Целевая прогулка по летней экологической тропе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Открытие экологической тропы на территории детского сада, знакомство с маршрутом и остановками тропы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tselevaya_progulka_po_letney_ekologicheskoy_trope.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Целевая прогулка по летней экологической тропе

Старшая группа

Программное содержание:                                                                                                                                                  Формирование системы экологических знаний и представлений.                                                                                                                                                  Развивать умение узнавать и называть растения родного края; развивать речь, мышление, наблюдательность; умение вести диалог.                                                                                                                                                            Воспитывать эстетические чувства; эмоциональную отзывчивость на красоту родного края; бережное отношение к природе.                                                                                                                                                                            Закрепить знания о приспособлении живой природы к сезонным изменениям; учить выделять признаки лета.

Содержание прогулки.

Ведущий: ребята, оглянитесь вокруг! Обратите внимание на окружающую нас природу! Как красиво кругом, куда не бросишь взгляд! Скажите, какое время года сейчас? (Ответы детей). Правильно, лето! Самое яркое и тёплое время года.

Дети! У нас с вами важное событие. Мы открываем экологическую тропу на территории детского сада. Сегодня вы познакомитесь с маршрутом и остановками тропы, а в дальнейшем на экскурсиях, занятиях, при наблюдении узнаете много интересного и нового о природе.

Остановка «Сухой ручей»

Сухой ручей – один из популярных современных инструментов ландшафтного дизайна, в котором нет ни единой капли воды, а лишь камни, имитирующие русло пересохшего ручья. Сухой ручей впервые начал использоваться в Японии. Сухой ручей в саду  позволяет создавать впечатление, что вода в русле источника только высохла, и первые капли дождя наполнят его вновь живительной влагой.

Остановка «Сосна»

Сосна — удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное — умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем. Хвоя сосны используется как источник витаминов. В годы войны солдат лечили настоем хвои. Используют этот настой и по сей день.

Остановка кроссворд «Юный натуралист»

Давайте вспомним, какие цветы растут на нашем кроссворде? Мы специально сажаем цветы, ухаживаем за ними, поливаем  и цветы радуют глаз, приносят счастье и хорошее настроение всем людям Земли, нашего города и детского сада.

Остановка «Рябина»

Прилетает в гости к ней

     Стайка алых снегирей

     По ветвям они снуют,

     Красны ягодки клюют». (Рябина).

Воспитатель: «Посмотрите на это стройное и высокое дерево и на его цветы. Они собраны в белые соцветия и издают аромат. Рябина – доброе дерево. И ягодой всех потчует и мёдом угощает.

Остановка «Туи маленькие»

На первенство не претендуя,                                                                                                                                                                             Растёт медлительная туя,                                                                                                                                                                        И прячет веточки свои,                                                                                                                                                                          В хвоинки в виде чешуи.                                                                                                                                                             Она не местная гражданка,                                                                                                                                                              А североамериканка!

Ребята, а как вы думаете, на какое дерево похожа туя? Правильно, на ёлку. А какие у них сходства? (Рассуждения детей). Молодцы! Туя, так же как и ёлка, не сбрасывает свои хвоинки и остаётся зелёной круглый год. Обратите внимание, какие нежные и гладкие у неё хвоинки, потрогайте ручками, только аккуратно.

Остановка «Цветник»

Наша клумба - загляденье!
Полюбуйтесь на неё!
Поднимает настроенье,
Всем, кто к ней ни подойдёт.
Сколько здесь цветов душистых!                                                                                                                                                    Сколько нежных лепестков:
Шелковистых и пушистых.
Тонких, гибких стебельков.                                                                                                                                                   Столько красок уместилось,
Просто глаз не оторвать!
Будто радуга спустилась,
К нам цветы разрисовать.

