Главные вкладки

    Конспект ОД по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас».
    опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Мельникова Галина Андреевна

    Конспект ОД  по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_od_po_eksperimentirovaniyu_v_starshey_gruppe.docx16.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект ОД  по экспериментированию в старшей группе «Воздух вокруг нас».

    Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности. Расширение представлений о свойствах воздуха.

     Задачи:

    1.Образовательные: совершенствовать представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Способствовать развитию способности устанавливать причинно-следственные связи на основе экспериментирования.

    2. Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, внимание, память, сообразительность; умение анализировать и делать выводы.

    3.Воспитательные: воспитывать умение работать сообща, взаимопомощь, бережное отношение к окружающему миру.

     Оборудование: запись отрывка из м/ф «Фиксики. Воздушный шар», воздушные шары (надутые и ненадутые), полиэтиленовые пакеты, пластмассовая бутылка, миска с горячей водой, сумка- холодильник, веера, салфетки, пробник духов, чеснок, ванилин, апельсин.

    Ход 

    Воспитатель заводит детей в группу, вместе становятся в круг.

    Воспитатель: Ты – мой друг, и я – твой друг.

    Мы с тобою встали в круг.

    «Здравствуйте!» - все вместе скажем,

    И гостям рукой помашем.

    Нам здороваться ни лень:

    Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

    Если каждый улыбнётся —

    Утро доброе начнётся!

     Ребята улыбаются гостям и друг другу.

     Воспитатель: Ребята, представляете, когда я пришла на работу, мне передали конверт и эти два шарика. Такая странная посылка…А вы хотите узнать, что там внутри? (ответы детей)

    Воспитатель вскрывает конверт с письмом и читает детям.

    «Здравствуйте, ребята! Это мы - жители Волшебного леса, Винни Пух и Пятачок! Недавно Кролик подарил нам воздушные шарики и почему-то сказал, что это не простые шары, а удивительные. Но мы так ничего и не поняли, что в них необычного? Может быть, вы поможете нам понять, что в них удивительного? Очень будем ждать вашего ответа. Винни Пух и Пятачок».

     

    Воспитатель: А вы знаете, почему эти шарики удивительные? И почему их называют воздушным? (ответы детей)

    Ребята, а что вы знаете о воздухе? (ответы детей)

    Хотите узнать больше? (ответы детей)

    Как мы можем узнать о воздухе что-нибудь интересное? (ответы детей)

    Кто проводит опыты?  (ответы детей)

    Где работают учёные? (ответы детей)

    А вы хотите стать ненадолго учеными? (ответы детей)

    Закрывайте глаза и повторяйте за мной:

    Вокруг себя повернись

    И в учёных превратись.

    Ну что, готовы? Тогда, проходите в нашу лабораторию.

     Дети подходят к столам.

     Воспитатель: Ребята, а начать работу предлагаю с разгадывания загадки.

    Через нос проходит в грудь

    И обратный держит путь.

    Он невидимый, но всё же

    Без него мы жить не можем?

                                      (Воздух)

    Опыт №1. На столе лежат полиэтиленовые пакеты по количеству детей

    Воспитатель: Правильно ребята, а как вы думаете, для чего нам нужен воздух? Сделаем вместе глубокий вдох…и затем выдох (ответы детей)

    Воспитатель: Скажите, а можем ли мы увидеть воздух? (Ответы детей)

    Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (ответы детей).

    Давайте его сомнем. Посмотрите, он легко мнется, почему? (ответы детей)

    Теперь мы взмахнем пакетом и закрутим концы.

    Что в пакете? (ответы детей)

    Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)

    Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (ответы детей)

    Где можно использовать это свойство воздуха? (ответы детей)

    Вывод: воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.

    Воспитатель:

    А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?

    Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (ответы детей)

    Вывод: воздух прозрачный и невидимый.

     

    Опыт №2. На столах лежат веера и салфетки по количеству детей.

    Воспитатель:  Ребята, положите салфетку на край стола, а теперь взмахните веером, что произошло? (ответы детей)

    Почему салфетка слетела со стола? Я до нее даже не дотронулась (ответы детей).

    Правильно, ветерок - это воздух, который движется.

