Мир лекарственных растений.Подготовительная группа
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Аксененко Светлана Викторовна

Конспект НОД на экологической тропе с детьми старшего дошкольного возраста " Мир лекарственных растений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lekarstvennye_travy.docx613.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на экологической тропе с детьми старшего возраста

«Мир лекарственных растений»

Цель: Формирование представлений детей о лекарственных растениях.

Програмные задачи:

ОО «Познание»

 - развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать природные объекты; 

- обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений; 

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

-  воспитывать уважительное отношение к природе, желание помогать другим.          

 ОО «Коммуникация» 

- развивать монологическую речь детей; 

- развивать умение участвовать в коллективных разговорах; 

- пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе; 

ОО «Чтение художественной литературы» 

- поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок; 

- способствовать пониманию содержания загадок; 

Методические приемы: 

рассказ воспитателя, беседа с детьми, художественное слово, рассматривание, обращение к опыту, анализ занятия.

Ход занятия:

Воспитатель сообщает, что сегодня мы прогуляемся по экологической тропинке, используя схему. Дети определяют маршрут. И приходят к видовой точке лекарственные травы. Там находят куклу Алёнушку.

Алёнушка: Ребята. Я пришла к вам за помощью. В это время года погода очень переменчивая, то тепло, то холодно. А мне срочно нужно ехать на конкурс кукол. Помогите мне, пожалуйста. Что могло случиться с Алёнушкой?

Дети высказывают своё мнение и как можно помочь Алёнушке.

Алёнушка: Лекарства, таблетки мне не помогают, я же кукла. Может вы знаете другой способ как мне помочь.

Воспитатель подводит детей  к тому, что можно лечиться травами.

Ребята, мы с вами возле участка лекарственных растений Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Для чего они нужны? (Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней).

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травам. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги. Может быть кто-то знает как называются эти книги? ( «Травники», «Цветники (ответы детей). 

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. Сейчас продаются  разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав. Часто люди сами собирают травы и готовят себя лекарства, только нужно знать как правильно это делать. Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

(ответы детей)

Теперь, ребята, давайте подробнее вспомним,  о тех лекарственных растениях, которые растут на территории нашего детского сада, и поможем нашей Алёнушке вылечиться. Но сначала отгадайте загадку:

Это растение растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:

 В поле сестрички стоят, 

Желтые глазки на солнце глядят, 

У каждой сестрички – 

Белые реснички (ромашка)

Ромашка аптечная - одно из самых популярных лекарственных растений. Чем же она полезна? Что лечит? (Цветы ромашки входят в состав успокоительных сборов, cвежими отварами из цветков ромашки пользуются для промывания ран. Ромашка поможет больному животику).

Ребята, а где же можно приобрести лекарственные травы?

Выбирается ребёнок и приносит упаковку с ромашкой.(рассматривают, нюхают, заваривают).

А кто угадает это растение?

Тонкий стебель у дорожки

На конце его – сережки.

Лечит ранки и ожоги

Этот лекарь у дороги (подорожник)

Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему оно так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран. (рассматриваем, нюхаем, завариваем). 

Следующее растение о которое здесь растёт  называется мята перечная. Полезные свойства мяты известны давно. Это растение широко используется в медицине для лечения различных заболеваний. Полезные свойства мяты объясняются в первую очередь высоким содержанием ментола  -  эфирного масла, придающего ей характерный узнаваемый запах. Полезные свойства мяты позволяют принимать ее как внутренне, так и наружно. Мята обладает противовоспалительными свойствами позволяющими использовать ее при лечении ангины, бронхита и насморка, полезна она и для пищеварительной системы.  (Рассматривают, нюхают, заваривают).

А это растение, вы точно узнаете, осенью, вы собирали его семена.

Семена, как коготки,

Желто-красные цветки.

От горла помогают,

Кто же их не знает (календула)

Календула лекарственная кроме того, что используется в лекарственных целях так же хорошо известна как декоративное растение, его выращивают на клумбах и цветниках. С лекарственной целью используются цветочные корзинки и цветки. Препараты календулы успокаивают нервы, снижают давление, улучшают работу сердца, ее используют для лечения ран, ожогов, настоем календулы полощут рот и горло при ангине, так же лечат желудок и печень. Из календулы лекарственной готовят настои, настойки и мази. 

Рассматриваем, нюхаем, и завариваем в стакане. Даём Аленушка выпить.

Аленушка: Ребята, я чувствую себя намного лучше, большое вам спасибо, вы так мне помогли.

Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы, это самая лучшая аптека. Воспитатель: Ребята, раз мы помогли Аленушке, давайте и другим поможем! Что мы можем сделать? Посеять семена).

Нам нужно разделиться на команды и каждая команда получит своё задание. (Раздаются карточки схемы с видом работ).

Посадка семян.

А ещё необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Для того чтобы получить от растений больше пользы нужно соблюдать определенные правила.  Может вы знаете какие?

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 

3.Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок. 

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. 

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем. Почему? (ответы детей). 

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (ответы детей). А какие лекарственные травы вы ещё знаете?

Ребята, наше путешествие по экологической тропе закончилось. Что вы сегодня узнали, услышали  нового и интересного? Постарайтесь это запомнить, а услышанные правила выполнять. Этой информацией вы можете поделиться со своими друзьями и родителями.

http://mainavi.ru/upload/iart/gazon-svoimi-rukami/6.jpg

http://zhenskoe-mnenie.ru/images2/posadka-sevka-luka-vesnoy-2.jpg

http://woman-ville.ru/wp-content/uploads/2015/09/vyrashhivanie-morkovi-kak-vyrastit-horoshij-urozhaj-iz-semyan-sekrety-2.jpg

http://img.7dach.ru/uploads/images/04/59/69/2016/05/13/2102dd.jpg

http://www.b2b.by/upload/images/services/1461142551Ouz4g.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Комнатные растения" /подготовительная группа/

З а д а ч и: способствовать формированию обобщенных представлений о дифференцированных потребностях комнатных растений во влаге: одним растениям – с мягкими, тонкими листьями – требуется мн...

Конспект НОД Образовательная область "Познание" "Труд" "Уход за комнатными растениями" подготовительная группа

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД в подготовительной группе на тему "Уход за комнатными растениями"...

Конспект занятия "Комнатные растения" подготовительная группа

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру. Развивать творческие способности детей....

Проект "Лекарственные растения". Подготовительная группа.

Закрепить представления детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать игровое творчество, смекалку. Развивать речь: обогащать словарь, побуждать...