Конспект ОД «Путешествие по летней экологической тропе»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Егорова Анна Витальевна

Конспект ОД «Путешествие по летней экологической тропе»

Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания и приспособления живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки лета.

Развивающие: Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду.

Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Оборудование:  Схема плана «Экологическая тропа», картинки насекомых, земноводных, лечебных растений, цветов, кукла Машенька, фишки «ромашки»

 

Ход занятия

Дети играют, появляется бабушка Агафья.

Агафья : Здравствуйте, ребята! Я – бабушка Агафья , пришла к вам в гости.

Дети с интересом рассматривают Агафью.(переодетый воспитатель)

Агафья : Лесные птицы «напели» мне о том, что в вашем детском саду есть «Экологическая тропа» для детей и родителей. Я прошу вас помочь мне пройти по «Экологической тропе», рассказать мне о ней, возможно, и я смогу тоже рассказать и показать что-нибудь интересное. Дети соглашаются.

Агафья достаёт схему – карту из своей корзиночки.

Агафья подводит детей к старой  БЕРЕЗЕ (она первая отмечена на схеме), начинает расспрашивать об этом дереве.

Дети: Береза это лиственное дерево, у березы прямой ствол, белая кора и черные прожилки, веточки с листьями опущены. Мы пьем березовый сок, он очень полезен, листва дерева закрывает нас от прямых солнечных лучей.

Агафья : А кто из лесных жителей считает деревья своим домом?

Дети: Птицы, белки, разные насекомые.

Агафья : Почему вы так считаете?

Дети: для птиц – дерево дом, потому что на ветках деревьев они вьют гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов, а в кроне — скрываются от опасности; белки выбирают глубокие старые дупла и устраивают там себе гнездо. А для насекомых деревья не только дом, но и столовая, место для того, чтобы скрыться под корой от своих преследователей.

Агафья : А можно разорять гнезда птиц?

Ответы  детей

Нет, что Вы, птицы ловят и едят вредных насекомых, так они спасают наши сады, огороды от вредителей. Они радуют нас своим пением! А так как птицы беззащитны и малы, то они нуждаются в нашей защите, внимании и понимании. Взрослые нам объясняют правила поведения с дикими животными и птицами в лесу, поле. Да и на улице, около дома тоже нельзя брать в руки даже маленьких птенцов или незнакомых животных, играть с ними.

 

Агафья оглядывается и видит «ЗОНУ ОГОРОДА». А что это у вас?

Дети: Это — наш огород. На нем мы выращиваем овощи.

Агафья : А загадки вы умеете отгадывать?

Дети: Да

Агафья :

Помидору – брат,

А кумачу не рад:

Он в лиловой рос одежке,

Не краснеет даже в лежке.

(Баклажан)

На стебле зеленый крюк,

А на нем висит сундук.

В сундуке восемь ребят

Молча рядышком сидят.

(Горох)

Стоит Антошка

На одной ножке,

На нем сто одежек,

И все без застежек.

(Капуста)

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Лежит между грядок –

Зелен да гладок.

(Огурец)

Вот так диковина:

На ветке – морковина.

Висит, краснеется,

На солнце греется.

(Перец)

Носил мальчик

Зеленый кафтанчик,

Стал пан –

Надел красный кафтан.

(Помидор)

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым кустом.

(Редиска)

Меня единственного в мире

Не просто варят, а в мундире.

(Картофель)

Как слива, темна,

Как репа, кругла,

На грядке силу копила –

К хозяйке в борщ угодила.

(Свекла)

Жёлтая курица

На огороде дуется.

(Тыква)

Зонт хорош,

А в дождь не пойдешь.

(Укроп)

В длинной светлице

Сели в ряд девицы.

Все они хорошие,

Друг на друга похожие.

(Фасоль)

Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе,

К пище – приправа,

На болезни – управа.

(Чеснок)

Ягоды полезные

Агафья : Вот молодцы!

