует пословицы и поговорки. Эти «жемчужины народной мудрости» помогают ему в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребенка. Например, «Маленький, да удаленький», «Глаза боятся, руки делают». Пословица не воспринимается ребенком как нотация, и поэтому она эффективнее как средство воспитания.

Для решения задач ранней профориентации средствами художественной литературы, воспитателю необходимо правильно создать развивающую предметно-пространственную среду, которая поспособствует освоению знаний и становлению устойчивого интереса дошкольников к различным профессиям. Это и подбор художественной литературы, энциклопедий, изготовление самодельных книжек-малышек, связанных с темой «Профессии», в книжном уголке: создание картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок, стихов и песен о профессиях и орудиях труда; подбор иллюстраций, репродукций картин.

За последние годы наши детские писатели создали значительное количество произведений о труде. Эти произведения помогают воспитывать у детей интерес и уважение к труду взрослых, возбуждают желание подражать им.

Одно из самых слагаемых счастливой жизни человека - это выбор профессии по душе. И поэтому детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Так как в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться ребенок в дальнейшей жизни.

Цель:

Формирование у детей представлений о разных профессиях посредством произведений художественной литературы.

3адачи:

  • сформировать у детей представление о разных профессиях посредством произведений художественной литературы и фольклора;
  • познакомить воспитанников с различными видами труда, миром профессий и их социальной значимостью;
  • сформировать у дошкольников связную, грамматически правильную диалогическую речь посредством чтения стихов, загадок, пословиц, поговорок, пересказа произведений художественной литературы и сказок.
  • воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.

Методы и приемы:

  • наглядные (наблюдения, демонстрация картин, иллюстраций, схем);
  • словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы);
  • практические (упражнения, экспериментирование, моделирование, инсценировки);
  • игровые (сюжетно-ролевые, дидактические игры).

Оборудование: магнитофон, стеллажи, мольберт, настенная доска.

Демонстрационный материал: художественная литература, портреты писателей, картины русских художников.

Предшествующая работа воспитателяпо подготовке к занятию: оформление тематических стендов с художественной литературой, изготовление пособия для дидактической игры «Угадай профессию». Изучение методической литературы по теме«Ранняя профориентация старших дошкольников посредством чтения художественной литературы». Пошив одежды куклам в кукольный уголок по различным профессиям: медсестра, балерина, военный, космонавт. Изготовление пособия к дидактической игре «Все профессии важны».

Словарная работа: профессия, повар, летчик, полицейский, пожарный, летчик, столяр, спасатель, библиотекарь, экскаваторщик, почтальон, оператор.

Самостоятельная деятельность детей:

  • игры (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные);
  • продуктивные виды детской деятельности (оформление альбомов, изготовление атрибутов к играм, рисование, аппликация, конструирование, выполнение коллажей и плакатов);
  • выполнение трудовых действий (по просьбе или поручению взрослого);
  • экспериментирование.

Ожидаемые результаты:

В сфере интересов: с интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности; с интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы; инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.

В сфере представлений:способен рассказать о профессии и месте работы родителей; об общественной значимости труда; о профессии, наиболее заинтересовавшей и ее значимости.

В сфере опыта и нравственных установок: положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности; гордится профессией своих родителей; уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.

Сформирован опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности; опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; опыт определения последовательности действий.

Предварительная работа с детьми

Чтение художественной литературы:

  1. С.Маршак. Откуда стол пришел.
  2. К.Ушинский. Стол и стул.
  3. И.Токмакова. Скоро в школу.
  4. С.Михалков. А что у вас?
  5. Б.Заходер. Шофер. Строители. Сапожник. Портниха. Переплетчица.
  6. С.Маршак. Почта. Пожар.
  7. С.Маршак. Как печатали книгу.
  8. В.Маяковский. Кем быть?
  9. Е.Пермяк. Для чего руки нужны.
  10. Д.Родари. Чем пахнут ремесла. Какого цвета ремесла.
  11. К.Ушинский. Булочник. Сапожник. Куй железо, пока горячо.
  12. К.ЧуковскийАйболит.
  13. В.Тюрин. Кто главный на корабле?
  14. А.Барто. Штукатуры.
  15. С.Маршак. Пограничник.
  16. Н.Абрамцева. Правдивая история о садовнике.
  17. Л.Скребцова. Чудесный парикмахер.
  • Заучивание стихотворения С. Михалкова «А у вас?»
  • Наблюдение за работой дворника, водителями транспорта, работой повара.
  • Экскурсия на кухню в детском саду, в методический кабинет, в кабинет старшей медицинской сестры.
  • Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, связанных с профессиями людей.

