Конспект занятия для страшей группы.«Помощники в путешествии: карта и глобус».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Якатова Юлия Тахировна

Конспект занятия по  позновательному развитию  детей по программе Вахрушевой "Здравствуй мир". тема:"Помощники в путешествии:карта и глобус"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл globus_karta.docx40.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                                                                                                                                                    «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №3»

                                                       

Конспект занятия

Образовательная область «Познавательное развитие»                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Тема:  «Помощники в путешествии: глобус и карта»

Возрастная группа: 5-6 лет № 2

Подготовила:

Якатова Юлия Тахировна,

воспитатель МБДОУ № 3

Оренбург 2018

  1. Организационная информация

Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1.

Доминирующая образовательная область

познавательное развитие

2.

Вид деятельности детей

игровая,

коммуникативная,

познавательно-исследовательская,

конструктивная

  1. Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

Помощники в путешествии: глобус и карта

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесный: чтение сказки о Матери-Природе и двух её сыновьях, беседа о Земле, как об общем доме.

Наглядный: рассматривание глобуса и карты, соотношения воды и суши, схемы группы

Конструктивный: создание маршрута для Айболита, соотношение частей карты с цветом, составление карты Земного шара, и пазла карты России.

Исследовательский: поиск объектов, обозначенных на карте-схеме группы, поиск сходства и различия карты и глобуса

3.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие,

4.

Возрастная группа:

Дети 5-6лет

5.

Цель:

Формировать элементарные представления детей о глобусе и карте  Земного шара.

6.

Задачи:

6.1

  • Определить сходство и различие между глобусом и картой.
  • Познакомить со словом – атлас и дать о нём представление, как о сборнике различных карт (план группы, карта города Оренбурга, Оренбургской области, карта России, Земного шара).
  • Закрепить цветовое обозначение географической карты (горы, моря, леса, пустыни, ледники).
  • Создать условия для исследовательской активности детей.

6.2

  • Развивать любознательность, ориентировку по карте, интерес и любовь к путешествию по миру.
  • Расширять и активизировать словарный запас детей (сигнал Sos!, глобус, карта, условные знаки, полушарие, материки, суша, океан, Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, др.)

6.3

  • Воспитывать бережное отношение к Земле - своему дому.
  • Воспитывать коммуникативные навыки в коллективной деятельности сверстников (умение слушать, находить общее решение, взаимопомощь, др.).

7.

Планируемые результаты:                

7.1

  • Определяет сходство и различие между географической картой и глобусом.
  • Сформировано понятие об атласе географических карт.
  • Знает цветовое обозначение географической карты.
  • Сформированы  коммуникативные навыки, наблюдательность, интерес и любовь к природе, эмоциональное восприятие окружающего мира.
  • Расширен словарный запас ребёнка (глобус, карта, условные знаки, полушарие, материки, суша, океан, Америка, Евразия, Африка, Австралия, Антарктида)
  • Активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении  познавательных задач
  • Сформировано бережное отношение к Земле - своему дому.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Глобус, карта России, карта Оренбургской области. Бумажный круг разделен линиями на части, магнитная доска; карточки с географическими обозначениями для индивид. Работы; презентация для сопровождения занятия: иллюстрации к сказке., план-схема группы; видеообращение Айболита; видеоролик о вращающейся земле в космосе; тарелочка с пластилиновым человечком; шарик.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание глобуса, разгадывание загадок о планетах (их цвете), заучивание считалки

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I.

Вводная часть

 Дети играют. Воспитатель обращает внимание детей на видео звонок. Sos! Sos! Я доктор Айболит, мне сообщили кенгуру, что они заразились вирусом гриппа  и им надо срочно сделать прививку. Я сейчас нахожусь в Америке и не могу добраться до них так как я потерял свой атлас с указанием пути к кенгуру. Кто меня слышит прошу помочь .Сигнал SOS Обращает внимание детей .Ребята  что же это за сигнал?

