Занятие по экологии "В гости к лесовику"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Саматова Ирина Сергеевна

Цель занятия: закрепить знания детей о правилах поведения в лесу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи:

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе; расширить и уточнить у детей представления о растениях леса и о жизни животных в лесу.

Подвести детей к выводу о том, что в лесу все нужны друг другу.

Закреплять умение бережно относиться к природе; уметь видеть прекрасное.

Материал:  Панно для модели «лес», фигурки зверей, птиц, насекомых, кукла  Лесовичок, фонограмма; карточки-знаки, изображающие правила поведения в лесу.

Предварительная работа:  беседы   о лесе; загадывание загадок о животных, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно и расскажите какая сегодня погода?

Дети:  Голубое небо; яркое солнце.

Воспитатель: а скоро солнце будет светить еще ярче и на улице теплее.

/ Воспитатель показывает билеты в лес/

Воспитатель: Эти пригласительные билеты прислал Старик – Лесовик, он приглашает нас на лесную поляну.  Но поляна эта не простая, а сказочная – ее надо «оживить»: отгадать загадки, рассказать о деревьях, ягодах, грибах, лесных зверях.

Как Вы думаете, справитесь ли Вы с таким заданием?

Дети: Справимся.

Воспитатель: Тогда в путь

/ Включается фонограмма «Звери леса»/

Воспитатель: Что Вы услышали?

Дети: Пение птиц, журчание ручья.

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и попали в лес.

/  Появляется Старик – Лесовик/

Лесовик: Здравствуйте, здравствуйте, гости дорогие! Вы из Д/С №343? Слышал, слышал! Сегодня сорока-белобока сказала мне о том, что на лесной поляне будут ребята из д/с.

А знаете ли вы, что растет в моем лесу? Какие звери живут в нем? Как нужно вести себя в лесу?

Шумит день и ночь величаво

Могучий, таинственный лес.

Он гордость нашего края,

И полон загадок, чудес!

Лесовик: Хотите встретиться с моими лесными жителями?

Дети: Хотим

Лесовик: Но прежде, чем встретиться с ними, они предлагают Вам игру: «Угадай, кто я?»

Лесные жители изобразили себя на картинках, но все картинки перепутали. Ваша задача: из частей картинок составить целое животное.

Лесные жители прислали Вам свои портреты (показывает): белка, лиса, заяц, медведь.

А вот и картинки-части, из которых Вам нужно будет составить целое животное.

Лесовик: Задание всем понятно?

Дети: Понятно

Лесовик: Раз, два, три – собирать начни!

Молодцы! Вы, вижу, знакомы с моими лесными жителями. А сейчас мы побываем с Вами на поляне.

Тихо, грустно на лесной полянке. Не видно деревьев, бабочек, порхающих над цветами, не слышно звонкого щебета птиц. Но на то я и волшебник! Да, и Вы, ребята, думаю, поможете мне «оживить» лесную поляну. Усаживайтесь поудобнее на пенёчки, бревнышки и слушайте меня. Лесная поляна предлагает Вам свои загадки.

Загадка первая:

Стоит Аленка,                                                                                    Платок зеленый,                                                                                      Тонкий стан,                                                                             Белый сарафан.                                                                                   

Лесовик: Что это за дерево?

Дети: Береза.

Загадка вторая:

Что за дерево стоит,                                                                                       Ветра нет, а лист дрожит?                       

Дети: Осина.

Лесовик: Как, одним словом, называются эти деревья?

Дети: Лиственные.

Лесовик: Какие еще лиственные деревья вы знаете?

Дети: Рябина, клен, ива, дуб, тополь….

Лесовик: На моей лесной поляне есть еще и другие деревья:

Что за девица,                                                                                         Не швея, не мастерица,                                                                             Ничего сама не шьет,                                                                                  А в иголках круглый год?

Дети: Ель.

Лесовик: Какие еще хвойные деревья вы знаете?

Дети: Сосна, пихта, можжевельник.

Лесовик: А какие кустарники растут в моем лесу?

Дети: Малина, шиповник, орешник и др.

Лесовик: Знаете ли вы, что обозначает этот знак?                                                                                     рисунок 3

Дети: Не ломай в лесу ветки деревьев. 

Лесовик: Летом мои полянки пестреют цветами. Случается, люди приходят в лес, рвут цветы, составляют большие букеты.  

Лесовик: А вы тоже будете рвать цветы?

Дети: Нет, не будем.

Лесовик: Какое вы об этом знаете правило?

Дети: Нельзя в лесу рвать цветы.

                                  / Лесовик  показывает знак/                                                      рисунок 3

Лесовик: Почему нельзя рвать цветы?

 Дети: Они могут исчезнуть совсем.

Лесовик: А что вы можете рассказать вот об этих растениях?

/показывает картинки: мать-и-мачеха, подорожник, зверобой, ромашка/

Лесовик: Как называются эти растения, одним словом?

Дети: Лекарственные.

Лесовик: Где растут эти растения?

Дети: В лесу, на лугу, на поляне.

Лесовик: Как заготавливают эти растения?

Дети: Засушивают.

Лесовик: Как использует их человек?

Дети: Лечится этими растениями.