Проведены НОД:

  • «Кто работает в детском саду?»
  • «Как я помогаю маме»
  • «Пожарная безопасность»
  • Презентации
  • «Кем работают мои родители»
  • «Умные машины»
  • «Скорая помощь»
  • «Мой дедушка пожарный»
  • «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» (женские профессии)
  • «Мы идем в магазин»
  • «Кто работает в банке?»
  • Проведены сюжетно-ролевые игры: «Салон красоты», «Мы идем в кафе», «Поликлиника», «Кто работает в театре?», «Мы идем в музей».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, недавно я получила посылку от своих друзей. Я пошла на почту, и почтальон выдал мне огромную коробку. Мои друзья сказали, что это сюрприз для ребят, для вас. Давайте посмотрим, что в ней.

- О, да в ней книги. Книги и портреты писателей. Посмотрите, как много книг. Да это целая библиотека. Давайте все книги расставим на стеллажи, и у нас получится настоящая библиотека.  Предлагаю вам совершить увлекательное путешествие в страну книг, библиотеку. А чтобы наше путешествие было увлекательным и интересным. Надо взять с собой отличное настроение. Посмотрите другу на друга, улыбнитесь. А теперь потрите свои ладошки. Быстро-быстро. Молодцы! Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло друг друга, тепло сердца и души. Это мы так передаем тепло и доброту друг другу. Наше путешествие начинается.

О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…

(С. Михалков)

В библиотеке нас встречает библиотекарь. Он прекрасно знает, какие книги в библиотеке, кто их написал, о чем они. Вот смотрите портрет. Кто это?

Дети: Самуил Яковлевич Маршак.

Самуил Яковлевич Маршак

Был по жизни весельчак.

Писал стихи он для детей

Про добрых, сказочных зверей.

Про белочек, про зайчиков

Про девочек и мальчиков.

Воспитатель: Ребята, какие произведения С.Я. Маршака вы знаете?

Дети: «Пожар», «Двенадцать месяцев», «Усатый-полосатый», «Почта», «Пограничник», «Откуда стол пришел?, «Круглый год»».

Воспитатель: Правильно, ребята. Эти замечательные книги вам знакомы.  Обратите внимание на вот эти книги. («Пожар», «Почта», Пограничник», «Откуда стол пришел?»)  И объединяет их то, что в них рассказывается о разных профессиях. Вмире профессий тысячи. И все они почетны, значимы и очень нужны. Профессия помогает человеку не только жить, т. е. получать заработную плату, но для многих это становится смыслом жизни, помогает раскрыть способности, укрепить характер, стать достойным человеком в обществе, быть полезным стране.Вспомним, о чем произведение С.Я.Маршака «Пожар».

Дети вспоминают, о чем стихотворение. (в нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом).

Воспитатель: Правильно, ребята.Пожар — это очень опасно, все может закончиться очень трагически, и на помощь всегда приходят пожарные.  Очень почетная и важная профессия. Пожарный спасает людей из огня, тушит пожар. Я вам загадаю загадки (по пожарной тематике), а вы попытайтесь их отгадать.

  1. Чтобы не было огня,

Не играйте вы в меня,

Я огня сестричка,

Маленькая …(спичка)

  1. Кто меня не бережется,

Тот скоро обожжется.(огонь)

  1. Где с огнем беспечны люди,

Обязательно он будет.(пожар)

  1. При пожаре не сидим,

Набираем …(01)

  1. Дым увидел – не зевай,

Нас скорее вызывай.(пожарные)

Ребенок:А вот интересная книга «Почта». Я очень люблю это произведение. «Кто стучится в дом ко мне с толстой сумкой на ремне…» Это мое любимое стихотворение.  В нем рассказывается о путешествии письма, которое путешествовало по всему миру.  И важная профессия – это почтальон.

Ребенок: Когда я вырасту, то стану пограничником, как в стихотворении С.Я.Маршака «Пограничник».

Ребенок: Мне нравится стихотворение «Откуда стол пришел». Интересная работа у столяра. Как изготовить мебель, отремонтировать, порадовать людей красотой деревянной мебели.

Воспитатель: Хорошо, ребята, молодцы. У С.Я Маршака много интересных произведений, очень интересных и познавательных.

Воспитатель: Ребята, угадайте вот это произведение

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

Внашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Ребенок: Это «Рассказ о неизвестном герое» С.Я.Маршака.  Стихотворение о молодом человеке, который спас ребенка на пожаре. Он совершил настоящий подвиг – спас человека. Он скромный, спас ребенка и исчез, и в стихотворении его все ищут, чтобы отблагодарить за спасение ребенка, но не могут найти.

Воспитатель: Да, это героический поступок. Если бы он промедлил минуту, другую, то могло бы произойти непоправимое несчастье. Приведите примеры поступков, за которые человека можно назвать героем.