Все идут по экологической тропе. Дети находят  МУРАВЕЙНИК, аккуратно встают вокруг него и наблюдают за муравьями.

Агафья : Муравьи обладают удивительным трудолюбием. У каждого из них есть обязанности, за невыполнение которых может быть назначено наказание и даже смертная казнь. В колонии муравьев принято распределять обязанности между рабочими особями, обучать их, для чего у них существуют специальные наставники. Когда насекомое подрастает, его отправляют в «бригаду» для выполнения каких-либо работ, например, уборки, охраны, добычи пищи и др.. Понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики. Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение? (Во время рассказа, воспитатель показывает картинки строения муравейника, жизни муравьев, работы муравьёв). (Дети наблюдают за муравьями).

 

Агафья : Я видела на плане вашей экологической табличке  ВОДОЕМ, не проводите меня к нему?

Агафья : А знаете ли вы, ребята, какие животные и насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?

Агафья  показывает иллюстрации, а дети называют, насекомых

Жук-плавунец, Стрекоза, Головастики, Улитки, Личинка стрекозы, Водомерка, Лягушка

Агафья : А вот не обижаете ли вы этих животных и насекомых?

Ответ Детей

 Нет! В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу.

Агафья : А у вас в городе есть водоемы? Дети отвечают

Агафья : А мусор в воду не бросаете?

Дети: Нет, там, на берегу, есть специальные контейнеры для мусора.

Агафья : Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле.

Агафья  во время разговора не заметно подводит детей к ЦВЕТНИКУ

Агафья : Для цветника подбираются растения цветущие с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время.

Дети рассматривают цветы, в это время Марфа Семеновна знакомит детей с названиями цветов.

Агафья : Я знаю, что у вас ещё есть в детском саду  ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА, у вас там много ЛЕЧЕБНЫХ ТРАВ.

Агафья : А какие же у вас растут растения на этой поляне?

 Дети наперебой называют лекарственные травы.

Агафья :  Ой, ребята, давайте поиграем с вами в игру «Я показываю, а вы называете», а то я ничего не разберу. Агафья показывает растение, дети называют его.

Агафья : А ваши родители выращивают лечебные травы дома?

Ответ детей

 Мамы и бабушки тоже используют полезные лекарственные растения (дети перечисляют те травы, которые растут у них дома в саду или огороде) – мята лимонная, крапива,….

Агафья : Ой, ребята, посмотрите, кажется, здесь заблудилась Машенька (подходит и поднимает куклу, сидящую в траве) Что с тобой, Машенька?

Машенька: Я гуляла, наколола себе пальчик на руке и натерла ножку, сил нет, как пить хочется и голова болит.

Агафья : Дети, а что Маша неправильно сделала, когда пошла гулять?

Ответ Детей

 Не надела головной убор, не взяла кипяченой воды,.

Агафья : Ребята, мы сможем помочь Маше, используя наши лечебные травы?(ответ детей)

Конечно, лист лопуха можно «надеть» вместо головного убора – он защищает от солнечных лучей. Лист подорожника, промыть, немного растереть пальцами и привязать к ранке на ноге и пальчике руки – он снимет боль и обеззаразит ранку, ну а водой мы сейчас ее напоим. Машенька благодарит детей.

Машенька: Ребята, а можно я с вами буду гулять?

Дети: Да, да, да!

Ну, порадовали вы меня!

Ребёнок: А мы тоже хотим загадать вам загадку. Что помогает людям узнать про то, какая же будет завтра погода.

Агафья : Восход и заход солнца, полет птиц, дым, стелящейся из трубы, рой насекомых и даже пение птиц, шелест листвы, облака, тучи.

Дети: И не только! У нас есть МЕТЕОСТАНЦИЯ (рассказывают о приборах- дождемер, флигель, флюгер, градусник, компас, солнечные часы и др. – как работают для чего нужны)

 

Все подходят к метеостанции рассматривают и изучают её.