Лесовик: Правильно. Растения украшают лес, помогают человеку избавиться от болезни, но и человек должен помнить о том, что из-за неумелого сбора растения могут исчезнуть совсем. 

Лесовик: А какие насекомые могут летать над цветами на моей поляне?

Дети: Шмели, бабочки, пчелы.

Лесовик: Какую пользу природе приносят эти насекомые?

Дети: Опыляют растения, повышают урожайность садовых, овощных культур.

Лесовик: А каких насекомых вы еще знаете?

Дети: Стрекозы, муравьи, осы, божьи коровки и др.

Лесовик: Какое правило вы знаете об этом насекомом? /муравье/         

http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/340/339159/339159_html_m53fa2916.jpg

Дети: Не разоряйте в лесу муравейники.

Лесовик: Какую пользу приносят муравьи человеку и природе?

Дети: Муравьи – санитары леса, выделяют муравьиную кислоту, которая используется в медицине.

Лесовик: Что за лес без птиц! Как вы думаете, каких птиц можно увидеть на моей поляне?

Дети: Синица, дятел, кукушка, соловей, сорока и т.д.

Лесовик: Птиц называют пернатыми помощниками, друзьями леса.

А вы знаете, ребята, почему их так называют?

Дети: Они съедают вредных насекомых.

Лесовик: Как вы заботитесь о птицах?

Дети: Зимой вешаем кормушки, насыпаем корм.

Лесовик: Что обозначает этот  знак?                                                                                       рисунок 3

Дети: Не разоряйте гнезда птиц.

Лесовик: На лесной поляне спрятались еще загадки, а отгадки лежат в моем волшебном кузовке:

Я в красной шапочке расту,                                                                      Среди корней осиновых,                                                                                 Меня увидишь за версту…                                                                            Зовусь я …?

Дети: Подосиновик.

Лесовик: В лесу под березкой – крошка,

                 Только шапка, да ножка.

Дети: Подберезовик.

Лесовик: Стоял на крепкой ножке,                                                                                     Теперь лежит в лукошке.

Дети: Белый гриб.

Лесовик: А как грибы собирать правильно, Вы знаете?

Дети: Срезать ножиком.

Лесовик: А что обозначает этот знак?http://tnu.podelise.ru/pars_docs/refs/340/339159/339159_html_4ca9da90.jpg

Дети:  Не сбивайте ногами грибы, даже если они ядовитые.

Лесовик: В моем лесу растут не только грибы, но и ягоды, орехи.                                            Лес  щедро дарит людям свои дары. Но и человек, когда приходит в гости в лес,               должен знать правила поведения.

Лесовик: Какие правила вы знаете?

Дети:

-ходить в лесу по тропинкам;

-не обламывать ветки деревьев, кустарников, ягодников;

-не нарушать своим поведением тишину и спокойствие в жизни лесных друзей: насекомых, лягушек, ящериц, птиц, зверей.

Лесовик: Лес полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат.  У каждого в доме есть свое место и дело.

Лесовик: Ребята, скажите, пожалуйста, похож ли лес на многоэтажный дом?

Дети: Да. Похож.

Лесовик: Кто живет в этом доме на разных этажах?

Дети: Звери, птицы, насекомые, деревья.

Лесовик: Правильно. Давайте расселим животных по этажам.

/Дети вставляют в прорези фигурки животных/

Все эти животные хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу.

Лесовик: Но кто же самый главный в лесу?

Дети: Все.

Лесовик: Самые главные в лесу – деревья, их много.

Давайте поиграем в игру «Что помогает растениям расти?»

Выберите себе схему – карточку, расскажите: что это, как оно помогает растениям.

/Солнце, воздух, вода, животные, птицы, насекомые, человек/

Понравилась ли вам моя лесная поляна?

Дети: Очень понравилась

Лесовик: Да и вы, я вижу,  добрые ребята, любите моих лесных друзей, много знаете о лесе.

Хотите ли вы стать моими лесными помощниками?

Дети: Да, хотим.

Лесовик: А как вы можете помочь лесу?

Дети: Соблюдать правила поведения в лесу, заботиться о птицах, растениях и т.д.

Лесовик: Спасибо вам, ребята, за помощь.                                                                     Ну а на прощание примите угощение от белки из ее запасов – вкусные орешки.

Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка на лесную полянку, пора возвращаться в детский сад. Много интересного мы узнали сегодня от встречи со стариком Лесовиком, много тайн, загадок в природе открыл он нам сегодня.

Но Старик – Лесовик оставил нам свои пригласительные билеты и мы не раз сможем совершить прогулку в удивительный и сказочный лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое интегрированное занятие «В гости к лесовику» вторая младшая группа.

Цель занятия: развитие мелкой моторики; умение соотносить действие пальцев рук с текстом. Закрепить умение использовать в рисовании нетрадиционные методы (рисование ладошками). Продолжать учить ...

Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)

Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...

Занятие по экологии « Экология –это жизнь».

: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе....

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»

Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....

Конспект занятия "В гости к лесовику"

Конспект занятия "В гости к лесовику"...

Конспект занятия по экологии в средней группе «Поможем Лесовику».

Конспект занятия по экологиив средней группе«Поможем Лесовику».Задачи:- обобщать знания детей о диких животных, о среде их обитания,о птицах, о деревьях, насекомых.- активизировать в речи ...