Конспект ОД по ознакомлению с окружающим с элементами тестопластики в старшей группе на тему: «Удивительный лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Алексеева Юлия Ильясовна

Цели:

1.       Способствовать расширению знаний о многообразии деревьев.

2.       Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством лепки из соленого теста.

3.       Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию.

4.       Укреплять познавательный интерес к природе.

Материал для занятия:

1.       Тесто для лепки, подставки, стеки, фартуки.

2.       Общая композиция-панорама леса, выполненная в технике рельефной лепки.

3.       Розетки с водой, кисточки, тканевые салфетки, иллюстрации разных деревьев, аудиозапись со звуками леса, посылка.

Ход:

1.       Организационная часть.

В группу входит почтальон.

- Здравствуйте, ребята. Это 10 группа? Вам посылка из леса, прошу принять и расписаться.

- Спасибо.

Восп: - Ребята, давайте скорее посмотрим, что же в посылке? (раскрываю посылку и достаю письмо)

Ребята, в этом письме написана удивительная лесная история, я вам предлагаю её послушать.

          «Однажды на лесную полянку ветер занес семечко ели, и оно упало между березой и кленом. Летние дожди обильно поливали, а солнышко грело землю, где лежало семя. И в один из летних дней на этом месте появился росток зеленого цвета с мягкими иголочками на веточках. Это была маленькая елочка. И хотя ее корешки прочно укрепились в почве, но уж слишком она была беззащитна перед миром и ее окружающим. Лесные звери так и наровили схватить елочку за зеленую макушку; озорник-ветер пригибал малышку низко к земле, а солнце нещадно обжигало нежные веточки.

         Рядом стоящие береза и клен пожалели бедный росток и принялись опекать елочку, как любящие родители. Березка своей густой листвой вместо одеала, зимой склонялась над ней и защищала от стужи, а в весеннее время умывала и поила названную дочку сладким березовым соком. Стоящий с другой стороны могучий клен закрывал малютку своим стволом от сильного   ветра.

        Окруженная лаской и заботой , елочка стала крепнуть и расти и вскоре превратилась в стройную красавицу – ель. Теперь она стояла, возвышаясь над кленом и березой, которые от времени постарели и не были уже такими сильными, как раньше. А елочка теперь сама заботилась ог них. Корни елочки со временем оплели корни березы и клена, что помогало старикам удержаться во время ураганов. В жаркое сухое лето ель обнимала их за плечи и прятала в свою тень, а зимой согревала мохнатыми веточками. Спасала от голодных зайцев, которые пытались ободрать кору на беззащитных деревьях , бросая в них шишки.

Так они и стоят, обнявшись, друг с другом, и никакая природная стихт

      Так они и стоят, обнявшись, друг с другом. И никакая природная стихия не может их разлучить».

Восп: - Где же случилась эта удивительная история?

Дети: - В лесу.

Восп: - Правильно. А что такое лес?

Дети: - Лес-это деревья.

Восп: - Верно. Лес- это место в разных уголках нашей планеты, где растет множество деревьев на большом пространстве. Есть леса, где растут лишь одни сосны. Как вы думаете, как называется такой лес?

Дети:- Сосновый.

Восп:- Да, это сосновый бор. Сосна – это прочное, жизнестойкое дерево. Она не боится ни морозов, ни жары. Боится лишь темноты. Ей нужно много света и солнца. В шишках сосны – семена, которые зимой спасают птиц от голода. Воздух в сосновых лесах чист, в нем практически нет микробов.

«С головы зелена,

Стволом красна,

Высока, стройна

Растет сосна.

Как невеста на выданье

На большом пиру,-

Лучшей не видано

Во всем бору.

Иглами вышила

Неба треть.

Всем она вышла-

Любо смотреть!»

А. Яшин

Восп:- А как называется лес, в котором растут одни елочки?

Дети:-Еловый.

Восп:- Так его тоже называют, но чаще-ельником. (достаю из посылки рисунок с изображением ели). В еловом лесу всегда стоит полумрак и тишина. Ель-очень нужное дерево. Из него люди делают строительный материал, бумагу, целлофан, музыкальные инструменты, разные лекарства. А еще в ее зарослях любят селиться лесные птицы и распевать песни. Вы бы хотели их услышать?

Звучит аудиозапись «Волшебные голоса природы».

Восп: - Ребята, а кто из вас знает название леса, где растут одни березки?

Дети: - Березовый лес.

