План-конспект НОД по теме "Нервы"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Вагина Наталья Валерьевна

Направлен на знакомство детей со строением нервной системы человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_nod_po_teme_nervy.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект НОД

Тема: Наши нервы

Цель: Познакомить детей со строением нервной системы человека

Задачи:

Образовательная: Дать детям представление об основном назначении нервов для человека

Развивающая: Развивать у детей память, внимание

Воспитательная: Воспитывать в детях любознательность и интерес к занятию

Методы работы: наглядные, словесные, игровые

Форма работы: занятие-ознакомление

Материалы к занятию:        Схема строения нервной системы человека, схема строения нейрона, схема строения головного мозга, книга «Тело человека», пакет, мяч, кубик, карандаш, платок.

Ход занятия:

I. Организационный момент

1) Подготовка кабинета к занятию.

2) Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

- Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего занятия – «Наши нервы». И сегодня мы с вами узнаем, что же такое «нервы» и для чего они нужны человеку. А также познакомимся со строением нервной системы человека.

II. Вводная беседа

(показать детям книгу «Тело человека»)

- Ребята, посмотрите, у меня есть очень интересная книга, по которой можно практически собрать человека по частям. Давайте с вами попробуем это сделать! Итак, берем скелет человека; «одеваем» его в мышцы; прибавляем сердце, вены и артерии, по которым бежит кровь; затем добавляем легкие, почки, печень, желудок и органы пищеварительного тракта. И потом все это покрываем кожей. И получился человек! Но он не живой! А вот если бы соединить все эти органы, и кости, и мышцы и кожу проводками и подключить к электрическому току, то возможно он бы зашевелился…как настоящий…

- На самом деле, ребята, такие проводки у человека есть – и называются они «нервы» и «нервная система». Хотите о них узнать?

III. Изучение нового материала

- Нервная система человека состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.

- Головной мозг – это маленький мини-компьютер, находящийся у нас в голове. В нем хранится все, что мы знаем и помним. Головной мозг состоит из двух больших полушарий, мозжечка, варолиевого моста и продолговатого мозга. Полушария управляют нашим мышлением, движениями и ощущениями. Мозжечок - мышцами и чувством равновесия. Варолиев мост принимает и рассылает сигналы из больших полушарий. Продолговатый мозг передает сигналы других отделов нервной системы. В головном мозге расположены центры, которые отвечают за речь, осязание, зрение, запах и вкус, слух, основные движения, поведение и эмоции.

- Спинной мозг –это проводник. Он служит для того, чтобы передавать головному мозгу сигналы (импульсы) от всех органов и, наоборот, от органов передавать сигналы в головной мозг. Спинной мозг состоит из нервных клеток, которые называются нейроны.

- И, наконец, нервы.  Они связывают различные органы и части тела в единый организм. Нервы как и спинной мозг состоят из нейронов.

- Что же такое нейрон? Нейрон – это нервная клетка. Она состоит из ядра, тела и отростков. Короткие отростки называются дендриты. А самый длинный отросток называется аксон.

- У взрослого человека общая длина нервов, расходящихся по всему телу, составляет 75 км.

IV. Физминутка «Как живешь?»

        Педагог:                                Дети:

        Как живешь?                        Вот так!

        Как идешь?                                Вот так!

        А бежишь?                                Вот так!

        Ночью спишь?                        Вот так!

        Как даешь?                                Вот так!

        А берешь?                                Вот так!

        Как грозишь?                        Вот так!

        А шалишь?                                Вот так!

(имитация детьми всех движений со словами «Вот так!»)

V. Продолжение изучения нового материала

- Ребята, каждый наш внутренний орган и каждый наш участок кожи снабжен нервами. Одни нервы называются сенсорными. Благодаря им мы можем ощущать тепло или холод, давление или боль. Не имея сенсорных нервов, мы бы ничего не чувствовали.

- Другие нервы называются моторными. Они управляют нашими движениями. Без них мы бы не смогли двигаться, ходить, бегать…

- Сенсорные и моторные нервы всегда действуют вместе, как слаженная тренированная команда. Ну, например, вы укололись булавкой… Что происходит? Вы чувствуете боль и сразу же отдергиваете руку. Когда иголка воткнулась в палец, вы почувствовали боль и импульс по сенсорным нервам пальца и руки передался сенсорным нервам спинного мозга и отправился в головной мозг. А головной мозг сразу же отправил импульс по моторным нервам спинного мозга моторным нервам руки и пальца, и мы сразу же отдернули руку. Сигналы проходят по нервам с такой же скоростью, с какой зажигается электрическая лампочка при нажатии на выключатель, - так уж мы устроены. И это замечательно. Вы только представьте, если бы в ваш палец вонзилась острая булавка, а вы бы заметили ее только через несколько минут… А представляете, как было бы ужасно, если бы вы случайно прислонились к горячему утюгу и долго не замечали бы этого… Вы бы очень сильно обожглись. Так быстрота наших нервов защищает нас от травм.

VI. Закрепление изученного материала

- Самые чувствительные нервы находятся на кончиках пальцев. И сейчас мы с вами в этом убедимся, поиграв в игру «Угадай предмет». (С завязанными глазами ребенок должен определить без помощи рук предмет, который ему вложили между коленей. Затем ребенок должен отгадать предмет с завязанными глазами, взяв его в руки)

VII. Подведение итогов

- Ребята, что мы сегодня изучили? (нервы, нервную систему)

- Из чего состоит нервная система? (головного мозга, спинного мозга и нервов)

- Какие нервы бывают? (сенсорные, моторные)

- Из чего состоят нервы? (из нейронов)

- Для чего нам нужны нервы? (чтобы чувствовать и двигаться)

- Наше занятие подошло к концу. Вы все молодцы! Замечательно отвечали и работали на занятии. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»

План-конспект родительского собрания в нетрадиционной  форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на тему «Совушка» План - конспект

НОД по рисованию во второй младшей группе по потешке «Огуречик, огуречик». НОД в средней группе по рисованию по потешке «Сорока, сорока» План – конспект НОД в старшей группе по рисованию на т...

Музыкальная сказка «Как Медведя поворачивали»: план-конспект итогового события (в рамках реализации тематического плана «Музыкальная капель»)

Музыкальная сказка экспромт расчитана на возраст 4-5 лет. В ней дети превращаются в сказочных героев и пытаются разбудить медведя, чтобы наступила весна.Цель:  включить детей в музыкально-театрал...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....

План-конспект организации и проведения экскурсию на природу Тема: План-конспект организации и проведения Экскурсии

Тема: «Пришла Весна с радостью»Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.Задачи:Образовательные: расширять и обогащать знания детей...