Экспериментирование "Свойства воды"
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа) на тему

Жукова Инесса Вячеславовна

Воспитатель

Дети

Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Сегодня с вами будем мы играть и новое в обычном

открывать!

1.Вводная часть  (информационно-познавательная)

Дети, помогите мне отгадать загадку.

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

- А что такое «глобус»

Если на карту Земли посмотреть,

Земли на Земле всего одна треть.

Но странный вопрос возникает тогда,

Планета должна называться «Вода»?

Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения? Почему?

А что вы знаете о воде? Кому нужна вода? Зачем вода нужна растениям, и как они ее получают?

2.Сюрпризный момент.

 Ребята сегодня мне на электронную почту пришло письмо от нашего дорогого друга – профессора Почемучкина, давайте его просмотрим!

Видеоролик с профессором

«Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – профессор Почемучкин. Я целый день тружусь в своей лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу, чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что одну из важнейших ролей в жизни человека играет вода. Но мы еще очень мало знаем о ее свойствах. Но это мы мигом исправим! Поэтому, я вас приглашаю в свою чудо-лабораторию. Но добраться до нее сможет лишь тот кто прочитает карту с маршрутом которую я переслал письмом вашему воспитателю.»

Воспитатель показывает карту-маршрут в лабораторию

Ну что ребята, вы готовы отправиться в наше путешествие и стать настоящими учеными?

3.Дидактическая игра «Я - пешеход».

Перед детьми представлен уменьшенный маршрут, ребята должны его пройти не нарушив правила дорожного движения.

Молодцы ребята! Все справились с маршрутом. И вот мы наконец-то у дверей нашей лаборатории воды. Но прежде чем войти в нее, давайте повторим правила поведения в лаборатории.

Совершенно верно! Ну, а теперь приглашая вас в лабораторию, проходим на свои места за столами, и надеваем свои защитные костюмы как настоящие ученые.

Под музыкальное сопровождение «Шум воды»

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею, вам я доложить,

Без нее нам не прожить!

Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна. Растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это пресная вода?

Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях, океанах, как вы знаете, вода- соленая. Жить в такой воде могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду невозможно, потому люди пользуются пресной водой из колодцев, скважен, а в городе из крана, которая поступает изначально из рек проходя многие этапы очищения, после чего лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая и хорошего качества.

Вот и первое наше задание «Очистить воду»

Опыт № 1 «Очищение воды»

В одном стакане находиться грязная вода с помощью марлевой салфетки и пустого стаканчика – очищаем воду.

Вывод: воду можно очищать с помощью специальных средств.

Дорогие мои ученые, ответьте мне на вопрос. Нужно ли беречь питьевую воду? Почему?

Ребята, кто знает что такое круговорот в природе?

Ученые, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоема или суши, вода которая там содержится превращается в пар и поднимается в воздух где и образуется в облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю. Летом – дождем, зимой – снегом. Вот это и есть круговорот в природе.

А хотите мы сейчас с вами сделаем дождик прямо в лаборатории?

Опыт № 2 «Дождь»

(дети берут прозрачный стакан с водой и пеной дня бритья, емкость с пищевым красителем (синего цвета) с помощью пипетки постепенно переносят краситель на облако из пены.)

Ну вот мы немного потрудились, а теперь и отдохнуть пришло время

4.Физкультминутка

К речке быстро мы спустились

Наклонились и умылись.

Раз. Два, три, четыре.

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это король.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

А теперь, мои ученые, после небольшой разминки давайте займем свои рабочие места в нашей лаборатории. Ребята, кто нам напомнит о чем мы сегодня с вами говорим?

Совершенно верно. Предлагаю вам, продолжить наши опыты. И следующим опытом мы попробуем узнать какой же формы вода. Готовы?

Опыт № 3 «Форма воды»

Уважаемые ученые обратите внимание, на ваших столах лежит две фигуры (кубик и шарик) что это за фигуры и какой они формы?

А имеет ли цвет вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Скажите форма воды остается прежней или меняется? Верно, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда в котором находиться. Давайте вспомним лужи после дождя. На асфальтах они растекаются, а в ямках собираются.

Вывод: вода не имеет формы.