Ребята, сигнал Sos! – это всемирный сигнал путешественников, которые попали в беду. Кто же прислал нам этот сигнал. Что же случилось с Айболитом?

.

Пояснение сигнала Sos!

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

 Что же делать? Айболит в Америке…А кенгуру..? А где живут кенгуру, ребята?(Ответы детей в Австралии)

Без атласа говорит Айболит не добраться до Австралии. 

1.2

Мотивация деятельности детей

Ребята А мы сможем помочь Айболиту ? Чем мы можем помочь?

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Помочь Айболиту отыскать атлас.

II.

Основная часть:

 А что же такое атлас? Мы с вами знаем? Прежде чем помочь Айболиту мы должны разобраться Что такое Атлас?

Ребята посмотрите на экран. Что вы здесь видите?(Предположения детей. На экране План -схема группы. Находим непонятные знаки. А как вы поняли что это наша группа.(обследуем группу)  Мы можем определить ,где эти знаки. (Решаем определить где они находятся)

 1знак-подходим и находим домик и кусок карты. Кусок карты приклеиваем

на лист А3

Это не простой домик .Скажите мне А давайте проследим цепочку.

Вы живете в доме ? А в доме квартира.

Вам удобно жить там? Ответы детей

Ваша квартира находиться в подъезде ,подъезд, в доме ,а дом на улице, а улица в городе ,а город в стране ,а страна на земле .Получается что земля наш общий дом.

А удобен ли этот дом для человека(Удобен там есть все что необходимо для человека.)

2 знак-находим свиток со сказкой и кусок карты. Карту присоединяем к первому и предлагаю прочитать сказку. На экране презентация с показом Мать природы и двух ее сыновей.

Вот послушайте сказку. Это было давным-давно. Было у матери природы два сына. Выросли они и настала пора им позаботится о себе и о матери. Как только подошел срок, получил каждый из них по царству. И главным богатством там были полноводные реки и озера, и дремучие  леса.

        Решил старший сын переделать свое наследство так, как ему нравилось. Не хотел он понять, что в природе нет нич его случайного. Что, погубив одно, он тем самым погубит все другое. Старшему сыну казалось, что в лесу слишком много диких зверей, которых он боялся. Слишком много мух и комаров которые досаждали ему…И завизжали пилы… Но когда старший сын закончил работу и оглянулся во круг, то не увидел во круг ни чего кроме разрушения. Погибли звери и птицы, засохли реки и озера.

        А младший сын, увидев такое богатство, понял, что не царь он в этом мире а работник. И как хороший хозяин должен сохранять и умножать то, что ему досталось в наследство. И каждый новый день младший сын начинал с того, что убирал свое царство. Сажал новые деревья взамен тех, которые были больны. Лечил, помогал зверям и птицам, которые обращались к нему за помощью. Потому, что знал, он в ответе за тех, кого приучил.  А земля платила ему за заботу своей щедростью. Чему учит эта сказка ?

3знак –находим тарелку с человечком из пластилина и кусок карты присоединяем его к предыдущим кускам

 - Какой же он, наш общий дом? Об этом думали люди всегда. Очень, очень давно считали, что наша земля похожа на тарелку. Ставим на край тарелку человечка из пластилина До сих пор сохранилось выражение «на краю земли» - значит, очень далеко. Но сколько не шел  до края земли, не дошел ни один. Люди отправляясь в длительное путешествие, обращали внимание, что если идти, ехать плыть все время в одном направлении, то вернешься на то же место.

4 знак- находим шар и последний кусок карты ,который присоединяем и получаем карту. мы собрали из кусков мы собрали  карту. Ну все мы теперь можем помочь Айболиту? Для чего она нам нужна эта карта?

Мы не видим других материков здесь. Совершенно верно А карта?а карта показывает отдельные части земли например, если карта группы,  города то можем увидеть все улицы города а если области? А если России, то другие города Границы нашей России.а что вы еще сможете увидеть по этой карте.

