Занятие Сказки народов мира
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Коваленко Евгения Анатольевна

Занятие по поликультурному развитию детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №6 «Мишутка»

Конспект занятия в старшей группе

по познавательному развитию на тему:

«Сказки народов мира»

(поликультурное воспитание детей)

Воспитатель:

Коваленко Е.А.

г. Почеп

2018 г.

Тема: «Сказки народов мира».

Цель: Воспитание толерантности, как принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, разнообразных форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Задачи: 

Обучающие:

  • Формировать у детей представление об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок с другими сказками.
  • Познакомить детей с особенностями национальных костюмов, с культурой разных народов.

Развивающие:

  • Развивать умения выразительно передавать характеры героев посредством движений, речи.
  • Развивать способность, с помощью театрализованные игр выражать свои чувства, эмоции, творческие способности.
  • Развивать навыки пантомимы.
  • Побуждать детей к импровизации.
  • Развивать память, внимание.
  • Развитие интереса к сказкам.

Воспитывающие:

  • Через сказку воспитывать в детях нравственные качества человека: скромность, доброту.
  • Воспитывать желание участвовать в театрализованных постановках.
  • Сплочение коллектива детей с сохранением, учетом индивидуальных особенностей участников.

Оборудование:

  • Картинки к сказкам: «Хвастливая сова» – индийская народная сказка,

«Хвастливые мыши» – китайская народная сказка,

«Заяц – Хваста» - русская народная сказка».

  • Поговорка «Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям» (запись голоса).
  • Ширма оформленная под стилистику Индии, Китая, России с картинками сказок.
  • Презентация слайдовая (1 - люди в национальных костюмах, 2 – природа страны, 3 – столица страны, 4 – картинка сказки).
  • Шапочки-маски соловья, сов, мышат, зайцев, воронов, собак.
  • Магнитофон, звукозаписи.
  • Ноутбук, экран.
  • Колокольчик.
  • Платок.
  • Картинки животных (для рефлексии).

Ход мероприятия: 

Ведущая: В тридевятом царстве, в тридесятом государстве Стоит только произнести эти волшебные слова, как сразу становится ясно, что в наш дом пришла Сказка.
Вы слышите, звенит колокольчик? Он приглашает нас в путешествие. Сказка уже ждет нас и зовет за собой. Сказочный мир - огромный и бесконечный, и живет он по своим волшебным законам, которые придумывают особенные люди – сказочники.

Появляется Сказительница (с цветастым платком на плечах)
Сказительница:
 - В сказках всего мира всегда заключена народная мудрость, в них умело высмеиваются отрицательные качества характеров героев, такие, как, глупость, жадность и хвастовство.
Сегодня мы побываем с вами сразу в трех странах, я расскажу вам ,три сказки – очень разные и в то же время очень похожие, а, чем вы поймете, когда услышите и увидите все сами. Для начала мы с вами отправимся в Индию. 
В Индии далекой, (звучит музыка)
Слон неприхотливо
Прохладною водою
Брызгался из Нила
Он проказник? (что с того!)
С детства непослушен,
Длинный хобот у него 
Стал отличным душем
(презентация: «Индия»)

Сказительница: А сейчас я Вам расскажу- Индийскую народную сказку «Хвастливая сова».
Однажды на крышу царского дворца опустилась сова В саду она увидала соловья. Сам царь кормил его отборным зерном. Когда царь ушел, сова поинтересовалась у соловья: за, что это тебе такие почести, сам царь кормит тебя? А за то, ответил соловей, что по ночам я пою ему песни и он спит и видит самые чудесные сны. Вот глупости, думала сова я пою нисколько не хуже, а даже лучше. А когда настала ночь сова принялась ухать, да так громко, что разбудила всю свиту и самого царя. Царь очень рассердился и приказал прогнать сову и больше никогда не пускать ее в царский сад.

Театрализованная  игра: Игра «Пантомима»

Дети одной команды с помощью пантомимы показывают предмет (сову, соловья). Дети другой команды угадывают. Воспитатель помощью пантомимы показывает царя. Дети обеих команд угадывают.


Сказительница:- 
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Вот уже она стучится
Скажем дружно “Заходи!” 
Дверь скорее открывай – отправляемся в Китай.
Сказительница: - Отсюда за морем -  Китай.

 От солнца Китай пожелтел и высох.
Родина чая - Родина риса.
Совсем неплохо - блюдо рисовой каши и чай - из разрисованных чашек.
(презентация «Китай»).