Приступим к следующему опыту с помощью которого мы выясним какого же цвета вода.

Опыт № 4 Какого цвета вода

Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с молоком, а затем переместим ее за стакан с водой. Что же мы обнаружили?

Верно, через воду картинку видно, а через молоко –нет.

Вывод: Вода не имеет цвета

Коллеги, а кто скажет имеет ли чистая вода вкус?  В следующем опыте мне понадобиться три помощника.  На моем лабораторном столе стоит несколько веществ – это соль, сахар и дольки лимона, попрошу каждого из вас взять один компонент и смешать его с водой.

Давайте попробуем изменился ли вкус воды после смешивания.

А теперь давайте попробуем раствориться ли в воде мука и растительное масло. Для этого мне нужны еще два помощника.

Вывод: своего вкуса у воды нет, но вода очень хороший растворитель. Растворяя вещества в воде она принимает его вкус.

5.Физкультминутка

Делать научные открытия дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считаете, наши ученые? Давайте выйдем из-за наших лабораторных столов и пройдем на ковер.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

Чтобы стать еще умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова.

Раз, два, три, четыре, пять, ноги надо нам размять.

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

Отдохнули, ребята? Тогда занимаем места за лабораторными столами и продолжим изучение воды. Вернемся к нашему последнему опыту. Что же мы видим?

Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Опыт№5 Способность воды отражать предметы

А теперь всех ученых приглашаю подойти к моему столу. Скажите, что на нем стоит?

Давайте все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели?

А где еще можно увидеть свое отражение?

Значит вода может отражать предметы, так же как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в нее. Увидели вы теперь там свое отражение?

Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало, если вода не спокойна, то отражение предметов не четкое и размытое.

Ну что, мои дорогие, наши испытания подошли к концу. Интересно ли вам было быть учеными?

 Давайте подведем итог наших полученных знаний. Какие же свойства имеет вода?

Как можно очистить воду?

6.Рефлексия

Теперь я награжу каждого из вас значком, на нем написано «Юный ученый». Это значит, что вы узнали много нового, но на этом не останавливайтесь, и дальше узнавайте много нового и интересного о нашей планете Земля.

И прежде чем вы покинете мою волшебную лабораторию, я хочу угостить вас родниковой водой. Капельки путешествуют не только по воздуху и земле, но и уходят глубоко под землю. Там они впитывают все целебные свойства земли и выходят на поверхность в виде родников.

А теперь возьмемся за руки, закроем глаза и послушаем как шумит вода и переместимся в наш детский сад. (муз сопровождение «Шум воды»)

До свидания, мои юные ученые, до новых встреч!

 

 

Дети здороваются с воспитателем и гостями

 

 

 

 

 

Глобус

 

 

Доклад

 

 

 

 

Дети объясняют

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно смотрят видео письмо

 

 

 

 

 

 

 

Да.

 

 

Дети одолевают маршрут используя знания по ПДД

 

 

 

Не шуметь,

не мешать другим,

выполнять только то, что говорит воспитатель.

 

Дети готовятся к опытам и одевают защитные костюмы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют действия за воспитателем

 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос.

 

Объяснения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да.

 

 

Дети выполняют все инструкции и наблюдают за результатом

 

 

 

 

 

 

Шагаем на месте

Наклоны вперед, руки на поясе

Хлопаем в ладоши

Встряхиваем руками

Круги двумя руками вперед

 

Круги руками вперед поочередно

Прыжки на месте

Шагаем на месте

 

 

 

 

О воде

 

 

 

Да

 

 

Ответы детей

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы детей

 

 

 

 

Дети пробуют воду и высказывают свое мнение

 

 

 

Дети выполняют задание

 

Дегустация воды. И выводы

 

 

Дети выполняют смешивание

 

 

 

 

 

Дети соглашаются и выходят на ковер в произвольном порядке.

 

 

Повороты в разные стороны

Вращение головой вправо и влево

 

Приседание

 

Ходьба на месте

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети описывают что произошло при смешивании.

 

 

 

 

 

Таз с водой

Свое лицо, отражение

 

В зеркале, в витрине магазина и т.п

 

 

Очень плохо, оно размытое.

 

 

 

 

 

Да

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети прощаются