Вопросы:                                                                                                                                                                                                     Можно ли цветы срывать с клумбы? Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.) Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город, радуют жителей.) Как называется профессия человека, который выращивает цветы? (цветовод)

Остановка «Ель»

Ель – хвойное, вечно зеленое дерево. Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие. Шишки опадают по созревании семян. Семена созревают в октябре, разносятся ветром. Ель живёт в среднем до 250—300 лет (иногда до 600). Ель является жемчужиной русского леса.

Остановка «Патио»

Уютный уголок для отдыха.

Остановка Мини-прудик»

 Отгадайте загадку: Меня пьют, меня льют.                                                                                                                                Всем нужна я! Кто я такая? (Вода)                                                                                                                                              Ведущий: молодцы, отгадали. Ребята, а вы знаете о пользе воды? (Рассуждения детей). Правильно. Вода нужна всем: и людям, и растениям, и животным. Без воды всё живое вокруг нас погибнет. У нас в саду есть мини - прудик. Он украшает территорию нашего детского сада, а ещё сюда иногда прилетают птицы и насекомые воды попить.

Остановка «Сирень»

Если под окном растёт,

Куст красивый, ароматный,

То наполнит весь твой дом,

Душистым запахом приятным!

                                             (Сирень)

Сирень  (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах.

Остановка «Береза»

Это дерево считается символом России. Нет в русском лесу дерева более родного и близкого, чем березка. И может быть, нет на свете дерева красивее березы! Тонкая, ажурная бледно-зеленая листва, над млечно-белым стволом удивительно хорошо освещается с серо-голубым небом, всегда побуждает в нас нежное и доброе чувство, рождает ощущение необыкновенной радости, легкости простора и полноты жизни.

Русские люди любят это дерево, пишут стихи, поют песни, придумывают загадки. В старину о ней пели в народе как о дереве «об четырех делах»: 1 дело – мир освещать; 2 дело – крик утешать; 3 дело – больных исцелять; 4 дело – чистоту соблюдать.

Остановка «Клен»

Говоря о клене, большинство людей представляет обычно самый распространенный в широколиственных лесах европейской части России клен остролистный. Кто не собирал его пятилопастные желто-оранжевые листья осенью? Род Клен насчитывает более 150 видов деревьев и кустарников. Многие из них зарекомендовали себя как великолепные парковые растения, нарядные в осенний период яркой желтой, оранжевой, красной, пурпурной, розоватой листвой. Древесина клёна использовалась в столярном деле для изготавления гнутой мебели, музыкальных инструментов (барабаны, гитары, скрипки, духовые инструменты), линеек, лыж, прялок, кулаков мельничных колёс, ружейных лож; клён шёл на сапожные гвозди, мясные колоды, ободья, топорища (лучшие — из клёна татарского). В старину из клёна мастерили кухонные приборы и вёсла.

Остановка «Туи большие»

Остановка «Муравейник»

Муравейник (муравьиное гнездо) — название гнезда муравьёв, которое, как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои, веточек и земли (является надземной частью муравьиного гнезда, которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрных сооружений).

Он — работник настоящий,                                                                                                                                       Очень-очень работящий.                                                                                                                                                Под сосной в лесу густом,                                                                                                                                                    Из хвоинок строит дом. (Муравей.)

Муравей — самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес. У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания. Муравьи — великолепные строители. Без муравейника невозможно представить себе полноценный сосновый лес. Колонии этих насекомых - необходимая часть лесной фауны, они выполняют множество экологических функций. Недаром муравьёв прозвали санитарами леса. Муравьи — хищники. Активно поедая личинок вредных насекомых - жуков, бабочек - они сохраняют лес.  

Остановка «Старый пень»

История о спиленном дереве.