Агафья : Ребята, а если мы пойдём дальше по нашей тропе ,то придём к СЕЛЬСКОМУ  ДВОРИКУ , где можно узнать много интересного о  домашних животных и птицах, об их особенностях внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку.

 

Агафья : Тут неподалёку расположился и ПТИЧИЙ ДВОРИК. Агафья  знакомить детей с некоторыми видами птиц, рассказывает о зимующих и перелетных птицах, их значением  в природе,  и об отношении людей к птицам.

Агафья : Ну что ж, дорогие ребята, я очень рада за вас, ваши познания и любовь вашу к природе, только как же эти знания пригодятся вам в жизни?

Дети задумываются и начинают перечислять:(предполагаемые ответы детей) мы знакомимся с природой родного края; узнаем много нового о жизни растений, птиц, животных, насекомых, о значении воды на нашей планете Земля. Рядом с нами «живет» лес. Люди сажают сады. Разбивают огороды. Человек, живет на земле, и должен беречь все, что растет и живет вокруг него.

Мы должны любить и бережно относится ко всему живому на нашей планете, правильно использовать дары природы.

Агафья : Спасибо вам, ребята, за эту удивительную экскурсию. А мне пора , до свидание!.

Дети прощаются с бабушкой Агафьей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект ОД «Путешествие по летней экологической тропе»

Цель: Воспитание природоохранительных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность.

Задачи:

Обучающие: Закрепить знания и приспособления живой природы к сезонным изменениям; продолжать учить выделять признаки лета.

Развивающие: Развивать умения узнавать и называть растения родного края, доказывать принадлежность растения и животного к определённому виду.

Воспитательные: Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.

Оборудование:  Схема плана «Экологическая тропа», картинки насекомых, земноводных, лечебных растений, цветов, кукла Машенька, фишки «ромашки»

Ход занятия

Дети играют, появляется бабушка Агафья.

Агафья : Здравствуйте, ребята! Я – бабушка Агафья , пришла к вам в гости.

Дети с интересом рассматривают Агафью.(переодетый воспитатель)

Агафья : Лесные птицы «напели» мне о том, что в вашем детском саду есть «Экологическая тропа» для детей и родителей. Я прошу вас помочь мне пройти по «Экологической тропе», рассказать мне о ней, возможно, и я смогу тоже рассказать и показать что-нибудь интересное. Дети соглашаются.

Агафья достаёт схему – карту из своей корзиночки.

Агафья подводит детей к старой  БЕРЕЗЕ (она первая отмечена на схеме), начинает расспрашивать об этом дереве.

Дети: Береза это лиственное дерево, у березы прямой ствол, белая кора и черные прожилки, веточки с листьями опущены. Мы пьем березовый сок, он очень полезен, листва дерева закрывает нас от прямых солнечных лучей.

Агафья : А кто из лесных жителей считает деревья своим домом?

Дети: Птицы, белки, разные насекомые.

Агафья : Почему вы так считаете?

Дети: для птиц – дерево дом, потому что на ветках деревьев они вьют гнезда, откладывают в них яйца и выводят птенцов, а в кроне — скрываются от опасности; белки выбирают глубокие старые дупла и устраивают там себе гнездо. А для насекомых деревья не только дом, но и столовая, место для того, чтобы скрыться под корой от своих преследователей.

Агафья : А можно разорять гнезда птиц?

Ответы  детей 

Нет, что Вы, птицы ловят и едят вредных насекомых, так они спасают наши сады, огороды от вредителей. Они радуют нас своим пением! А так как птицы беззащитны и малы, то они нуждаются в нашей защите, внимании и понимании. Взрослые нам объясняют правила поведения с дикими животными и птицами в лесу, поле. Да и на улице, около дома тоже нельзя брать в руки даже маленьких птенцов или незнакомых животных, играть с ними.

Агафья оглядывается и видит «ЗОНУ ОГОРОДА». А что это у вас?