    Хотите почувствовать, как движется воздух? Помашите веером себе на лицо. Что вы, почувствовали? (ответы детей)

    Вывод: Ветер - это движение воздуха.

     

    Опыт №3. На столе лежат пахучие вещества в киндер – сюрпризах (чеснок, ванилин, апельсин, лук, духи)

    Воспитатель:  Ребята, а вы хотите поиграть? Наша игра будет называться «Узнай по запаху». Закройте, пожалуйста, глаза и вдохните ртом воздух… попробуйте, какого он вкуса? (ответы детей)

    Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (ответы детей)

    Вывод: Чистый воздух не имеет запаха и вкуса.

     Воспитатель:  А сейчас я хочу вам показать, что воздух может иметь запах.

    Я приготовила для вас сюрпризы с различными запахами, попробуйте отгадать, чем будет пахнуть воздух, если оставить этот предмет, лежащий в помещении.

    Воспитатель подготавливает пахучие вещества в киндер-сюрпризах (чеснок, апельсин, лук, ванилин, духи).

    Дети отгадывают запахи.

    Вывод: Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запахи других предметов.

     

    Опыт №4. К концам подвешенной палки привязаны надутые воздушные шары разных цветов. На столе лежат ненадутые шары и несколько надутых.

    Воспитатель:  Как вы думаете, ребята, что внутри этих шаров (указывает на надутые)? (ответы детей)

    А в ненадутых шарах есть воздух? (ответы детей)

    Какой шарик тяжелее – надутый или не надутый? Как это можно проверить?

    (ответы детей)

    Поворачиваются к палке с шарами, и воспитатель подводит все к тому, что шары равны по весу. Затем прокалывает один шарик.

    Воспитатель:  Ребята, что произошло? Какой шарик тянет вниз?

    (ответы детей)

    Вывод: надутый шарик тянет вниз, т.к. воздух в нем плотнее, а значит, и тяжелее, чем тот, который находится вокруг него. Когда в шарике воздуха нет- остаётся только вес самого шарика.

     

    Опыт №5.

    Воспитатель:  На этом наши эксперименты не окончены. Проходите дальше.

    Воспитатель достает из сумки – холодильника пустую открытую пластмассовую бутылку (поставленную охлаждаться заранее), надевает на её горлышко воздушный шарик. Затем ставит бутылку в миску с горячей водой.

    Воспитатель:  Ребята, а что происходит? (ответы детей)

    Почему шарик надувается? (ответы детей)

    Вы знаете, что при нагревании воздух расширяется. И кстати это впервые увидели братья Жак и Жозеф Монгольфье. Это было очень давно,  в 1783 г.

    Хотите услышать до конца эту историю? Тогда обратите внимание на экран.

    Просмотр отрывка из м/ф «Фиксики. Воздушный шар».

     

    Воспитатель:  На этом пришло время закрывать нашу лабораторию. Пора отправляться назад в группу. Все готовы?

    Дети и воспитатель становятся в круг и повторяют слова:

    Вокруг себя повернись

    И в учёных превратись.

     Воспитатель:  Ну, что, ребята, я думаю, мы свами смогли доказать нашим друзьям Винни Пуху и Пятачку, что воздушные шары – удивительные. А что именно в них удивительного? (ответы детей) Так благодаря чему наши шары необычные для жителей Волшебного леса? (ответы детей) И мы с вами обязательно должны это все указать в ответном письме! Без вас я не справлюсь. Пошлите писать его!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе "Воздух вокруг нас"

    Основная цель занятия - систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности, а также способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через эл...

    Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе "Воздух вокруг нас"

    Данный материал был успешно использован в группе младшего возраста. Он способствовал обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;расширил представления детей о значимости воздуха в ...

    Конспект экспериментальной ОД в старшей группе «Воздух вокруг нас» ОО «Познавательное развитие»

    Цель: создание условий для формирования познавательной активности воспитанников через использование опытно-экспериментальной деятельности. Расширение представлений о свойствах воздуха. Задачи:1.О...

    Конспект НОД по экспериментированию в средней группе "Воздух вокруг нас".

    Развитие представления детей о свойствах воздуха...