По странам и континентам.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жукова Татьяна Николаевна

Развлечение для подготовительной группы.

 

Цель: познакомить с природными условиями и обитателями Антарктики, Австралии, Северной и Южной Америки, Европы, Азии. Оборудование: глобус, карта мира, иллюстрации с изображением представителей животного и растительного мира разных континентов, разных народов, флагов разных стран.

Воспитатель: ребята сегодня к нам прилетел старый знакомый - мудрый Ворон!

Ворон. Кар-кар, Здравствуйте дети! Я прилетел к вам чтобы рассказать вам, а вот о чём или о ком попробуйте отгадать.

Воспитатель. Уважаемый Ворон тогда загадывайте скорее нам вашу загадку!

Ворон.

Есть одна планета – сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных.

 Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивительно…

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

Воспитатель. Ребята вы догадались, а какой планете говориться?

Ответы детей.

Ворон. Правильно это наша Земля.  Ребята, давайте посмотрим на модель нашей планеты. Как она называется?

Дети: Глобус.

Ворон: Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по глобусу.

Что на глобусе обозначено голубым цветом?

 Дети отвечают.

Воспитатель. Смотрите ребята если я сильно раскручу глобус

- Какого цвета на нем больше?

 Дети: Голубого.

Ворон.

 А вот теперь вопрос такой:

 Так почему же голубой

 Наш общий дом,

Наш шар земной?

Дети отвечают.

Воспитатель:

Из недр Земли забил родник,

Ручьем хрустальным ставший в миг…

Спешат ручьи, вперед бегут,

И вот рекой уже текут!

Река течет не как-нибудь,

А прямо к морю держит путь…

И море, как огромный рот,

 Все воды рек в себя вольет!

Ну а потом их примет сам

Необозримый океан!

И он омоет шар земной

Водою чистой, голубой.

Ворон. Какие цвета еще вы видите на глобусе? Что ими обозначено?

Дети отвечают.

Воспитатель:

 Наша планета - огромный шар:

Короной снежной с двух сторон

Наш шар прекрасный окружен!

Два полюса, два братика- Антарктика и Арктика!

Чтоб полюса мне не искать,

Должны вы их скорей назвать,

Потом на шаре показать.

Дети показывают.

Ворон. Наша планета Земля – не только вода, но и суша.

Суша – поверхность, на которой растут леса, текут реки, простираются пустыни и даже болота. Самых больших «кусков» суши на Земле всего шесть, и называются они материками и континентами. Это Европа, Азия, Африка, Австралия и Антарктида.  (рассказ дополняется презентацией)

Воспитатель: Материк – огромное пространство суши на поверхности Земли, омываемое водой. Здесь живут люди (кроме Антарктиды), птицы и звери, растут цветы и деревья.

Ворон: Какой еще цвет вы видите на глобусе?

Дети. Зеленый.

Воспитатель. Что же это?

Дети отвечают.

Небольшие «кусочки» суши, со всех сторон окруженные водой, называются островами. Воспитатель показывает острова на карте. «Кусочек» суши, окруженный со всех сторон водой, но соединенный с материком, называется полуостровом. Воспитатель показывает полуостров на глобусе.

Ворон: А какие еще цвета Вы видите?

Дети. Коричневый, желтый.

Воспитатель. А что они обозначают?

 Дети отвечают.

Ворон: Ребята, Земля – единственная планета в нашей солнечной системе, где есть жизнь – вода, без которой все живое (растения, животные, птицы, люди) погибло бы.

Воспитатель: А что же такое народ?

 Дети отвечают.

Ворон: Народ – группа людей с общей историей и языком. Какие народы Вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: Люди селятся везде, где они могут найти пищу и воду, необходимые для жизни. Континент с самым многочисленным населением – Азия. Это самая большая часть света.

Мир растений и животных Азии поражает разнообразием и богатством. Тундра с карликовыми деревьями сменяется тайгой, где растут ели, пихты, сосны. В этих суровых условиях обитают песцы, белые медведи, северные олени, на побережьях устраивают лежбища моржи, морские котики, летом прилетает множество птиц. Тайгу сменяют широколиственные леса и плодородные степи. Дальше на юг начинаются полупустыни, переходящие в пустыни, животный и растительный мир которых очень беден. Северо-Восточная Азия – родина тигров, панд, двугорбых верблюдов. Самая большая ящерица в мире – гигантский варан – обитает на острове Комодо (Индонезия).

Ворон: Европа занимает второе место по численности населения. Почти две трети ее территории – холмистая равнина. Европу иногда называют «Старый свет». Она давно обжита и исследована. В Европе выделяются три природные области: Северная, Средняя и Южная. В Северной Европе морской климат со сравнительно теплой зимой и прохладным летом. В тундре преобладает скудная низкорослая растительность, мхи и лишайники, обитают лемминги, тюлени, белые медведи, песцы, горностаи, северные олени, гомонят птичьи базары. В сменяющих тундру лесах растут пихты, ели, сосны, дубы, ясени, березы, водятся лисицы, зайцы, белки, куницы, выдры, бурундуки, тетерева, дятлы, глухари, клесты. В Средней Европе чередуются равнины и горы, климат неустойчивый. В зонах смешанных и широколиственных лесов растут бук, граб, вяз, ольха, ясень, липа, осина, береза, обитают косули, кабаны, благородные олени, лоси. В Южной Европе средиземноморский климат с жарким сухим летом и дождливой зимой. Здесь преобладают жестколистные вечнозеленые леса и кустарники, где прижились дуб, лавр, дикая маслина, пиния, кипарис, мирт. Из диких животных сохранились козы, бараны, кролики, пресмыкающиеся голубая сорока, испанский воробей, крупные хищные птицы, много рептилий.