А перебежать дорогу на глазах у людей перед мчащейся машиной? Это геройство, можно погибнуть самому, и пострадает водитель. А героический поступок — это тогда, когда он совершается для чего-то хорошего, например, если человек, рискуя своей жизнью, спасает другого. В своем названии автор использует выражение «неизвестный». Почему герой может быть неизвестным?

Ответы детей.

Ребенок:А вот портрет С.В.Михалкова.

Ребенок: Мне нравится его стихотворение «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Воспитатель: Стихотворение С.Михалкова «А у вас?» любят многие дети, потому что оно о наших любимых мамочках.

Звучит мелодия «Мама – первое слово».  Музыкальная разминка.

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворение «А у вас?». Дети читают по ролям.

Воспитатель: Давайте ребята, вспомним, каким профессиями владели мамочки ребят.Ребята, мы с вами разобрались, о чем это стихотворение? А как можно передать настроение этого стихотворения?

Я приготовила для вас волшебный шарик, куда мы можем вложить настроение этого стихотворения, будем передавать шарик и называть профессии мамочек из произведения.

Дети отвечают, перечисляют профессии.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А вот интересное произведение «Дядя Степа». Кто вспомнит, какая профессия была у дяди Степы?

Дети: Милиционер.

Воспитатель: Раньше людей, работающих в полиции, называли милиционером, а теперь полицейский. Полицейский всегда стоит на охране порядка, ловит преступников, помогает найти людей.  Очень почетная профессия, важная.

Воспитатель: Обратите внимание на книги, которые стоят вот на этой стойке. Они вам тоже знакомы.  Расскажите, какие книги вам знакомы.

Дети:

  1. К.И.Чуковский «Доктор Айболит»;
  2. С.Я.Маршак  «Как печатали книгу»;
  3. И.Токмакова «Скоро в школу»;
  4. Б.Заходер «Портниха», «Строитель»;
  5. В.В.Маяковский   «Кем быть?».
  6. Д.Родари  «Чем пахнут ремесла?  Какого цвета ремесла?»

Воспитатель: Замечательно, прекрасно, что вы знаете все эти произведения. Умнички! Посмотрите в коробке еще одна коробка. Что там? Интересно…

Ребята, так здесь инструменты и принадлежности разных профессий.

Проводится развивающая игра «Назови профессию».

Воспитатель: Очень хорошо. Книга расширяет представление о мире, знакомит нас с различными вещами, природой, учит нас быть добрыми и отзывчивыми. Все книги, которые мы сегодня рассматривали, объединяет одна тема. Тема – профессии людей. В толковом словаре сказано, что «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».Все профессии, о которых мы сегодня говорили, очень важны и нужны всем людям.

Воспитатель: - О какой профессии вы мечтаете? Кем хотите быть? Почему? (ответы детей)

Воспитатель:Я надеюсь, когда вы вырастите, выберите профессию по душе. Будете приносить пользу своей стране, людям, своим близким и родным.

Воспитатель: Ребята, здесь еще один сюрприз для вас. Книги в подарок. Любите, берегите книги, и вы многое узнаете, станете умными и добрыми детьми.

Список использованной литературы

1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.

2. Воспитание дошкольника в труде/Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.

3.Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

4.Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых/ В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. -1978. - № 10. с.56–63.

5.Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова. -М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.

6.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях. / В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.

7. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет. /Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

8. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К.П. Нефедова. — М.: Школьная пресса, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию на тему: "Путешествие маленького автомобиля ". (метод проблемного обучения)

Конспект НОД   с детьми средней группы по познавательно- речевому развитию  на тему "Путешествие маленького автомобиля"(метод проблемного обучения)...

ООД по познавательно - речевому развитию на тему: Путешествие по экологической тропе "В гости к муравьям"

Организованная образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию в средней группе на тему: Путешествие по экологической тропе "В гости к муравьям"...

Методическая разработка по речевому развитию на тему: "Путешествие в страну профессий".

Конспект совместной деятельности по развитию речи с детьми подготовительной группы с ограниченными возможностями здоровья (тяжёлые нарушения речи) на тему: «Путешествие в страну профессий»...

Квест – игра по познавательному развитию на тему: «Космические помощники» с использованием технологий: обучение в сотрудничестве (для детей подготовительной группы)

Квест – игра по познавательному развитиюна   тему: «Космические помощники»с использованием технологий: обучение в сотрудничестве(для детей подготовительной группы)...

.Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию на тему: «Путешествие по планетам Солнечной системы». Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Конспект очень интересный, насыщенный. Использованы разнообразные методы и приёмы, способствующие развитию интереса детей к данной теме. Детям очень понравилось, они активно работали.Занятие прошло пл...