Дети: Это — наш огород. На нем мы выращиваем овощи.

Агафья : А загадки вы умеете отгадывать?

Дети: Да

Агафья :

Помидору – брат,

А кумачу не рад:

Он в лиловой рос одежке,

Не краснеет даже в лежке.

(Баклажан)

На стебле зеленый крюк,

А на нем висит сундук.

В сундуке восемь ребят

Молча рядышком сидят.

(Горох)

Стоит Антошка

На одной ножке,

На нем сто одежек,

И все без застежек.

(Капуста)

В земле сидит дед,

Во сто шуб одет.

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает.

(Лук)

Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

Лежит между грядок –

Зелен да гладок.

(Огурец)

Вот так диковина:

На ветке – морковина.

Висит, краснеется,

На солнце греется.

(Перец)

Носил мальчик

Зеленый кафтанчик,

Стал пан –

Надел красный кафтан.

(Помидор)

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зеленым кустом.

(Редиска)

Меня единственного в мире

Не просто варят, а в мундире.

(Картофель)

Как слива, темна,

Как репа, кругла,

На грядке силу копила –

К хозяйке в борщ угодила.

(Свекла)

Жёлтая курица

На огороде дуется.

(Тыква)

Зонт хорош,

А в дождь не пойдешь.

(Укроп)

В длинной светлице

Сели в ряд девицы.

Все они хорошие,

Друг на друга похожие.

(Фасоль)

Не корень, а в земле,

Не хлеб, а на столе,

К пище – приправа,

На болезни – управа.

(Чеснок)

Ягоды полезные

Агафья : Вот молодцы!

Все идут по экологической тропе. Дети находят  МУРАВЕЙНИК, аккуратно встают вокруг него и наблюдают за муравьями.

Агафья : Муравьи обладают удивительным трудолюбием. У каждого из них есть обязанности, за невыполнение которых может быть назначено наказание и даже смертная казнь. В колонии муравьев принято распределять обязанности между рабочими особями, обучать их, для чего у них существуют специальные наставники. Когда насекомое подрастает, его отправляют в «бригаду» для выполнения каких-либо работ, например, уборки, охраны, добычи пищи и др.. Понаблюдайте за муравьями – одним из чудес природы. И вы увидите, какие они труженики. Как ведут себя муравьи осенью, весной, летом и зимой, их поведение? (Во время рассказа, воспитатель показывает картинки строения муравейника, жизни муравьев, работы муравьёв). (Дети наблюдают за муравьями).

Агафья : Я видела на плане вашей экологической табличке  ВОДОЕМ, не проводите меня к нему?

Агафья : А знаете ли вы, ребята, какие животные и насекомые могут водиться в пруду и около него, кто из них считает водоем своим домом?

Агафья  показывает иллюстрации, а дети называют, насекомых

Жук-плавунец, Стрекоза, Головастики, Улитки, Личинка стрекозы, Водомерка, Лягушка

Агафья : А вот не обижаете ли вы этих животных и насекомых?

Ответ Детей

 Нет! В нашем мире должны все жить мирно и дружно. Все существа, живущие на Земле, приносят пользу.

Агафья : А у вас в городе есть водоемы? Дети отвечают

Агафья : А мусор в воду не бросаете?

Дети: Нет, там, на берегу, есть специальные контейнеры для мусора.

Агафья : Вот это правильно, воду надо тоже беречь, в воде нуждается все живое, существующее на Земле.

Агафья  во время разговора не заметно подводит детей к ЦВЕТНИКУ

Агафья : Для цветника подбираются растения цветущие с ранней весны до поздней осени. Их непрерывное цветение приносит радость, позволяет любоваться и ухаживать за растениями длительное время.

Дети рассматривают цветы, в это время Марфа Семеновна знакомит детей с названиями цветов.

Агафья : Я знаю, что у вас ещё есть в детском саду  ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА, у вас там много ЛЕЧЕБНЫХ ТРАВ.

