КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «СОСТОЯНИЯ И СВОЙСТВА ВОДЫ».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Заносова Наталья Георгиевна

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «СОСТОЯНИЯ И СВОЙСТВА ВОДЫ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «СОСТОЯНИЯ И СВОЙСТВА ВОДЫ».
Цель: прививать интерес дошкольникам к исследовательской деятельности.
Задачи:
- закрепить знания дошкольников о физических состояниях воды
- систематизировать уже полученные знания о свойствах воды
- познакомить с неизвестными детям свойствами воды и их практическим применением в обыденной жизни
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, устанавливать связи, делать выводы
- воспитывать бережное отношение к воде и природе в целом.

Предварительная работа:
- беседы о воде, ее роли в жизни человека
- рассматривание иллюстраций по теме
- использование игр о воде «Какая бывает вода?», «Волшебная палочка», «Разрезные картинки»
- чтение художественной литературы, энциклопедий о воде
- наблюдение за водой во время прогулок.

Оборудование:
прозрачные пластиковые стаканчики разного размера по количеству детей, фильтровальная бумага, воронки, блюдце, вода холодная, горячая, кусочки льда, соль, сахар, масло растительное, жидкость для мытья посуды, сырое яйцо, пуговицы.

Ход :
- Прежде, чем мы приступим к  опытам, ребята,  я хочу напомнить вам правила работы в нашей лаборатории:
- не нюхай то, что тебе не известно
- не пробуй того, чего ты не знаешь
- работай всегда в защитной одежде (переднике)
- если разлил воду – аккуратно вытри тряпочкой.

-А теперь давайте вспомним, какие свойства воды мы уже знаем. В этом нам помогут кроки. Итак, посмотрите на кроки и перечислите свойства воды ( прозрачная, без вкуса, без запаха, льется, т.е. вода – жидкость, не имеет формы).
- Поиграем в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос «Вода – это хорошо. Почему?» Вторая на вопрос «Вода – это плохо. Почему?».

Ответы детей:  водой можно умываться, нужна для питья, можно готовить еду, мыться, стирать белье, мыть посуду, пол; водой  поливают растения; в воде живут разные рыбы и животные, возле воды живет много птиц.
В жару холодной водой можно простудить горло, горячей водой можно обжечься; если часто поливать растения, они могут погибнуть; если не умеешь плавать, можно утонуть; если вдруг случится наводнении,  вода  может разрушить все постройки.

- А теперь такой вопрос: может ли вода кипеть, булькать, бурлить? Когда это происходит?

( Когда ее нагревают).

- У нас есть чайник с водой. Давайте его будем нагревать. Что постепенно происходит с водой?          

( Вода, закипая, начинает шуметь, затем кипит, булькает, бурлит).
- Как вы думаете, если мы сейчас поднесем к воде руку, мы обожжемся?

    (Да, она очень горячая).

- Приведите примеры, где вода теплая, где вода очень горячая.

( Очень горячая вода  в закипевшем чайнике, если открыть кран в ванной только с горячей водой, когда мама только что сварила суп. Теплая вода летом в речке, море, в летней лужице, в кувшине, из которого поливаем цветы, в ванне, где купаемся).

- Давайте продолжим нагревать воду в чайнике. Что мы увидели?

(Над чайником образовалось облачко пара).

- Откуда взялся пар?

( Вода превратилась в пар).
- Мы сейчас проверим, действительно ли это вода. Возьмем зеркало и подержим его над чайником. Что происходит?

(На зеркале стали образовываться капельки воды – пар стал превращаться опять в воду).

- У меня припасены кубики льда. Сейчас каждый возьмет по кусочку и поместит в свой стаканчик. Что вы замечаете?

( Кубики постепенно растаивают и превращаются в воду).

- Какой вывод можно сделать?

( Лед – это тоже вода).

- Итак, мы сегодня узнали, что вода бывает не только жидкой, но и твердой и в виде пара, по   другому сказать газообразной.   Мы узнали о трех состояниях воды.

- Пока наш лед совсем не растаял, давайте добавим в стаканчики немного воды. Что происходит со льдом?

(Он поднимается на поверхность воды).

-Какой вывод можно сделать?

(Лед легче воды).
-Опустите пальчик в стаканчик с водой.  Какая по температуре вода в стаканчике?

(Холодная).

- Добавим немного горячей воды из чайника. Какая теперь по температуре вода?

(Стала теплее).

- Добавим еще немного горячей воды. Какая температура теперь в стаканчике?