Давно это было, когда ваши бабушки и дедушки ходили в наш детский сад. Захотелось всем ребятам и воспитателям озеленить всю территорию детского сада, т.е. посадить как можно больше деревьев и кустарников, чтобы красиво было, чтобы много птиц прилетало и оставалось жить на этих чудных деревьях. Как решили, так и сделали. Прошло много лет. Деревья выросли, стали большие, красивые, ветвистые. На своих ветвях  они укачивали птенцов в гнездах. Во время жары давали тень детям, которые играли под ними, отдыхали или просто слушали интересные истории, сказки, рассказы. Но время шло, одно из деревьев постарело, стало болеть да сохнуть. Его пришлось спилить.  А что осталось от спиленного дерева? (пенек). Ребята, пенек не одинок. Разные насекомые, когда услышали, что есть свободный пенек, поселились в нем. Рядом поселились цветы и травы. Чем покрыт пенек? (корой). Какая кора? (подбор определений: шероховатая, коричневая, изъеденная).

Остановка «Аптекарский огород»

Идем к нашему уголку — уголку лекарственных трав. Вот, например, подорожник. Если кто-то поранит руку, надо вымыть лист подорожника, приложить его к ранке, и тогда она быстрее заживет.                                                                 А это растение называется мята. Мяту используют при заваривании чая, а также в качестве приправы к салатам, супам, овощным, мясным, рыбным блюдам. Свежие листья прикладывают ко лбу при головной боли, также мята входит в состав зубных паст.

Остановка «Огород»

Вот он наш огород                                                                                                                                                                      Чего в нем только не растет                                                                                                                                                                     И редиска и лучок                                                                                                                                                                       И петрушка, кабачок,                                                                                                                                                                       Ну а без капусты                                                                                                                                                                         Было бы на грядке пусто.                                                                                                                                                                   Жаль, что не растет у нас                                                                                                                                                            Фрукт заморский – ананас.                                                                                                                                                                                   Расскажите, зачем люди выращивают овощи? Как вы ухаживаете за огородом?

Остановка «Метеоплощадка»

Специально оборудованная площадка, на которой находятся метео приборы: термометр – для определения температуры воздуха; флюгер – для определения направления ветра; водомер –для определения количества выпавших осадков в летнее время;

Остановка «Папоротник»

Это травянистое многолетнее растение, высота которого - от 30 до 100 см . Папоротники - реликтовые растения, сохранившиеся ещё со времён динозавров. Эти растения очень любят влагу и предпочитают расти в тенистых лесах и возле ручьёв. Но наличие водоёма поблизости совершенно не обязательно, и папоротники приживаются где угодно: в болотах, лесах, на лугах и даже на скалах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД «Путешествие по летней экологической тропе»

Конспект ОД «Путешествие по летней экологической тропе»Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.Задачи:Обучающие: Зак...

Целевая прогулка «Путешествие по летней экологической тропе» (старшая группа)

Цель создания экологической тропы : Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования деревьев...

Конспект наблюдения в средней группе по реализации парциальной программы С.Н. Николаевой «Юный эколог» «Прогулка по зимней экологической тропе»

Конспект был разработан для обобщения знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период, умение замечать сезонные изменения в природе; узнавать деревья по одному-двум характерным призн...

Конспект наблюдения в средней группе : Прогулка по зимней «экологической тропе»

Цель: обобщение знаний детей об объектах экологической тропы в зимний период.Задачи:Обучающие: формировать умение замечать сезонные изменения в природе; узнавать деревья по одному-двум харак...

Прогулка «Путешествие по экологической тропинке ранней осенью».

Формирование элементарных экологических представлений.ЗадачиОбразовательные:- учить детей видеть изменения в природе ранней осенью, самостоятельно делать элементарные выводы;- формировать трудовые нав...

Конспект целевой прогулки в летний парк для старшей группы "Лето к нам пришло!"

Конспект целевой прогулки в летний парк для старшей группы "Лето к нам пришло!"...

Занятие прогулки с Эколятами "Экологическая тропа с Феей зимнего леса"

Однажды на прогулке ребята нашли письмо от Феи зимнего леса с приглашением попутешествовать. Она упомянула, что в конце квеста они найдут сюрприз. Ребята были очень взволнованы и заинтересованы необыч...