Агафья : А какие же у вас растут растения на этой поляне?

 Дети наперебой называют лекарственные травы.

Агафья :  Ой, ребята, давайте поиграем с вами в игру «Я показываю, а вы называете», а то я ничего не разберу. Агафья показывает растение, дети называют его.

Агафья : А ваши родители выращивают лечебные травы дома?

Ответ детей

 Мамы и бабушки тоже используют полезные лекарственные растения (дети перечисляют те травы, которые растут у них дома в саду или огороде) – мята лимонная, крапива,….

Агафья : Ой, ребята, посмотрите, кажется, здесь заблудилась Машенька (подходит и поднимает куклу, сидящую в траве) Что с тобой, Машенька?

Машенька: Я гуляла, наколола себе пальчик на руке и натерла ножку, сил нет, как пить хочется и голова болит.

Агафья : Дети, а что Маша неправильно сделала, когда пошла гулять?

Ответ Детей

 Не надела головной убор, не взяла кипяченой воды,.

Агафья : Ребята, мы сможем помочь Маше, используя наши лечебные травы?(ответ детей)

Конечно, лист лопуха можно «надеть» вместо головного убора – он защищает от солнечных лучей. Лист подорожника, промыть, немного растереть пальцами и привязать к ранке на ноге и пальчике руки – он снимет боль и обеззаразит ранку, ну а водой мы сейчас ее напоим. Машенька благодарит детей.

Машенька: Ребята, а можно я с вами буду гулять?

Дети: Да, да, да!

Ну, порадовали вы меня!

Ребёнок: А мы тоже хотим загадать вам загадку. Что помогает людям узнать про то, какая же будет завтра погода.

Агафья : Восход и заход солнца, полет птиц, дым, стелящейся из трубы, рой насекомых и даже пение птиц, шелест листвы, облака, тучи.

Дети: И не только! У нас есть МЕТЕОСТАНЦИЯ (рассказывают о приборах- дождемер, флигель, флюгер, градусник, компас, солнечные часы и др. – как работают для чего нужны)

Все подходят к метеостанции рассматривают и изучают её.

Агафья : Ребята, а если мы пойдём дальше по нашей тропе ,то придём к СЕЛЬСКОМУ  ДВОРИКУ , где можно узнать много интересного о  домашних животных и птицах, об их особенностях внешнего облика, поведения, способами передвижения, повадками, с тем, что и как они едят, какую пользу приносят человеку.

Агафья : Тут неподалёку расположился и ПТИЧИЙ ДВОРИК. Агафья  знакомить детей с некоторыми видами птиц, рассказывает о зимующих и перелетных птицах, их значением  в природе,  и об отношении людей к птицам.

Агафья : Ну что ж, дорогие ребята, я очень рада за вас, ваши познания и любовь вашу к природе, только как же эти знания пригодятся вам в жизни?

Дети задумываются и начинают перечислять:(предполагаемые ответы детей) мы знакомимся с природой родного края; узнаем много нового о жизни растений, птиц, животных, насекомых, о значении воды на нашей планете Земля. Рядом с нами «живет» лес. Люди сажают сады. Разбивают огороды. Человек, живет на земле, и должен беречь все, что растет и живет вокруг него.

Мы должны любить и бережно относится ко всему живому на нашей планете, правильно использовать дары природы.

Агафья : Спасибо вам, ребята, за эту удивительную экскурсию. А мне пора , до свидание!.

Дети прощаются с бабушкой Агафьей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целевая прогулка по летней экологической тропе

Открытие экологической тропы на территории детского сада, знакомство с маршрутом и остановками тропы...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по виртуальной экологической тропе»

Анна ИващенкоКонспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по виртуальной экологической тропе»Конспект «Прогулка по виртуальной экологической тропе»Старша...

Целевая прогулка «Путешествие по летней экологической тропе» (старшая группа)

Цель создания экологической тропы : Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования деревьев...