(Вода стала горячей).

-Какой вывод можно сделать?

(Вода может быть горячей, теплой и холодной).
Физкультминутка «Рыбки плавали, ныряли».

-Давайте теперь в наши стаканчики с водой положим  ложечку соли и перемешаем. Пусть наш раствор немного постоит.  А я вам покажу пока фокус. У меня в банке налита вода, а в стаканчике тоже вода, но в него я насыплю 5 ложек соли, размешаю. В банку я осторожно, чтобы не разбить опускаю сырое яйцо. Что с ним происходит?

(Оно опускается на дно).

- Теперь я переливаю из стаканчика в банку воду с солью. Что происходит с яйцом?

(Яйцо всплывает наверх).

- Вспомним,  ребята, где легче держаться на воде, плавать в море или речке, бассейне?  

(В море легче, там вода соленая).
-Вывод такой: соленая вода тяжелее, чем пресная, поэтому плавать в море легче, чем в речке. Наше яйцо всплыло, потому, что вода стала тяжелой из-за раствора соли.  Теперь давайте опустим приготовленную пуговицу в наши стаканчики. Что с ней произойдет ? Почему?

(Она будет плавать на поверхности, потому что в стакане много соли, вода тяжелая).

-Вытащим нашу пуговицу. Добавим теперь в стаканчики несколько капелек растительного масла. Что вы увидели?

(В воде плавают капельки масла).

- Перемешаем воду. Что увидели?

(Капельки  не смешиваются с водой).

-Осторожно опустите теперь пуговицу в раствор. Что с ней произошло?

(Она плавает на поверхности воды с маслом).

- А если в воду добавить жидкость для мытья посуды. Как поведет себя пуговица в этом случае?
-Я в банку с жидкостью для мытья посуды наливаю воду. Слой воды остается сверху. Опускаю пуговицу. Она  задержалась немного на поверхности воды, затем упала на дно банки.   А перемешается ли жидкость для мытья посуды с водой? Перемешиваю. Да, все перемешалось, получился мыльный раствор.
Какой вывод? Есть жидкие вещества, которые смешиваются с водой, есть, которые не смешиваются, все зависит от плотности вещества.
- Скажите, ребята, а эту воду, в которой было масло, соль, пуговица можно сделать снова чистой?

(Предположения детей).

- Давайте попробуем ее очистить с помощью фильтра. Фильтры у вас на столах, это обычные столовые салфетки. Мы их расправим определенным образом и вложим в воронки.  Воронки вставим  в чистые стаканчики. Будем осторожно переливать наш раствор через фильтр в чистый стаканчик, только вытащим нашу пуговицу.   Что появляется в стаканчике?

(Появляется чистая вода).
-Какой вывод?

(Воду можно фильтровать, она становится чистой).

-Вот  мы подошли к последнему нашему опыту. Что вы узнали сегодня нового для себя ?

(Ответы детей).
-Да, ребята, вода наш друг и помощник.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы  в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

 

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет. Познавательное развитие. «Путешествие в космос».

Вечер развлечений, посвященный Дню космонавтики,  проводился для детей 5-6 лет совместно с родителями 10 апреля 2014г....

Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»

Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие·       Продолжать обучать  детей работе со зрительно представленным числовым рядом от   0 до...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы по социально-коммуникативному развитию «Парк отдыха и развлечений».

Совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы  по теме «Право на отдых и развлечение», в которой интегрированы разные виды детской деятельности: игровая, трудовая, познавательн...

Конспект совместной деятельности воспитателя и воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности по ФЭМП "Весеннее приключение"

В НОД решаются как познавательные, так и речевые задачи.  Занимательное приключение, где дети с помощью математических заданий выручают весну....

Конспект совместной деятельности педагога с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности(задержка психического развития)

Конспект позволяющий познакомить детей с понятием "Настроение".Учить на примере сказочных персонажей различать и понимать характер эмоционального состояния людей.Учить дифференцировать посту...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области « Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе на тему « Как поймать радугу?"

Цель занятия: формировать интерес к явлениям природы через исследовательскую деятельность.Программное содержание:1. Познакомить воспитанников с разными видами радуги, со способами получения радуги раз...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми по образовательной области « Познавательное развитие» в средней группе на тему «Хлеб ржаной - отец наш родной».

Конспект  совместной деятельности педагога с детьмипо образовательной области « Познавательное развитие» в средней  группена тему  «Хлеб ржаной - отец наш родной...