Воспитатель: Африка – экваториальный континент. На северо – западе находятся горы, в северной части расположена Сахара, крупнейшая в мире пустыня, переходящая на юге в саванны и далее в тропические леса. Берега Африки омываются: на западе Атлантическом океаном, на севере Средиземным морем, на востоке – Красным морем и Индийским океаном. Крупнейшие реки Африки- Сенегал, Нигер, Оранжевая, Конго, Лимпопо, Замбези, Нил. Линия экватора делит Африку на Южный и Северный тропики. Густые тропические леса, состоящие из пробковых, каучуковых деревьев, деревьев с ценной древесиной пальм, обширные пустыни, в которых нет ни кустика, ни травинки, огромные стада диких животных и стаи птиц – это Африка. В лесах живут гориллы и шимпанзе, в водах Нила – крокодилы, в саваннах пасутся разные виды антилоп, зебры, жирафы и слоны; охотятся львы, гепарды; ждут своей очереди в кровавой трапезе гиены. К сожалению, уникальная дикая природа Африки находится под угрозой: животные бесконтрольно истребляются, ценные леса вырубаются, повсеместно на сельскохозяйственные угодья наступает пустыня. В наши дни во многих странах Африки создаются национальные парки для защиты животных и памятников природы.

Ворон: Америка делится на Северную и Южную и простирается от Арктики до Антарктиды. Вдоль континента расположены горные хребты Кордильер. На юге Северная Америка узким перешейком соединяется с Южной.

Южная Америка протянулась от тропиков Карибского моря до Огненной Земли, что неподалеку от Антарктиды. Через весь континент с севера на юг проходит горная система Анд. В Андах находятся исток самой многоводной и длинной в мире реки – Амазонки. Амазонские джунгли – влажные вечнозеленые леса– называют «легкими планеты». Австралия – наименьший из материков. Приблизительно 50 млн лет назад он отделился от континента Гондваны и с тех пор существует в изоляции.

Воспитатель: Только в Австралии водятся сумчатые млекопитающие – кенгуру, сумчатый волк, забавные маленькие коала, или сумчатые медведи, живущие на деревьях. Березы и лебеди здесь не белые, а черные. Эвкалипты достигают стометровой высоты, а млекопитающие утконос откладывает яйца и ведет водный образ жизни.

Ворон: В Антарктиде никто постоянно не живет, только ученые устроили здесь свои исследовательские станции.

Воспитатель: На территории континентов находятся разные страны. Что же такое страна?

 Дети отвечают.

Ворон: Страна- территория, находящаяся под властью одного правительства. Она может быть очень большой или очень маленькой. Страны договариваются о границах своих владений, иначе это нередко ведет к спорам.

Страны, народы которых управляют самостоятельно, называются независимыми.

Воспитатель: Самая большая страна в мире – Россия, она простирается на два материка – Европу и Азию. Очень много стран на планете Земля. У каждой страны свой главный город – столица.

Ворон: Теперь мы с вами поиграем. Игра «Я начинаю, а ты продолжай»

· Столиц России – Москва.

 · Столица Франции … (Париж)

· Столица Италии- … (Рим)

· Столица Германии - …

· Столица Англии - …

У каждой страны есть свой герб, флаг, гимн.

Воспитатель: Ребята перед вами флаги разных стран. Найдите флаг России.

Дети выполняют. Флаги каких стран вам известны?

Дети отвечают. Итак, многим отличаются народы друг от друга, но Земля – наш общий дом. Давайте же дарить друг другу тепло наших рук и улыбок, будем беречь и любить нашу планету.

Ворон. А чтобы вы не забывали, что наша планета уникальна и не повторима я хочу вам подарить эту карту. На ней изображены все страны, континенты, жители и животные.

Воспитатель. Спасибо мудрый ворон.

Ворон прощается с детьми и улетает.

Воспитатель предлагает рассмотреть карту и выбрать место для неё в познавательном уголке.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер досуга «Путешествие по странам и континентам»

Тематический вечер досуга для старшего дошкольного возраста с использованием игр народов мира, музыкальных произведений, изделий народно - прикладного искуства, фотоматериала, мини экспозиций сувениро...

По странам и континентам

открытое занятие...

Танцевальное путешествие по странам и континентам

Праздничная программа,посвященная Дню 8 Марта,для подготовительной группы детского сада....

Сценарий спортивного праздника "Путешествуем по странам и континентам"

В рамках реализации программы по поликультурному образованию мною был разработан сценарий праздника " Путешествуем по странам и континентам", который был проведен летом на территории нашего детского с...

Методическая разработка буклет для родителей "Мини-музей по странам и континентам".

В содержание буклета входят рекомендации для родителей по ознокомлению с другими странами и народами, используя художественнцю литературу, дидаутические, подвижные и настольно-печатные игры, пословицы...

Совместная деятельность инструктора по физической культуре и музыкального руководителя "Путешествие по странам и континентам"

Цель: Знакомить детей с жизнью, культурой,  подвижными играми разных стран мира.Задачи:Образовательные: Развивать координацию и ловкость движений, глазомер и умение ориентироваться в пространстве...