Восп:- Или березовая роща. (достаю из посылки картинку с изображением березы). Хорошо бродить по березовой роще. В ней много света, воздух прозрачен и чист. Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Даже название свое она получила за цвет коры от слова «бер», означающий «светлый», «ясный», «белый». Многие поэты признавались любви русской березке в своих стихах.

«Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую»

А. Прокофьев

Восп:- А как можно назвать лес, в котором растут могучие дубы?

Дети:-Дубовые леса.

Восп:- Правильное название такого леса – дубрава. (достаю из посылки картинку с изображением дуба). Дубы- свободолюбивые деревья. Они даже растут друг от друга на расстоянии. Под самим деревом – тень от раскидистой кроны, а на полянках между дубами-свет. Птицам и зверям в дубраве раздолье. Под могучие дубы поесть вкусных желудей, как в столовую, приходят кабаны. Дубы – долгожители, некоторые из них живут по двести, а то и больше лет.

«Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный».

И. Токмакова.

Восп:- Дети, а как вы думаете, какое название может иметь лес, в котором в тесном содружестве растут разные деревья?

Дети:-Разный лес.

Восп:- Это смешанный лес. В таком лесу, рядом друг с другом могут расти разные деревья. (выкладываю на мольберт картинки с изображением липы, осины, клена) Подумайте и скажите, что объединяет все ранее названные леса? Что между ними общего?

Дети:-Во всех лесах растут деревья.

Восп:- Верно, в каждом из них есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это все и есть лес.

Вы немного засиделись, поэтому я предлагаю вам прогулку по лесу.

Физкультурная минутка.

«Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле   (потягивания, руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, солнцу тянется   (руки вверх)

На холме стоит рябинка,    (пружинка)

Держит прямо

Ровно спинку

На полянке дуб зеленый

Потянулся к небу кроной     (расставить ноги)

Сильный ветер сосны крутит

Словно самый тонкий прутик    (повороты)

А в лесу растет черника

Земляника, голубика

Чтобы ягоду сорвать

Надо глубже приседать    (приседания)

 Нагулялись мы с тобой

Отдохнуть мы все успели

За столы мы дружно сели».   (дети садятся за столы)

2.       Практическая часть

Восп: - Ребята, мы сегодня получили посылку от лесных жителей, узнали много интересного о деревьях, какими бывают леса. Наши лесные друзья просят нас о помощи. Дело в том, что в лесу прошелся сильный ураган. И повалил много деревьев. Вот, посмотрите. (выставляю понараму леса)

Восп: - Сегодня нам предстоит изобразить разные деревья в смешанном лесу при помощи цветного соленого теста.

Этапы выполнения работы.

1.       Уточнить строение изображаемых деревьев.

·         У березы-белый ствол, веточки напоминают дуги, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее.

·         У клена- прямой ствол, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянутся наверх.

·         У елочки – прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха. , внизу-самые длинные, вверху-самые короткие.

Дополнительная физминутка.

«Мы березку посадили

Мы водой ее полили

И березка подросла

К солнцу ветки подняла

А потом их наклонила

И ребят благодарила

Восп:- А теперь, ребята, принесите деревья, будем их сажать. 9 располагаем деревья на общей панораме)

3.       Заключительная часть.

Восп: - Сегодня вы узнали много нового и интересного о природном сообществе – лесе. Ко всему сказанному я хотела бы добавить, что деревья в лесу не только красивы и разнообразны, они приносят большую пользу всей нашей планете, поддерживая на ней запас кислорода, очищают воздух. Нужно оберегать деревья, ухаживать за ними.

«Что мы сажаем,

Сажая леса?

Чащу, где бродят

Барсук и лиса,

Чащу, где белка

Скрывает бельчат,

Чащу, где утром

Вороны кричат.

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Лист, на который

Ложится роса,

Воздух для легких

И влагу, и тень –

Вот что сажаем

В сегодняшний день».

С. Маршак

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_les.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по тестопластике в старшей группе на тему: «Удивительный лес»

Цели:

  1. Способствовать расширению знаний о многообразии деревьев.
  2. Учить передавать в работе характерные особенности внешнего строения разных деревьев посредством лепки из соленого теста.
  3. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию.
  4. Укреплять познавательный интерес к природе.

Материал для занятия:

  1. Тесто для лепки, подставки, стеки, фартуки.
  2. Общая композиция-панорама леса, выполненная в технике рельефной лепки.
  3. Розетки с водой, кисточки, тканевые салфетки, иллюстрации разных деревьев, аудиозапись со звуками леса, посылка.

Ход:

  1. Организационная часть.