  Есть такое выражение читать карту? Что это означает?Ответы детей Это значит понимать ее условные обозначения или знаки .С помощью условных обозначений можно узнать где что находиться на земле. Разбираем.по цветовым оттенкам. 

 Теперь вы станете картографами  обозначьте нужным цветом картинку изображающую  местность. Вот  Теперь я убеждена что вы сможете прочитать карту и проложить путь Айболиту

А для чего же здесь шар интересно? Приходим к выводу. что Глобус модель земли. А земля имеет форму шара. Посмотрите на шар вы видите его край нет, а если его повернуть все ровно нет.

- Глобусы бывают большие и маленькие, а давайте прямо его и отправим Айболиту! Удобно ли  брать их с собой в путь? Неудобно. Почему? Для этого есть карты

А представьте ,что мы путешествием на машине, что мы видим в окно? А на поезде? А с окон какого транспорта мы можем увидеть все материки? Ракета .  А откуда мы можем увидеть все материки?  )Из космос)А как называются люди которые летают на ракете(Космонавты),. Что же они видят…..А давайте посмотрим.

Ребята, а вы заметили чего больше на земле….А я раскрою секрет

Если Землю представить в виде круга ,то воды будет в 2 раза больше остальное суша-

На магнитной доске круг, разделенный линиями на 3 части. Показываем  2 части. Вот сколько места занимает на Земле вода и остальное суша.Все материки вырезаны и в маленькой части

- Больше половины суши приходиться на пустыни, льды, горы, то есть на  те места, где человек жить не может.

Посмотрите, какая небольшая часть пригодна для жизни человека..

Посмотрите эти круги здесь не спроста.Как вы думаете что это. Приходим к выводу ,это полушария земли две стороны глобуса. Рассматриваем его и находим материкам свое  место  Давайте смоделируем карту земного шара.А здесь мы можем выложить маршрут Айболита можем и выкладываем его используя готовые материки. Ребята, а кто помнит что же мы искали сегодня. Атлас А мы до сих пор не выяснили Что такое атлас, смотрите у нас есть карта города, карта области, карта России да еще и карта полушарий получился целый атлас. Атлас ребята это когда все карты собраны в одном источнике

Ну все машрут готов можно и Айболиту отправить отправляем бандеролью.

III.

Заключительная часть

 Мы так много нового узнали сегодня. И самое главное, что вы сможете сказать ,что общего и чем отличатся глобус? Как вы думаете, для чего люди рисуют карты?.

Людям каких профессий необходимы карты на работе

Что нового вы узнали?  А родителям ,что расскажете?

 

IV.

Дальнейшая разработка темы

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия в старшей группе "Помощники"

Цель: уточнить и обобщить представления детей о труде, профессиях.Задачи: • Закреплять знания детей о различных профессиях. • Расширять и активизировать словарь по данной теме. • Р...

Конспект занятия в младшей группе «Помощники повара»

Интеграция образовательных областей:Социально коммуникативное развитие;Познавательное  развитие;Речевое развитие.Цель: закрепить и обобщить ранее полученные знания о профессии повара, ее специфик...

Презентация дя детей старшей группы на тему: " Помощники в путешествии карта и глобус"

В этой презентации дети познакомятся с картой и моделью нашей земли - глобус. О том, как люди раньше представляли нашу планету Земля, для чего ее нужно беречь....

Технологическая карта занятия в средней группе "Помощники весны"

Цель занятия: анализ положительных и отрицательных сторон в признаках весны, построение вывода о необходимости помощи природе....

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе к школе Тема: «Глобус»

создание социальной ситуации развития творческих способностей у детей подготовительного дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности....

Конспект занятия в подготовительной группе " Помощники незнайки"

Программное содержание :  - Обучающие задачи :- упражнять в счёте в пределах 10 , в прямом и обратном счёте;- продолжать учить детей  самостоятельно состовлять и решать , задачи н...

Конспект занятия в подготовительной группе "Помощники Незнайки"

Конспект поможет провести занятие по формированию элементарных математических представлений...