Сказительница: А теперь, я вам расскажу вторую сказку - Китайская народная сказка «Хвастливые мыши».
Жили были две подружки, мышка Острозубка и мышка Острохвостка. Очень они дружили, но как только встречались, то тут же начинали друг перед другом хвалиться. Самые острые зубки у меня, - говорила Острозубка,  а самые острый хвостик у меня, - говорила Острохвостка. Только я, такая ловкая, и могу так быстро грызть рисовые зернышки, - говорила Острозубка. Только я такая шустрая и, могу так ловко нанизывать рисовые зернышки на хвостик. А я такая смелая, что если встречу кота, - то укушу его прямо за нос, а я такая смелая, что если, только встречу кота- уколю его своим острым хвостом прямо в глаз. Долго бы они еще спорили и хвастались друг перед другом, но они так шумели, что и в самом деле разбудили кота. Одним прыжком кот настиг болтушек- хвастунишек. Они рванулись в разные стороны и только чудом успели укрыться в куче рисовой шелухи. Долго еще дрожали их хвостики и стучали зубки от страха. Интересно теперь они тоже такие же хвастунишки?.

Театрализованная игра: Игра-пантомима «Мышата».

А вот посмотрите, что это под толстыми корнями деревьев. Ой, это норка! А в ней живут мышата. Но вот пригрело солнышко, растопило снег. Капельки воды просочились в норку. Вода попала на нос, уши, лапы мышат. Мышата потянулись, фыркнули, открыли глаза и стали выбираться из норки. Вот они и выбрались на поляну. Лучи солнца слепят глаза. Мышата прикрывают лапами глазки и пищат от недовольства. Но вскоре глаза привыкли. Мышата огляделись, понюхали носом свежий воздух и тихо разбрелись по полянке. Сколько здесь интересного! Дальше возможна импровизация.

Сказительница
Во поле березки, на лугу цветы
Балалайки, ложки и колосья ржи
Среди полей, простора синего
Страна раскинулась – Россия!
 (презентация : «Россия»)

Сказительница: Вот и настала пора для третьей сказки - Русская народная сказка «Заяц – Хваста».
Жил, был заяц в лесу, и надо сказать, что любил тот заяц хвастать! Всем говорил кого ни встретит – я самый храбрый в лесу! У меня не усы, а УСИЩИ, не лапы, а ЛАПИЩИ, не зубы, а ЗУБИЩИ! Смеялась над ним ворона и ругала его - НЕ хвастай, не хвастай! Однажды напали на ворону собаки, и давай ее мять! Заяц думает, как же вороне помочь? Сидит и дрожит, вдруг ветка под ним хрустнула. Заяц испугался, как выскочит, да как, побежит Собаки ворону бросили, а зайца не догнали. Вот встречаются заяц и ворона в лесу, а ворона и говорит зайцу: вот ты молодец не Хваста, а храбрец.

Театрализованная игра: Игра «Расскажи стихи руками»

Цель: побуждать детей к импровизации.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения по тексту:

Собака играет на баяне,

Ворона — та на барабане,

Ну, а Заяц на трубе

Поиграть спешит тебе.

Если станешь помогать,

Будем вместе мы играть.

Дети имитируют игру на различных музыкальных инструментах (3 группы). Использование записи русской плясовой.


Сказительница:
 - А какими словами заканчиваются сказки?
(Стали жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал – молодец. А сказки которые мы послушали и посмотрели сегодня можно закончить такими словами:
Собой не хвастай: дай наперед похвалить себя людям. (запись голоса) – сказительница уходит.

Ведущая:  А еще, вы прочтете другие сказки, которые нарисованы  в этом сказочном альбоме, который я Вам дарю. Пора и нам прощаться с вами. В добрый путь! До новых встреч, в Стране Сказок и Чудес. 
Ведущая. Какая сказка Вам понравилась больше всего? Если вам понравилась Индийская сказка, то выбрать нужно – соловья. Если Вам понравилась Китайская сказка, то выбрать нужно – мышку. Если Вам понравилась Русская  сказка, то выбрать нужно – зайца.

Спросит каждого ребёнка почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сказки народов мира"

Проект разработан для детей старшей группы для привития интереса к фольклору других стран, воспитания уважительного и бережного отношения к фольклору малых народов севера Росси и стран мира.  В п...

Методические разработки по познавательно-речевой деятельности в подготовительной группе (по сказкам народов мира)

Авторские  конспекты для детей подготовительной группы: ФЭМП+обучение грамоте...

Проект «Мудрые и добрые сказки народов мира» Сказка "Курочка ряба"

Паспорт проекта посказке «Курочка ряба» для детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)...

Презентация "Русские народные сказки, сказки народов мира о хлебобулочных изделиях" для детей 5-7 лет"

Презентация "Русские народные сказки, сказки народов мира о хлебобулочных изделиях" для дошкольников...

Конспект открытого занятия «Сказки народов мира»

Инсценировка Белорусской сказки "Пых" во второй младшей группе "Пряничный домик"...

Конспект занятия "Сказки народов мира"

Конспект предлагается в помощь воспитателям в формировании у детей представлений об одном из жанров фольклора – сказке; о связи русских народных сказок со сказками других народов....

Электронные книги для слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" и "Сказки народов Мира" интересно не только слушать, но и рассматривать, ощупывать, а также выполнять разные задания, головоломки.

В наше дошкольное учреждение в 2023 году поступили новые  электронные книги для  слабовидящих детей из серии "Сказки народов России" . Ранее я познакомила воспитанников с электронн...