В группу входит почтальон.

- Здравствуйте, ребята. Это 10 группа? Вам посылка из леса, прошу принять и расписаться.

- Спасибо.

Восп: - Ребята, давайте скорее посмотрим, что же в посылке? (раскрываю посылку и достаю письмо)

Ребята, в этом письме написана удивительная лесная история, я вам предлагаю её послушать.

          «Однажды на лесную полянку ветер занес семечко ели, и оно упало между березой и кленом. Летние дожди обильно поливали, а солнышко грело землю, где лежало семя. И в один из летних дней на этом месте появился росток зеленого цвета с мягкими иголочками на веточках. Это была маленькая елочка. И хотя ее корешки прочно укрепились в почве, но уж слишком она была беззащитна перед миром и ее окружающим. Лесные звери так и наровили схватить елочку за зеленую макушку; озорник-ветер пригибал малышку низко к земле, а солнце нещадно обжигало нежные веточки.

         Рядом стоящие береза и клен пожалели бедный росток и принялись опекать елочку, как любящие родители. Березка своей густой листвой вместо одеала, зимой склонялась над ней и защищала от стужи, а в весеннее время умывала и поила названную дочку сладким березовым соком. Стоящий с другой стороны могучий клен закрывал малютку своим стволом от сильного   ветра.

        Окруженная лаской и заботой , елочка стала крепнуть и расти и вскоре превратилась в стройную красавицу – ель. Теперь она стояла, возвышаясь над кленом и березой, которые от времени постарели и не были уже такими сильными, как раньше. А елочка теперь сама заботилась ог них. Корни елочки со временем оплели корни березы и клена, что помогало старикам удержаться во время ураганов. В жаркое сухое лето ель обнимала их за плечи и прятала в свою тень, а зимой согревала мохнатыми веточками. Спасала от голодных зайцев, которые пытались ободрать кору на беззащитных деревьях , бросая в них шишки.

Так они и стоят, обнявшись, друг с другом, и никакая природная стихт

      Так они и стоят, обнявшись, друг с другом. И никакая природная стихия не может их разлучить».

Восп: - Где же случилась эта удивительная история?

Дети: - В лесу.

Восп: - Правильно. А что такое лес?

Дети: - Лес-это деревья.

Восп: - Верно. Лес- это место в разных уголках нашей планеты, где растет множество деревьев на большом пространстве. Есть леса, где растут лишь одни сосны. Как вы думаете, как называется такой лес?

Дети:- Сосновый.

Восп:- Да, это сосновый бор. Сосна – это прочное, жизнестойкое дерево. Она не боится ни морозов, ни жары. Боится лишь темноты. Ей нужно много света и солнца. В шишках сосны – семена, которые зимой спасают птиц от голода. Воздух в сосновых лесах чист, в нем практически нет микробов.

«С головы зелена,

Стволом красна,

Высока, стройна

Растет сосна.

Как невеста на выданье

На большом пиру,-

Лучшей не видано

Во всем бору.

Иглами вышила

Неба треть.

Всем она вышла-

Любо смотреть!»

А. Яшин

Восп:- А как называется лес, в котором растут одни елочки?

Дети:-Еловый.

Восп:- Так его тоже называют, но чаще-ельником. (достаю из посылки рисунок с изображением ели). В еловом лесу всегда стоит полумрак и тишина. Ель-очень нужное дерево. Из него люди делают строительный материал, бумагу, целлофан, музыкальные инструменты, разные лекарства. А еще в ее зарослях любят селиться лесные птицы и распевать песни. Вы бы хотели их услышать?

Звучит аудиозапись «Волшебные голоса природы».

Восп: - Ребята, а кто из вас знает название леса, где растут одни березки?

Дети: - Березовый лес.

Восп:- Или березовая роща. (достаю из посылки картинку с изображением березы). Хорошо бродить по березовой роще. В ней много света, воздух прозрачен и чист. Береза – единственное в мире дерево с белой корой. Даже название свое она получила за цвет коры от слова «бер», означающий «светлый», «ясный», «белый». Многие поэты признавались любви русской березке в своих стихах.

«Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую»

А. Прокофьев

Восп:- А как можно назвать лес, в котором растут могучие дубы?

Дети:-Дубовые леса.

Восп:- Правильное название такого леса – дубрава. (достаю из посылки картинку с изображением дуба). Дубы- свободолюбивые деревья. Они даже растут друг от друга на расстоянии. Под самим деревом – тень от раскидистой кроны, а на полянках между дубами-свет. Птицам и зверям в дубраве раздолье. Под могучие дубы поесть вкусных желудей, как в столовую, приходят кабаны. Дубы – долгожители, некоторые из них живут по двести, а то и больше лет.

«Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный».

И. Токмакова.

Восп:- Дети, а как вы думаете, какое название может иметь лес, в котором в тесном содружестве растут разные деревья?

Дети:-Разный лес.

Восп:- Это смешанный лес. В таком лесу, рядом друг с другом могут расти разные деревья. (выкладываю на мольберт картинки с изображением липы, осины, клена) Подумайте и скажите, что объединяет все ранее названные леса? Что между ними общего?

Дети:-Во всех лесах растут деревья.

Восп:- Верно, в каждом из них есть все: и деревья, и грибы, и цветы, и птицы, и животные. Это все и есть лес.

Вы немного засиделись, поэтому я предлагаю вам прогулку по лесу.

Физкультурная минутка.

«Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле   (потягивания, руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, солнцу тянется   (руки вверх)

На холме стоит рябинка,    (пружинка)

Держит прямо

Ровно спинку

На полянке дуб зеленый

Потянулся к небу кроной     (расставить ноги)

Сильный ветер сосны крутит

Словно самый тонкий прутик    (повороты)

А в лесу растет черника

Земляника, голубика

Чтобы ягоду сорвать

Надо глубже приседать    (приседания)

 Нагулялись мы с тобой

Отдохнуть мы все успели

За столы мы дружно сели».   (дети садятся за столы)

  1. Практическая часть

Восп: - Ребята, мы сегодня получили посылку от лесных жителей, узнали много интересного о деревьях, какими бывают леса. Наши лесные друзья просят нас о помощи. Дело в том, что в лесу прошелся сильный ураган. И повалил много деревьев. Вот, посмотрите. (выставляю понараму леса)

Восп: - Сегодня нам предстоит изобразить разные деревья в смешанном лесу при помощи цветного соленого теста.

Этапы выполнения работы.

  1. Уточнить строение изображаемых деревьев.
  • У березы-белый ствол, веточки напоминают дуги, наверху дерева они короткие, чем ниже, тем длиннее.
  • У клена- прямой ствол, веточки по обе стороны ствола с уклоном влево и вправо тянутся наверх.
  • У елочки – прямой ствол, веточки растут от нижней части ствола до самого верха. , внизу-самые длинные, вверху-самые короткие.

Дополнительная физминутка.

«Мы березку посадили

Мы водой ее полили

И березка подросла

К солнцу ветки подняла

А потом их наклонила

И ребят благодарила

Восп:- А теперь, ребята, принесите деревья, будем их сажать. 9 располагаем деревья на общей панораме)

  1. Заключительная часть.

Восп: - Сегодня вы узнали много нового и интересного о природном сообществе – лесе. Ко всему сказанному я хотела бы добавить, что деревья в лесу не только красивы и разнообразны, они приносят большую пользу всей нашей планете, поддерживая на ней запас кислорода, очищают воздух. Нужно оберегать деревья, ухаживать за ними.

«Что мы сажаем,

Сажая леса?

Чащу, где бродят

Барсук и лиса,

Чащу, где белка

Скрывает бельчат,

Чащу, где утром

Вороны кричат.

Что мы сажаем,

Сажая леса?

Лист, на который

Ложится роса,

Воздух для легких

И влагу, и тень –

Вот что сажаем

В сегодняшний день».

С. Маршак


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «ЧТО ТАКОЕ ПРОФЕССИЯ? КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОФЕССИИ?»

Цели:  развивать интерес к профессиям; воспитывать уважение к людям труда.Задачи: используя загадки, пословицы, иллюстрации расширить знания детей о профессиях;- подчеркнуть  важное  зн...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы на тему:«Героические страницы Великой Отечественной войны»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы, тема «История обыкновенных вещей»...

Конспект итоговой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомлению с окружающим и рисование) в старшей группе на тему: «Путешествие в весенний лес»

конспект занятия в старшей группе "Путешествие в весенний лес". В непосредственной образовательной деятельности дети закрепляют знания    о  времени года весна, о диких животн...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающем миром для детей старшей группы по теме «Мир насекомых»

Цель:Познакомить детей с разнообразным миром насекомых; учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от враговЗадачи:В...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром природы в старшей группе Тема: «Путешествие в подводный мир»

Итоговое мероприятие по формированию у детей старшего дошкольного возраста интереса к жителям подводного мира...